Назад

Глава 1. Сырьевые ресурсы

1.9. Как делят квоты

Самое "рыбное" дело в рыболовстве это, конечно же, распределение квот на промысел. Об аукционах и платности квот для российских рыбаков в российской же экономической зоне мы поговорим чуть позже, а пока остановимся на принципиальных механизмах, которые сегодня используются в отрасли при распределении квот.
Рыбохозяйственное ведомство долго упрекали в том, что распределение квот оно производит, руководствуясь собственными предпочтениями. В итоге ведомство сделало соответствующие выводы и существующий произвол был оформлен в законное постановление правительства и им санкционирован. Понятное дело, что в правительстве нет специалистов, и все. что туда притащили чиновники рыбного ведомства, стало нормативным документом, регламентирующим распределение квот на промысел. Произошла лигитимизация произвола.
Согласно этому положению, из всего возможного объема сырьевых ресурсов перед распределением промышленных квот исключаются объемы, предназначенные для научных и рыбоводных целей. Мы уже говорили о фантастических объемах промысловых ресурсов, выделяемых на эти цели.
Затем положение позволяет исключить из ОДУ те объемы, которые правительство само распределяет собственными решениями. Поэтому правительство оказывается замешанным в грязные аферы, которые постоянно проделываются с квотами. Следовательно, чиновники правительства и чиновники ведомства повязаны общими коррупционными интересами. Иначе зачем же правительству самому распределять какие-то квоты? Не царское, как говорится, это дело. В итоге правительство, даже если исключить коррупционный интерес, защищая честь собственного мундира вынуждено прикрывать и выводить из зоны ответственности "шалунов" от рыболовства.
Ну и последнее. Из ОДУ исключаются объемы, выделенные иностранцам. Это, пожалуй, тоже весьма показательно. Потому, что все нормы морского права говорят о том, что иностранные рыбопромышленники допускаются лишь к остатку ресурсов после их распределения среди собственных рыбаков.
Но это в мире. У нас же наделение квотами иностранных рыбопромышленников давно поставлено на широкую ногу, что свидетельствует о том, что "откат" гарантирован. Не моргнув глазом. российские рыбные чиновники, в рамках распределения квот на треску и пикшу Баренцева моря, спокойно выделяют "третьим странам" 40 тыс. тонн трески! При этом даже не называются те страны, которым делается такой щедрый подарок.
Иными словами, собственные граждане-рыбаки оказались в своей же стране людьми четвертого сорта (приоритета). Возможно, это и позволяет творить в отрасли любой произвол.
Если приведенная "иерархия" является теоретической базой бесправия российских рыбаков, то дальше уже начинается практика реализации такого бесправия. Все начинается с распределения ресурсов между регионами одного бассейна. На Дальнем Востоке квоты делятся между Камчатской, Сахалинской, Магаданской областями, Приморьем и Хабаровским краями, Чукотским и Корякским округами. Аналогично распределяются квоты между субъектами федерации на Северном бассейне.
И на первый взгляд такая схема кажется понятной и справедливой. Но только на первый взгляд. При простейшем анализе становится понятным, что к справедливости это не имеет никакого отношения. Начнем хотя бы с того, что субъекты федерации не являются субъектами хозяйственной деятельности.
Распределение происходит на основании рекомендаций бассейнового научно-промыслового совета, создаваемого ведомством. В состав такого совета входят представители ведомства, администраций регионов, некоторых предприятий и научных учреждений.
Ответа на вопрос, почему распределять квоты должна и наука не знает никто. Казалось бы, функции науки заканчиваются оценкой запасов и определением ОДУ. На основании этих данных другие люди, пусть даже те, которые делают это и сегодня, должны распределять квоты.
Наконец квоты между регионами распределены. Каждый руководитель региона тянул ресурсы на себя и в итоге получил некоторое приближение к желаемому.
Далее спектакль повторяется, но уже в масштабе региона. Там добытые на первом этапе дележки квоты распределяются между предприятиями, но не забываются потребности самого региона Это значит, что из общего объема доставшихся региону квот исключается то количество ресурсов, которое пойдет на "общерегиональные нужды". Эти квоты будут проданы, а деньги администрация использует по своему усмотрению. В бюджет региона он; конечно же не включаются и становятся абсолютно бесконтрольным "общаком" группы региональных чиновников.
Такая процедура распределения квот хорошо отвечает инте ресам как московских, так и региональных чиновников, обеспе чивая их весьма существенными финансовыми ресурсами.
В результате второго этапа владельцами квот становятся уже и предприятия, если они удовлетворяют большому списку разнообразных критериев, многие из которых говорят о том, что рыночной экономики и правового государства у нас просто не существует.
Преимущества при распределении квот получают те, кто по мимо своей производственной деятельности еще несет дополни тельные затраты на содержание социальной сферы. Какой же закон определяет это? Приоритет отдается и "традиционным пользователям (кто работает более 5 лет). А как же с равноправием хозяйствующих субъектов? Да никак! Так решили коррумпированные чиновники! Все крупные предприятия являются, разумеется, "традиционными" пользователями. И это вместо помощи новым предприятиям!
Естественно, приоритеты получают самые крупные предприятия - градообразующие. Так их стыдливо именуют, вместо того чтобы прямо сказать: - монополисты. Но это еще не все.
А еще нужно доказать, что предприятие платило налоги. И хотя налоги - функция совершенно иного ведомства и никто не поручал рыбохозяйственному ведомству контролировать уплату налогов и выплаты в различные фонды, оно с удовольствием этим занимается. Придумано даже специальная технологи. расчета уменьшения квоты при опоздании с уплатой налогов.
Преимуществом в получении квот пользуются и те, кто на свой страх и риск, заменяя собой науку, которая получает на это специальные квоты, работает на малоиспользуемых или неизученных объектах промысла. Чиновники считают, что рыбак должен еще за свой счет помогать исследовать "малоизученные" объекты промысла! Впрочем, все эти премудрости для чужих. Свои получают все сполна и без каких-либо хлопот.
И все это придумывают государственные чиновники, вместо того чтобы написать абсолютно внятный алгоритм распределения квот между пользователями. При этом следует четко определить, что получателями квот могут быть только субъекты хозяйственной деятельности - судовладельцы и арендаторы, а совсем не субъекты федерации или органы власти самой федерации. При полном равноправии всех предприятий, разумеется. С этого начинается нормальная рыбопромышленная деятельность, как, впрочем, и рыночная экономика.
Так существуют ли в нынешней системе российского рыболовства объективные механизмы распределения квот? Ответ вполне определенный: нет. И не потому, что их не существует в природе, а потому, что они не устраивают чиновников. Поэтому есть необходимость поговорить об одном из возможных подходов к распределению квот.

Назад