Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т
   9-10 (110-111), 26 мая
 : : На главную : : 
 
 
 
КАКОГО ЦВЕТА РОССИЙСКИЙ МИД?
российской стороне следует дать согласие на поддержку членства Японии в Совете Безопасности ООН после снятия ею территориальных притязаний
ОЧЕРЕДНОЕ ПОРАЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ КАМЧАТКИ
«рыбные войны» на Камчатке, развязанные администрацией Машковцева–
Чистякова, представляющих высшую исполнительную власть области, вышли на новый уровень
ПОГРАНСЛУЖБА ВЫХОДИТ ИЗ БЕРЕГОВ
пограничная служба ФСБ России приступила к созданию уникальной для нас спецслужбы — береговой охраны
Н.И. КОТЛЯР:
МИНИСТР И ЧЕЛОВЕК
С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

воспоминания Владимира Корельского, вице-губернатора Камчатки
 
 
sign общий вылов водных биоресурсов предприятиями Приморья по всем видам квот составил 189 тыс. тонн
sign Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставляет на торги 19,8% акций Дальневосточного морского пароходства
sign вылов водно-биологических ресурсов рыбаками Дальнего Востока в I квартале 2005 года составил 491 тыс. тонн
sign согласно постановлению российского правительства, вопросы по спасению людей, терпящих бедствие на море, обязаны решать главы муниципальных образований
sign почти на 100% освоена добыча минтая рыбодобывающими предприятиями Колымы в северной части Охотского моря
sign губернатор Приморского края Сергей Дарькин, возможно, сменит Станислава Ильясова на посту руководителя Федерального агентства по рыболовству
sign областной Совет признал законной формулировку вопросов референдума о целесообразности нефтегазовой разработки Западно-Камчатского шельфа
sign «На реках Башкирии идет нерест, рыбачить запрещено — а вот торговля браконьерскими орудиями лова никак не регулируется. Нет такого закона»
sign во Владивостоке продолжается расследование уголовного дела в отношении председателя правления фонда «Правовая защита рыбаков»
 
 
• В ЧЬЮ-ТО ГАВАНЬ ЗАХОДИЛИ КОРАБЛИ?
• ИСКУССТВЕННОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
 
 
а как у них?
• ПО ТУ СТОРОНУ ОКЕАНА
 
 
• Анализ ценовой ситуации и торговли рыбной продукцией в камчатской области за 9 месяцев 2004 г.
• РЫБНЫЕ КОНСЕРВЫ ДЛЯ ГРЕЦИИ И ЛАТВИИ
• ПРИЗЫВ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИИ
• ВОЛОГДА: КОРЮШКОВАЯ ПУТИНА
• ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА
• ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА
• ИНТЕРЕСЫ РЫБОВОДОВ

ЯПОНИЯ
• СРЕДНИЕ СДАТОЧНЫЕ ЦЕНЫ
и объемы продаж в 10 основных портах Японии, март 2005
• СРЕДНИЕ ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ
на 10 главных оптовых рынках Японии, март 2005
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, март 2005 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 1–13 мая 2005 г.
 
 
• НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ВЫРАСТЕТ ОБЪЕМ ДОБЫЧИ КРАБА
• В ЧЕМПИОНАТЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЕ ПОБЕЖДАЮТ БРАКОНЬЕРЫ
• СУДА ВЫШЛИ НА ПРОМЫСЕЛ
• Парламентский запрос
 
 
Внешнеторговые аспекты рыбохозяйственной политики России
• ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Анализ внешнеторговой деятельности рыбопромышленного комплекса России и обобщение наиболее актуальных проблем внешнего и внутреннего рынка
 
 
• НЕКРОЛОГ РУССКОГО РЫБНОГО ДЕЛА
В.В. ЧЕРНАВИН
из книги «ЗАПИСКИ ВРЕДИТЕЛЯ»
электронная библиотека «Северной Пацифики»
• «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ»
Необычные крылатые рыболовы
Прогулка на гигантском скате
• НЕ ПОРА ЛИ «ОГОРОД» ПРЕВРАТИТЬ В САД?
 
