Глава 1. Сырьевые ресурсы1.11. Перспектива платности морских биоресурсов может стать реальностью с результатом "как всегда"Так сложилось (точнее, так сознательно была сконструирована система), что истинного состояния дел в этой севере не знает никто, за исключением буквально нескольких особо доверенных чиновников рыбохозяйственного ведомства. Формально обозначенные процедуры распределения квот имеют многоступенчатую структуру и не позволяют отслеживать деятельность каждого из получателей квот.
При таком положении получение квот не связано напрямую с технической базой рыболовства - промысловой мощностью, т. е. с количеством и типами промысловых судов.
Нормальной сегодня является ситуация, когда два предприятия, имеющие одинаковый флот и работающие на одном и том же объекте промысла, получают, без объяснения причин, разные квоты. Это происходит даже тогда, когда речь идет о массовых и дешевых объектах промысла, таких, скажем, как минтай. Если же речь идет о таких высокорентабельных объектах, как краб, то квоты на его промысел достаются только избранным.
Такая система не справедлива и не может не порождать коррупцию. Если нет жесткого и объективного закона, а решение, связанное с огромными деньгами, принимают чиновники, то произвол и взятки неизбежны и становятся нормой.
Отличительная особенность советского, а теперь и российского рыболовства - гигантомания. Это обстоятельство усугубляет коррупцию и подрывает сырьевую базу. В интересах крупных судовладельцев и чиновников и затеяна вся возня вокруг платности ресурсов.
Мировой опыт показывает, что рыболовство является сферой деятельности малого бизнеса, и Россия за последние годы стихийно, по наитию, крайне медленно, но двигается в этом направлении.
Использование зарубежного и, в первую очередь, японского опыта - путь к вовлечению в рыбохозяйственную деятельность значительного количества людей - собственников, живущих на прибрежных территориях страны, создание малых семейных предприятий с одним-двумя небольшими судами, формирование настоящей конкурентной среды, создание заинтересованности в рациональном рыболовстве и сохранении ресурсов.
Нынешняя система обеспечения сырьевыми ресурсами российских рыбаков, особенно малых предприятий, является просто издевательством над ними. Абсолютный приоритет имеют крупные, можно сказать квазимонополистические предприятия, образовавшиеся из бывших государственных предприятий. Судьбу квот и самого рыболовства фактически определяют 25-30 руководителей таких предприятий совместно с узкой группой чиновников рыбохозяйственного ведомства и региональных чиновников от рыболовства. Показательно, что по положению о распределении квот приоритетом пользуются как раз монополистические предприятия. Так называемые "градообразующие" предприятия по сути дела и являются квазимонополистами. Вместо того. чтобы провести решительную демонополизацию и создать конкурентную среду, чиновники в прямом сговоре с руководителями таких предприятий сохранили эти структуры, а затем наделили их особым приоритетом при получении ресурсов.
Парадокс (мы об этом уже говорили), но юридическим приоритетом на российские сырьевые ресурсы в национальной исключительной экономической зоне обладают иностранные компании.
Но и это не все. Уже несколько лет ресурсы нашей экономической зоны реализуются на аукционах. Идея (если ее не относить к плавающей в воде рыбе) вроде бы рыночная, но в российских условиях превращается в абсурд и приведет лишь к окончательному развалу отрасли и трансформации ее из сферы массовой деятельности самодеятельного населения в сферу деятельности рыбных "квазиолигархов".
Коррумпированным руководителям рыбного ведомства удалось внедрить эту "рыночную" идею даже в головы больших либералов от экономики. Ничего не понимания в существе дела они с удовольствием приняли аукционные новации для рыболовства.
Так что же нужно делать с нашим рыболовством? Есть всего несколько узелков, которые нужно развязать немедленно.
Первая проблема - объективное распределение сырьевых ресурсов (квот) между российскими рыбаками. Об этом мы уже говорили выше. В рыночных условиях нет никаких оснований для того, чтобы наделять предприятия квотами по усмотрению чиновников и предоставлять кому бы то ни было, кроме малочисленных народов, какие-либо приоритеты. Когда-то нужно признать. что все предприятия имеют одинаковые права на ресурсы своей экономической зоны.
Вторая и, может быть, самая главная проблема - особо ценные ресурсы: крабы, осетровые, некоторые лососевые, моллюски. Квоты на них должны продаваться всем желающим, включая иностранцев, по цене равной мировой или даже выше. Технология реализации такой концепции достаточно проста и требует только небольшого количества честных чиновников. Промысел же таких объектов, даже иностранцами, должен осуществляться только российскими судами с российскими экипажами. Это даст существенную занятость населения. Квоты на обычные, массовые объекты промысла должны распределяться среди российских рыбаков бесплатно в соответствии с описанной выше или с другой подобной процедурой. Нужно совершенно четко признать, что в мире нет примеров продажи ресурсов своей экономической зоны своим же рыбакам.
Не стоит и нам быть в этом новаторами. Бездумные инициативы "рыбных" и экономических чиновников и, в первую очередь, министра экономического развития и торговли Германа Грефа, могут окончательно развалить отечественное рыболовство. но не ликвидируют отраслевую коррупцию.
То же, что предлагают чиновники вместо нынешней, порочной системы квотирования, приведет просто к краху.
|