ЭКСПАНСИЯ

"ТРЕУГОЛЬНИК ШЕВАРНАДЗЕ"

РОССИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ТЕРЯТЬ АКВАТОРИЮ НЕ ТОЛЬКО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ, НО И В СОБСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ. ЭТО БЕССИЛИЕ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВА И "ГОСУДАРЕВЫХ" СЛУЖБ?

РОССИЙСКОЕ ВТОРЖЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ США

Прошлым летом не менее 5 раз Служба береговой охраны США задерживала российские траловые суда, производящие незаконный промысел в пределах исключительной экономической зоны США в районе Берингова моря.
В начале августа попытка задержать российское судно, производящее вылов в районе американской экономической зоны, чуть было не вызвала международный конфликт. Служба береговой охраны США обнаружила российское рыболовецкое судно "Гиссар" ("Gissar") в 170 милях к западу от острова Святого Павла в Беринговом море, или на 750 ярдов (685 м) в пределах исключительной экономической зоны США.
378-футовое (126 м) пограничное патрульное судно "Гамильтон" ("Hamilton") задержало и взяло на абордаж 331-футовый (110 м) "Гиссар", планируя буксировать его на Аляску, т. к. капитан заявил о неисправности двигателя и проблемах в управлении. В трюмах судна было обнаружено около 32-37 тонн минтая.
После этого 19 других российских судов умышленно препятствовали "Гамильтону" буксировать "Гиссар" в американский порт. По сообщению газеты "Anchorage Daily News" начальник экспедиции заявил капитану "Гамильтона", что, если судно будет отбуксировано, начнется третья мировая война.
В связи с опасностью для 14 членов экипажа и патрульного судна приказ к буксировке был отменен. Отдав судно под надзор российского пограничного судна "Антиус", американское патрульное судно отошло от "Гиссара", отпустив команду из 74 человек вместе с доказательствами нарушений, произведенных этим экипажем.

(по материалам американской печати)

 

"Линия предательства"

 

