Назад

Глава 6. Государственный контроль и охрана рыбных ресурсов

6.4. Как в мире охраняют морские ресурсы

То, что дело с охраной наших живых (проще - рыбных) ресурсов в морях, прилегающих к Российским берегам (территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона) обстоит крайне плохо - давно не тайна. Последняя оценка (ей мы посвятили целую главу) деятельности ведомственных защитников отечественных рыбных ресурсов Главным контрольным управлением Президента не оставляет сомнения, что состояние отрасли на конец 90-х годов наиболее точно можно оценить только словом "крах". Ущерб от этого краха оценивается минимум в 2,5 млрд. долларов в год, уплывающих из России на счета браконьеров. Крайне обеспокоена положением дел с охраной рыбных запасов и Генеральная прокуратура, которая 19 февраля 1998 г. провела совещание правоохранительных структур по проблеме криминала в сфере рыболовства.
Россия, пожалуй, одна из немногих морских держав, где до сих пор возникают споры о том, кто и как должен охранять биологические ресурсы в прилегающих морских пространствах. А охрану ресурсов по-прежнему продолжает осуществлять рыбохозяйственное ведомство.
Более того, многие высокие чиновники по недомыслию или сознательно пытаются представить решение Президента о передаче органов рыбоохраны из рыбохозяйственного ведомства Морским силам Федеральной пограничной службы, как результат противостояния двух ведомств.
Только на первый взгляд происходящее является противостоянием ведомств. По существу противоречия и противостояние в этой сфере носят принципиально иной характер: государственных интересов с одной стороны, и интересов коррумпированных чиновников и рыбной мафии - с другой.
Поэтому в первую очередь следует решать не вопрос о том, кто должен охранять наши ресурсы, а несколько иначе - кто не должен их охранять.
Учитывая, что проблема имеет универсальное государственное значение и касается всех морских стран, целесообразно посмотреть, как обстоят дела в этой сфере в большинстве развитых стран.
В таких странах, как США. Канада. Норвегия, Великобритания, Германия, и в целом ряде других специальные военизированные морские службы, охраняющие морские пространства своих стран в мирное время называют береговыми охранами. В Японии - управлением безопасности на море.
Важно заметить, что все службы такого рода являются многофункциональными, что позволяет существенно экономить деньги налогоплательщика. Некоторые из этих служб самостоятельны, другие входят в состав ВМФ, а отдельные организационно входят в состав тех или иных ведомств. Так. например, береговая охрана США формально входит в состав министерства транспорта. но фактически является самостоятельным ведомством.
Независимо от ведомственной подчиненности и своего названия, службы береговой охраны большинства стран мира представляют собой государственный орган, обеспечивающий комплексное решение задач по защите национальных интересов в своих морских пограничных пространствах, а во многих случаях и за его пределами.
Мы привыкли не считаться с затратами. Поэтому у нас морскую границу охраняет Федеральная пограничная служба, морскими спасательными операциями занимается целый ряд аварийно-спасательных организаций различных ведомств, контролем за загрязнением морей - экологическое ведомство, гидрографическим и навигационным оборудованием и обеспечением - ВМФ, рыбоохраной - рыбохозяйственное ведомство, таможенные проблемы в морях решает (точнее должен решать) ГТК. а в указанных странах все перечисленные и многие другие функции, включая полицейские, выполняют береговые охраны.
По ориентировочным оценкам общая численность всех российских служб, занятых перечисленными проблемами, составляет минимум 80 тыс. человек, и это при том, что сегодня не решаются задачи таможенной службы на море, иммиграционные, полицейские проблемы и ряд других задач.
Не станем анализировать деятельность каждой из служб береговой охраны, а посмотрим на их преимущества и, может быть, недостатки на некотором собирательном примере, положив в его основу наиболее "древнюю" - Береговую охрану США, ведущую свою летопись с 1790 года, дополняя, если это необходимо, некоторыми аспектами деятельности аналогичных служб других стран.
Отметим, что, по официальным данным, общая численность Береговой охраны США составляет примерно 38 тыс. военнослужащих и 5 тыс. гражданских специалистов. Военный персонал проходит службу на 250 кораблях различных классов, 2 тыс. катерах, более 200 вертолетах и самолетах, а также в береговых подразделениях. Отметим: 43 тыс. военных и гражданских специалистов в США против 80 тыс. - в России!
Так чем же занимается Береговая охрана США и ее 43 тыс. сотрудников, чем занимаются сотрудники аналогичных служб других стран?
Главными задачами большинства береговых охран является контроль за соблюдением положений морского права, борьба с пиратством и контрабандой, противодействие незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, оказание помощи терпящим бедствие и проведение поисково-спасательных операций на море, охрана морской среды и морских живых ресурсов, соблюдение правил рыболовства, полицейские функции.
