Глава 3. Коррупция3.9. Пропавшие курильские миллионыСтихийные бедствия, обрушившиеся в 1994 г. на Курильские острова, и необходимость активных действий, направленных на ликвидацию причиненного стихией ущерба, заставили вспомнить о валютных средствах, которые вместе с "потерявшимися" рублями (Известия, 1994 г. № 228) могли бы помочь в решении первоочередных проблем. Могли бы...
Однако значительные валютные средства, прямо предназначенные по Указу Президента № 1549 от 8 декабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" прямо предназначенные Курильским островам, оказались почему то на счетах Комитета по рыболовству.
Внятных объяснений Роскомрыболовства на заседании Правительства, проходившего незадолго до землетрясения на Курилах, по поводу выполнения Указа Президента, не последовало, и обсуждение запутанного вопроса было перенесено. До выяснения обстоятельств.
По утверждению Роскомрыболовства, в 1993 и первой половине 1994 гг. иностранные компании в порядке компенсации за промысел рыбы в районе Курильских островов вместе со штрафами заплатили мизерную сумму - всего около II миллионов долларов США, что соответствует вылову менее 10 тыс. тонн рыбы. Меньше, чем было выделено ведомством одному никому не известному и не имеющему отношения к рыболовству акционерному обществу "Мосрыбхоз", о котором мы уже говорили. Но даже и эта сумма на счета трех курильских районов так и не поступила.
А не поступила она потому, что 20 января 1993 года мэры двух из трех курильских районов - Курильского и Южно-Курильского, находясь в Москве, в Роскомрыболовстве, то ли по своей инициативе, то ли по инициативе Роскомрыболовства, но в прямое нарушение Указа Президента (а собрались они в Роскомрыболовстве якобы для "выработки практических мер реализации Указа Президента от 08.12.92 № 1549), подписали очень странный совместный протокол о перечислении денег за рыболовство в районе Курил на соответствующие валютные и рублевые счета Комрыболовства.
Нужно заметить, что это было сделано вразрез с прямым указанием президента, который в своем указе определил, что "денежные (в том числе валютные) средства, полученные от продажи лицензий иностранным компаниям, совместным и российским предприятиям, а также поступающие по межправительственным соглашениям на право промысла рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе экономической зоны Российской Федерации, направляются в бюджеты и валютные фонды Северо-Курильского, Курильского и Южно-Курильского районов для использования администрациями этих районов на финансирование приоритетных объектов"... О Комитете по рыболовству там ничего сказано не было.
Решив стать самозванным покровителем Курил, Владимир Корельский и собрал курильчан в своем ведомстве. "Спонсорская" совесть Комрыболовства без смущения выдержала кощунственный третий пункт протокола, который здорово смахивает на примитивное шулерство с шариками и стаканами - лохотрон "наперсточников". Раз, и 90% денег испарилось. "Высокие договаривающиеся стороны", одна из которых явно плутовала, записали в том протоколе: "В целях оперативного использования части этих средств на текущие нужды Курильских районов, Ком-рыболовство по мере их поступления на валютный счет 10% (!) перечисляет на соответствующие валютные счета администрации районов". Щедры, однако, "спонсоры". Целых 10% отвалили! Одновременно Комрыболовство без смущения присваивает себе право контролировать расходование средств, а одураченные мэры покорно с этим соглашаются. Можно только разводить руками и удивляться: опоили их зельем каким, что ли? Уж очень напоминало это "торговлю" с туземцами за стекляшки, процветавшую несколько веков назад.
Но и эти 10% рыбное ведомство отдает Курилам не просто так. Пункт 4 Протокола предусматривает: "Администрации Курильских районов, с участием руководителей рыбохозяйственных организаций районов и Сахалинской области берут на себя обязательства разработать конкретный план мероприятий, предусматривающий использование указанных средств в объемах финансирования, предварительно сообщенных Комрыболовством. В последующем настоящий план мероприятий направляется на согласование и контроль в Комрыболовство".
При этом Комрыболовство, ориентируясь на короткую память причастных к Указу Президента, фактически тратит курильские деньги на свои, комитетовские нужды - рыбоохрану, полагая. что все уже забыли, что на эти цели Комрыболовство уже "выделял" себе около 300 тыс. тонн рыбы (стоимость легко подсчитать - более 100 млн. долларов).
Нужно отметить, что все это происходило тогда, когда на Сахалине и в Москве уже во всю кипела работа над программой развития Курильских островов. Было определено, что нужно делать в первую очередь, и получены весьма внушительные цифры необходимых инвестиций. При этом никто и не вспоминал о миллионах за иностранное рыболовство.
Получение же государственных инвестиций под программу оказалось, как всегда, делом весьма трудоемким и длительным. Суммы от месяца к месяцу снижались и, наконец, к моменту утверждения программы, были установлены на уровне около 75 млрд. рублей вместо первоначально просимых нескольких сот миллиардов рублей. Реальные суммы, как всегда, оказались значительно ниже - менее 14 млрд. рублей на год из всех источников, включая инвестиционный кредит. Даже 10 миллионов долларов (30 миллиардов рублей - в два раза больше реально выделенных под программу) в этой ситуации были бы вполне кстати.