С развалом СССР в мире нарушились, пусть и зыбкие, но все же существовавшие стабильность и предсказуемость. Ощущение такое, как будто в бочке с устоявшейся субстанцией основательно пошуровали гигантским половником. Большие сытые страны захотели стать еще сытее, малые государства были тоже не прочь за чей-либо счет погреть руки. Всплеск национального самосознания вылился в уродливые формы политического и религиозного экстремизма. Череда локальных военных конфликтов встряхнула планету. Вот она - картина реального передела мира, в основе которого лежит банальное желание перераспределить природные ресурсы.
Но если перекраивание суши для человечества давно уже стало обыденностью, то следующее тысячелетие сулит нам что-то новенькое: передел морей и океанов. И этот процесс уже пошел.
"Линия предательства" -- так называют дальневосточные рыбаки разграничение экономической зоны и континентального шельфа между Россией и США на акваториях Северного Ледовитого и Тихого океанов, Чукотского и Берингова морей, которое возникло в 1990 году в результате соглашения, подписанного министром иностранных дел Шеварднадзе и госсекретарем США Бейкером.
Уступка
Нынешнего конфликта с разграничительной линией в Беринговом море попросту не было бы, если бы Александр II не продал Аляску Америке, скрепив сей акт Конвенцией от 18(30) марта 1867 года. Но по этой Конвенции Россия уступала США только полуостров и часть прилегающих к нему островов. О каком-либо делении морских пространств в ней просто не было и речи.
Необходимость в "размежевании" всплыла в 1976 году, когда прибрежные государства стали вводить 200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. А в Беринговом и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль (т. е. на этом участке расстояние между российским и американским берегом было менее 400 миль. - Ред.). Как тут провести линию разграничения?
Бывший Минрыбхоз СССР предложил, с учетом интересов рыбаков, договориться с американцами и установить в Беринговом море срединную линию для разграничения накладывающихся участков. А в Чукотском море и Северном Ледовитом океане взять за основу линию Конвенции от 1867 года. Все эти предложения не противоречили нормам международного права.
Американцы же настаивали на применении по всей акватории линии Конвенции 1867 года и не соглашались проводить разграничение по срединной линии.
РОССИЯЧукотское
море
 США
Берингово море
Так на волне "старого", а потом и "нового" мышления родилось пресловутое Соглашение между Союзом Советских Социалистических республик и Соединенными Штатами Америки "О линии разграничения морских пространств", которое больно ударило по всем дальневосточным рыбакам.
Сегодняшняя Россия это соглашение получила в приданое.
Потери без приобретения
Наверное, не стоит вдаваться в технические тонкости "размежевания". Об этом уже много писалось, и для обычного человека термины "локсодромия" и "ортодромия", применяемые картографами, звучат, конечно, очень экзотично, но суть их абсолютно непонятна. Достаточно сказать, что мы потеряли после подписания этого документа.
Как пишет в своей книге "Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке" ведущий научный сотрудник Института истории ДВО РАН Борис Ткаченко: "СССР уступил США три района на территории советской 200-мильной экономической зоны, из которых два крупных (в Беринговом и Чукотском морях) и один небольшой - в Тихом океане (южнее Командорских островов). Взамен СССР получил лишь один небольшой аналогичный участок на территории американской 200-мильной экономической зоны в Беринговом море".
Заместитель председателя Госкомрыболовства России Вячеслав Зиланов считает, что "американская сторона получила также значительные преимущества по площади континентального шельфа в открытой центральной части Берингова моря. Ее участок составляет здесь более 46 тыс. кв. км, а участок, отошедший к России, всего около 5 тыс. кв. км". А по оценке профессора Московской юридической академии Геннадия Мелнова, СССР "подарил" США более 45 тысяч кв. км континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Причем в отдельных районах ширина экономической зоны СССР (а теперь России) стала меньше 200 морских миль. Надо заметить, что подобное положение вещей противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и законам как бывшего СССР, так и сегодняшней России. Мало того, это противоречит даже законам самих США.
