Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т
   9-10 (110-111), 26 мая
 : : На главную : : 
 
 
 
КАКОГО ЦВЕТА РОССИЙСКИЙ МИД?
российской стороне следует дать согласие на поддержку членства Японии в Совете Безопасности ООН после снятия ею территориальных притязаний
ОЧЕРЕДНОЕ ПОРАЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЧАТКИ
«рыбные войны» на Камчатке, развязанные администрацией Машковцева–
Чистякова, представляющих высшую исполнительную власть области, вышли на новый уровень
ПОГРАНСЛУЖБА ВЫХОДИТ ИЗ БЕРЕГОВ
пограничная служба ФСБ России приступила к созданию уникальной для нас спецслужбы — береговой охраны
Н.И. КОТЛЯР:
МИНИСТР И ЧЕЛОВЕК
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

воспоминания Владимира Корельского, вице-губернатора Камчатки
 
 
sign общий вылов водных биоресурсов предприятиями Приморья по всем видам квот составил 189 тыс. тонн
sign Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставляет на торги 19,8% акций Дальневосточного морского пароходства
sign вылов водно-биологических ресурсов рыбаками Дальнего Востока в I квартале 2005 года составил 491 тыс. тонн
sign согласно постановлению российского правительства, вопросы по спасению людей, терпящих бедствие на море, обязаны решать главы муниципальных образований
sign почти на 100% освоена добыча минтая рыбодобывающими предприятиями Колымы в северной части Охотского моря
sign губернатор Приморского края Сергей Дарькин, возможно, сменит Станислава Ильясова на посту руководителя Федерального агентства по рыболовству
sign областной Совет признал законной формулировку вопросов референдума о целесообразности нефтегазовой разработки Западно-Камчатского шельфа
sign «На реках Башкирии идет нерест, рыбачить запрещено — а вот торговля браконьерскими орудиями лова никак не регулируется. Нет такого закона»
sign во Владивостоке продолжается расследование уголовного дела в отношении председателя правления фонда «Правовая защита рыбаков»
 
 
• В ЧЬЮ-ТО ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ?
• ИСКУССТВЕННОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
 
 
а как у них?
• ПО ТУ СТОРОНУ ОКЕАНА
 
 
• Анализ ценовой ситуации и торговли рыбной продукцией в камчатской области за 9 месяцев 2004 г.
• РЫБНЫЕ КОНСЕРВЫ ДЛЯ ГРЕЦИИ И ЛАТВИИ
• ПРИЗЫВ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИИ
• ВОЛОГДА: КОРЮШКОВАЯ ПУТИНА
• ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА
• ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА
• ИНТЕРЕСЫ РЫБОВОДОВ

ЯПОНИЯ
• СРЕДНИЕ СДАТОЧНЫЕ ЦЕНЫ
и объемы продаж в 10 основных портах Японии, март 2005
• СРЕДНИЕ ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ
на 10 главных оптовых рынках Японии, март 2005
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, март 2005 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 1–13 мая 2005 г.
 
 
• НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВЫРАСТЕТ ОБЪЕМ ДОБЫЧИ КРАБА
• В ЧЕМПИОНАТЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ ПОБЕЖДАЮТ БРАКОНЬЕРЫ
• СУДА ВЫШЛИ НА ПРОМЫСЕЛ
• Парламентский запрос
 
 
Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России
• ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Анализ внешнеторговой деятельности рыбопромышленного комплекса России и обобщение наиболее актуальных проблем внешнего и внутреннего рынка
 
 
• НЕКРОЛОГ РУССКОГО РЫБНОГО ДЕЛА
В.В. ЧЕРНАВИН
из книги «ЗАПИСКИ ВРЕДИТЕЛЯ»
электронная библиотека «Северной Пацифики»
• «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ»
Необычные крылатые рыболовы
Прогулка на гигантском скате
• НЕ ПОРА ЛИ «ОГОРОД» ПРЕВРАТИТЬ В САД?
 
