Назад

Глава 6. Государственный контроль и охрана рыбных ресурсов

6.6. Нужен специальный закон

Охрана водных биоресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации - проблема многосторонняя и достаточно сложная для того, чтобы для ее решения можно было обойтись несколькими статьями в законе о рыболовстве. Опыт развитых стран и анализ проблем российского рыболовства свидетельствуют, что рыбоохранная деятельность должна регламентироваться специальным законодательством.
Наилучший из возможных вариантов связан с созданием полноценной многофункциональной береговой охраны РФ, выполняющей пограничные, таможенные, иммиграционные, полицейские, рыбоохранные и спасательные функции. Словом, такой системы, которая путем эволюции сформировалась в развитых демократических странах.
К такому же выводу пришли и некоторые руководители рыбопромышленных предприятий Камчатки. Группа рыбопромышленников Камчатки обратилась к федеральным властям с просьбой усилить контроль за деятельностью российских и иностранных компаний в дальневосточных морях. Для этого они предложили создать "самостоятельные структурные подразделения, способные объединить существующие органы государственного контроля (рыбвод, таможня, пограничники, морская авиация и флот, Госкомприрода, ОБЭП, ФСБ)". Не очень внятно сказано, но направление мыслей оказалось верным.
В случае создания полноценной береговой охраны необходим, естественно, и закон о такой службе.
Однако в реально существующей системе рыбоохранные функции реализуются в структуре Федеральной пограничной службы (ФПС), но сама рыбоохранная деятельность, как было показано выше, крайне плохо регламентирована. Поэтому и необходим специальный закон, регламентирующий деятельность по охране биологических ресурсов, который должен содержать следующие разделы:
  • Цель закона.
  • Основные понятия, определения и термины.
  • Принципы организации охраны. Комплексность охраны пограничных пространств. Централизация и независимость от региональных властей.
  • Место рыбоохраны в системе Морской охраны ФПС России (или Береговой охраны).
  • Субъекты рыбоохранной деятельности.
  • Объекты охраны.
  • Система органов охраны.
  • Использование общегосударственных технических систем контроля за промыслом.
  • Конфиденциальность рыбоохранной деятельности (скрытность проведения операций по выявлению и задержанию нарушителей рыбоохранного законодательства). Принципы взаимодействия со смежными государственными правоохранительными органами, рыбоохранные действия и процедуры (остановки, досмотры и т. д.).
  • Документы регламентирующие промысел (правила рыболовства).
  • Информация о промысловой деятельности и организация информационных потоков.
  • Участие в процедурах распределения квот и контроль над распределением.
  • Принципы допуска иностранных рыбаков к остатку ОДУ. Конкурсная продажа квот иностранцам.
  • Государственный контроль над выдачей разрешительных документов на промысловую деятельность.
  • Защита прав российских рыбопромышленников.
  • Физическая защита рыбаков в морских пограничных пространствах РФ.
  • Разрешительные документы предприятий (содержание. оформление и т. д.).
  • Разрешительные судовые документы.
  • Особые условия и правила промысла особо ценных объектов.
  • Особые правила охраны особо ценных объектов.
  • Особые условия охраны морских заповедных зон и запретных для промысла районов.
  • Государственная экологическая экспертиза. Участие специалистов рыбоохраны. Обязательность. Непризнание оценок численности и ОДУ без экспертизы.
  • Запрет на ведение промысла без государственной экологической экспертизы.
  • Права и обязанности органов рыбоохраны.
  • Санкции, применяемые рыбоохраной.
  • Финансирование рыбоохранной деятельности.
  • Стимулирование рыбоохранной деятельности. Поощрения и наказания.
Если бы такой закон удалось принять, он мог бы послужить хорошей нормативной базой для организации надежной защиты интересов страны в российских водах.

***

Прошло более четырех лет с тех пор, как функции рыбоохраны были переданы Федеральной пограничной службе. Пограничники, несмотря на плохое материальное обеспечение, все более активно реализуют функции по пресечению браконьерства в наших морях. Лучшей иллюстрацией качества работы пограничников может служить реакция браконьерского сообщества на их деятельность на Каспии. Пограничникам фактически объявлена война, дело доходит даже до взрывов жилых домов.
На Дальнем Востоке пограничникам приходится применять против браконьеров даже артиллерию и авиацию. Одно судно, не подчинившееся приказу об остановке, было потоплено.
В Южно-Сахалинске в конце августа 2002 г. квартиру руководителя пограничной структуры на Сахалине генерала Виталия Гамова забросали бутылками с горючей жидкостью. Виталий Гамов и его жена получили тяжелейшие ожоги. От полученных ожогов генерал через некоторое время скончался.
За прошедшее время стали известны и случаи, когда пограничники, как и их предшественники, пошли по пути взаимодействия с браконьерскими сообществами. Деньги браконьеров смогли заставить некоторых руководителей пограничных служб отнестись с "пониманием" к их проблемам. Другие руководители морской охраны ФПС предпочли оставить свою работу.
Одним из таких людей стал один из руководителей морской охраны молодой контр-адмирал Андрей Алексеенко. Алексеенко ушел несмотря на то, что за короткое время сделал блестящую карьеру в ФПС и совместно с автором принимал активное участие в формировании новой идеалогии охраны биологических ресурсов ИЭЗ. Он представлялся мне человеком, который мог работать на уровне разумных и логичных требований новой идеологии. Мог, но не стал. Бросил престижную и перспективную работу и адмиральское звание. Теперь он работает в одной из коммерческих рыбопромышленных организаций. Все бы ничего, но такая резкая смена вида деятельности (из контролирующих на подконтрольную в "своей" же системе) вызывает некоторое недоумение.
Вот представим себе, что некий банк контролирует налоговый чиновник "X", а затем переходит работать в этот же банк. Противопоказаний никаких, но какие-то сомнения бродят.
И, тем не менее, других вариантов, обеспечивающих охрану морской границы и обширных акваторий исключительной экономической зоны, континентального шельфа и территориального моря, не существует. Таков мировой опыт.

Назад