 
• ДАРЫ МОРЯ
• ЖИРНАЯ РЫБА ПРОТИВ АРТРИТОВ — НАУЧНЫЙ ФАКТ
• РЫБЫ И МЕДИЦИНА
Калейдоскоп
• АСТРАХАНЬ:
ШАМПУНЬ ДЛЯ ТАНКЕРОВ
• АВСТРАЛИЯ:
САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ РЫБА СТРЕМИТЕЛЬНО МЕЛЬЧАЕТ
• США:
БИОЛОГИ РАЗОБЛАЧИЛИ ИДУЩИХ ОСЬМИНОГОВ
• США:
ТРОПИЧЕСКАЯ РЫБА ПОДТВЕРДИЛА ОТВЕРГНУТЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДАРВИНА
• АВСТРАЛИЯ:
УЧЕНЫЕ ВЫВЕЛИ РАСТЕНИЕ СО СВОЙСТВАМИ РЫБЫ
• США:
ПОПАЛИСЬ НА ИКРЕ
• США:
НОВЫЙ ВИД ВОЛШЕБНЫХ КРЕВЕТОК
• ХАКАСИЯ:
БУДЕТ ЛИ РАЗРЕШЕН ЛОВ РЫБЫ НА ОЗЕРЕ ИТКУЛЬ?
• КОРЕЯ:
КОРЕЙЦЫ ХОТЯТ ЛОВИТЬ КИТОВ
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


