Глава 4. Судьба рыболовного флота4.4. А как дела на западе?Говоря о российском рыболовстве, мы все время обращались за примерами на Дальний Восток только потому, что масштабы рыболовства там существенно больше, а значит и коррупция в первую очередь обращает свое внимание на эти акватории. Но система-то у нас одна и ведомство одно, что на Западе, что, на Востоке. И решения принимают одни и те же чиновники. Поэтому наивно ожидать, что ситуация на Востоке и на Западе страны будет серьезно отличаться.
Перенесемся с Востока на Запад и посмотрим, как обстоят дела там. Для этого обратимся к двум публикациям корреспондента газеты "Известия" Николая Лашкевича ("Известия" № 79, 26.04.96).
"Корабельная рокировка
На сторону ушли суда, за которые еще долго будет расплачиваться российская казна
Агент был суров и неумолим. "Ваше судно арестовано, - заявил он.- Арест не распространяется на экипаж". Капитан рыболовного траулера "Некрасово" Саулюс Альминаускас был ошеломлен: только вчера, 28 сентября 1995 года, они прибыли в порт после шестимесячного рейса для небольшого ремонта смены экипажа, как на тебе - арест.
Но еще больше были удивлены Саулюс Альминаускас, его сменщик на капитанском мостике Василий Великородний и весь экипаж "Некрасово", когда их известили, что родной траулер прослуживший рыбакам верой и правдой более двух лет, вовсе не принадлежит им и их хозяевам АО "Калининградрыбпрому и ТОО "Рыбкому".
С того дня уже более полугода прошло, а новенький, сошедший со стапелей Штральзунда шесть лет назад траулер, настоящая фабрика высотой в пятиэтажный дом. длиной более 100 метров, способный в сутки морозить 70-75 тонн рыбы, производить на месте в море около 50 тысяч банок консервов, около 10 тонн муки, стоит без дела. Маются без работы и 26 членов экипажа. ставшие своеобразными охранниками арестованного судна. В полном неведении - будут ли они работать на судне или станут в очередь на биржу труда - пребывают в Калининграде и капитан С. Альминаускас и его рыбацкая команда. Каждый день простоя в порту Лиссабона приносит убытки в 25 тысяч долларов.
- Уже в Калининграде, прилетев из португальской столицы, - говорит С. Альминаускас, - я узнал, что, оказывается, "Некрасово" был арестован на основании заявления немецкой фирмы "Шиффскоммерц" якобы за долги по кредитному соглашению с "Калининградрыбпромом", что судно отныне вовсе не российское, а... кипрское.
Траулеры сегодня, деньги - завтра
Нынешнего "арестанта" "Некрасово" начали строить на верфи в Штральзунде еще в 1985 году по заказу Минрыбхоза СССР. Стоил он тогда по контракту между немецкой фирмой "Шиффскоммерц" и "Судоимпортом" около 17 млн. восточногерманских марок - можно сказать, даром. Но пока суда строили, Германия успела объединиться, СССР - распасться, а цены подскочили аж до 41 млн. западногерманских марок в среднем за каждое судно.
За такие деньги Россия не могла выкупить все 9 заказанных судов. Договорились так: в процессе вывода российских войск из Германии немецкий банк КВФ предоставит российскому "Внешэкономбанку" кредит в 371 млн. марок с погашением по частям с 1996 года. С этого момента и стали твориться странные дела. По постановлению российского правительства стоимость судов в размере 95 процентов, а фактически всех 100, должен был оплатить, как и договаривались, "Внешэкономбанк", а 5 процентов (около 3,5 млн. марок) - судовладельцы, то бишь "Калининградрыбпром". Таких денег у калининградских рыбаков, разумеется, не было. Траулеры "Некрасово" и "Рыбак" стояли в Штральзунде. Как их забрать?
Роскомрыболовство предложило "выход": взять у поставщика судов "Шиффскоммерц" кредит, а сами суда заложить одноименной оффшорной компании, чтобы, как утверждает в одном из своих писем заместитель председателя комитета В. Рудников, "обеспечить финансовые обязательства АО "Калининградрыбпром" перед кредитором".