Деньги, конечно же, могли пойти на развитие островов, но два курильских мэра и почему-то президент ассоциации "Сахрыба" В. Бурков (заметим, что вскоре он стал руководителем предприятия сахалинского губернатора Красноярова "Пиленга Годо") и еще атаман Отдельного Сахалинского Казачьего округа Ю. Караваев (интересно какое отношение к государственной власти имеет атаман Караваев?) вместе с чиновниками Роскомрыболовства ударили по рукам, подписали соответствующий протокол, и доллары уплыли в столицу, на счет Роскомрыболовства, который, таким образом, стал самозванным покровителем дальних Курильских островов.
Пункт 11 (последний, вписанный вне формата протокола, по-видимому, в последний момент) проливает свет на причину присутствия на "переговорах" казачьего атамана. В нем записано: "Считать целесообразным приостановление решения Промыслового Совета Сахалинской области по распределению квот от 29.12.92. Рекомендовать перераспределение квот, за исключением госпредприятий, провести до 01.02.93 с учетом интересов Российского Казачества". Так и написано - с большой буквы. Дать квоты казакам с большой буквы и точка!
А ведь президент в своем Указе № 1549 совершенно четко определил, что все средства, поступающие в порядке компенсации за рыболовство в зоне Курил, как и штрафы за нарушение правил рыболовства, должны были поступать на рублевые и валютные счета Курил. Ни о каком "спонсоре" в указе нет даже упоминания. Если следовать букве указа, то никакой протокол третьестепенного ведомства, даже подписанный казачьим атаманом, конечно же, не мог изменить его предписаний.
Когда на заседании правительства всплыли шалости московских и курильских чиновников, а председатель Комрыболовства Корельский понял, что запахло жаренным и за деньги нужно отчитаться, он оросился к губернатору Сахалина Е. Красноярову, и они 15 июля 1994 г. быстренько изготовили очередной совместный протокол с названием, полностью повторяющим название протокола от января 1993 года.
Первым пунктом они "аннулировали" тот первый протокол, "как не соответствующий сегодняшней нормативной базе"(?). Можно подумать, что 25 января 1993 г. он соответствовал этой самой нормативной базе - указу президента. Прямой коллективный и квалифицированный обман и подлог сомнений не вызывает. Можно совершенно ответственно говорить, что руководитель ведомства Корельский и руководитель региона Краснояров вступили в сговор с целью обмана правительства РФ.
Таким образом, "творческая" акция, проведенная чиновниками в центре и в регионе, после полюбовного соглашения Корельского с Краснояровым прошла под знаком полного пренебрежения к предписаниям главы государства.
Время, однако, поджимало и уже 18 июля 1994 г. Корельский и Краснояров направляют О.Н. Сосковцу совместную записку, в которой просят "закрыть вопрос о недисциплинированности Роскомрыболовства".
Правда, занятно: полное самоуправство и откровенное воровство чиновников, в документе, направленном в правительство страны, было скромно названо "недисциплинированностью". Даже если предположить, что цифры, приведенные Корельским и Краснояровым, то и тогда будет ясно, что деньги, за небольшим исключением, использованы не по назначению.
Два судна для рыбоохраны за 2 млн. долларов - это отраслевые нужды. Так же, как и два приемо-транспортных судна за 5,7 млн. долларов. Еще 2 млн. долларов были переведены администрации Сахалина, а вовсе не Курилам. Курилам же досталось всего 361,9 млн., но уже не долларов, а рублей, которые были перечислены Комрыболовством Южно-Курильскому району.
Поэтому трудно согласиться с Корельским и Краснояровым, что фактическое использование средств "осуществлялось по целевому назначению". Однако, О. Сосковец, поняв, по-видимому, что большего добиться не удастся, наложил 25 июля 1994 г. на записку Корельского и Красноярова резолюцию: "Согласиться". Это, конечно, его право. Наше право не поверить, что в районе Курил иностранцами и совместными предприятиями за полтора года выловлено менее 10 тыс. тонн рыбы.
Известно, что в ряде случаев валюта за рыболовство в нашей экономической зоне по указаниям Комрыболовства переводится на его валютные счета за рубежом. Еще 13 января 1992 г. Корельский разослал циркулярную телеграмму, оповещающую заинтересованные предприятия, что иностранную валюту в пользу Комитета рыбного хозяйства следует переводить на счета Нью-Йоркского отделения банка "Лионский кредит". Туда, стало быть, ее и переводили. Остатки, попавшие на российские счета, вполне возможно, и составляли те самые 11 млн. долларов.
Может быть, в Комрыболовстве не сосчитали те доллары, которые попали на его зарубежные счета? В любом случае Курилам этих денег уже не видать.
Множество сомнений в добропорядочности чиновников Комрыболовства возникает еще и потому, что спецэкспортером рыбной продукции являлась совместная российско-японская компания "Сонико", специализирующаяся на торговле техникой, но в офисах которой, в кругу бывших чиновников Минрыбхоза СССР, как говорят специалисты, решались судьбы квот в Российской экономической зоне.
Особенно актуальной проблема компенсационных долларов стала для Курил тогда, когда возникла проблема финансирования усилий по ликвидации последствий землетрясения. Найти их так и не удалось. Даже стихийное бедствие и тяжелое положение пострадавших людей не пробудили совесть государственных чиновников и не заставили их вернуть фактически украденные деньги.
Странно, что и это далеко не рядовое событие так и не заинтересовало наши многочисленные правоохранительные органы. У этой печальной истории было лишь одно продолжение. В знак благодарности за собственное спасение Корельский добился перевода Красноярова в Москву и назначения его своим заместителем. Такова круговая порука порока!
|