Тем не менее Штаты уже в 1991 году ратифицировали соглашение "О линии разграничения морских пространств". Причем сенат США одобрил его голосованием: 86 - "за", 6 - "против". Причину такого практически единодушного голосования очень хорошо объяснила влиятельная газета "Вашингтон пост"(17.09.91.): "В защиту договора государственный департамент сказал, что 70 процентов территории Берингова моря будет находиться под юрисдикцией США и даст стране на 13200 кв. морских миль больше пространства, чем если бы линия была проведена на равном расстоянии между побережьями". Позиция США по этому вопросу абсолютно прозрачна, и все ее действия вытекают из желания прирастить потенциально богатый природными ресурсами район Мирового океана. Тогда в чем смысл нашей позиции "уступок"?
Как сказал в интервью газете "Труд" заведующий отделом правового департамента МИД России Сергей Кареев: "Мы приобрели самое главное, поставили на законную договорную основу разграничение с США по всему Дальневосточному региону. Соглашение призвано снять массу прежних недоразумений и инцидентов. Соглашение признано удовлетворяющим интересы обеих сторон. И это очень важно".
Читаешь эти откровения московского дипломата и недоумеваешь: какие стороны удовлетворило соглашение "Шеварднадзе - Бейкер"? Но уж явно не российскую! И тем более не дальневосточных рыбаков.
И полетели телеграммы
А рыбаки, по данным заместителя Госкомрыболовства России Вячеслава Зиланова, за период с 1981 по 1996 год потеряли промысловый участок площадью более 20 тысяч кв. км, где ежегодно добывалось порядка 150 тысяч тонн рыбы. "Уплыл" от рыбаков и промысловый участок родной 200-мильной зоны площадью более 7 тысяч кв. км, "ушла" к американцам и часть глубоководных участков промысла на континентальном шельфе в открытой части Берингова моря, потенциально богатая крабами и моллюсками.
Американская сторона действовала нахраписто и самоуверенно. Даже не дождавшись ратификации договора, она начала диктовать свои порядки. Тут же был задержан в Беринговом море, пока еще на своей территории, МРТК "Стимул", принадлежащий ВБТРФ, и оштрафован якобы за нарушение правил рыболовства. Российских рыбаков начали планомерно вытеснять из их традиционных районов промысла.
И тогда Берингово море "взорвалось" - в Москву, во все мыслимые и немыслимые инстанции полетели возмущенные радиограммы с промысловых судов:
"Ратификация договора автоматически лишит российских рыбаков районов лова, тысячи людей потеряют свои рабочие места".
"Дальневосточные рыбаки никогда не смирятся с вероломством бывшего министра иностранных дел СССР Шеварднадзе, передавшего американской стороне наиболее продуктивные участки Берингова моря".
Приморский крайком профсоюзов работников рыбного хозяйства полностью поддержал позицию своих трудовых коллективов. Вот только одно из многих писем, отправленных в Москву. Это - на адрес председателя комитета РФ по рыболовству:
"... считаем, что соглашение между СССР и США "О линии разграничения морских пространств" принесет нашей стране огромные экономические потери... Американская сторона выражает согласие на ведение промысла судами России на передаваемых участках, но только после того, как соглашение вступит в силу, т. е. после ратификации его Верховным советом России. ...Просим вас приложить все усилия, чтобы не допустить ратификации указанного соглашения".
Ратификация не состоялась
Надо заметить, что соглашение от 1990 года и по сей день не ратифицировано российской стороной. Ни депутаты СССР, а затем и народные избранники России не смогли по этому вопросу составить единое мнение со своими правительствами. Но даже будучи нератифицированным, соглашение "Шеварднадзе - Бейкер" продолжает фактически действовать, что полностью отвечает интересам американской стороны. США явочным порядком вступили во владение спорными акваториями и уже приступили к освоению их ресурсов. Кстати, ученые дают прогноз, что Берингово море богато не только рыбой и крабами. Это - перспективный нефтеносный район. Здесь могут быть обнаружены и месторождения железомарганцевых руд. И этой природной кладовой Россия уже в недалеком будущем может лишиться.
Такой пессимистический прогноз базируется на позиции Кремля, который из понятных только ему соображений лоббирует американские интересы в дальневосточных регионах. А как еще иначе можно объяснить попытку протащить через Госдуму России проект федерального закона "О продлении до 30 июня 1996 года срока временного применения Российской Федерацией соглашения между Союзом Советских Социалистических республик и Соединенными Штатами Америки "О линии разграничения морских пространств"? Но надо отдать должное депутатам, они этот проект закона отклонили, ясно обозначив свое отношение к распродаже территорий России. За отказ о продлении срока действия соглашения проголосовали все депутаты от Приморья, кроме жизненно активной Светланы Орловой и Михаила Глубоковского. Причем они не голосовали и "против", они, в силу одним им известных причин, просто не голосовали по этому важному для всего Дальневосточного региона вопросу.
