Назад

Глава 2. Большая проверка

2.4. Снова о промысловой информации

В нашем распоряжении есть документ налоговой полиции по Мурманской области, свидетельствующий о попытках Мурманских структур Госкомрыболовства скрыть от налоговых структур информацию о промысловой деятельности судов и предприятий, зарегистрированных в этом регионе. По данным налоговой полиции, промысловая информация корректируется и занижается "Мурманрыбводом" (орган рыбоохраны), а ведомство запрещает ему передавать информацию налоговым органам. Дело почти уголовное, но комиссия гордо прошла мимо криминальных фактов.
Между тем еще 21 марта 1997 г. начальник Управления налоговой полиции по Мурманской области писал своему московскому начальнику - директору Федеральной службы налоговой полиции С.Н.Алмазову (письмо №1/1013):
"Кольский полуостров является одним из богатейших сырьевых регионов Северо-Запада России. Основой экономической структуры Мурманской области наряду с предприятиями горнопромышленного комплекса являются также рыбопромысловые флота и колхозы. В 1996 году общий объем экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ составил 755,0 миллионов долларов (никель - 242,2 млн. долларов, апатитовый концентрат - 140,2 млн. долларов, цветные металлы - 145,5 млн. долларов, рыбопродукция - 138,8 млн. долларов), что составило 123% от объемов 1995 года. При этом более чем на 50% по сравнению с 1995 годом сократилось поступление валюты на транзитные и текущие счета в российские банки.
В Управлении ФСНП России по Мурманской области с 1992 года и по настоящее время в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях налогового законодательства со стороны коммерческих структур, занимающихся выловом, переработкой и реализацией рыбной продукции, а также вскрыт механизм сокрытия доходов. Данные нарушения стали возможны в связи с отсутствием единой системы контроля за использованием рыбных ресурсов и обмена информацией между государственными органами квотоконтроля и правоохранительными структурами России.
Анализ имеющихся материалов свидетельствует о том, что после приватизации крупные предприятия рыбной промышленности области - Управление "Севхолодфлот", АО "Мурманрыбпром" и "Мурманский траловый флот" создали около семидесяти мелких структур различных форм собственности, в том числе и за рубежом. Руководство флотов через эти коммерческие структуры приобретает акции крупных иностранных компаний, банков, инвестиционных и страховых компаний, за счет средств, "перекаченных" через эти фирмы в иностранные банки. Все это позволяет им получать неконтролируемые доходы.
С 1994 года рыбодобывающие предприятия области, пользуясь отсутствием информации о фактических объемах выловленной и произведенной рыбопродукции у правоохранительных органов, осуществляют неконтролируемый экспорт своей продукции в страны Европы. Ежегодно по демпинговым ценам только в норвежских портах реализуется рыбопродукции на сумму около 1 млрд. норвежских крон. 70% предприятий Норвегии занимаются переработкой рыбы, выловленной российскими судами. В последующем эта продукция реализуется на территории Российской Федерации. В тоже время, рыбоперерабатывающие предприятия Мурманской области простаивают из-за отсутствия сырьевой базы.
В ходе проведения оперативных мероприятий установлено, что информация о добыче рыбы, морепродуктов и ее реализации в иностранных портах поступает в региональное Управление Комитета по рыболовству "Мурманрыбвод". Получить эту информацию официальным путем не представляется возможным в связи тем, что администрация "Мурманрыбвода" ссылается на указание Комитета по рыболовству России, запрещающее передачу этих данных. При проведении, проверок предприятий рыбной отрасли по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства нами неоднократно направлялись запросы в Комитет по рыболовству, который под любым предлогом отказывал в предоставлении сведений, интересующих органы налоговой полиции. В то же время по условиям договора Роскомрыболовства с Директоратом по рыболовству Норвегии запрашиваемые нами сведения не содержат каких-либо ограничений в порядке пользования. Нами с 1994 года в ходе реализации дел оперативного учета была получена информация, свидетельствующая о том, что первичные данные, поступающие в "Мурманрыбвод", постоянно корректируются в сторону занижения вылова по квотам (выделено мною. - Э.Ч.). Это нашло подтверждение и в информации, предоставленной Центральным управлением Норвегии по расследованию и наказанию за экономические и экологические преступления "ЭКОКРИМ". На запросы, связанные с проверкой оперативной информации о незаконном лове, от руководства "Мурманрыбвод" был получен ответ о том, что подобных нарушений не имелось, или подтверждают самые незначительные из них.
