Назад

Глава 1. Сырьевые ресурсы

1.10. Алгоритм объективного распределения квот

Обеспечение равноправного доступа всех рыбодобывающих и рыбохозяйственных предприятий к сырьевым ресурсам, являющимся федеральной собственностью, требует выработки эффективного механизма объективного и гласного распределения квот на промысел для предприятий любых форм собственности и прямого участия в этом процессе рыбопромышленников и их общественных организаций.
Отсутствие такого механизма приводит к конфликтам, злоупотреблениям чиновников и, в итоге, к ущемлению законных прав рыбопромышленников и добывающих предприятий.
Статья 8 Конституции РФ гласит, что рынок на территории России является единым и его запрещается делить по территориальному признаку. Антимонопольное законодательство запрещает любым органам власти, группам предприятий и предпринимателей препятствовать выходу на рынок новым предприятиям и предпринимателям. "Стаж" работы в отрасли не может быть критерием для получения каких-либо преимуществ для одних предприятий или ограничения прав других.
Государство в лице его федеральных органов и администраций регионов должно быть гарантом соблюдения законных прав каждого участника рыбопромысловой деятельности, обеспечивая каждому равную долю сырьевых ресурсов в соответствии с ОДУ и промысловыми мощностями предприятий.
Должен быть принципиально решен вопрос о приоритете отечественных рыбопромышленников перед любыми иностранными.
Необходимо отметить, что в сфере управления сырьевыми ресурсами есть несколько главных функций, принадлежащих только государству:
1) организация сбора полной и достоверной информации о промысле;
2) определение объективного ОДУ - как гарантии стабильности сырьевой базы, являющейся государственным достоянием;
3) ведение реестра флота;
4) контроль за соблюдением правил распределения;
5) разработка правил ведения промысла и контроль за выбором квот.
Эффективная реализация этих функций является необходимым условием сохранения запасов на оптимальном уровне.
Исходя из этого, процедура квотирования должна состоять из трех этапов и опираться на организационную структуру, состоящую из нескольких звеньев. Иными словами, нужен специальный комитет по квотированию, который бы собирался и работал несколько раз в год в периоды распределения квот. Важно, чтобы этот комитет не превратился в еще один постоянный бюрократический орган, а основанием для распределения квот служили только ОДУ и отраслевой реестр реальных судов. Сама же идея объективного распределения квот предельно проста: квоты должны делиться только пропорционально промысловым мощностям. Только тогда не остается места для какого бы то ни было жульничества и манипулирования ресурсами.
Структура комитета по квотированию
Для реализации идеи объективного и гласного распределения ресурсов бассейновые комитеты по квотированию должны состоять из:
- научного подкомитета, включающего представителей научных организаций бассейна сырьевого профиля, рыбоохранных и природоохранных учреждений;
- административного подкомитета, включающего представителей федеральной власти и представителей администраций регионов, территорий и природоохранных учреждений;
- подкомитета по квотированию, включающего представителей рыбопромышленников и их общественных объединений. В состав подкомитета должны входить представители федеральных и региональных властей, рыбоохранных и природоохранных учреждений;
- временной технической группы, формируемой в случае необходимости выработки или уточнения "формулы" распределения квот. Группа может создаваться из представителей административного подкомитета и подкомитета по квотированию с привлечением необходимых экспертов;
- конфликтной комиссии.
Научный подкомитет представляет результаты исследования сырьевой базы, оценки запасов и ОДУ на предстоящий промысловый период.
Административный подкомитет определяет общебассейновые нужды и вырабатывает рекомендации по использованию части сырьевых ресурсов на эти цели.
Подкомитет по квотированию распределяет квоты (объемы вылова) между отдельными предприятиями в соответствии с их промысловыми мощностями.
Научный подкомитет
Представляет и рассматривает результаты исследования состояния запасов промысловых объектов на бассейне и дает оценки ОДУ. Необходимо определить, что подкомитет может принимать ОДУ к рассмотрению только после его экологической экспертизы. проведенной в соответствии с законом "Об экологической экспертизе". При необходимости для отдельных районов и популяций должны быть представлены рекомендации по сезонности промысла, а также, если необходимо, по лимитированию промысловых усилий и другим ограничениям и мерам регулирования.
Представленные научным подкомитетом данные являются официальными и не могут пересматриваться в административном порядке. Подкомитет дает пояснения по всем вопросам состояния и использования сырьевой базы. Но непосредственного участия в распределении квот не принимает.
Административный подкомитет
Определяет общебассейновые нужды, которые временно, до возобновления бюджетного финансирования, могут включать в себя лишь научное, аварийно-спасательное обслуживание и охрану рыбных ресурсов. Подкомитет должен определить объекты и объемы, предназначенные для обеспечения деятельности указанных служб. Подкомитет, если это необходимо, определяет условия предоставления госзаказа предприятиям и уточняет его объем.
Подкомитет по квотированию
В работе подкомитета имеют право принимают участие все судовладельцы или представители объединений судовладельцев, обладающие добывающим флотом, чьи суда включены в государственный реестр промыслового флота и находятся или будут находиться в рабочем состоянии в предстоящем промысловом сезоне.
В работе подкомитета имеют право принимать участие и рыбоперерабатывающие предприятия, которые вправе претендовать на квоту в объемах, обеспечивающих загрузку своих производственных мощностей, но на равных условиях с другими пользователями ресурсов. При этом они не могут претендовать на объемы ресурсов, превышающие промысловую мощность собственных или арендованных судов.