Таинственный двойник из Лимасола
Зачем надо было создавать оффшор, остается загадкой со множеством намеков-разгадок. Руководитель "Рыбкома" В. Алексеенко говорит, что их попросту заставили согласиться с такой корабельной рокировкой. Им заявили, что в противном случае "Шиффскоммерц" кредит не даст. По утверждению генерального директора "Калининградрыбпрома" В. Гудкова, им дали понять: немцы якобы больше доверяют иностранным компаниям, нежели трижды государственным российским. Причем наряду с лондонской компанией "Фишинг энд Троулинг" инициатором такой операции по залогу судов выступило и Роскомрыболовство в лице его зампреда В.Рудникова, учреждение государственное, солидное. Не ожидавшие подвоха калининградцы согласились. Они заложили "Некрасово" и "Рыбака" своему кипрскому однофамильцу, а также обязались в течение двух лет вернуть долг немецкой компании, давшей кредит. Расчет был прост: поработают на добычливых траулерах, наловят рыбки - вернут долг сполна.
Но странное дело: стоило лишь им через полтора года попытаться отдать этот долг, как возникли сложности. "Шиффскоммерц" вдруг заупрямился. Долг от калининградцев брать не пожелал. Аргумент, по словам В. Алексеенко, был неожиданным: вы, дескать, не являетесь собственником судов, а все дела будем вести с оффшорной фирмой на Кипре. Позвольте, запротестовали в Калининграде, до этого почти два года вы вели переписку и переговоры с нами. а теперь требуете возвращения кредита от других? Суда зарегистрированы в Калининградском порту, получили номер, позывные, внесены в российский реестр... Залог по своей сути не дает права залогодержателю по всем международным нормам на собственность - как же так?
В "Известия" попал любопытный документ, свидетельствующий о регистрации судов "Некрасово" и "Рыбак" на Кипре новой оффшорной компанией. В этом сертификате, в достоверности которого нет оснований сомневаться, утверждается, что траулеры построены по заказу и за счет... Кипра! Причем зарегистрирована фирма-двойник в Лимасоле 21 декабря 1992 года, а В.Гудков дал согласие (доверенность) на залог судов 3 марта 1993 года. Стало быть, можно сделать вывод, что операция была заранее продумана и подготовлена: калининградские рыбаки попались на крючок.
Российский "Некрасово" или кипрский "Механик Винокуров"?
Итак, "Некрасово" стал первой жертвой хитроумнейшей комбинации. Впрочем, до него точно в такой же "оффшорный" переплет, по утверждению руководства "Рыбкома", попали архангельские коллеги калининградцев. У них отобрали траулер "Помор", один из штральзундовской девятки. Суть операции для калининградцев стала ясна. Как они уверяют, "Шиффскоммерц" потребовал уплатить задолженность от ложного кипрского владельца, который по своей природе является неплатежеспособным. А раз так, то судно арестовывают, что и произошло в Лиссабоне, а затем тихо. без лишнего шума продают третьему лицу. Разумеется, этим третьим лицом оказались "свои люди": фирма "Супрана Шиппинг", зарегистрированная по тому же адресу в Лимасоле, что и кипрский "Калининградрыбпром".
Судя по одному из многочисленных документов, подписанных В.Рудниковым, фирма-покупатель принадлежит... Управлению тралового и рефрежераторного флота в Петропавловске-Камчатском. В свою очередь мифическая "Супрана Шиппинг", купившая "Некрасове" у мистического "Калининградрыбпрома" за 3 млн. 100 тысяч долларов и переименовавшая его в "Механик Винокуров", сдает судно в аренду на Камчатку сроком на 3 года за те же 3 млн. 100 тысяч долларов, то бишь арендует судно у самого себя?! Сама с особой заключает контракт по так называемому борбоут-чартеру и пр. А в это время реальное судно под именем "Некрасово" и пока еще российским флагом стоит арестованным в Лиссабоне... Впору схватиться за голову: уже не запутались ли сами инициаторы этой операции?