Н.И. КОТЛЯР:
МИНИСТР И ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

 
В октябре 2003 года, на 69 году ушел из жизни Николай Исаакович Котляр, последний министр рыбного хозяйства СССР. Предлагаются воспоминания о нем Владимира Корельского, недавнего директора Депрыбхозполитики Минсельхоза, нынешнего вице-губернатора Камчатки.
До 1991 года я работал в Мурманске руководителем объединения «Севрыба», соответственно был членом Коллегии Минрыбхоза СССР, именно той Коллегии, председателем которой был Николай Исаакович Котляр.
С ним я столкнулся впервые в 1987 году, когда Котляр приехал в Мурманск для ознакомления с предприятиями и организациями ВРПО «Севрыба», которую в то время возглавлял депутат Верховного Совета СССР, член Мурманского обкома КПСС Михаил Иванович Каргин. И вообще на протяжении всей своей деятельности на посту Министра рыбного хозяйства СССР Н.И. Котляр регулярно посещал Северный бассейн. Он побывал в Архангельске, Петрозаводске и Кандалакше, мы вместе с ним, когда я работал уже в «Севрыбе», на вертолете МИ-2 облетели весь Кольский полуостров, побывали в дальних рыболовецких колхозах непосредственно на тонях и промысловых участках Тюва-губы и Пертоминске.
Его приезд всегда был связан с решением кардинальных вопросов развития промышленности бассейна, мерах по увеличению добычи и выпуску рыбной продукции. Он активно интересовался бытом рыбаков, их интересами и проблемами. Именно при нем «Севрыба» построила больницу на 600 коек, хотя вопрос дважды рассматривался на Коллегии Минрыбхоза и много «копий» было сломано. Или другой пример. Стояли суда, недоставало холодильных мощностей — оперативно приняли решение закупить для южного порта холодильник на 20 тыс. тонн и также оперативно построили.
А тем временем по стране шагала перестройка. В 1988 году ВРПО были преобразованы в бассейновые производственные рыбохозяйственные объединения (БПО), это было последнее директивное объединение в отрасли. К этому периоду в отрасли скопилось множество неразрешенных проблем. Жесткие условия хозяйствования, мелкие недоработки на промысле нередко вызывали недовольство коллективов, забастовки экипажей, выставлялись требования полной самостоятельности.
Министр рыбного хозяйства сосредоточил внимание на реформировании отрасли, с тем чтобы разрешить возникшие проблемы, связанные с убыточной работой многих государственных предприятий на местах. Следует отметить, что мы у себя на Севере занимались проблемами совершенствования структуры управления Северным рыбопромышленным комплексом с 1986 года. Деловые игры, проведенные в феврале и мае 1987 года, позволили разработать организационно-управленческую структуру БПО «Севрыба». Аналогичные работы проводились и на других бассейнах.
В Москве, по многочисленным просьбам рыбаков, состоялась встреча представителей флотов, береговых предприятий и организаций России с председателем Совмина РСФСР И.С. Силаевым. Главный вопрос, волновавший всех, — о собственности рыбного хозяйства. Союзное и республиканское правительства до сих пор считали ее государственной и претендовали на авторитарное руководство в отрасли. И с одной, и с другой стороны шли указания, нередко взаимоисключающие друг друга. У руководителей флотов была единственная возможность не попасть в трудное положение — не выполнять ничьих решений. Что и происходило, а промысел необходимо было обеспечить.
Из-за того, что наверху шла борьба за власть, рыбное хозяйство оказалось в сложном положении. Не было ясности, с кем решать производственные и другие вопросы. Капитаны судов, например, даже не знали, под каким флагом — союзным или республиканским — придется выводить судно в следующий рейс.
На эту тему предстояло поговорить. Но прежде — о другой встрече. Руководители бассейновых делегаций были приглашены к первому заместителю председателя Совета Министров СССР Л.А. Воронину. Он снял часть вопросов, сообщив, что М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин подписали договор о создании смешанной экономической комиссии по разграничению функций центрального и республиканского правительств. А также сообщил о некоторых решениях Совмина СССР, касающихся рыбного хозяйства, подтверждающих, что союзное правительство владеет ситуацией в отрасли, думает о ее перспективах и структуре управления.
В частности, предполагалось, что за кредиты, предложенные Испанией во время поездки М.С. Горбачева в эту страну, можно построить 30–40 новых судов, что было очень важно, так как около 70% рыбообрабатывающего флота находились за чертой нормативной эксплуатации. И эти суда были построены. Забегая вперед скажу, что уже не будучи министром, Н.И. Котляр стал непосредственным куратором их строительства в Испании. И делал это как всегда добросовестно.
С переходом к рыночной экономике исключалась компенсация из госбюджета для покрытия разницы между оптовыми и розничными ценами, которая составляла только у Севрыбы в тот период более миллиарда рублей. Поэтому было принято решение до конца 1991 года цены на всю продукцию, производимую в рыбной отрасли «отпустить».
Но вернемся к встрече с И.С. Силаевым. Я, А.Н. Якунин (БПО «Югрыба»), Ю.И. Москальцов (БПО «Дальрыба»), Я.К. Павлюк (Камчатрыбпром), народный депутат РСФСР И.А. Рогачева, директор ПИНРО Г.И. Лука рассказали о положении в отрасли, довели до российского правительства заботы и требования рыбаков, внесли предложения о том, как рациональней перестроить отношения рыбной отрасли с властями. Там же было принято решение, что в важнейших вопросах рыбное хозяйство остается под началом союзного правительства, и суда по-прежнему будут ходить под Государственным флагом СССР.
В эти годы отрасль уже перешла на двухзвенную систему управления: Министерство — БПО, были укреплены ведущие функциональные подразделения центрального аппарата министерства. Это была хоть какая-то отдушина, которая на некоторое время остудила «горячие» головы, провозглашавшие: «Давайте пойдем дальше — создадим однозвенную систему управления «судно — министерство». Совмин СССР принял предложение министерства, Н.И. Котляр своим приказом подтвердил бассейновый принцип управления отраслью, и это в то время было в высшей степени оправдано.
 