Что дальше?
В этом году депутаты предполагают вновь рассмотреть вопрос о ратификации соглашения "Шеварднадзе - Бейкер". И как пишет профессор Московской юридической академии Геннадий Мелнов в своей статье, опубликованной в газете "Сегодня": "России предстоит решить, ратифицировать ли соглашение или отказаться от него. Что делать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос дает статья 25 Венской конференции 1969 года. Россия должна уведомить США по дипломатическим каналам о том, что она не имеет намерения становиться участником соглашения 1990 г. и прекращает его временное применение. Прекращение такого временного применения может быть осуществлено с даты вручения правительству США соответствующего письма. В этом случае полностью прекратится "временное применение" соглашения-1990, которое теряет юридическую силу, а Россия и США получают возможность начать дипломатические переговоры о новом разграничении ИЭЗ и континентального шельфа в Беринговом море с обязательным учетом своих собственных национальных интересов. Одновременно восстанавливается и внешняя граница российской ИЭЗ в этом районе, проходящая на расстоянии 200 морских миль".
А заместитель председателя Госкомрыболовства России считает, что "самый простой выход - это достичь договоренности с США о разрешении вести промысел российским судам в том районе, который отошел к США в феврале 1977 года. Либо договориться о передаче этого района для промысла судам совместных российско-американских компаний по рыболовству".
Аляска прирастет Россией?
Естественно, что в преддверии слушаний в Госдуме РФ вопроса о ратификации соглашения российские и американские дипломаты ведут всевозможные переговоры и консультации. Этот процесс особо не афишируется, но в прессе все же проскочило сообщение, что идет он очень непросто. И тут "всполошился" штат Аляска. В своей резолюции HJR 27, принятой в июне 1999 года, парламент штата вообще взял под сомнение законность границ между США и Россией, так как 1 июня 1990 года госсекретарь США Джеймс Бейкер подписал соглашение "О морских границах" (так называется в американском варианте соглашение "О линии разграничения морских пространств". - Ред.) без участия представителей Аляски в переговорах и без согласия штата с условиями соглашения.
Парламент Аляски считает, что "поскольку департамент США в настоящее время ведет переговоры с российским правительством по пересмотру морских границ с целью изъятия у американской стороны дополнительных 40000 кв. миль океана и морского дна, которые могут давать 300 млн. фунтов улова без какого бы то ни было qui pro quo для США..., предлагаемый договор должен быть аннулирован, и новые переговоры должны быть проведены с участием штата Аляска, а условия нового соглашения, относящиеся к территории, суверенитету или собственности штата Аляска должны приниматься только с согласия этого штата". Не согласна Аляска и с "передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана" (эти острова никогда и не были под юрисдикцией США. - Ред.).
Другими словами, штат Аляска предлагает забрать все что можно, и, по возможности, ничего не отдавать России. Очень яркая и показательная позиция, которая, кстати, уже стала проводиться в жизнь. Вот что пишет из Беринговоморской промысловой экспедиции председатель совета капитанов Анатолий Стоцкий: "Промысловая обстановка в Беринговом море в районе 61012, как никогда, плохая. Единственно, где кратковременно, на несколько часов в сутки, появляется рыба, - это буферная, прилегающая к разграничительной линии экономзон России - США полуторамильная акватория. На сегодняшний день эта российская акватория стала ареной жесткого противоборства между российскими рыбаками и кораблями береговой охраны США. Офицеры последних считают эту российскую зону зоной американских интересов и пытаются распространить на нее законы США. Американцы подтасовывают факты, учиняют скандалы и пытаются захватить наши рыболовные суда в нашей же экономической зоне, голословно обвиняя их экипажи в нарушении разграничительной линии Россия - США. Таким образом, обостряя обстановку, провоцируя инциденты, они надеются вынудить российское правительство принять американские условия для работы наших судов в российской 200-мильной зоне. Цель американцев - ввести 5-10-мильную буферную зону, что вообще лишит дальневосточный флот работы в этом районе".
Стоцкий сообщает, что рыбаки требуют от российского правительства "выразить протест американскому правительству за вмешательство во внутренние дела России и распространение своих интересов на нашу экономзону" и просят "определить и узаконить четкую линию границы Россия - США, признав "линию Шеварднадзе" предательски ошибочной".