Эти задачи береговая охрана США выполняет в тесном взаимодействии с другими федеральными правоохранительными органами: ФБР, налоговым управлением, таможенной службой, управлением по борьбе с наркотиками, управлением по вопросам иммиграции и натурализации, национальной службой морского рыболовства, национальной администрацией США по океанам и атмосфере (НАОА) и т. д.
Зона ответственности Береговой охраны охватывает территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону США.
В сфере соблюдения правил рыболовства береговая охрана контролирует все рыболовство в пределах исключительной экономической зоны, а по анадромным видам и за пределами исключительной экономической зоны (200 миль), но не в экономической зоне и не в территориальном море других государств.
В отношении национальных коммерческих судов функции береговой охраны распространяются и на открытое море.
Кроме того, береговые охраны ответственны за гидрографическое и навигационное обеспечение мореплавания, оборудование побережий, гаваней, портов, организацию соответствующих навигационных служб. Они осуществляют контроль за техническим состоянием гражданских судов и соблюдением ими правил судоходства. Береговым охранам многих стран вменяется в обязанность защита морских нефтегазовых комплексов.
Большинство береговых охран осуществляют полицейский контроль и выполняют полицейские задачи при возникновении напряженности на морской границе. Они же устраняют нарушения и отражают возникающие угрозы, затрагивающие безопасность морских границ и государственной территории, охраняют морские коммуникации, поддерживают общественный порядок и защищают человеческие жизни и имущество на море.
Если разобраться по существу, то получается, что береговая охрана является специализированной морской правоохранительной службой. Задержание нарушителей границы и правил рыболовства, как и пресечение нелегального въезда и выезда своих и иностранных граждан является обычной практикой.
Береговая охрана вправе проводить расследования различных происшествий, преступлений, аварий, осуществлять проверки, досмотры, обыски, конфискации, задержания и аресты в территориальном море и прилегающих водах.
В мирное время береговая охрана выполняют гражданские функции, но в военное время переходит как правило, под командование военно-морских сил.
В области охраны запасов и контроля за рыболовством береговая охрана наделена весьма обширными полномочиями. Так, вполне нормальным является участие береговой охраны в разработке планов регулирования морского рыболовства и выработки международных соглашений по рыболовству.
Все в большей степени на береговую охрану ложится и задача по регулированию промысла анадромных видов рыб национального происхождения за пределами своей ИЭЗ.
Права береговой охраны и ее представителей по отношению к рыбопромысловым судам являются необычайно широкими, начиная с права получать всестороннюю информацию от судов ведущих промысел, до прямого досмотра грузов и судовых документов, задержаний, конфискаций промыслового оборудования. уловов и судов или арестов в случаях нарушения законодательства прибрежной страны.
Российские рыбаки неоднократно испытывали на себе жесткость рыбоохранного законодательства, необычайную активность кораблей береговой охраны различных стран, бескомпромиссность персонала и неотвратимость санкций.
Как покончить с беспредельным браконьерством и разграблением наших национальных ресурсов, понятно. Недооценка проблем охраны национальных биологических ресурсов и путей их разрешения многими правительственными чиновниками и большинством депутатов, от которых зависит судьба управленческих решений и законодательства в этой области, может привести к окончательной деградации сырьевой базы и закату российского рыболовства.
Грех не воспользоваться большим и позитивным мировым опытом в этой сложной сфере. Кстати, к мировой практике активно обращаются страны Восточной Европы и СНГ: идет создание служб береговой охраны Польши, Румынии, Грузии, стран Балтии.
Исходя из этого опыта, сегодня можно вполне определенно ответить на вопрос, кто не должен охранять наши морские биологические ресурсы: те, кто связан с рыболовством.
Наиболее целесообразно (президент поступил верно) основой российской береговой охраны, или как ее сейчас именуют, - Морской охраны, считать морские пограничные силы ФПС России. Целесообразно потому, что основой являются наиболее дорогие компоненты такой системы - корабли, летательные аппараты и базы, подготовленный и дисциплинированный личный состав. Именно этим и обладает сегодня Морская охрана. Может показаться странным, но по оснащенности (при значительно меньшей численности личного состава) возможности нашей Морской охраны вполне адекватны Береговой охране США. Это означает, что специалисты США и России независимо, но примерно одинаково оценивают силы, необходимые для решения задач создания благоприятной обстановки в прилегающих к своим побережьям морских пространствах.

Назад