Деятельность министра, конечно же, не ограничивалась внутрисоюзными проблемами, их хватало и за рубежом и решать которые позволял высокий авторитет Николая Исааковича.
Мне трижды в конце 80-х пришлось бывать с ним в зарубежных командировках. Особенно памятным был визит по Скандинавским странам. Норвегия — прием на самом высоком уровне, встреча Николая Исааковича с Королем Норвегии Харальдом V, подписание контрактов на строительство судов в Бергене по контракту с Рыбкомфлотом на общую сумму 2,5 млрд долларов. Исполнение этого контракта было возложено на О. Симонова и В. Орлова — руководителей АО «Рыбкомфлот». Насколько велик и значим был этот проект, мы можем судить сегодня на примере предприятий Камчатского «Акроса» и Сахалинского рыбакколхозсоюза. Суда же были построены в срок, с хорошим качеством, оснащены самым современным оборудованием и сегодня ведут высокоэффективный промысел.
Другой, пример: во время визита в Данию посол СССР Г. Ведерников пожаловался, что ряд советских предприятий имеют долги перед датскими компаниями. Николай Исаакович дал мне поручение в десятидневный срок решить вопрос поставки трески Мурманским тралфлотом в счет погашения долга. После возвращения ровно через десять дней он поинтересовался, выполнены ли принятые обязательства и как были организованы эти работы.
Был большой визит в Америку — в Вашингтон, Нью-Йорк, Новый Орлеан, Атланту. В США были организованы встречи в Государственном Департаменте и Конгрессе. Американцы тогда жестко ставили вопрос по Берингову морю, а Николай Исаакович и сопровождавшие — Г. Григорьев, А. Елизаров, А. Злоказов, В. Беленко и ваш покорный слуга на том этапе отстояли позицию нашей страны, одновременно укрепив СП «МК-81», с которым наши партнеры стали считаться.
Пожалуй, одной из самых важных черт Николая Исааковича было внимательное отношение к руководителям отрасли на местах. В отношении их никогда не принималось поспешных решений, тем более при назначении, освобождении или перемещении с должности на должность. Помню один характерный и весьма показательный случай. Кажется, в начале 1991 года с двух плавбаз Севрыбхолодфлота при заходе в Канадский порт сбежала группа моряков. Случай неординарный, который должен был повлечь за собой освобождение от занимаемой должности руководителя этого предприятия. В то время возглавлял управление «Севрыбхолодфлот» А.Ф. Леванов, причем был назначен недавно.
Но даже за этот короткий период времени руководством было сделано немало: создано СП по переработке сельди, произведено переоборудование двух плавбаз под новые виды продукции, начато строительство за рубежом новых гребешколовов, и, как следствие, Севрыбхолодфлотом началось освоение континентального шельфа Баренцева моря (совершенно новое направление по тем временам) и ряд других новаций. Все эти нововведения положительно сказались и на атмосфере в коллективе управления.
Естественно, коллектив обратился ко мне с просьбой ходатайствовать перед министерством о сохранении в должности руководителя А.Ф. Леванова. Прибыв в министерство, я доложил Николаю Исааковичу об обстановке в бассейне и в Севрыбхолодфлоте, об успехах этого управления, передал письмо коллектива, с которым он очень внимательно ознакомился. И поручил Р.Г. Новочадову — бывшему в то время начальником управления кадров и учебных заведений — внимательно разобраться в этом деле, обязательно учесть мнение коллектива. Так Альберт Филиппович остался начальником Севрыбхолодфлота и еще долго и эффективно руководил этим подразделением в Северном бассейне.
 
В сложных ситуациях он был по-отечески заботлив и корректен. А сложные ситуации у нас были. Это и арест судов в Перу в 1990 году, и известное ГКЧП, когда ряд руководителей отрасли объявили «врагами демократии», и, как следствие, — возбуждение уголовного дела.
Несмотря на то, что сам Котляр имел в этот период большие проблемы, связанные в первую очередь с глобальным реформированием отрасли, он по-человечески поддержал и успокоил меня. Даже выделил в личное пользование, хотя я об этом и не просил, одну из машин «Волгу», и этот его шаг я расценивал, как моральную поддержку. И в дальнейшем, когда я уже работал в Комитете, он всегда радовался успехам, живо интересовался делами, остро переживал, когда возникали проблемы особенно из числа тех, которые остро затрагивали рыбное хозяйство страны.
С большой теплотой вспоминают о совместной работе с Николаем Исааковичем Е.Б. Комаров, В.П. Журавлев, Е.Д. Ширяев, А.Н. Якунин, В.И. Цукалов, В.В. Беленко и многие, многие другие.
 