Судя по имеющимся документам, при новых владельцах и "Некрасове", и тем более "Механик Винокуров" никогда не были бы российскими судами. Через три года, отработав под российским флагом на Камчатке, они вновь, надо полагать, вернулись бы на вечнозеленый остров Кипр и, по всей вероятности, вновь было бы продано третьему лицу по сходной цене.
С кем вы, руководители российского рыболовства?
Впрочем, можно поверить в благие намерения руководства "Роскомрыболовства", возжелавшего переместить судно с российского запада на российский восток таким хитроумным способом. Смущает другое. Помимо того. что Россия лишается части своего рыболовного флота, она теряет и огромные деньги. Ведь за "Некрасово" придется с июня 1993 года по 2003 г. расплачиваться налогоплательщику, ибо немецкий кредит - помните, в 371 млн. марок? - придется отдавать из бюджета. Иными словами, наши и без того дырявые карманы должны будут оплачивать всю эту операцию московских чиновников, которые с завидными упорством настаивают на принадлежности двух судов "Калининградрыбпрома" его кипрскому двойнику. Будто бы они знать не знают о фальшивом сертификате, благодаря которому фирма была зарегистрирована на Кипре. Словно не знают, что двойная регистрация судов запрещена и нельзя траулер, вставший на учет в Калининграде, регистрировать на Кипре, и наоборот.
Сейчас заместитель председателя В. Рудников и его коллега по ведомству Е. Краснояров, тоже заместитель председателя, требуют от калининградцев передать "Некрасово" новому владельцу "Супрана Шиппинг". Е. Краснояров даже потребовал от капитана Калининградского порта изъять свидетельства о праве собственности на суда "Некрасово" и "Рыбак", и тот послушно выполнил приказ. Суда переоформляются на нового владельца в Лимасоле. Складывается такая картина: все усилия российских чиновников направлены на то, чтобы отобрать траулеры у калининградцев и загнать их под прикрытием Камчатского полуострова на остров Кипр - завидный патриотизм!
Мало того, что отбирают судно, материальную ценность, у людей отбирают надежду на работу, на заработок. Бьют по лучшим. По сравнению с Пионерской базой "Океанрыбфлота", АО "Рыбпрогноз", АО "Марин-НПО", где 4160 человек, работающих на 113 судах, выловили 27723 тонны рыбы. "Рыбком" и "Калининградрыбпром" при наличии всего двух судов и 200 рыбаков выловили 27027 тонн. Производительность труда чуть ли не в 2000 раз выше...
Как видим, бьют по тем, кто исправно платит налоги государству (липовая кипрская фирма ни копейки в российский бюджет не перечислила); а людям - зарплату. Если на соседней, крупнейшей в Калининграде базе тралового флота заработную плату месяцами не выплачивают, то здесь платят вперед. Семьям выдают так называемый аттестат - часть рублевой зарплаты мужа.
- У меня жена инвалид, - говорит матрос с "Некрасове" Федор Рачков, - сын дошкольник. Я в рейсе спокоен. Знаю, жена не пропадет, ребенок сыт, обут. Если бы не эта история с арестом, вновь отправился бы в плавание.
Федор чуть ли не каждый день заглядывает в контору "Рыбкома". Боится, что пропустит новости, и команду, чего доброго, сформируют без него. В прошлый раз он получил 3200 долларов и около 3 млн. рублей, Работать - одно удовольствие: ни минуты простоя. Чем больше наловил, тем больше заработал. Капитан С. Альминаускас заработал, примерно, в два раза больше. Теперь ему тоже грозит участь безработного. Впрочем, и он, и Ф. Рачков, и капитан "Рыбака", старые "морские волки".
Н. Ольхов и боцман А. Билык, с которыми довелось беседовать в Калининграде, настроены оптимистично. Они надеются, что их французские партнеры, фирма "Комета", вложившая в совместное дело немало средств, сумевшая четко организовать работу в зоне лова и успевшая в ответ на действия "Шиффскоммерц" наложить свой арест на "Некрасово" (за долги), отвоюют корабль. В случае решения суда в свою пользу они сдадут судно в аренду "Калининградрыбпрому" на 15 лет с правом плаваний под российским флагом. На этот счет уже есть соответствующее соглашение. Люди получат работу, страна - рыбу.
Но России траулер все же в таком случае принадлежать не будет. И Россия по-прежнему будет оплачивать кредит, выданный Германией на приобретение судна. А затем вслед за "Помором" и "Некрасово" настанет очередь "Рыбака"?
Кто следующий в очереди на смену российского флага"? После этой публикации прошло чуть больше четырех месяцев и Николай Лашкевич снова вернулся к судьбе российских судов и их экипажей. На фоне судьбы российских судов и моряков совершенно отчетливо просматриваются интересы чиновников рыбохозяйственного ведомства и, в первую очередь, заместителя руководителя ведомства Рудникова. Нет сомнений, что если бы не корыстные интересы чиновников, дело развивалось бы совершенно по иному сценарию.
А теперь обратимся к следующему материалу Николая Лашкевича ("Известия", № 144, 06.08.96.).
"Как отбирают пароходы
Около десяти месяцев в португальском порту Лиссабон стоит под арестом российское судно "Некрасово" - огромный современный рыболовецкий траулер. Десять месяцев томятся в неведении относительно своей судьбы 26 россиян, калининградцев, несущих на корабле своеобразное "боевое дежурство".
Каждый день простоя приносит около 25 тысяч долларов убытков. Нервы у людей на пределе, хотя капитан С. Альминаускас в телефонной беседе бодрился и даже пытался шутить. В прошлую нашу встречу в Калининграде, перед отлетом в Лиссабон для подмены экипажа, он выглядел гораздо большим оптимистом.
Десять месяцев с момента ареста длится спор о принадлежности этого траулера. О его сути и причинах рассказывали в предыдущем разделе.
С одной стороны, руководство Комитета по рыболовству требует от калининградцев, законных владельцев судна, АО "Калининградрыбпром" и ТОО "Рыбком" передать его новоиспеченному владельцу - фирме "Супрана Шиппинг", в свою очередь сдавшей его в аренду Петропавловск-Камчатскому УТРФ. Руководитель Роскомрыболовства В.Корельский, ссылаясь на поручение правительства, подписанное, кстати, теперь уже бывшим вице-премьером О. Сосковцом всего за один день, а может, несколько часов до отставки, пригрозил даже... депортировать непослушных калининградских рыбаков, не желающих отдавать свой корабль.
С другой стороны, руководители "Калининградрыбпрома" и "Рыбкома" утверждают, что сделка по купле-продаже "Некрасове", как и арест, являются незаконными, что судно продолжает оставаться их собственностью.
За последующие месяцы ситуация почти не изменилась. Угроза потери судна для России остается реальной. Более того, заместитель председателя Роскомрыболовства В. Рудников в ответ на жалобы экипажа прислал капитану пространный ответ, вернее! собственную версию причин ареста судна. Ни один факт. представленный капитаном, им не опровергнут, если не считать утверждения. что калининградские рыбаки сами виноваты, так как не оплатили вовремя по своей беспечности долг немецкой фирме "Шиффскоммерц" и. соответственно, потеряли права на судно.
Траулер ходит по рукам
В 1990 г. на немецкой судоверфи в Штральзунде было построено девять рыболовецких траулеров, оснащенных по последнему слову техники. Два судна - "Некрасове" и "Рыбак-1" распределили в Калининград. Только с помощью кредита немецкого банка КФВ российскому "Внешэкономбанку" в 371 млн. марок с условием погашения по частям с 1996-го по 2003 г. России удалось получить суда. Пять процентов новый владелец - "Калининградрыбпром" - должен был отдать по кредитному соглашению немецкой фирме "Шиффскоммерц", ведавшей всеми делами. связанными с передачей этих судов.
Разумеется, у бедного, тогда еще государственного, предприятия таких денег не было, и поэтому "Шиффскоммерц" и его агент лондонская фирма "Фишинг энд Троулинг", которой руководят бывшие советские граждане г-да Минасян и Рыбин, при активном участии Роскомрыболовства предложили калининград-цам такой замысловатый вариант: взять у немецкой фирмы кредит, а суда заложить оффшорной компании, созданной в зоне "налогового рая" - на Кипре. Иначе, говорили они, можно остаться без кредита, а стало быть, и без судов. Немцы, мол, больше доверяют иностранной компании, нежели российской.
Калининградцы согласились на оффшор, а когда спустя время пожелали расплатиться по долгам, то "Шиффскоммерц", до этого постоянно обменивавшийся с ними официальными бумагами, уже по окончании срока кредитного соглашения вдруг отказался принимать деньги. Он потребовал от "Калининградрыопрома" получить полномочия от компании-однофамильце на Кипре. Как так, засуетились в Калининграде, мы владельцы, у нас регистрационный номер, судно российское, берите деньги и покончим с этой историей. Нет, ответили в "Шиффскоммерце". Так как вы опоздали с выплатой долга, то потеряли и права собственности на корабль. И пока обманутый и чересчур доверчивый "Калининградрыбпром" колотился факсами и телексами в офисы немецкой и лондонской фирм, они за его спиной тихо продали судно другой кипрской компании - "Супрана Шиппинг", зарегистрированной, что любопытно, по тому же адресу в Лимасоле, что и кипрский двойник калининградского предприятия под аналогичным названием "Калининградрыбпром Лтд.".
В свою очередь, новый хозяин сдал судно, переименованное в "Механик Винокуров", в аренду в Петропавловск-Камчатское УТРФ. Судно при заходе в Лиссабон на плановый ремонт новые хозяева арестовали, но калининградцы. к этому времени завязавшие деловое сотрудничество с французской фирмой "Комета", снабженцем и организатором работ российского судна в море, его не отдали. Они подключили к делу не менее ушлых французских адвокатов, а те посоветовали наложить на судно новый арест - за долги. С тех пор и началось открытое противостояние, о котором поставлены в известность не только редакции газет, работники ФСБ, Генеральной прокуратуры и правительства, но и сам Президент России.
Долг платежом не красен
- Как же так, Вячеслав Михайлович, - сказал я директору "Рыбкома" Алексеенко, - получается, вы всячески избегали платить деньги по кредитному договору, проявили, как пишет В.Рудников, беспечность, за что и были наказаны лишением прав собственности. Сами, получается, виноваты...
В. Алексеенко молча выложил на стол кипу документов, свидетельствующих об обратном. Оказывается, еще в декабре 1993 года он официально просил агентов "Шиффскоммерца" - фирму "Фишинг энд Троулинг" сообщить счет, реквизиты банка, куда можно было бы перевести деньги. По кредитному соглашению выплата должна была производиться единовременно одним платежом. Рекомендуется даже открыть отдельный блокированный счет. От англичан был получен ответ с обещанием сообщить все данные позднее. Впоследствии это обещание давалось не раз.
И только в марте 1995 г. появляется четкий ответ, куда слать деньги. Только тогда в Калининграде догадались о подоплеке проведенной операции: немцы изначально знали, что деньги с Кипра они не получат, они сознательно, убежден В.Алексеенко. не брали долг от реального владельца под различными предлогами, чтобы судно, перешедшее в собственность "Шиффскоммерц", можно было продать на сторону и выгадать на этой сделке.
- Проблема долга и яйца выеденного не стоила бы, можно было бы в конце концов заплатить и позже, с процентами, - говорит генеральный директор "Калининградрыбпрома" В. Гудков,-мы предлагали немецкой фирме и после ареста судна подобный вариант оплаты - по графику. Но вновь получили отказ. Теперь понятно почему: "Некрасове" был уже продан.
Да и какой смысл, если вдуматься, калининградцам увиливать от выполнения своих кредитных обязательств? Чтобы рано или поздно через суд лишиться судна? Деньги у "Калининградрыбпрома", начавшего сотрудничать с "Кометой", были. Но произошло то, что произошло. Судно арестовали, началась длительная тяжба.
Оффшорный рай для изъятия собственности
О том, как теоретически под маркой оффшорной фирмы вывозится из страны собственность, непосвященному можно узнать из книги "Оффшорные компании", выпущенной в 1996 году в Москве. Как это делается практически, могут увлекательно рассказать знающие специалисты. Чаще всего оффшор используется именно для перевода российской собственности (в нашем случае "Некрасове" и "Рыоак-1") в собственность иностранную. Владелец вроде бы остается прежним, но формально собственность контролируется иностранной фирмой ("Калининградрыбпром Лтд", Лимасол).
Это дает возможность избегать больших налогов, не усложнять финансовую отчетность, добиваться особой конфиденциальности и т.п. Калининградские рыбаки жестоко ошиблись, дав согласие на создание компании-однофамильца на Кипре.
Действительность оказалась гораздо суровее. Несмотря на то, что кипрский закон запрещает использование похожего названия с уже существующей компанией, оно было утверждено. Ясно почему: регистратор на Кипре и слыхом не слыхивал о калининградском собрате. Ведь он зарегистрировал фирму на основе фальшивого сертификата, свидетельствующего о том, что "Некрасове" и "Рыбак-1" были построены... по заказу и за счет Кипра! Почему-то об этой важнейшей детали умалчивает один из главных инициаторов создания оффшорной компании - зампред Роскомрыболовства В. Рудников.
Предпочитает он не упоминать в своем письме в редакцию и другой факт: фирма-двойник в Лимасоле была зарегистрирована в декабре 1992 г., а злополучное согласие (доверенность) на залог судов В. Гудков дал почти три месяца спустя - в марте 1993 г. При этом предприятие на тот период времени было государственным и не имело права создавать оффшор. И под этим липовым регистрационным свидетельством "Калининградрыбпром Лтд." стоит подпись все того же В. Рудникова. Неужто не знал он что кипрская фирма создана по фиктивным документам, что она не была поставлена на баланс калининградского предприятия, не ратифицирована им, как это положено делать в подобных случаях? Не воспринимать же всерьез его аргумент, содержащийся в письме, что "права собственности на суда были оформлены на компанию "Калининградрыбпром Лтд" в Лимасоле, поскольку АО "Калининградрыбпром" не обладало другим залоговым имуществом для обеспечения кредита". Самих судов было недостаточно? Каким имуществом могла обладать кипрская компания?
Впрочем, у нее было 1000 акций ценой в 1 кипрский фунт каждая. Все тот же Рудников, владелец 999 акциями, передал весь свой пакет российскому "Калининградрыбпрому" владейте! Однако российские рыбаки эти акции так и не увидели. Где они? До сих пор никто не дает им ответа и на вопрос, кто входит в совет директоров, где адрес фирмы-однофамильца. Они никогда бы не узнали, где расположились их "сородичи", если бы не воля случая. Недавно в Калининград пришел факс от некой "Капкогруп" с адресом: остров Мэн, Джерси, Невис, в котором их... просят выслать деньги для оплаты персонала компании "Калининградрыбпром Лтд". Видимо, секретарша попалась на похожем названии фирмы и проявила излишнее служебное рвение. Стоило лишь калининградцам заинтересоваться, где обитает эта оффшорная компания, кто ее реальный хозяин, как переписка тут же прекратилась.
Куда исчез миллион
Не менее интригующей выглядит и история с продажей "Некрасове" кипрской фирме "Супрана Шиппинг". В ней фигурирует любопытный документ, по которому некая "Каmchatka" (Петропавловск-Камчатское УТРФ?) 17 октября прошлого года перевела на счет в государстве Кабо-Верде, которое, как известно, не слывет центром финансовых сделок, а многие даже не знают, где оно находится, почти 2 млн. 760 тыс. долларов США плюс еще свыше 300 тыс. Получается сумма, равная той, за которую "Супрана Шиппинг" купила "Некрасове", - в 3 100 000 долларов. Если поверить утверждениям В. Рудникова, что эта кипрская фирма принадлежит камчатским рыбакам, то складывается такая картина: из этой суммы 2 млн. долларов, судя по документу, получила одна адвокатская контора, доверенное лицо "Шиффскоммерца", а свыше 1 млн. - "Супрана Шиппинг", то бишь УТРФ на Камчатке. Выходит, управление проплатило само себе? Куда же исчез этот таинственный миллион? В чьих карманах он осел? Это во-первых.
Во-вторых, почему "Некрасове" с подачи руководства Рос-комрыболовства было продано не с аукционного молотка, не по решению суда? В "Калининградрыбпроме" есть сведения, что судно было продано в течение одной недели тайно от российских рыбаков. Все это напоминает обычную в наши дни аферу с куплей-продажей дома, который заложен. "Супрана Шиппинг" покупает судно и даже не ставит в известность того, кто это судно заложил оффшорной компании. А где обычная в таких случаях комиссия, где оценочный акт, купчая и прочие документы, которые обязан получить "Калининградрыбпром"?
Руководство Петропавловск-Камчатского УТРФ сейчас подняло шум - отдайте судно, оно уже не "Некрасове", а "Механик Винокуров". Но, похоже, камчатских рыбаков провели примерно на той же мякине, что и их коллег на другом конце России. Дело в том, что судно отдано им в тайм-чартер с правами бербоут-чартера, что в переводе на обычный язык означает простейшую аренду. Как утверждают специалисты, через несколько лет, а именно через три года, судно, проплавав под российским флагом с камчатской командой, вновь перейдет к "Супрана Шиппинг", которая вольна распоряжаться им по своему усмотрению. Стало быть, и вновь УТРФ через собственную оффшорную фирму будет сдавать судно себе же в аренду?
Таким образом, угроза смены российского флага остается. Маячит и невеселая перспектива: платить за проданное иностранцам судно российским налогоплательщикам, причем начиная уже с нынешнего 1996 г. года вплоть до 2003 года. В.Рудников называет такие странные продажи, бербоут-чартер и прочие метаморфозы с принадлежностью "Некрасове" - "Механик Винокуров" "организационно-правовой схемой", и объясняет это необходимостью "привлечь для УТРФ инвестиции для приобретения этого судна под его залог, поскольку финансовое состояние большинства российских рыбопромышленных предприятий не позволяет им обновлять флот за счет собственных средств". Ну и туману напущено: залог через различные кипрские компании оказывается необходимым условием инвестиции?
- Вместо того чтобы помочь соотечественникам. Роскомрыболовство "родных" калининградцев пытается потопить изо всех сил. Подключает консульские службы в Лиссабоне. Прибегает к такой тяжелой артиллерии, как О.Сосковец. Кричит о депортации экипажа, вместо того чтобы найти взаимоприемлемое решение для всех сторон конфликта, чтобы в конце концов решить этот имущественный спор. Чего только нет в этом "корабельном деле": и фальшивые документы, и фальсифицированные залоги на основе предоставления ложного права собственности, и злоупотребление доверием, и действия в ущерб интересам Российской Федерации, которая будет платить за ставшее чужим судно старые долги - одним словом, порадели чиновники от рыболовства на славу. Завели ситуацию в такой тупик, что теперь траулер, попавший под перекрестный обстрел двойных арестов, уверенно можно вычеркивать из списка российских судов.
Во всей этой истории "войны" за пароход больше всего беспокоит судьба людей, оставшихся не у дел. "Некрасове" давал заработок около ста членам экипажа плюс еще ста рыбакам из "подменки". Семьи на берегу получали аттестат, часть зарплаты мужа. Предприятие работало прибыльно. Четверть из этой сотни, получая шесть долларов в сутки, готова в Лиссабоне костьми лечь, но корабль не отдать. Остальные мыкаются в Калининграде в поисках работы: кто устроился на убыточные соседние базы, кто на завод, кто дворником, кто встал в очередь на бирже труда.
- Мы теперь опасаемся в порт зайти, - говорит капитан второго калининградского судна "Рыбак-1" Н. Ольхов, сорок, лет проплававший в море, из которых почти двадцать лет простоял на капитанском мостике, - а вдруг арестуют, как "Некрасове"? Представляете, что будет, если более четырехсот прекрасных, высококвалифицированных рыбаков останутся без работы"?
*** Для полноты картины расскажем еще историю о реквизициях судов. Для этого нам нужно совершить путешествие во времени и в пространстве: вернуться снова на Дальний Восток и перенестись в 1994 год.
|