Назад

Глава 3. Коррупция

3.1. Говорит Генеральная прокуратура

Разговор о делах в российском рыболовстве. Начнем с официальной справки Генеральной прокуратуры РФ, подготовленной Управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Это необходимо хотя бы просто потому, что такого рода откровения редко становятся достоянием общества. Справка была подготовлена к совещанию правоохранительных органов и служб, посвященному положению дел на границах России, включая и российское рыболовство.

СПРАВКА
О результатах обобщения практики исполнения закона "О Государственной границе России" таможенного, налогового и природоохранного законодательства в бассейнах морей Арктики и Дальнего Востока

15 сентября 1997 г., г. Москва
В соответствии с п. 17 Плана работы Генеральной прокуратуры России управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах совместно с Главным следственным управлением, управлением по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, Главной военной прокуратурой, рядом территориальных и специализированных прокуратур, в координации с федеральными правоохранительными органами Российской Федерации проведена проверка исполнения Федерального закона "О государственной границе России", таможенного, налогового и природоохранного законодательства в бассейнах морей Арктики и Дальнего Востока при осуществлении добычи морепродуктов, разработке биологических и природных ресурсов, их экспорте. Анализ показал, что указанная проблема приобрела для России особую значимость и ее решение необходимо для обеспечения экономической безопасности государства.
Трудности переходного периода, развития рыночных отношений, реформирования собственности на транспорте, рыбодобывающих предприятиях, сопровождающиеся значительным ростом количества участников внешнеэкономической деятельности, повлекли ряд негативных последствий. В акваториях морей Арктики и Дальнего Востока на протяжении последних лет отмечается хищническое отношение к использованию природных ресурсов. Угрожающие масштабы приобрела противоправная деятельность по добыче, переработке и сбыту рыбы и других морских продуктов, особенно на Дальнем Востоке. Участились случаи контрабандного вывоза пушнины, стратегически важных сырьевых товаров, драгоценных, цветных и редкоземельных металлов через северные и дальневосточные морские порты.
Оценить реальные масштабы разбазаривания природных, особенно водных биоресурсов сложно. Официальные статистические и другие показатели, имеющиеся в распоряжении России, неполны и недостоверны, поскольку значительно отличаются от иностранных данных.
Приблизительные расчетные потери Российской Федерации от неучтенного вывоза морепродуктов только из дальневосточной 200-мильной экономической зоны составляют более 20 млрд. руб. ежедневно.
За счет нелегального экспорта морских биологических ресурсов за последние 7 лет государству нанесен ущерб, оценивающийся более чем в 35 млрд. долларов США. Однако есть все основания полагать, что действительный ущерб значительно превышает эту цифру.
В то же время, ежегодные доходы российских предприятий различных форм собственности, занимающихся добычей и реализацией морепродуктов, оцениваются в 4.7 млрд. долларов США. При этом большая часть полученной прибыли скрыта от налоговых служб России, валютные средства осели на счетах в иностранных банках или контрабандным путем вывезены из России.
Проверка показала, что незаконную производственную деятельность по добыче различных видов морепродукции в исключительной экономической зоне России в основном осуществляют Япония, США, Польша и Южная Корея. Нередко вылов и переработка морского сырья осуществляется в нарушение существующего законодательства. Растет число контрабандных сделок между членами российских и японских судокоманд непосредственно в районах промысла.
Основной ущерб наносят действия российских промысловиков, когда рыбопродукция продается иностранным приемщикам в обход таможенных пошлин и налогов. В настоящее время по экспертной оценке подобным образом за границу уходит около 80% продукции.
Осуществление экономических проектов в регионе приводит к фактическому захвату российских биологических ресурсов. Это наглядно усматривается в деятельности японских фирм "Якагама Трейдинг", "Мицуи", "Никкерейн", "Марикава Шоджи Кайша", "Шинко Шоджи", под контролем которых находится почти весь экспорт российских морепродуктов за границу. Большая часть продукции добывается российскими судами бывшего АО "Магаданрыбпром" и перегружается в море на японские и корейские плавбазы.