 
• ДАРЫ МОРЯ
• ЖИРНАЯ РЫБА ПРОТИВ АРТРИТОВ — НАУЧНЫЙ ФАКТ
• РЫБЫ И МЕДИЦИНА
Калейдоскоп
• АСТРАХАНЬ:
ШАМПУНЬ ДЛЯ ТАНКЕРОВ
• АВСТРАЛИЯ:
САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ РЫБА СТРЕМИТЕЛЬНО МЕЛЬЧАЕТ
• США:
БИОЛОГИ РАЗОБЛАЧИЛИ ИДУЩИХ ОСЬМИНОГОВ
• США:
ТРОПИЧЕСКАЯ РЫБА ПОДТВЕРДИЛА ОТВЕРГНУТЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДАРВИНА
• АВСТРАЛИЯ:
УЧЕНЫЕ ВЫВЕЛИ РАСТЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ РЫБЫ
• США:
ПОПАЛИСЬ НА ИКРЕ
• США:
НОВЫЙ ВИД ВОЛШЕБНЫХ КРЕВЕТОК
• ХАКАСИЯ:
БУДЕТ ЛИ РАЗРЕШЕН ЛОВ РЫБЫ НА ОЗЕРЕ ИТКУЛЬ?
• КОРЕЯ:
КОРЕЙЦЫ ХОТЯТ ЛОВИТЬ КИТОВ
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВЫРАСТЕТ ОБЪЕМ ДОБЫЧИ КРАБА

 
В среду 11 мая на 151-м пленарном заседании Совета Федерации одобрен закон «О внесении изменений в статью 333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», снижающий размеры ставок сбора за добычу краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса. Глубоководные крабы-стригуны, обитающие в Японском и Охотском морях, являются одними из наиболее перспективных для освоения водных биологических ресурсов.
Как сообщили в пресс-службе Законодательного собрания Приморского края, представитель ЗС ПК в Совете Федерации, член комитета по бюджету Игорь ПУШКАРЕВ сообщил, что одобренный сенаторами закон вводит новую ставку за объект водных биологических ресурсов «Краб-стригун красный и краб-стригун ангулятус» в размере 13 тысяч рублей за тонну, что обеспечит минимальную рентабельность добычи и, как следствие, сокращение недополученных в бюджет средств из-за отказа от их добычи. Так, по словам Игоря Пушкарева, от введения в действие экономически обоснованных ставок потери федерального бюджета сократятся более чем на 100 миллионов рублей.
Промышленное освоение красного краба началось около 10 лет назад, добыча ангулятуса — лишь в последние годы. По данным отраслевой науки, уже в ближайшее время эти виды могут стать доминирующими в крабовом промысле на Дальнем Востоке. Общий допустимый улов (ОДУ) на 2004 г. краба-стригуна красного был установлен в объеме 16,250 тыс. т, ангулятуса — 6,470 тыс. т. На долю этих видов в общем ОДУ по всем крабам на 2004 г. (55,022 тыс. т) пришлось 41,3%.
Добыча глубоководных крабов ведется на глубинах 800–1500 м, шельфовых крабов других видов — 20–350 м. Освоение новых видов промысла биоресурсов является высокозатратным видом деятельности. Предприятия, ориентирующиеся на промысел новых объектов, как на одно из важнейших направлений развития рыбного хозяйства, вправе рассчитывать на создание нормальной экономической среды. Никакой природный ресурс не может стоить дороже эффекта, получаемого при его хозяйственном использовании, иначе у промышленника теряется интерес к его добыче.
Однако Налоговый Кодекс РФ (гл. 25.1) устанавливал ставку сбора за пользование вышеуказанными биоресурсами в размере 30 тыс. руб. за тонну на уровне средней цены, сложившейся на аукционах по продаже квот на эти виды крабов в 2003 г. Это обстоятельство не обеспечило условие смягчения экономического бремени на производителя при замене аукционной продажи на налоговые платежи. И это при том, что на внутренний рынок глубоководные крабы практически не поставляются, а их цена на внешнем рынке в 2–3 раза ниже, чем на иные виды крабов. В итоге многие российские рыбопромышленные предприятия отказались от добычи краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса.
Deita.ru
 

В ЧЕМПИОНАТЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ ПОБЕЖДАЮТ БРАКОНЬЕРЫ