Осенью 1996 года руководитель Комитета по рыболовству России Родин А.В., находясь в Норвегии, убедил представителей Директората по рыболовству Норвегии в нецелесообразности предоставления данных по выгрузкам рыбы в норвежских портах правоохранительным органам России и Норвегии. Договоренность такого характера стала возможной в результате оттока российских рыбодобывающих фирм с норвежского рынка, которые не заинтересованы в контроле за их деятелностью со стороны налоговой полиции.
Начальникам региональных отделений Комитета по рыболовству было дано устное указание об уничтожении базы данных по вылову и реализации рыбы за прошедшие периоды, т.е. 1993-94 годы (выделено мною. - Э.Ч.). В настоящее время готовится к уничтожению база данных за 1995-98 годы.
Направляем в порядке информации и для принятия мер для устранения противодействия со стороны органов исполнительной власти, занимающихся вопросами рыболовства, в получении доступа к их данным.
Приложение на пяти листах.
Начальник Управления
       Генерал-майор налоговой полиции Е. Л. Кениг"
Это письмо наглядно демонстрирует безбоязненность рыбных начальников и масштабность их "операций". Причина, по которой руководитель мурманской налоговой полиции вынужден обращаться к своему руководителю, достаточно проста: рыбохозяйственное ведомство и его руководители просто издевательски игнорировали законные требования налоговых органов о предоставлении информации.
Между тем информация о промысле не только не может скрываться от контролирующих государственных органов, но должна вообще быть общедоступной. Это следует из законов "Об охране окружающей природной среды", "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне", а также из Указа Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" (от 31 декабря 1993 г, в ред. от 17 января 1997 № 13 и от 1 сентября 2000 № 1606).
Приведем два документа, иллюстрирующие отношение рыбохозяйственного ведомства к законным требованиям Управления налоговой полиции Мурманской области. Первый из них подписал заместитель начальника "Главрыбвода" - головной рыбоохранной организации ведомства, а второй - заместитель руководителя ведомства.
"Просьба о передаче в Ваш адрес бассейновым управлением "Мурманрыбвод" и АО "Комплексные системы" сведений о вылове и реализации морепродуктов представляется нецелесообразной (выделено мною. - Э.Ч..), так как сведения по вылову являются оперативными и не могут являться основанием для решения конкретных задач, стоящих перед налоговой полицией. Сведениями о реализации морепродуктов указанные организации вообще не располагают.
Рекомендуем пользоваться официальными данными, которые представляет Госкомстат России.
Зам. начальника Управления В. С. Белов"
"Комитет Российской Федерации по рыболовству рассмотрел Ваш запрос № 3-1415 от 14.08.95.
В соответствии с Положением о Комитете Российской Федерации по рыболовству, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 467, Роскомрыболовство не наделено полномочиями вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим, сообщаем, что Роскомрыболовство не oрасполагает сведениями и документами, указанными в запросе.
Для получения необходимых документов Вам следует обратиться к непосредственным участникам сделок купли-продажи, на которые Вы ссылаетесь в запросе.
Первый заместитель Председателя Комитета А. В. Родин"
Доказывает ли это коррумпированность совершенно конкретных чиновников Белова и Родина? На все 100 процентов! Комментарии, как говорится, излишни, хотя не сказать, что приведенные отписки подтверждают, что ведомство фактически открыто покрывает браконьеров и саботирует законные требования контрольных органов государства, невозможно.
Кому и сколько нужно платить, чтобы оставаться при этом безнаказанными, можно только догадываться.
Комиссия располагала этими документами, но не сочла факты, красноречиво в них изложенные, заслуживающими внимания.

Назад