Практикуя приобретение у судов Российской Федерации неучтенных морепродуктов за наличный расчет в районах лова, корейские компании "Корея Вонянг Фишериз", "Дайрим Корпо-рейшн", "Дай Вонг Дип Си Фишериз" и другие предлагают российским рыбакам не более 50% реальной оптовой цены, которая составляет 800 долларов США за тонну. Хищническое разграбление биологических ресурсов в исключительной экономической зоне России привело к тому, что цена на морепродукты за последние три года в Японии упала в 5 раз, в Южной Корее в 2,51 раза. Оптовая цена на мировом рынке морепродуктов упала на 17%.
Хищение биоресурсов носит хорошо организованный характер. В незаконной их добыче и сбыте участвуют судовые команды, судовладельцы, иностранные партнеры, перечисляющие часть выручки на лицевые счета юридических лиц и подставных фирм. В большинстве своем за этим "бизнесом" стоят организованные преступные группировки, как с нашей стороны, так и иностранных партнеров. В связи с этим Россия не только несет материальные убытки. У наших зарубежных соседей начинает складываться впечатление, что в России государственные органы во многом утратили контроль за обстановкой в акваториях морей.
Отсутствие надлежащего правового механизма при осуществлении экспортных операций с рыбой и морепродуктами, добытыми за пределами 12-мильной зоны, приводит к сокрытию валютной выручки, занижению прибыли и налоговых платежей, невозврату значительной валютной выручки государству. Неконтролируемый вывоз биоресурсов за границу и сдача их в иностранных портах по демпинговым ценам приводит к выпуску российскими товаропроизводителями неконкурентной продукции, развалу береговой инфраструктуры. Южнокорейскими промысловыми компаниями при поддержке своих государственных органов проводится целенаправленная работа по вытеснению российских производителей с международного рынка морепродукции (сельди, лососевых). Характерными направлениями этой деятельности являются поощрение продаж российскими рыбаками выловленного сырья в районах лова по бросовым ценам за рубеж, установление жестоких таможенных, количественных и качественных стандартов при ввозе российской продукции, формирование у зарубежных потребителей негативного отношения к продукции России.
В результате такой деятельности иностранных коммерческих компаний создаются предпосылки использования российских ресурсов в основном для обогащения зарубежных компаний, рассматривающих Россию в качестве сырьевого придатка других стран.
Сложившаяся в настоящее время практика выделения и распределения квот на вылов продукции в морях Арктики не учитывает интересы государства и препятствует пополнению государственного бюджета. Это касается, в частности, распределения ежегодных квот рыбодобывающим предприятиям, числящимся длительное время недоимщиками перед бюджетом по налоговым платежам.
В результате бесконтрольности со стороны государства многие недобросовестные экспортеры идут на незаконные операции и нарушения таможенных правил, стараясь "расширить" рамки предоставленных лимитов и квот на вылов морепродуктов или занизить фактическое поступление валютной выручки за ее реализацию. Так, значительная часть экспортеров крабовой продукции в морях Дальнего Востока (до 90%), добывает и вывозит ценный морепродукт с превышением крабовых квот на 20%, а при малых лимитах - на 100%.
До 90% судов, при отсутствии контроля, сбывает продукцию в море иностранным судам за наличную валюту. Часть судовладельцев и капитанов кораблей осуществляют вылов в запретных зонах, в акватории государственного заповедника (лежбища морских котиков на Командорских островах).
Для проведения научных исследований только для СахНИРО определена квота в пять тысяч тонн краба различных видов. Фактически же на научные цели расходуется тысячная доля указанной квоты, а остальная часть ракообразных продается по коммерческим ценам за границу. Названный СахНИРО только в 1995 г. заключил более сотни договоров с российскими предприятиями на продажу морепродуктов, одновременно став учредителем нескольких коммерческих структур.
Правоохранительными и другими государственными органами принимались определенные меры по пресечению правонарушений, допускаемых в территориальных водах и экономической зоне России. В этих целях использовались средства административного и уголовно-правового воздействия. Так, за два истекших года только органами внутренних дел Приморского края зарегистрировано 269 материалов о преступлениях, предусмотренных ст. 165 и ст. 206 УК России, возбуждено 82 уголовных дела, 49 из которых направлены в суд. Кроме того, в суды направлено й5 материалов протокольной формы.
Органами прокуратуры и внутренних дел Архангельской области за тот же период времени направлено в суд 50 дел, по которым привлечено к ответственности 45 человек.
В Камчатской области за полтора года направлено в суды 20 уголовных дел и только за совершение преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ.
