Назад

Глава 6. Государственный контроль и охрана рыбных ресурсов

6.2. Что охраняем, то и имеем

Реализация рыбоохранных функций на протяжении десятилетий сначала через Минрыбхоз СССР. а затем через Роскомрыболовство привела к самому настоящему разграблению промысловых акваторий, как в удаленных районах, так л в наших водах.
Благодаря тому, что рыбоохрана принадлежала ведомству, отвечающему за рыболовство, все просчеты, провалы и просто злоупотребления чиновников по указаниям руководства отрасли прикрывались подтасовкой отчетных данных, представлявшихся как в отечественные, так и международные организации.
Безответственная работа и продажность рыбоохранных структур вместе с монополизмом в рыболовстве - две основные причины, которые привели к подрыву запасов многих промысловых объектов. Не последнюю роль в этом играют кадры рыбоохраны, которые формируются из людей из рыбохозяйственных организаций, чьи интересы теснейшим образом переплетены с производственными структурами.
Можно считать, что был проведен абсолютно чистый длительный научный эксперимент по охране курятника стаей лисиц. Сейчас абсолютно ясно: эксперимент закончился полным крахом. Иначе и не могло быть. Уничтожены стада и целые популяции рыб, китов, других объектов промысла. Все это было известно давно и столь же давно честные ученые и просто здравомыслящие люди пытались поставить проблему с головы на ноги - отделить рыбоохрану от ведомства, связанного с рыболовством. 17 июля 1992 года Коллегия Правительства России приняла, наконец, чрезвычайно важное и разумное решение по рыбному хозяйству - изъяло рыбоохрану из ведения Комитета рыбного хозяйства и постановило передать ее в природоохранное ведомство - в Минприроду.
Такое решение правительства было первым сокрушительным ударом по рыбохозяйственной мафии и привело к большому смятению в ее рядах. Однако уже неделю спустя большая делегация московских и региональных чиновников отправилась к заместителю председателя правительства В. Шумейко отвоевывать ведомственную рыбоохрану.
Удалось и в тот раз. Владимир Филиппович Шумейко своим решением вернул ведомству его любимое детище.
Вокруг рыбоохраны постоянно возникают весьма занятные ситуации. Известны случаи создания рыбоохраной (!). наукой (!) и промысловым предприятием совместной структуры по добыче рыбы; разрешения рыбоохраны на промысел сверх всяких лимитов, запрещенными орудиями лова, в период нереста. Известно, что суда "своих" предприятий, например совместного предприятия "Мост дружбы", обеспечивались подложными разрешениями на промысел, а иностранные фирмы платили Камчатскому бассейновому управлению рыбоохраны за каждые сутки нахождения их судов в нашей зоне.
Не станем повторять, что контрольные функции должны быть отделены от той структуры, которую они контролируют. Дело даже не в этом. На наших глазах за короткий промежуток времени была подорвана сырьевая база многих промысловых районов. Все это время охрану ресурсов осуществляло рыбохозяйственное ведомство, которое утверждает (самое главное, что эти утверждения принимают во внимание!), что все так "хорошо" потому, что именно оно осуществляло рыбоохрану, и что они и есть самые заинтересованные в эффективной рыбоохране.
В то же время известно, что основные нарушения промысла обнаруживались крайне малочисленными специальными морскими бассейновыми инспекциями Минэкологии, а вовсе не рыбоохраной Роскомрыболовства. Нужно вполне определенно сказать, что инициатива создания этих инспекций принадлежала вовсе не политикам и крупным руководителям смежных отраслей, а вполне конкретному начальнику управления Госкомэкологии Константину Шевлягину. Инициатива одного человека иногда оказывается более весомой, чем решения важных коллегий.
Многие в отрасли знают о перелове "Дальрыбой" (с согласия ведомственной рыбоохраны, естественно) более 80 тыс. тонн (!) минтая, который был выявлен природоохранными инспекциями Госкомэкологии. В последние годы весьма эффективная морская служба Минприроды (сегодня Минприродных ресурсов) (фактически ликвидирована и, похоже, что это было сделано не без "помощи" рыбохозяйственного ведомства. Зачем ему головная боль. Вот и исключили "дублирование". А в 2000 году ликвидировали и самостоятельное природоохранное ведомство, объединив на государственном уровне природоохранные и природопользовательские функции. Но в рыболовстве рыбоохрана пока остается в руках независимого от рыболовства органа - в ФПС. Как бы ни вертелся в очередной раз Комитет по рыболовству, но рыбоохрана не должна больше попадать в руки рыбохозяйственного ведомства. Не приходит же правительству в голову мысль о передаче налоговых инспекций непосредственно коммерческим предприятиям. С решением этой проблемы тянуть больше было нельзя. И такое решение, в конце концов, было приято и закреплено Указом Президента Б. Ельцина.

29 августа 1997 года № 950

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ
МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОНТРОЛЯ В ЭТОЙ СФЕРЕ

В целях совершенствования системы сохранения и рационального использования морских биологических ресурсов постановляю:
1. Возложить на Федеральную пограничную службу Российской Федерации решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.
2. Федеральной пограничной службе Российской Федерации сформировать Морскую охрану Федеральной пограничной службы Российской Федерации для осуществления задач, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.
3. Правительству Российской Федерации:
- определить порядок и сроки передачи Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации закрепленных за органами рыбоохраны штатной численности и материально-технических ресурсов центрального аппарата и региональных органов этого Министерства в Федеральную пограничную службу Российской Федерации;
- определить механизм дополнительного финансирования Федеральной пограничной службы Российской Федерации с учетом задач, возложенных на нее настоящим Указом.
4. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в 2-месячный срок внести предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.
5. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль. 29 августа 1997 года № 950"

Вполне возможно, что можно было искать нетрадиционное для России решение проблемы, путем созданием самостоятельной службы, подобной Береговой охране США, выполняющей функции пограничной охраны, морской таможенной службы, рыбоохраны и спасательной службы. Вне всяких сомнений, что это было бы значительно дешевле, чем четыре таких службы в отдельности. Впрочем, еще не все потерянно.
Сейчас, когда решена первая часть задачи и ФПС переданы функции рыбоохраны, самое время начать работу над созданием на базе морских сил ФПС полноценной береговой охраны. Для этого нужно разработать нормативную базу новой службы, обеспечивающую концентрацию в ней всех функций, свойственных береговой охране.
В этом случае можно будет надеяться, что наши национальные биологические ресурсы удастся сохранить. Будут надежно защищены и другие государственные интересы страны в исключительной экономической зоне и на шельфе РФ.

Назад