Пусть в нашей памяти сохранится светлый образ Николая Исааковича Котляра — неутомимого труженика моря, до конца отдававшего все силы рыбаку и этой профессии — рыбак. Его вклад в развитие рыбной отрасли огромен.
«Рыбные ресурсы»
 

ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ АСПЕКТЫ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ


ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

Анализ внешнеторговой деятельности рыбопромышленного комплекса России и обобщение наиболее актуальных проблем внешнего и внутреннего рынка
 
 
Внешняя торговля является связывающим звеном между национальным производством и мировым хозяйством. Подобно внутренней торговле, внешняя торговля осуществляет корректировку целей производства, конкуренцию товаропроизводителей со стимулом к расширению производства и (или) снижению издержек производства. При этом именно внешняя торговля наиболее объемно и рельефно проявляет сильные и слабые стороны сложившейся хозяйственной системы страны. Все сказанное в полной мере относится и к рыбному хозяйству России.
Очевидно, что при рассмотрении многих конкретных вопросов возможного совершенствования организации и повышения эффективности внешней торговли России рыбными товарами следует учитывать некоторые общие экономические закономерности. Также следует учитывать итоги и направления идущего реформирования внешнеторговой деятельности в России, включая и те, которые диктуются присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В начале 90-х годов был известный внутриполитический смысл в проведении мероприятий по всеобъемлющей ликвидации монополии внешней торговли (т.е. концентрации всех внешнеторговых операций в руках государства, соответственно и бывшего Минрыбхоза СССР). В итоге был обеспечен выход отдельных субъектов предпринимательской деятельности на международный рынок, усилилась общая заинтересованность предприятий в выпуске продукции высокого качества в энергетике, оборонной промышленности, агропромышленном комплексе и др., что в ряде случаев способствовало более эффективному международному разделению труда.
Однако при неразвитости рыночных отношений в России (также и в рыбном хозяйстве), известной неопытности хозяйствования во внешнеторговой сфере, что характерно и для руководящих работников и специалистов в сфере государственного управления, ярко проявились негативные экономические последствия: массированный рост импорта потребительских товаров, включая продовольствие и рыбные товары (сельдь из Норвегии и др.), резкое увеличение экспорта валютоемкого сырья и полуфабрикатов в ущерб развитию национальной экономики; поставка товаров по заниженным ценам, рост «теневой» и чисто «криминальной» экономики и др.
Например, в рыбном хозяйстве структуры, ориентированные на масштабный экспорт из России рыбы, ракообразных, моллюсков, быстро обогащались с ускоренным перераспределением собственности на суда и наиболее эффективные производства (например, экспортной направленности и др.). При этом произошла значительная криминализация внешней торговли рыбными товарами с очевидным присвоением имеющейся природной ренты. В то же время стали приходить в упадок неэкспортные подотрасли рыбного хозяйства России (судоремонт, аквакультура, рыбообработка и др.).
Именно это обстоятельство в течение последних 14 лет «либеральной внешнеторговой политики» и при фактическом прекращении государственной поддержки рыболовных компаний сегодня приводит к необходимости усиления государственного регулирования в рыбном хозяйстве России, в том числе для организации перераспределения финансовых потоков между основными группами товаропроизводителей и экспортеров.
В рыбном хозяйстве России, как и в других топливно-сырьевых отраслях, в условиях более высоких мировых цен на них, чем на внутреннем рынке, либерализация привела к гипертрофированному развитию экспорта. В то же время ограничение государственного регулирования по требуемому перераспределению экспортных доходов в пользу обрабатывающей промышленности не только затормозило их возможную модернизацию, но обусловило их экономическую стагнацию, перепрофилирование и ликвидацию (в том числе в рамках неоправданных банкротств). Такие процессы важны для выбора более эффективной экономической политики в рыбном хозяйстве России.