В 1995-1996 гг. только органами рыбоохраны Архангельской области выявлено 6226 нарушений правил рыболовства, изъято 5571 орудий незаконного лова, виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму свыше 550 млн. руб.
В Магаданской области управлением "Охотскрыбвод" установлено 758 нарушений рыбоохранного законодательства российскими судами, за совершение которых к виновным применены административные санкции на сумму свыше 200 млн. руб., конфисковано рыбы и морепродуктов на сумму около 5 млрд. руб., и кроме того 522 нарушения допущено иностранными судами.
Морской инспекцией "Мурманрыбвод" (в предыдущей главе мы показали, как тот же "Мурманрыбвод" укрывает от налоговой инспекции истинные цифры вылова. - Э.Ч.) выявлено 185 нарушений, конфисковано рыбопродукции на 2,8 млрд. руб., наложено штрафных санкций на 178,9 млн. руб. Дальневосточной природоохранной морской службой зафиксировано 425 нарушений, за которые штрафы составили 572 млн. руб., а размер взысканного ущерба -1,7 млрд. руб. В Хабаровском крае выявлено 545 нарушений, за совершение которых к виновным применены штрафные санкции в размере 119,4 млн. руб. и предъявлено исков к возмещению ущерба на сумму 1,5 млрд. руб.
Управлением "Приморрыбвод" установлено около 12 500 нарушений, сумма административных штрафных санкций составила более 1 млрд. руб., а размеры конфискованной продукции - 151 млн. руб.
В Камчатской области за последние полтора года зарегистрировано 491 нарушение правил рыбного промысла в экономической зоне, территориальных водах и на континентальном шельфе Российской Федерации, из которых 55 допущены иностранными судами. Размеры штрафов составили 520 млн. руб. и около 100 тысяч долларов США, а конфискованной продукции - 785 млн. руб., требования же по возмещению ущерба от незаконных действий превысили 75 млрд. руб.
Только по постановлениям Петропавловск-Камчатского суда за нарушения правил рыболовства в экономической зоне судами "Пасифик-Ким" (Южная Корея) и "Аквариус" (Польша) конфисковано крабовой продукции стоимостью соответственно 400 000 и 100 000 долларов США, а у судна "Бикин", находящегося в тайм-чартере у японской фирмы "Ниссуи Шиллинг Корпорейшн" - 2 млн. долларов США.
Однако экономический ущерб России в северных регионах причиняется не только незаконной добычей морепродукции. Имеющиеся в Генеральной прокуратуре и других федеральных правоохранительных органах сведения и материалы подтверждают участившиеся факты контрабандного вывоза стратегически важных сырьевых товаров, драгоценных, цветных и редкоземельных металлов через северные морские порты. Наибольшее количество случаев контрабанды отмечается на морском канале с использованием российских судов загранплавания, осуществляющих контейнерные перевозки в порты арктического побережья (Дудинка, Игарка).
При этом основными предметами контрабанды являются: цветные и редкоземельные металлы, морепродукты и пушнина. Промысловые суда после надлежащего пограничного и таможенного оформления осуществляют заходы в неконтролируемые населенные пункты Мурманской и Архангельской областей, где выгружают рыбу для коммерческих структур или загружают шкурки пушных зверей.
Во второй половине 1996 г. за подобные нарушения задержано II судов, в том числе одно иностранное. По оценочным данным, за границу незаконно вывезено свыше 9 тысяч шкурок белька на сумму около 150 000 долларов США. 28 ноября 1996 года в исключительной экономической зоне России (район полуострова Рыбачий), пограничный корабль "Урал" в результате поисковой операции остановил и задержал промысловое судно Российской Федерации АБ 2421 "Кузнецов" за незаконный сбыт морского гребешка в порты Норвегии. На борту обнаружено 120 тонн морского гребешка и документы о сбыте в Норвегию в августе 1996 г. 119,85 тонн морского гребешка без оформления таможенных пошлин.
В марте 1997 г. сотрудниками линейного отдела внутренних дел в морском порту Дудинка был обнаружен пятитонный контейнер. в котором под видом домашних вещей перевозилось в порт г. Мурманска 573 кг металлического шлама, содержащего в своем составе платину, золото, серебро и другие ценные металлы.