Михаил Фрадков удовлетворил заявление об отставке, поданное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Вячеславом Волохом. Его преемником, возможно, станет его заместитель Ринат Мурзин. Последний курировал специализированные морские инспекции, которые последние годы эффективно боролись с браконьерами, но к марту в связи с административной реформой были ликвидированы. Уничтожение инспекций вызвало скандал: депутаты обратили внимание правительства на то, что это играет на руку рыбной мафии, а прямой ущерб государства составит миллиарды рублей. Именно с этой скандальной ликвидацией и связывают перестановки в Минприроды.
Правительственное постановление о ликвидации всех 19 морских инспекций вышло 17 марта. А 18 марта Вячеслав Волох подал в отставку. На пост и.о. руководителя службы Юрий Трутнев представил Рината Мурзина, который стал замом Волоха минувшей осенью и курировал именно спецморинспекции.
В письмах морским инспекторам Мурзин неоднократно подчеркивал, что бороться против браконьеров — не функции Росприроднадзора. Между тем внятной мотивации для упразднения данных органов по борьбе с незаконным экспортом биоресурсов не было. Утверждалось, в частности, что это происходит в рамках ликвидации государственных унитарных предприятий. Однако некоторые ГУПы в Минприроды сохранились. Говорилось также и о том, что инспекторы из МПР дублируют полномочия пограничников, которые тоже борются с морскими браконьерами. Однако такая система позволяла эффективно бороться с коррупцией: с одной госструктурой рыбной мафии договориться легче, чем с представителями разных ведомств. Такие доводы, в частности, приводил в своем письме Фрадкову от 11 мая 2005 года дальневосточный полпред Константин Пуликовский. Это демонстрировали и многомиллиардные иски против браконьеров.
Уничтожение данных органов вызвало бурю негодования в депутатском корпусе и в экспертном сообществе. Дело в том, что никаких правопреемников у инспекций не оказалось. В результате заведомо проигранными стали все иски, поданные инспекторами против браконьеров — в общей сложности на 5 млрд рублей. Не говоря уже о косвенных убытках, которые понесет государство, когда столь сильно поредеют ряды борцов с браконьерами (в инспекциях трудились 2 тысячи человек). «В связи с ликвидацией спецморинспекций во всех исках «пропадает истец, и, таким образом, браконьеры освобождаются от уплаты штрафов в бюджет, — пишет в своем запросе от 6 мая на имя премьера депутат Алексей Митрофанов. — Кроме того, на балансе спецморинспекий находилось большое количество специальных судов. В результате ликвидации они стали «ничьими». Этими действиями бюджету нанесен ущерб более 200 млн долларов США». В том же запросе Митрофанов попросил «изучить роль Мурзина Р.Р., чья деятельность нанесла ущерб государству в особо крупных размерах». Комментируя «НГ» свой запрос, депутат предположил, что речь идет о «лоббистском заходе браконьерского сообщества».
«Независимая газета»
 

СУДА ВЫШЛИ НА ПРОМЫСЕЛ

 
Заменив одно слово в известной песенке из кинофильма «Бриллиантовая рука», российские рыбаки сегодня невесело шутят: «Отрасль невезения в океане есть». Уместна ли такая ирония по отношению к рыбной сфере экономики? На вопросы В. Макарова отвечает исполнительный директор Ассоциации рыбопромышленников «Северо-Запад» Вячеслав Ажогин.
— Увы, от былой мощи рыбной отрасли остались воспоминания. Мы продолжаем терять свои позиции в обеспечении продовольственной безопасности страны. Судите сами: в целом по России объем вылова рыбы и морепродуктов за 2004 год составил 2959 тысяч тонн, что аналогично уровню 1959 года.
Продолжается снижение рентабельности, накапливается задолженность предприятий, растет безработица среди рыбаков и переработчиков. По оценкам экспертов, потребление рыбы в России составляет всего-навсего 12 килограммов в год. В Карелии этот показатель равняется 22 килограммам.
Баланс экспорта и импорта нарушен не в пользу отечественного потребителя, идет неконтролируемый рост промысловых нагрузок в водах России, не говоря уже о росте браконьерства и правонарушений. Перечень проблем велик.
— Что, по-вашему, стало первопричиной такой ситуации в отрасли?
— Если коротко, то — снижение эффективности государственного управления, которое выражается во взаимном непонимании органов власти и рыбаков. В последние два года признаются ошибки и неудачи между обеими сторонами. Действия властей в прошлом году и в начале нынешнего продемонстрировали внимание и желание способствовать восстановлению и укреплению отечественного рыболовства.
До конца 2004 года наша отрасль была, пожалуй, единственной в народном хозяйстве, не имеющей своего закона. В декабре прошлого года многострадальный федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» был подписан и вступил в силу. Мы, рыбопромышленники, считаем, что благодаря именно этому факту уже с 1 января, впервые за многие годы, рыбаки России, в том числе и карельские, своевременно смогли выйти на промысел.
Данное обстоятельство благотворно отразилось на результатах работы 15 рыбодобывающих предприятий нашей Ассоциации в первом квартале. Из 6,5 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, выловленных всеми рыбаками Карелии за три месяца этого года, львиная доля приходится на Ассоциацию — 5,7 тысячи тонн (183,6 процента к 2004 году). Нами освоен промышленный лов камчатского краба, его добыча составила 235,6 тонны.
— Вячеслав Васильевич, какую часть квоты на 2005 год составляют эти почти 6 тысяч тонн улова? Не встанут ли на прикол суда карельских рыбаков в оставшиеся месяцы года?
— Конечно, всем рыбакам и всегда хочется иметь квоту больше, чем дают. С запасом! Но и плакаться грешно: в этом году Ассоциации разрешено выловить без малого 20,5 тысяч тонн трески с учетом квоты на прибрежный лов и почти 5,3 тысячи тонн пикши, на 1 тысячу тонн больше, чем было год назад.
— Но мало добыть рыбу, надо еще грамотно наладить ее переработку. Неслучайно говорят: не та рыба, что в воде, а та — что на столе.
— Вы правы. Пока в России очень велики потери рыбного сырья как при его добыче, так и при переработке в силу нерационального использования.
По оценке специалистов, общие ежегодные экономические потери из-за неэффективного управления рыбным хозяйством достигают 2,0–2,1 миллиарда долларов. Из них на потери, связанные с низкой долей безотходных технологий переработки сырца, падает 460–480 миллионов долларов.
— Что в этой связи надо предпринимать?
— Организация рационального использования сырьевых ресурсов в процессе их добычи, а также переработки на промысле, требует создания необходимой нормативной базы. Для чего? Чтобы обеспечивать допуск на промысел только судов с безотходными технологиями обработки сырья. Кроме того, нормативные документы позволят внедрить систему многовидового учета структуры улова и технологий обработки таких уловов. Ведь не секрет, что доля прилова в общей структуре улова может колебаться от 25 до 90 процентов от основного объекта промысла. А с приловом всяк судовладелец поступает по своему усмотрению: может оставить, может и за борт сбросить. Между тем в прилове содержится не только маломерная рыба, но и ценные виды сырья (минтай, палтус, окунь, различные виды скатов).
— Располагают ли рыбопромышленники вашей Ассоциации судами с безотходной технологией?
— Надеюсь, что в республике слышали о траулере «Карелия-2», принадлежащем акционерному обществу «Карельские морепродукты». Кстати, коллектив этого предприятия успешнее других работал на промысле в первом квартале.
Так вот, «Карелия-2» обеспечивает 100% обработку сырья. Здесь выпускают рыбные консервы, рыбную муку, используют отходы от филе, голов и т. д. Будущее отечественного рыбного хозяйства за такими судами.
Назову еще несколько важных проблем, решение которых должно помочь развитию и повышению конкурентоспособности рыбной промышленности России, а стало быть, увеличению качества рыбы и морепродуктов на столах россиян. Здесь и разработка инновационных технологий, и создание новых сегментов на непищевых рынках, и внедрение четкой и эффективной маркетинговой стратегии на мировом и внутреннем рыбном рынке, наконец, создание, а затем лоббирование своих брендов, которые должны быть узнаваемы на мировом рыбном рынке.
Еще один, достаточно важный канал потерь — это так называемый неучтенный «экспорт». Его объем составляет около трети продукции всей рыбной промышленности России. Высокие таможенные ставки, сложность и длительность таможенного оформления выловленной и поставленной для экспорта охлажденной и мороженой рыбы вынуждают продавать ее прямо за границу. Заставить же судовладельца везти улов на свой берег с правовой точки зрения невозможно, поскольку это его собственность. Заинтересовать рыбопромышленника можно, только предложив ему выгодные экономические условия.
Что же касается реального или официального экспорта, то сейчас перед Минсельхозом России и Федеральным агентством по рыболовству встает задача организации квотирования мороженой рыбы. При решении этой проблемы ее поставки на внутренний рынок могли бы возрасти на 350–450 тыс. тонн. Это позволит увеличить среднедушевое потребление рыбных товаров.
— Вячеслав Васильевич, как используют сегодня рыбаки достижения науки?
— Рыбопромышленники должны научиться вести дело так, чтобы почти каждый квадратный метр поверхности моря давал бы максимум продукции долгие годы и приносил бы прибыль.
Рыбаки Северного бассейна, в их числе и мы, давно сотрудничают с ПИНРО (Полярным институтом рыбной отрасли), находящимся в Мурманске. Но экипажи судов не спешат воспользоваться советами и рекомендациями ученых, теряя на этом сотни тысяч и миллионы долларов в виде недополученной прибыли.
К примеру, большую часть прошлого года в тех районах Баренцева моря, где были косяки крупной и дорогой трески, промысловых судов оказывалось в 1,5–2 раза меньше, чем необходимо. Многие суда ставили свои тралы за пределами районов с высокой рентабельностью промысла, потому эффективность реализации российской квоты оказалась значительно ниже реально возможной.
Дело в том, что в первом квартале 2004 года практически вся крупная треска (средняя длина до 70 сантиметров и масса до 3 килограммов) находилась в НЭЗ (Норвежской экономической зоне). Разрешение на промысел в ней было на борту всех судов, однако большинство капитанов предпочли вести лов на более восточных позициях смежного участка и исключительно экономической зоны России. А здесь преобладала молодь. Аналогичная ситуация повторилась и во второй половине года.
В итоге только за 5 месяцев прошлого года судовладельцы СРТМ, экипажи которых уклонялись от рекомендаций ПИНРО по выбору районов промысла, оставили в море около 14 миллионов долларов. А россияне не досчитались рыбы на своем столе.
— Чем можно объяснить игнорирование предложений от науки?
— Основная причина, как мне кажется, кроется в том, что операторы многих предприятий недостаточно хорошо представляют возможности условий промысла в конкретных районах и во всем полагаются только на опыт и интуицию своих капитанов, что не всегда оправдывается. К тому же при различных условиях оплаты труда интересы экипажа в рейсе часто не совпадают с желаниями судовладельца.
Совместными усилиями власти и рыбаков можно решить проблемы, препятствующие стабилизации и развитию рыбной отрасли.
Виктор МАКАРОВ,
«Курьер Карелии» (Петрозаводск), МАИ «Вся Россия»
 

ПОГРАНСЛУЖБА ВЫХОДИТ ИЗ БЕРЕГОВ

 
Пограничная служба ФСБ России приступила к созданию уникальной для нас спецслужбы — береговой охраны. Это принципиально новая силовая структура, какой в стране еще не было.
Охранять морскую границу и рыбные богатства 200-мильной экономической зоны будут при помощи новых методов, включая… космическое наблюдение.
В чем же главное отличие береговой охраны? В том, пояснили «РГ» в пограничной службе ФСБ, что она формируется под решение современных задач, поэтому не имеет ничего общего с советской системой охраны границы и морского пространства. В советское время был железный занавес и приказ: никого «не пущать» ни туда, ни сюда. Сегодня отгораживаться от мира наша страна не собирается. Береговая охрана будет действовать по-иному.
 

МОРСКОЙ ДОЗОР

Создавать береговую охрану будут поэтапно. Пограничное морское управление в столице уже преобразовано в управление береговой охраны. На территориях, где преобладают морские направления, сформированы пограничные управления береговой охраны, к концу 2006 года должны быть созданы отряды береговой охраны.
От обычных пограничных отрядов они будут отличаться тем, что в них войдут и заставы на побережье, и морские соединения, и даже морские пункты пропуска через границу. Будет у береговой охраны и своя разведка.
Главными «клиентами» (в самом нехорошем смысле слова) береговой охраны должны стать браконьеры, террористы, контрабандисты и нелегальные мигранты. Против них, кстати, бесполезно возводить кордоны по военному образцу: с окопами, колючей проволокой и тому подобное. Да и какая может быть в море колючая проволока? Нужны иные формы работы.
— Армейский полк, если его выставить на границе, не перекроет канал поставки наркотиков, — рассказал корреспонденту «РГ» один из руководителей пограничной службы ФСБ. — И браконьеров бесполезно «травить» ракетными крейсерами и атомными подводными лодками. При охране границ мы будем делать упор на оперативные методы и технические средства наблюдения. Это касается всей пограничной службы, но в первую очередь — органов береговой охраны.
Новая структура имеет все шансы стать одной из основных в пограничной службе. Ведь если сухопутная граница России протянулась на 14 тысяч километров, то морская — более чем на 38 тысяч. Плюс — семь тысяч километров речной границы и четыреста семьдесят пять — озерной. Еще надо защищать законные интересы России в пределах побережья и на обширных морских пространствах (площадь которых сопоставима с половиной континентальной территории страны).
 

НАРУШИТЕЛЬ В ВОДЕ НЕ УТОНЕТ

Если говорить сухим языком документов, то береговая охрана — это комплексная система охраны морского пограничного пространства и побережья России. «На нее, — уточнили в погранслужбе, — возлагаются задачи по противодействию терроризму, трансграничной преступности, незаконному обороту наркотиков и оружия, контролю за рыболовством и борьбе с браконьерством. Предполагается активное участие сил береговой охраны в спасании людей на море, экологическому контролю в прибрежных акваториях.
Поэтому пограничной береговой охране нужны не столько военные специалисты, сколько имеющие специфическое гражданское образование. Это и моряки транспортного флота, и рыбаки, и экологи, и медики и другие специалисты, которых мы планируем доучивать под наши правоохранительные и другие задачи».
Для того, чтобы сотрудникам береговой охраны никто не задавал вопросов: кто вы такие и по какому праву, потребуется создать и нормативную базу. Сейчас разрабатывается федеральный закон «О статусе и защите Государственной границы Российской Федерации». В нем прописываются и вопросы защиты государственной границы на морских направлениях. Готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в ряд других законодательных актов.
А призывники на службу в береговой охране могут не рассчитывать: туда планируют набирать только по контракту, уже отслуживших.
Новейшие системы уже начали поступать в органы береговой охраны. Это приемные устройства систем спутникового мониторинга обстановки в контролируемых морских пространствах. Предполагается, что получаемые информационные ресурсы будут доступны не только береговым подразделениям, но и на кораблях, летательных аппаратах и даже инспекторам, находящимся на контролируемых судах. Безусловно, будет обеспечена и обратная связь.
Причем, информационные системы, которые создаются в береговой охране, будут увязаны и с системами в других ведомствах. Планируется подписание соглашения об информационном взаимодействии с Росрыболовством. У рыбаков есть своя спутниковая система мониторинга, данные от которой необходимы морским пограничникам. А недавно, к примеру, было подписано соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством морского и речного транспорта и Пограничной службой ФСБ России. Речь идет именно о создании и использовании систем управления поисково-спасательной деятельностью на море, функционированием пунктов пропуска через государственную границу в морских и речных портах.
Предусматривается обмен информацией, согласование решений, совместный анализ складывающейся обстановки на трассах Северного морского пути и в пунктах пропуска через государственную границу в морских и речных портах. Цель благая — обеспечивать безопасность мореплавания, создавать благоприятные условия для грузопотоков и пассажиров — если они легальные.
Как отметил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша, в настоящее время 60 процентов всех спасательных операций в территориальном море и исключительной экономической зоне России обеспечивают пограничники. И с точки зрения поисково-спасательного обеспечения и обнаружения — лучше пограничных кораблей пока еще ничего нет.
 

КОРАБЛЬ ПО ИМЕНИ МУХТАР

Впрочем, у самих пограничников по поводу кораблей сложилось иное мнение. «Если говорить о корабельно-катерном составе, то его строительство, развитие и применение необходимо увязывать с решаемыми задачами и развитием комплексной системы освещения обстановки», — сообщили корреспонденту «РГ» в центре общественных связей ФСБ. Проще говоря, пограничная служба намерена заказывать специальные типы кораблей.
Пока же корабли остаются больным вопросом. Как сообщили в пограничной службе, более 40 процентов пограничных кораблей, катеров, патрульных судов требуют замены или модернизации. Другая проблема — многие корабли хоть и не устарели, но по техническим данным не подходят для службы на границе.
Условно говоря, у них слишком много ракет, они очень дороги в эксплуатации и у них мало горючего. Вся система базирования и инфраструктура морских пограничных сил не отвечают современным требованиям. Собственно, именно поэтому в пограничной службе и затеяли реформу. Кроме того, сейчас в ФСБ прорабатывают проект концепции по морскому перевооружению в рамках государственной программы вооружения на период до 2015 года.
Предполагается создание специальных проектов кораблей и катеров, нужных именно пограничной охране. Отсюда и требования — высокая мореходность, автономность, высокие скорости. Это — общее. Конкретные требования будут предъявлять регионы, и, соответственно, модели будут разные для Балтики и Тихого океана. Корабли и катера должны быть оснащены новейшими информационными системами, с высокой степенью автоматизации, иметь комфортные условия для экипажа.
Разрабатываются проекты пограничного сторожевого корабля ледового класса плавания для длительного патрулирования в арктических морях и многофункционального пограничного сторожевого корабля для длительного патрулирования территориального моря и исключительной экономической зоны.
Есть также проекты пограничного корабля-перехватчика и катера-перехватчика для быстроходных целей в прибрежных районах.
Владислав КУЛИКОВ,
«Российская газета»
 

Парламентский запрос

 
Государственная Дума — Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. ФРАДКОВУ
 
О ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА В ОТНОШЕНИИ КАМЧАТСКОГО КРАБА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 
Уважаемый Михаил Ефимович!
 
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обеспокоены информацией о возможности осуществления промышленного рыболовства в отношении камчатского краба в Баренцевом море в процессе проведения научных исследований водных биологических ресурсов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях должно осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Однако в настоящее время рыболовство в указанных целях осуществляется в соответствии с Правилами вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2001 года № 566 «Об утверждении Правил вылова (добычи) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских, контрольных и рыбоводных целях». Указанными Правилами не определяются виды разрешаемых орудий и способы добычи (вылова) водных биологических ресурсов для указанных целей, тогда как в соответствии с Приложением 7 «Технические меры регулирования и единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию» к Протоколу тридцать третьей сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству «лов камчатского краба осуществляется только ловушками, за исключением туристического лова, когда может использоваться лов краба туристами-аквалангистами» (пункт 10.4), а «лов самок краба запрещен, в том числе при туристическом лове» (пункт 10.2).
Кроме того, для Норвежской Стороны Приложением 10 «Программы совместных Российско-Норвежских исследований морских живых ресурсов на 2005 год» предусмотрено проведение научных исследований камчатского краба с использованием трала. Для Российской Стороны указанным Приложением 10 разрешенные орудия лова не предусмотрены.
Планом-графиком № 2 научных исследований водных биологических ресурсов по закрепленным сферам деятельности ФГУП ПИНРО и северного филиала ФГУП ПИНРО на 2005 год, утвержденным Федеральным агентством по рыболовству, предусмотрен лов камчатского краба с использованием трала при проведении научных исследований водных биологических ресурсов.
Таким образом, порядок рыболовства в научно-исследовательских целях не урегулирован в полной мере, что создает условия, при которых во время проведения научных исследований осуществляется промышленное рыболовство в отношении водных биологических ресурсов, в том числе запрещенными методами и орудиями лова, а также наносится вред рыбным запасам и среде их обитания.
По мнению депутатов Государственной Думы, решению вопроса может способствовать реализация следующих мер:
разработка в кратчайшие сроки порядка осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в том числе определение видов водных биологических ресурсов, добываемых (вылавливаемых) в указанных целях, сроков, районов, глубин, орудий лова, показателей учета влияния осуществления такого рыболовства на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, и внесение соответствующих изменений в План-график № 2 научных исследований водных биологических ресурсов по закрепленным сферам деятельности ФГУП ПИНРО и северного филиала ФГУП ПИНРО на 2005 год;
подготовка международно-правовых документов, затрагивающих вопросы использования и сохранения совместных запасов водных биологических ресурсов с детальной регламентацией проведения научных исследований таких ресурсов;
организация консультаций с Норвежской Стороной в целях предотвращения негативных последствий использования трала при проведении научных исследований водных биологических ресурсов.
Государственная Дума просит Вас, уважаемый Михаил Ефимович, проинформировать Государственную Думу о возможности реализации указанных мер.
Принят постановлением Государственной Думы № 1745-IV ГД 15 апреля 2005 года
www.pnp.ru

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2020
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции