Назад

Глава 6. Государственный контроль и охрана рыбных ресурсов

6.3. Уход генерала

Высокая гражданская активность Андрея Николаева конечно же была замечена российской мафией и по "достоинству" оценена властью. Николаеву пришлось покинуть должность директора Федеральной пограничной службы. Он стал слишком опасен для мафии, а значит - и для власти.
Когда уход одного из самых перспективных российских генералов, директора Федеральной пограничной службы Андрея Николаева, стал давно свершившимся фактом, вспоминается эпизод, свидетелем которого автору этих строк довелось стать.
Осенью 1997 г. на межведомственном совещании по поводу реализации президентского указа о передаче функций рыбоохраны пограничной службе, один из чиновников рыбохозяйственного ведомства К. Бекяшев (советник руководителя ведомства) без тени смущения заявил: "Моя задача затянуть подписание постановления о передаче рыбоохраны до Нового года".
Большинство аналитиков и журналистов связывают смещение генерала со "спиртовым" конфликтом на российско-грузинской границе. И мало кто вспоминает другую, не менее, если не более весомую версию об отставке - "рыбную".
Начнем с того, что 1997 г. оказался весьма урожайным на события, связанные с рыболовством. В марте был издан указ президента о передаче рыбоохраны из рыбохозяйственного ведомства в природоохранное. Шаг более чем назревший. Однако уже в мае с помощью Чубайса рыболовному ведомству удается отменить ту часть указа, которой рыбоохрана передавалась Минприроде и тем самым ставилась точка на ведомственном контроле над промыслом.
Очевидно, именно тогда, окончательно убедившись, что ответственность за отечественные рыбные ресурсы, как и за обстановку в исключительной экономической зоне России, пограничникам надо брать на себя, в дело включился Андрей Николаев. И, надо отдать должное, ему удалось убедить президента подписать указ (от 29 августа № 950) о передаче рыбоохраны в Федеральную пограничную службу.
Реальная угроза неконтролируемому промыслу и баснословным доходам узкого круга лиц привела в смятение сплоченную на рыбе чиновничью компанию. Но ненадолго.
Вот несколько цитат только из одного ведомственного документа, в котором Департамент по рыболовству, как будто и не было указа президента, продолжает утверждать:
"В последние годы Федеральная пограничная служба Российской Федерации стала претендовать на осуществление функций по государственной охране водных биоресурсов, с чем нельзя согласиться".
"Департамент по рыболовству является специально уполномоченным государственным органом по охране... водных биоресурсов и среды их обитания";
"В охране водных биоресурсов... федеральные органы пограничной службы и внутренних дел должны лишь участвовать в пределах их компетенции":
"...главенствующая роль в вопросах охраны рыбных запасов должна оставаться за Департаментом по рыболовству":
"Считаем нецелесообразным участие Госкомэкологии в работе по контролю за соблюдением правил рыболовства".
Если называть вещи своими именами, для процитированного документа есть единственно подходящее определение - саботаж. Парадокс в том, что чиновники, открыто саботирующие указ президента, остаются на своих местах. Уходят, увы, другие.
Борьба против указа и генерала Николаева шла по всем бюрократическим правилам. Так, для реализации указа необходимо было принять постановление правительства, определяющее порядок передачи ресурсов (сооружений, судов, людей) из рыбохозяйственного ведомства в ФПС. Задача предельно простая, если чиновник собирается ее выполнять. А если нет? Два месяца ушло только на согласование откровенно блокируемого департаментом по рыболовству текста постановления. Наконец согласующие подписи Я. Уринсона и В. Хлыстуна появились и бумага с визами заместителей главы правительства и руководителя ФПС попала в аппарат главы правительства. Далее, от стола чиновника аппарата правительства до В. Черномырдина документ двигался еще два месяца, но на стол премьера так и не попал. Чья-то умело-шаловливая ручка перевела стрелку на аппаратных рельсах, и документ растворился в необъятной бюрократической дали. И это при трех таких подписях!
Кто скажет после этого, что защитники бесчинств на морях слабы? Сильны, и даже очень. И фамилии их не в архивах Лубянки. Просто никто не хочет этим заниматься: одним это никак не с руки, других сама мысль об этом страшит.
Борясь с указом президента, Департамент по рыболовству одновременно пытался провести через Думу закон о рыболовстве, который позволил бы ему по своему разумению монопольно распоряжаться фантастическими по стоимости морскими биологическими ресурсами страны.
Решительными противниками возможного законодательного беспредела на наших морях опять-таки выступили пограничники. Директор ФПС А. Николаев, в частности, написал письмо В. Черномырдину. в котором объяснил меру грозящей национальной экономике опасности и просил принять от имени правительства меры для отсрочки вынесения проекта закона на слушания.
Дальнейшая судьба письма, главы серьезного ведомства - образчик чиновничьей наглости: письмо генерала к главе правительства... не попало. Какой-то деятель вместо премьера направляет письмо прямо зампреду правительства, курирующему рыболовство, - В. Хлыстуну, а тот - догадались" - руководителю отечественного рыболовства А. Родину!
Два эпизода, два сценария, цель одна: сохранить за собой возможность, бесконтрольно распоряжаться национальным достоянием баснословной стоимости, обеспечить мафии режим наибольшего благоприятствования. И если для этого нужно убрать министра, даже силового и даже с безукоризненной репутацией - силы и возможности и, главное, деньги найдутся.
Для того чтобы убрать Николаева, усилий мелких чиновников было явно недостаточно. Они могли только подготовить почву для фигуры покруче. Как тут не вспомнить слова А. Родина, что за ним, кроме Хлыстуна, есть еще и кое-кто посильнее. И он не блефовал. О том. как защищал рыбное ведомство главный зампред правительства Анатолий Чубайс, мы уже достаточно подробно говорили.
Удивительное дело: человека, добившегося заметных успехов и серьезно поднявшего престиж Федеральной пограничной службы, уволили, а руководителя рыбохозяйственной структуры, доведшего отрасль до стадии криминального разгула, даже не пожурили. Оно и понятно. За неделю до этого, при обсуждении проекта закона о рыболовстве в комитете по природным ресурсам Думы, начальник Департамента по рыболовству Минсельхозпрода М. Дементьев в сердцах бросил: "Что вы все о коррупции, да о криминале в рыболовстве? За все время ни единого дела не было возбуждено!" И точно не было. Вот только одна любопытная подробность: в начале декабря 1997 года в головном институте рыбной отрасли (ВНИРО) появился седьмой! (на три сотни сотрудников) заместитель директора М. Комков, назначенный туда по указанию А. Родина. Странно даже не то, что седьмой заместитель (и не такое бывает за "казенные" деньги), а то, что совсем недавно, 1 декабря, он покинул должностное, кресло начальника отдела в управлении МВД по борьбе с экономическими преступлениями в сфере рыболовства.
Странно и другое. Власть, контролирующая огромные рыбные ресурсы, и специальная служба, призванная бороться со злоупотреблениями в таких делах, оказались, как свидетельствуют события, в весьма близких отношениях. Действительно, о какой борьбе с коррупцией, о каких уголовных делах при таком раскладе может идти речь?
Случившееся с генералом Николаевым наводит на грустные мысли. Ибо означает только одно: российская мафия не просто располагает огромными деньгами, экономической властью, но и является серьезной политической силой, реально влияющей на ситуацию в стране. Жаль Россию, где приносят в жертву таких людей, как Андрей Николаев. Жаль Россию, где коррумпированные политики определяют судьбы честных людей.

Назад