В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлена и задержана преступная группа из 4 жителей Таймырского национального округа, которая занималась систематической отправкой похищенной продукции АО "Норильский комбинат". У задержанных изъято 4 тонны кобальта и 10 тонн шлама, в котором содержалось более 300 кг драгоценных металлов на общую сумму около 7 млрд. руб.
5 апреля 1997 г. в том же порту задержана грузовая автомашина с оборудованным тайником, в котором находилось 1,5 тонны кобальта в слитках стоимостью свыше одного млрд. руб. Всего в 1996 г. и 1 квартале этого года зарегистрировано 3436 преступлений, за которые привлечено к уголовной ответственности 5016 человек, занимавшихся браконьерством и контрабандой на побережье и в арктических морях.
С 1994 г. Федеральной пограничной службой России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно проводится операция "Путина", в прошлом году проведена аналогичная региональная операция "Путина-Камчатка - 96".
В охотничий сезон 1996 - 1997 гг. проведена совместная операция по проверке законности добычи и переработки пушнины в 27 регионах, включая арктические, в ходе которой выявлено 9163 правонарушения, возбуждено 790 уголовных дел, изъято 11192 шкурки пушнины на сумму более одного миллиарда рублей. В прошедшем году морской инспекцией управления "Мурманрыбвод", природоохранными органами Мурманской, Архангельской областей, Красноярского края выявлено свыше 10 700 нарушений правил рыболовства и охоты. Стоимость конфискованной продукции и суммы взысканных с нарушителей штрафов превысили 2 млрд. руб.
Только Мурманской и Кандалакшской таможнями в 1996 г. и 1 квартале этого года заведено 1861 административное дело о нарушении таможенным правил. В том числе привлечены к административной ответственности АО "Севрыбхолодфлот" за незаконный вывоз без таможенного оформления выловленной в территориальных водах рыбы (сумма штрафа 600 млн. руб.), рыбколхоз "Волна" за контрабандный вывоз 9914 шкурок белька (сумма штрафа 373 млн. руб.), а председатель этого колхоза привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Вместе с тем принимаемые контролирующими и правоохранительными органами России меры не адекватны складывающейся в арктических регионах обстановке и в силу ряда причин не могут оказать существенного влияния на ее изменение. Прежде всего, для эффективной и целенаправленной борьбы с принявшими массовый характер правонарушениями в этих регионах отсутствует необходимое финансирование и материально-техническое обеспечение правоохранительных и контролирующих органов.
За исключением органов морской рыбоохраны и пограничной службы они практически не имеют в своем распоряжении морских судов для обеспечения более тщательного и системного контроля за законностью добычи и вывоза морепродукции, стратегически важного сырья. Финансирование же наиболее дееспособной в этом отношении Федеральной пограничной службы ежегодно снижается и в 1996 г. доведено до 37 с. от потребности.
В результате был фактически сорван второй этап пограничной операции "Путина 95", а в целом, по указанным причинам, начиная с 1995 г. по настоящее время отмечается устойчивая тенденция к снижению эффективности применения морских сил Арктической пограничной группы ФПС РФ.
В 1997 г. корабли и катера морских сил несут службу только неподвижным дозором на швартовых в базах. Операция морских сил "Рубеж 97" в основном была сведена к проверке малых плавсредств в Кольском заливе и соблюдения их владельцами пограничного режима. В текущем году ни один из пограничных кораблей не нес службу в исключительной экономической зоне.
Из-за аналогичных проблем происходит снижение эффективности применения морских сил и авиации в охране государственной границы также в Тихоокеанском и Северо-Восточном пограничных округах.
По причине отсутствия топлива на охрану государственной границы практически не привлекается авиация. Кроме того, большая часть самолетов и вертолетов простаивают на земле в ожидании ремонта, для проведения которого не поступают запасные части.
Также в распоряжении таможенных и других правоохранительных органов отсутствуют современные технические средства обнаружения контрабандных товаров, перевозимых в контейнерах, специально оборудованных в транспортных средствах тайниках и т.п. Контролирующими органами проверки соблюдения правил рыболовства проводятся нерегулярно, их эффективность в большинстве случаев низкая.
Так, морской инспекцией Хабаровского края за истекший период 1997 г. осуществлен только один выход в территориальные воды. Нередко, располагая конкретной информацией о нарушениях законодательства, органы контроля примиренчески к этому относятся и не принимают действенных мер. Не осуществляется надлежащий контроль за устранением выявленных нарушений. Виновные юридические и должностные лица к установленной ответственности не привлекаются, штрафные санкции, как правило, не взыскиваются.
Материалы о преступных нарушениях природоохранного законодательства в правоохранительные органы зачастую не направляются. Нередко по направленным контролирующими органами материалам из-за неквалифицированных действий их работников не представляется возможным собрать требуемые доказательства, что приводит к прекращению уголовных дел и необоснованному освобождению виновных от ответственности.
Иногда непосредственно органы контроля санкционируют незаконные действия, нарушают порядок привлечения виновных к установленной законом ответственности.
Так, в нарушение требований Федерального закона "О континентальном шельфе", ст. 57 Федерального закона "О животном мире", Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" Департамент рыболовства Министерства сельского хозяйства и продовольствия России телеграммой от 18.07.97 разрешил прием и обработку лосося сырца в отсутствие на борту разрешения и договоров с добывающими предприятиями. Законность действий названного министерства проверяется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Ненадлежащим образом исполняется постановление Совета Министров СССР от 30.01.85 № 102 "Об утверждении положения об охране экономической зоны СССР". Пункты 2 и 5 данного постановления, как правило, не исполняются, хотя для их реализации давно назрели объективные предпосылки.
Имеются существенные недостатки и в организации работы самих правоохранительных органов, их деятельность зачастую носит изолированный нескоординированный характер, не в полной мере используются предусмотренные законом средства борьбы с правонарушителями, слабо осуществляется взаимодействие с контролирующими органами, местными органами власти и управления.
Российские ведомства (рыбнадзоры, таможни, ФПС и МВД РФ), осуществляющие защиту экономической безопасности государства в Дальневосточных морских просторах, действуют разрозненно, каждое из них пытается создать собственную систему наблюдения и контроля.
"Приморрыбвод", "Камчатрыбвод", "Амуррыбвод" осуществляют строительство дорогостоящих скоростных рыбоохранных судов, в то время как более 50 кораблей лучшего скоростного класса и авиация Тихоокеанского и Северо-Восточного пограничных округов простаивают из-за отсутствия горючего. Положение усугубляется отсутствием единой системы контроля за добычей и использованием рыбных запасов и других природных ресурсов, квотированием этой деятельности.
Выявлен целый ряд фактов перевозки незаконно добытых морепродукции, драгоценных и редких металлов, других товаров воздушными судами Вооруженных сил и МЧС России, неподконтрольными гражданским правоохранительным органам.
Негативно сказывается на положении дел и несовершенство российского законодательства. До настоящего времени не приняты федеральные законы: "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О рыболовстве и охране водных биоресурсов", "О территориальном море, прилежащей зоне и конвенционных районах", а также ряд других нормативных актов, регулирующих взаимоотношения и ответственность участников процесса разработки морских биологических и других природных ресурсов России.
В последнее время наметилась тенденция к активному развитию деятельности на территории Чукотки различных международных организаций народов Севера, распространяющих среди коренного населения обеих стран идеи о воссоединении Чукотки и Аляски, совместной защиты интересов эскимосов и чукчей на международной арене.
Американцами прорабатывается проект российско-американского заповедника "Берингия", программа "Общее Берингийское наследие", увеличиваются масштабы гуманитарной помощи коренному населению Чукотки.
В совокупности этих фактов нельзя не отметить проявление стратегического интереса США к полуострову Чукотка и прилегающим морям. А в условиях постоянно нарастающей изоляции населения российского Крайнего Севера от центральных районов России из-за срывов навигации и поставки грузов нельзя исключать возможности распространения сепаратистских настроений и усиления политического влияния США среди коренных жителей Чукотского автономного округа.
При существующем уровне государственного контроля за деятельностью российских и иностранных компаний и фирм в районах Крайнего Севера является реальной угроза дальнейшей экономической экспансии США, которая может обернуться для Российской Федерации потерей огромных валютных средств, катастрофическим нарушением экологического баланса в восточном секторе Арктики.
С учетом изложенного представляется настоятельно необходимой разработка и принятие Государственной программы мер по защите экономических интересов России на побережье и акватории морей Арктики и Дальнего Востока, включающей создание надлежащей законодательной базы и комплекс скоординированных и достаточно профинансированных мероприятий не только правоохранительных, но и всех заинтересованных федеральных и региональных органов власти и управления.
Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 950 при ФПС РФ образована новая служба - Морская охрана, призванная обеспечить надлежащий уровень безопасности, как территориальных вод, так и исключительной экономической зоны России от преступных посягательств на экономические и геополитические интересы Российской Федерации. Для выполнения этих задач представляется необходимым осуществить комплекс мер правового, экономического и организационного характера. Так, в целях совершенствования внутригосударственной нормативной правовой базы и охраны морских биоресурсов представляется целесообразным:
1.Исходя из суверенных прав Российской Федерации на живые ресурсы исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, целесообразно законодательно распространить на морепродукцию, выловленную в исключительной зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, действие положений п. 2 ст. 18 Таможенного кодекса России, то есть определить для них статус "российские товары".
2.Специальным нормативным актом ввести для российских и иностранных рыбопромысловых судов обязательное декларирование выловленных в экономической зоне России морских биоресурсов и произведенной из них продукции, а также предусмотреть штрафные санкции за нарушение указанных требований.
3.Устранить имеющиеся разногласия в штрафных санкциях за нарушения Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", предусмотренных КоАП РСФСР, и санкциях Уголовного Кодекса России. Меры наказания за браконьерство в новом УК РФ не адекватны размерам ущерба, причиняемого организованными преступными группировками.
4.Изменить действующую систему распределения квот на вылов морских ресурсов, выработать эффективный механизм объективного и гласного распределения квот на промысел для предприятий любых форм собственности и прямого участия в этом процессе рыбопромышленников и их общественных организаций.
В качестве мер экономического характера целесообразно:
1.Установить акциз за промысел крабов и других особо ценных видов морских ресурсов в размере 80% их стоимости на мировом рынке, что позволит оставить промысел высокорентабельным, но при этом перераспределить значительную долю дохода в доход государства.
2.Ввести оформление лицензий МВЭС России на экспорт морских биоресурсов, добываемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России за пределами территориальных вод.
3.Ввести государственную монополию на особо ценные виды морских биоресурсов, лицензирование внешнеэкономической деятельности, связанной с указанными ресурсами и жесткое квотирование промысла.
Наконец, важно принять меры организационного характера:
1.Определить распоряжением Правительства РФ порядок выхода и входа в исключительную экономическую зону России российских судов для промысла и транспортировки морепродукции через специальные пункты контроля (19 контрольных точек с указанием их координат на карте).
В Тихоокеанском регионе целесообразно установить постоянные пункты контроля, представляющие собой районы радиусом в 2 морские мили. Постоянное дежурство в этих точках возложить на морские силы Тихоокеанского и Северо-Восточного пограничных округов, которые перекроют вход в исключительную экономическую зону России и выход из нее.
При пересечении границ этих районов обязать капитанов судов сообщать по радиосредствам информацию, касающуюся промысла в исключительной экономической зоне, с отметкой об этом в судовом журнале.
2.Внести предложения в подготавливаемый проект Федерального закона "Об исключительной экономической зоне РФ" и ввести в него механизм контроля за деятельностью рыбопромысловых судов в исключительной экономической зоне РФ (особенно акватории Охотского моря) по аналогии, изложенной в п. 19 ст. 30 Федерального закона "О государственной границе РФ".
3.В целях совершенствования действующей системы контроля за промыслом морских биоресурсов ускорить создание региональных центров приема и обработки спутниковой промысловой информации.
4.Для устранения разночтения в правоприменительной практике исключить из Таможенного кодекса РФ понятие "таможенная граница" и распространить компетенцию таможенных органов в отношении всей морепродукции, добываемой в 200-мильной экономической зоне.
Полагали бы необходимым результаты проверки обсудить на Координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов, совместно с другими федеральными правоохранительными органами разработать комплексный план мероприятий по усилению охраны экономических интересов России и борьбы с нарушениями законности в бассейнах Дальнего Востока и Арктики, по совершенствованию законодательства в этой сфере".

***

Жаль, что Генеральная прокуратура, призванная обеспечивать соблюдение законности в стране, кроме изложения перечисленных выше фактов не предприняла иных, реальных шагов по восстановлению законности и пресечению коррупции и примитивного криминала в рыболовстве. Возможностей воздействия на чиновников у Генеральной прокуратуры более чем достаточно. То, что все инструменты остаются без употребления, свидетельствует, что и в самой прокуратуре не так уж все гладко.

Назад