Газета "Владивосток"

 

ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ

 

РОССИЯ И ЯПОНИЯ РАСКУРИлиВАЮТ ТРУБКУ МИРА
Мирный договор между нашими странами может быть подписан до начала 2000 года. Каким цветом станут обозначать на картах южные Курилы?
То, что политическая карта мира попала в серьезную "переделку", со всей очевидностью стало ясно в конце сентября. Прошедший в Хабаровске 18-й российско-японский симпозиум "Российско-японские отношения накануне XXI века" многое прояснил относительно той части переговоров в российско-японских "верхах", которая долгое время оставалась в тени.
Высокий форум, представленный учеными, дипломатами, парламентскими делегациями и представителями центральных и местных органов власти обеих стран, впервые собрался не в Москве и не в Токио, вопреки давней неписаной традиции. Однако, знаменателен он оказался не только этим вполне естественным смещением центра тяжести отношений двух стран на российский Дальний Восток. Но и тем, что японская делегация официально подтвердила существование обещания президента России Бориса Ельцина "решить проблему с подписанием российско-японского мирного договора до начала 2000 года".
КНИКСЕН ПЕРЕД БУРЕЙ
Что кроется за этой формулировкой - объяснять не надо. "Проблема", мешающая вот уже много лет подписанию мирного договора между Россией и Японией, одна: территориальная. Ни для кого не секрет, что Япония связывает возможность подписания документа только при условии передачи ей четырех островов Курильской гряды. Жесткие временные рамки, которые обозначил российский президент своим обещанием, вынесли на злобу дня вопрос: чьими будут южные Курилы?
...Симптоматично, насколько оказалось не готово наше общество к такой категорической его постановке. Причем речь даже не о широкой общественности. "Мы, ученые, до самого последнего времени не верили в реальность этих слов президента", - признался журналистам на итоговой пресс-конференции глава российской делегации, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Владлен Мартынов. Похоже, впрочем, что обещание президента поставило в неловкое положение и Министерство иностранных дел России. Очевидно, пытаясь сгладить острый угол, оно предложило МИДу Японии рассмотреть возможность "вынести территориальную проблему за рамки подписания мирного договора". Договор, как обещано президентом, - до 2000 года, а острова - после.
Япония не согласна.
Ее можно понять. Отношение к "курильской проблеме" в Российской Империи, СССР и РФ менялось чуть ли не с каждым новым главой государства. Выпускать из рук обещание российского президента накануне новых президентских выборов в России - по меньшей мере, неразумно.
Недоумение вызывает как раз другое: позиция главы российского государства. Нынешний "жест доброй воли" завязывает на шее России новый политико-экономический узел. На сей раз - на Дальнем Востоке. А в свете ряда территориальных претензий Китая и недавнего предоставления Японией полигона Яусубецу (расположенного в непосредственной близости от Южно-Курильского района) американским морским пехотинцам для проведения учений с применением боевого оружия становится видно, что передача "маленьких" Курил может катализировать большие процессы на восточных рубежах России.
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ "ПРОБЛЕМА"?
... Мировые войны всегда перекраивают политическую карту мира заново. Вернув после второй мировой войны южный Сахалин и Курильские острова, советское руководство всего лишь возвратило им тот статус, который уже существовал до подписания Симодского трактата, и не прибавило к этому ничего "лишнего". Что нашло отражение в Соглашении Ялтинской конференции. Позже, в сентябре 1951 года, сорок девять государств (включая Японию) подписали Сан-Францисский мирный договор, закрепивший отказ Японии "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова...".
Этот договор не был подписан только Советским Союзом. Хлопнув дверью, советская делегация покинула форум в знак протеста против антикитайской политики его устроителей. И этого оказалось достаточно, чтобы Япония, уже подписавшая отказ от Курил, вновь подняла вопрос об их "исторической принадлежности".
Повод дал Никита Сергеевич Хрущев. Совсем в духе "кузькиной матери" он заявил, что Япония может получить два курильских острова, если ликвидирует на своей территории все иностранные военные базы. Это ни на чем не основанное и безответственное для политика заявление нашло отражение в Совместной декларации СССР и Японии 1956 года о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В декларации указывалось, что после подписания мирного договора между нашими странами Японии будут переданы остров Шикотан и группа островов Хабомаи. Такой поворот произвел настоящий шок в высших советских политических кругах. Сместив Хрущева, новое руководство поспешило заявить: "У нас с Японией территориальных проблем нет".
Дискуссию о "северных территориях", как в Японии называют Курилы, принял только Горбачев, заговорив в 1991 году о необходимости территориального размежевания "с учетом позиций сторон о принадлежности островов". К этому времени на счету Горбачева уже числилась передача Америке части советской акватории в Беринговом море и вместе с ней - огромных запасов рыбных ресурсов. Объяснений такой щедрости нет до сих пор...
Но Ельцин пошел дальше Горбачева.
КУРИЛЬСКИЙ БЮДЖЕТНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
...Наверное, даже человек, очень далекий от политики, чувствует, как потеплели российско-японские отношения за последние шесть лет, с момента подписания Токийской декларации в 1993 году. Чувства, к слову, зачастую служили единственным ориентиром россиян. О содержании Токийской декларации долгое время можно было только строить догадки. Точно так же, как о содержательной части встречи президента России Ельцина и тогдашнего премьер-министра Хасимото в Красноярске "без галстуков". А подписание в прошлом году Московской декларации пресса комментировала лишь общими фразами.
И все-таки что-то определенное за этим, безусловно, стояло. В этом убеждало возникновение в 1994 году, почти сразу после вояжа Бориса Ельцина в Токио, весьма громоздкой структуры под названием Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (больше известной сначала под названием "Комиссия Немцова - Обути", а теперь - "Ельцина - Обути").
По оценке специалистов, подобному международному институту трудно найти аналоги. И это похоже на правду. Больше года комиссия даже ни разу не собиралась, что давало повод говорить о ее скорее политической, нежели "торгово-экономической" сущности. Тем более что собственно инвестиционная деятельность Японии в России в последующие годы как раз резко снизилась. Несколько оживило комиссию только ее подключение к рассмотрению вопросов, связанных с использованием кредитных линий ЭКСИМ-банка Японии для России.
...Кредиты, выделенные правительством Японии для России, можно, безусловно, рассматривать как новый политический жест, последовавший за подписанием Токийской декларации. Их было выделено России три: "технический" на 400 млн. долларов, "гуманитарный" на 500 млн. долларов и самый последний не связанный кредит на 1,5 млрд. долларов. Но этим добрые политические жесты исчерпаны не были. В ноябре 1997 года Россия получила неслыханный подарок. На Ванкуверской встрече руководителей стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества она была принята в члены АТЭС, чего долго и безуспешно добивалась. Как отметили наблюдатели, сопротивление многих руководителей АТЭС, и особенно Канады, к принятию в организацию нового члена удалось сломить именно тогдашнему премьер-министру Японии Рютаро Хасимото.
Новый импульс политическим жестам Японии дало подписание Московской декларации в прошлом году. Сразу после этого события в рамках структуры "Ельцина - Обути" начала работу программа японо-российских молодежных обменов. Но осуществляет его правительство Японии, можно сказать, в гордом одиночестве. Сегодня сотни россиян ежемесячно посещают Страну восходящего солнца на халяву - то есть на деньги Японии. И особое место здесь занимают бесплатные "круизы" молодых российских журналистов, что уже говорит само за себя. Об ответных телодвижениях правительства России не слышно. И правительство Японии совершенно не высказывает озабоченности по этому поводу!
Но не бывает так, чтобы добрые жесты делались в одностороннем порядке. Тем более когда речь идет о больших деньгах - даже когда это кредиты, которые нужно возвращать. Излишне, наверное, по аналогии приводить в пример бесконечную мыльную оперу под названием "Кредитование России Международным Валютным Фондом". Вот почему форсированное развитие российско-японского политического диалога всегда как бы имело "за кадром" курильский вопрос.
С одной стороны, это было очевидно. С другой - казалось невероятным. Особенно после принятия правительством России Федеральной программы социально-экономического развития Курильских островов до 2000 года. Тем более - когда под эту программу на "спорные", как сегодня выясняется, территории потекли деньги из нищего бюджета России. Это на них сегодня ведется строительство аэропорта в Южно-Курильске, геотермальных станций и школ, протягиваются линии электропередачи. Для кого - неужели для японцев?
Но ситуация начинает казаться еще абсурднее, если вспомнить, что недавно правительство России заявило о продлении действия Программы до 2005 года. И, надо полагать, под него закладывается в бюджет и дальнейшее финансирование? Несогласованность экономических действий правительства и политических "обещаний" президента - наверное, одна из самых характерных черт портрета нынешней российской власти. Но если бы только этим и измерялся вред, который наносится нашей стране невнятной политикой в отношении Курильских островов.
ОКНО В АТР
Дурацкая привычка русского человека оставлять ключ от квартиры под ковриком довольно часто заканчивается печально. Но вполне предсказуемо. Вполне предсказуемо и то, чего лишится Россия, утратив "маленькие" южные Курилы.
Сравнение островов Курильской гряды с ключом вполне уместно. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в том, что именно Курильские острова - естественный ключ России от Азиатско-тихоокеанского региона на всем ее дальневосточном фасаде. И даже такие крупные российские порты, как Владивосток и Находка, имеют свое нынешнее значение лишь благодаря российской принадлежности Курил.
Причина проста. Проливы между Курилами - единственный выход в Тихий океан по российским территориальным водам (исключение составляет Камчатка, но поскольку грузы на нее завозятся самолетами, говорить о крупном товарообмене через камчатский порт не приходится). Случись России отдать острова - и окно в АТР захлопнется, превратившись для нас в ловушку. Крупные дальневосточные порты окажутся под контролем Японии. Теперь, когда все выходы России в Тихий океан пройдут через японские территориальные воды, она сможет взимать плату за проход российских судов, регламентировать их количество и контролировать грузы. Это - обычная мировая практика. А надо понимать, что борьба за рынки сбыта в АТР, куда перемещается сегодня центр мировой экономики, будет достаточно жесткой, и сильные соседи не преминут воспользоваться своим преимуществом, чтобы ограничить влияние России в регионе.
Все вышесказанное о контроле над российскими портами имеет еще большее значение с точки зрения военно-стратегических интересов России в бассейне Тихого океана. Благодушествовать в этом смысле уже не приходится, особенно после событий в Югославии. Особенно - если иметь в виду, что в апреле 1996 года Япония и США подписали совместную декларацию безопасности, которая предусматривает увеличение американского военного контингента в АТР до 100 тысяч человек. Вопрос "зачем?" можно считать фигурой риторической.
А вот учения американских морских пехотинцев на японском полигоне возле Южно-Курильского района уже стали новой политической реальностью. Американцев не надо убеждать в военно-стратегическом значении островов. Они прекрасно помнят, что в годы второй мировой войны именно Южные Курилы послужили плацдармом для наступления на Алеутские острова, где американские соединения понесли значительные потери. Тогдашний заместитель начальника японского морского генштаба Ито указывал, что Курильские острова являются "сферой, которую нужно удерживать, во что бы то ни стало с точки зрения достижения военных целей". Сами цели были обозначены лаконично, но емко: обеспечить безопасность морских и воздушных перевозок. Воспрепятствовать чужому вторжению в важные сырьевые районы.
УДАР НИЖЕ ГАЛСТУКА
Стало уже общим местом говорить, что южные Курилы - это важнейший сырьевой район России. Запасы нефти, месторождения серы, магния и рения. Единственное место в стране, где в промышленных масштабах можно добывать анцефалию - водоросль, из которой производят биопрепарат агар-агар. За килограмм агар-агара на мировом рынке дают десятки тысяч долларов. Через южно-курильские проливы мигрирует основное стадо тихоокеанских лососевых пород. До развала советского рыбопромыслового флота здесь ежегодно добывали до полутора миллионов тонн минтая, сельди-иваси, палтуса, кальмаров, терпуга, краба, креветок, и это далеко не полный перечень. Общий запас биоресурсов у южных Курил оценивается специалистами в 2.5 триллиона долларов. Ежегодный возобновляемый запас - в 4,2 миллиарда долларов.
Каждая пятая банка российских рыбных консервов выпущена в Сахалинской области. Могла бы, наверное, быть и каждая третья. Но на большинстве рыбоконсервных предприятий южных Курил сегодня введено внешнее управление. Некогда крупнейшие рыбоконсервные цеха медленно умирают. Умирают, несмотря на то что представляют огромный интерес для иностранных инвесторов. По словам начальника Управления по Курильским островам Сахалинской области Михаила Терешко, каждый потенциальный договор с иностранными инвесторами "вызывает ничем не обоснованные ноты протеста со стороны дипломатических служб Японии"!
Эти ноты протеста, сдерживающие поток иностранных инвестиций, которые могли бы оживить производство, нивелирует регулярную поставку гуманитарных грузов из Японии для жителей южных Курил. Ясно ведь, что никакая гуманитарная помощь не заменит населению рабочие места. Ясно и то, что нацелена помощь прежде всего на формирование общественного мнения жителей Курил, "позабытых" российскими властями.
Точно так же, как за фразами о необходимости заключения мирного договора между Россией и Японией на самом деле стоит обычный и вполне естественный интерес последней "откусить" важнейший стратегический и сырьевой район. И многочисленные нынешние подарки Японии России не идут ни в какое сравнение с тем, что она намерена от нее получить. Момент выбран верный. Нынешней российской власти недосуг задумываться о государственных экономических приоритетах. И даже - о некоторых дипломатических "нюансах". Нынешние российские политики старательно обходят вопрос о том, что у России до сих пор нет мирного договора и с Германией.
Нынешние японские политики старательно "забывают" о том, что у Японии нет мирного договора и с Китаем.
И Япония почему-то не выставляет Китаю территориальных претензий на Тайвань, который пробыл под японской юрисдикцией всего на сорок лет меньше, чем южные Курилы, и был возвращен ему тоже по результатам второй мировой войны. В Японии хорошо отдают себе отчет в том, что власти КНР в лучшем случае просто не позволят втянуть себя в "территориальные" дискуссии. В худшем - выставят "исторический иск" за разрушения и жертвы в годы японской агрессии.
...Подобные разрушения и жертвы имели место и в нашей стране - во время японской интервенции. Тысячи убитых на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Разрушенные села. Сотни расстрелянных мирных горожан на улицах Хабаровска в апреле 1920 года. Но новая и уникальная "безгалстучная" дипломатия, похоже, с удивительной легкостью обходит неудобные углы. К слову, любой мужчина знает, как легко снять галстук. Только вот завязать его потом по всем правилам для многих - настоящая проблема,
Какой исторический договор между Россией и Японией будет реанимирован следующим? Почему бы не Портсмутский договор 1905 года, по которому Японии отошла южная половина Сахалина?

Ольга НОВАК. г. Хабаровск.
СИАА