Право личного участия в работе подкомитета любого зарегистрированного Российского предприятия, независимо от его территориальной принадлежности, гарантируется, в соответствии с Конституцией РФ, отраслевыми федеральными властями и местными администрациями.
Каждый участник собрания имеет один голос, а представители групп предприятий (по доверенности) или общественных организаций, представляющих интересы своих членов, столько голосов, сколько им делегировано членами соответствующих организаций или предприятий. Одновременное участие в голосовании предприятий, передавших свои голоса представителям объединений, в этом случае не допускается.
В основу принципа распределения квот должно быть положено понятие "единичной" промысловой мощности на основе какого-либо типа судна, промысловая мощность которого принимается за единицу. Для тралового промысла, например, за единицу промысловой мощности может быть принят СРТМ со стандартным траловым вооружением. Один БМРТ будет (пример совершенно условный) равен 3 СРТМ, а один РС - 0,3 от СРТМ. Получается, что один БМРТ должен получить ресурсов в 3 раза больше, чем СРТМ, а РС в 3 раза меньше, чем СРТМ. Необходимо помнить, что данные соотношения не более, чем иллюстрация подхода. Реальные соотношения промысловой мощности различных типов судов должны рассчитываться специально. Теоретическая база для этого существует.
Для других видов промысла должны быть установлены свои соотношения между промысловыми мощностями.
В этом случае сама процедура наделения квотами может быть сведена к простым техническим операциям:
- определение реально претендующих на квоту промысловых мощностей по каждому виду или способу лова и каждому объекту промысла (на основе единого реестра флота);
- деление свободных объемов промыслового изъятия на суммарную промысловую мощность и получение промысловой нагрузки на единичную промысловую мощность;
- умножение единичной промысловой нагрузки на реальное количество промысловых мощностей по каждому предприятию и получение таким образом причитающейся каждому части сырьевых ресурсов на предстоящий год.
Представители федеральных и местных властей ничего сами не определяют, а лишь организуют и контролируют соответствие распределения ресурсов установленным правилам и принятой процедуре.
Распределение квот утверждается голосованием и подписывается всеми участниками. Документ должен быть утвержден также представителями местных администраций и Комитетом по рыболовству. Утверждение означает лишь одно: распределение квот происходило в полном соответствии с установленной процедурой.
Итоговый документ должен быть доступен для рыбопромышленных предприятий, общественных организаций и СМИ. Более того, на всех этапах распределения имеют право присутствовать представители СМИ.
Конфликтная комиссия
Очевидно, что в любом случае распределение квот - дело достаточно конфликтное, затрагивающее интересы многих предприятий и большого числа работников. Поэтому наличие механизмов и инструментов досудебного разрешения конфликтов представляется крайне важным для нормальной деятельности самоуправления в системе распределения сырьевых ресурсов. В случае возникновения конфликтных ситуаций из представителей административного подкомитета и подкомитета по квотированию может создаваться конфликтная комиссия, которая и призвана находить компромиссы и выносить соответствующие решения, утверждаемые затем подкомитетом по квотированию.
Нужно отметить, что оценка запасов и ОДУ не могут быть предметом обсуждения на конфликтной комиссии. Очевидно, что спорные вопросы по оценке запасов могут рассматриваться только соответствующим Ученым Советом.
Распределение ресурсов на общебассейновые нужды и для реализации госзаказа не являются бесспорными и могут быть предметом обсуждения как в конфликтной комиссии, так и в комитете по квотированию.
За каждым участником Собрания (включая предприятия, местные администрации. Комитет по рыболовству и природоохранное ведомство), совершенно естественно, признается право отстаивания своих интересов в суде.
Все процедуры распределения квот являются гласными и полностью открыты для общественности и СМИ.
Легко понять, что в таких процедурах распределения квот нет даже места для "административного ресурса".
Каждый занимается своим делом и все вместе контролируют друг друга. В такой системе нет места для манипуляций, а потому коррупция и взятки не находят потребителя.
Проект этой простейшей, но достаточно надежной технологии в течение 1993-1998 годов многократно передавался в Комитет по рыболовству, Минсельхозпрод, Минский, Минэкономику, практически, всем заместителям председателя правительства РФ.
И хотя процедуры предельно просты для понимания и не имеют видимых изъянов, предлагаемые механизмы отвергаются даже без рассмотрения. Причина, догадаться не трудно, тому одна: подрываются устои, на которых стояла и стоит отраслевая коррупция.
Предположим на минутку, что такая система распределения квот принята. Тогда очень легко понять, что квоты больше не делятся между регионами. Квоты делятся между предприятиями, а если еще точнее - между судами. А объем квот на регион соответствует сумме квот, выделенных для реально существующих промысловых мощностей данного региона. Очень разумно, так как ставит власть региона в положение, когда она прямо заинтересована в развитии рыболовства и увеличении промысловой мощности (количества судов) в своем регионе. С них (и только с них!) она и получает налоги - доходы региона. Нет судов - нет и квот.
Сегодня власть не заинтересована в развитии рыболовства: квоты на регионы делят без учета промысловых мощностей - с помощью силовых, административных и коррупционных ресурсов. Условно говоря, регион, в котором всего несколько судов, может получить столько же ресурсов, сколько получает регион с десятками судов. Так зачем же ему еще суда и рыбаки? От них одна канитель! Поэтому и нужен механизм, который может заставить региональные власти заботиться о рыболовстве.
Вместо внедрения простых и понятных механизмов предложен и, не считаясь с массовыми протестами, внедрен странный механизм реализации квот на аукционах.

Назад