Особенно негативны, по мнению экспертов отрасли, последствия резкого снижения субсидирования рыбного хозяйства России в сфере отдаленного океанического рыболовства.
Следует кратко отметить основные особенности сложившейся в России системы внешней торговли рыбными товарами и направления повышения ее эффективности на среднесрочный период времени.
Как экспортер Россия к 2005 г. фактически занимает 10-е место в мире.
Анализ внешнеторговой деятельности России в части экспорта и импорта рыбных товаров показывает, что надо обратить внимание на следующие особенности:
1. Экспортируемые из России товары представляют собой преимущественно необработанное сырье, вывозимое без соблюдения согласованной между «независимыми» экспортерами ценовой политики, что приводит как к дискриминации со стороны стран-импортеров, так и неоправданно низким ценам.
2. В рыбном хозяйстве России, особенно на добывающих судах, имеется недостаток высокотехнологичной рыбоперерабатывающей техники, что сдерживает сертификацию производимой продукции в соответствии с требованиями Евросоюза. Выбытие уже имеющейся, но уже изношенной техники на флоте без ее должного возмещения ведет к снижению экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
В последние годы отмечается, например, резкое падение экспорта рыбного филе (0304), пользующегося особым спросом в наиболее развитых странах мира — США, Евросоюзе, странах АТР и др.
3. В свою очередь импорт в Россию субсидируемых рыбных товаров из ЕС и ряда других рыболовных стран мира подрывает финансово-экономические позиции российских товаропроизводителей.
Отметим, что в общем объеме ежегодных субсидий в странах ЕС в объеме около 1 млрд долл. выделяются такие направления: 26,7% — оптимизация промыслового усилия, 23,9% — обновление и модернизация флота, 22,5% — обработка продукции и маркетинг.
Так, импорт, например, субсидируемых рыбных консервов из Эстонии, Латвии и Литвы, отчасти подрывает конкурентоспособность рыбообрабатывающих предприятий Северо-Запада России. При этом по своим масштабам импорта в Россию в группе рыбных консервов (1604) особенно выделяются «Консервы из сардин и др., включая шпроты» (160413), составляющие в этой внешней торговле: в натуре — более 53–56% и по стоимости — 39–49%.
В частности, в «пиковом» 2001 году таких консервов было импортировано 72,3 тыс. тонн на сумму 34,2 млн долл., в отчетном 2003 г. — лишь 22,9 тыс. тонн на сумму 16,8 млн долл. США.
Анализ внешней торговли показывает заметное снижение импорта в Россию рыбных консервов в 2002–2003 гг.
В перспективе в этом направлении требуется использование «защитных мероприятий» (повышение ввозных пошлин, квотирование импорта, антидемпинговые меры и др.). В свою очередь, это предполагает системное изучение рыбного хозяйства и внешней торговли основных внешнеторговых конкурентов России.
4. В 2001–2003 гг. произошло снижение средних экспортных цен и падение валютной выручки (1,32; 1,29 и 1,21 тыс. долл. за тонну) и повышение средних импортных цен (0,36; 0,53 и 0,73 тыс. долл. за тонну), т. е. эффективность внешнеторговой деятельности отрасли снижается.
Требуется усиление контроля за установлением экспортных цен на вывозимые рыбные товары.
Удельный вес рыбных товаров, проходящих таможенное оформление, различен. Так, через таможню в последние годы проходило лишь около 34% экспорта «рыбы мороженой» (0303), а валютоемких ракообразных (0306) — около 14%. Импорт в Россию оформляется полностью через таможню (по данным Госкомстата РФ, в 2003 г. импорт товаров за пределами таможенной границы отсутствовал). Вывозными пошлинами в 2003 г. облагалось около 27% всей стоимости рыбных товаров.
В части вывозных пошлин установленный в России уровень таможенных пошлин соответствует нормам уровню ведущих рыболовных стран мира. На многие виды рыбных товаров пошлины не установлены.
По оценкам экспертов рыбной отрасли, целесообразно некоторое повышение ввозных пошлин на ряд рыбных товаров с целью экономической защиты российского товаропроизводителя и снижения последствий конкуренции со стороны иностранных поставщиков товаров.
В таблице приводятся соответствующие предложения, направленные в начале 2002 г. в ГТК России.
Предложения по установлению тарифных ставок на импортируемые рыбные товары с учетом требований экономической защиты российских рыбопромышленников и экспортеров
Код ТНВЭД и краткое наименование Действующий тариф, % Начальный уровень ставки, % Конечный уровень ставки, % Импл. период, лет
030350 — сельди мор., разные 10/10 (с евро) 20/20 (с евро) 8/10 (с евро) 5/5
030240 и 030350 — сельди разные, в т. ч. новая позиция ТНВЭД «сельдь балтийская (салака)» 10 (с евро)/10 (без евро) 20 (с евро)/20 (без евро) 8(с евро)/10 (без евро) 5/5
0302619 и 0303719 — кильки и шпроты 10/10 20/20 10/10 3/5
03027, 03038, 03052 — печень, икра и др., св., мор., сол. 10/10 15/30 10/20 3/5
0302111 и 0302119 — форель св. и охлажд. 10/10 20/30 10/20 5/5
0303211 и 0303219 — форель мор. 10/10 30/30 10/20 5/5
030212 и 030219 — лосось 10/10 20/30 10/20 5/5
030322 и 030329 — лосось мор. 10/10 20/30 10/20 5/5
03041011 — филе форели 10/10 20/30 10/20 5/5
03041013 — филе лосося 10/10 20/30 10/20 5/5
03041019 — филе пресн. рыбы 10/10 20/30 10/20 5/5
03041094 и 03041095 — ломтики (фарш) сельди 10/10 15/30 7/20 3/5
03042011— филе мор. форели 10/10 15/30 7/20 3/5
03042013 — филе мор. лосося 10/10 15/30 7/20 3/5
03042013 — филе мор. пресн. рыбы 10/10 20/30 10/20 5/5
03053019 — филе трески 10/10 15/30 10/20 3/5
03054945 — форель сол. 10/10 15/30 10/20 3/5
0305695 — лосось сол. и др 10/10 15/30 10/20 3/5
0306121 — омары 10/10 15/15 7/10 3/5
0306131 — креветки 10/10 15/15 7/10 3/5
0306133 — мелкие ракооб. 10/10 15/15 7/10 3/5
0306139 — пр. креветки 10/10 15/15 7/10 3/5
030614 — крабы разные 10/10 20/20 7/10 3/5
030622 — омары разные 10/10 15/15 7/10 3/5
16041991 — конс. из филе 15/15 50/50 35/40 5/5
1604201 — консервы из лосося 15/15 45/45 30/40  
Примечание: в числителе приводятся ставки, предлагаемые Минэкономразвитием России, в знаменателе — наши встречные предложения по таким ставкам в обеспечение требуемой экономической защиты рыбопромышленников и экспортеров России.
В условиях скорого присоединения России к ВТО следовало бы еще раз посмотреть на предлагаемые «протекционистские» ввозные таможенные пошлины (которые ВТО предлагает всемерно понижать для товарной экспансии России).
5. Значительная часть экспорта осуществляется на нелегальной основе. При этом получила определенное распространение недобросовестная конкуренция (браконьерство, фальсификация торговых марок и др.).
6. Во многом связанный характер экспорта рыбных продуктов, когда в условиях «бербоут-чартера» судов с их последующим выкупом необходимо погашать иностранные кредиты поставками рыбных товаров по ранее принятым жестким обязательствам (включая расчетные экспортные цены и др.), снижает экономическую эффективность такого экспорта.
В развитых странах мира (США, Евросоюз и др.) государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает в себя такие важные меры, как льготное кредитование экспортеров и импортеров, страхование внешнеторговых кредитов и рисков, субсидирование стратегически важных товаропроизводителей и экспортеров, представление временных налоговых преференций и др., что создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности страны на внешних рынках.
Организация рыбного хозяйства России и в этом отношении отстает от достигнутого уровня зарубежных стран.
Адрес эл. почты для высылки замечаний и предложений: statistics@vnierkh.ru.
(Окончание в след. номере)

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2020
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции