Назад

Глава 8. Чиновники от рыболовства

8.6. Прошу назначить меня министром

В течение длительного времени предпринимались попытки назначить руководителем рыбохозяйственного ведомства Юрия Петровича Синельника. Как известно, дело с назначением руководителей ведомств кулуарное и достаточно темное. Удача, однако, ждет лишь тех, за кем стоит сильная "рука". Как говорят, такой "рукой" у Синельника был Павел Бородин - то ли родственник, то ли друг семьи, но участие в судьбе Синельника он принял.
Приводимая ниже записка Синельника Анатолию Чубайсу - часть ритуала, необходимого для формального запуска процедуры назначения. Формального потому, что истинное решение принимается по совершенно иным правилам.
Надо полагать, что в записке Синельник попытался продемонстрировать весь свой потенциал государственного мужа, рыночника и демократа. Что из этого получилось, легко понять из самой записки и моих комментариев. Для удобства сопоставления комментарии вставлены в текст записки в скобки и выделены курсивом.
Первому заместителю Председателя
       Правительства Российской Федерации
       Чубайсу Анатолию Борисовичу
       Москва, лично

О ситуации в рыбопромышленном комплексе России
Уважаемый Анатолий Борисович!
В исключительной экономической зоне России вылавливается более 40 промышленных видов морепродуктов. Стоимость ежегодных оптимально допустимых уловов может составлять порядка 8 -10 миллиардов долларов США (профессиональный уровень человека, претендующего на руководство отраслью, легко понять, исходя из того, что ОДУ он считает оптимально допустимым уловом. На самом деле это общий допустимый улов. Эти понятия - не синонимы. Между ними есть существенная разница. Для любого специалиста это аксиома. О стоимости улова. Если учесть, что стоимость норвежского вылова в 2 млн. тонн составляет около 3 млрд долларов, то стоимость российского вылова объемом около 5 млн. тонн должна бы составлять те самые 6-7 млрд. долларов США).
Несмотря на это, ситуация в рыбопромышленном комплексе на сегодняшний день является критической. Списание рыбодобывающего и рефрижераторного флота достигло необратимых масштабов (на самом деле это результат не износа, а повального воровства. о чем прямо и нужно было бы говорить). К примеру: в Калининградской области, составляющей основу Западного бассейна, количество судов сократилось с 372 единиц в 1992 году до 97 в 1997 году (природная скромность, по-видимому, не позволила Синельнику рассказать, сколько судов того самого западного бассейна распродано лично им). За этот период предприятиями различных форм собственности в Калининградской области не приобретено ни одного нового судна. Все рыбодобывающие и практически все рыбоперерабатывающие предприятия являются неплатежеспособными. Судостроительные предприятия не имеют заказов, судоремонтные заводы загружены максимум на 20 %. Данная ситуация является типичной для регионов, где основу промышленного потенциала составляет рыбопромышленный комплекс (Мурманская, Архангельская области, Камчатка, Сахалин, Астраханская область, Хабаровский и Приморский край). В целом Россия с 1992 по 1996 гг. по добыче морепродуктов переместилась со 2 на 7 место в мире (из этого абсолютно ничего не следует. Япония, тоже переместилась на 4 место, снизив свой вылов с 11,4 .-или тонн 6 1985 г. до 7,3 МЛН. тонн в 1994г., но никакой трагедии из этого не деланы), а национальная судостроительная промышленность с 6 на 20 место. При сохранении данной тенденции к 2000 г. Россия будет не в состоянии собственным флотом вылавливать ресурсы в своей исключительной экономической зоне (вылавливать-то она в состоянии, но кто же ей это позволит. Тот же Синельник. став, наконец, руководителем ведомства продолжит, порочную практику распродажи ресурсов и поддержки рыбных квазиолигархов), не говоря уже о работе в открытой части Мирового океана, где сейчас идет процесс раздела и передела ресурсов между основными рыболовными державами (примитивная ложь. Открытые районы Мирового океана никто не делит. Промысел, на основании международных договоров, регулируется лишь в некоторых районах океанов за пределами 200-мильных зон. Но это делается на добровольной, основе странами, закончившими специальные договора или соглашения о регулировании промысла и взявшими на себя обязательства подчиняться созданным ими же специальным органам по регулированию промысла в таких районах. Те же страны, которые не подписывали таких соглашений, свободны. и от обязательств придерживаться правил, выработанных другими странами. Они могут вести, промысел по своему усмотрению и ни перед кем не отчитываться в своих действиях. Вошло в практику это, кстати, не в последние годы, а несколько десятков лет назад. Промысел же в остальных районах Мирового океана является общедоступным, хотя и не всегда эффективным). Причины вышеуказанного положения имеют объективный и субъективный характер. Объективный- созданный во времена СССР флот и рыбоперерабатывающий комплекс были ориентированы на низкую стоимость энергоносителей (советский рыбопромысловый флот был порождением мании величия руководителей отрасли. А что касается низкой стоимости топлива, то это понятие условное. Всегда считалось, что для вылова тонны рыбы. нужно израсходовать тонну топлива). Некоторые предприятия были изначально планово убыточными. Но главным образом, причины такого положения в рыбопромышленном комплексе носят субъективный характер. В первую очередь - это практика выделения ресурсов рыбодобывающим предприятиям. В настоящее время квоты на ресурсы распределяются следующим образом: до 60 определенного наукой допустимого улова распределяется в конце каждого года на следующий год между предприятиями регионов нахождения ресурсов (если бы было так, то проблем, бы не было. К сожалению, это не так. Квоты выделяют РЕГИОНАМ, а те распределяют между предприятиями. При этом промысловая мощность не учитывается). Около 40 % распределяется уже в течение года. В то время как общемировая практика предусматривает выделение квот на конкретные суда на весь период их эксплуатации (до 15 лет) или на менее короткие сроки в зависимости от окупаемости судостроительных проектов и прогнозов науки, отечественная система распределения квот не позволяет предприятиям рыбопромышленного комплекса планировать свою работу, привлекать долгосрочные кредиты, так как невозможно представить бизнес-план сроком более одного года, дискриминирует предприятия, не находящиеся в регионах добычи, порождает широкомасштабную коррупцию, о чем неоднократно писала российская пресса (придя к власти, Синельник сохранил все то, что критиковал, в полной неприкосновенности). Крайне порочной является практика продажи квот зарубежным рыболовным компаниям, при том, что квотами в полном объеме не обеспечены российские суда. Так, в настоящее время только на Дальнем Востоке в нашей зоне выдается 1080 разрешений на работу японских рыболовных судов, 40 южнокорейских, 30 северокорейских, 25 китайских и 28 польских. А в это время значительная часть российских судов находится в отстое, принося убытки рыболовным компаниям в виде амортизационных отчислений и прямых затрат на их содержание в отстое (согласимся с Синельником, но странное дело, почему же он не внес изменения в порочную систему, получив мандат на реформы? Ответ очевиден: Синельник великолепно вписался в коррумпированную систему отрасли). К примеру, только в нашей компании из-за невыделения достаточных квот на ресурсы, которые имеются в исключительной экономической зоне РФ, не имеют работы 9 из 41 относительно новых судов. Продажа квот иностранным компаниям мотивируется необходимостью внебюджетного финансирования отраслевой науки и рыбоохраны. Несложные расчеты показывают пагубность таких продаж. Так к примеру, право на лов одной тонны лососевых пород на Дальнем Востоке продается иностранным компаниям за 850 - 1000 долларов США при стоимости тонны готовой продукции 4 000 - 5 000 долларов США на международном рынке. В настоящее время в рыбопромышленном комплексе суммарное налогообложение и платежи во внебюджетные фонды составляют около 60 %- от выручки с реализации продукции. Таким образом, при вылове этой продукции российскими судами и ее реализации государство получит эквивалент 2400 -- 3000 долларов США с тонны в виде налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды вместо 850 - 1000 долларов США. Кроме того, продажа российских квот иностранным рыболовным компаниям снижает стоимость нашей продукции, блокирует активную работу наших предприятий на мировом рынке, рыбная отрасль теряет суда и рабочие места. В процессе акционирования предприятий была утеряна система вертикального управления отраслью, что привело к фактическому развалу единого технологического комплекса (кто и где сказал, что в рыночной отрасли должна существовать вертикаль государственного управления единым технологическим комплексом.'? Весь смысл ухода от командной экономики в том и состоит, что никто не имеет права командовать предприятиями). Так акционированные предприятия рефрижераторного флота (который фактически являлся для рыбодобывающего комплекса технологическим транспортом) вывели значительную часть лучшего флота в оффшорные компании, сменили на этих судах сулаги и ушли от совместной работы с российским рыбодобывающим флотом и от налогообложения в России (Синельник большой путаник. Он перепутал рыночную экономику с простым воровством. Ему бы следовало ответить на вопрос, сколько судов продал и увел г в оффшоры лично он). В результате чего рыбаки, не имея возможности доставить продукцию конечным покупателям, вынуждены предавать ее в районах промысла по низким ценам, не имеют возможности активно работать на внутреннем и внешнем рынках, попадают в финансовую зависимость от перекупщиков (если, флот украден, а так, похоже, и есть, то следует звать прокурора и возбуждать уголовные дела. Уголовные дела руководитель ведомства Синельник возбуждать почему-то не требовал. Что бы это могло значить?).
Нерегулируемость экспорта рыбопродукции привела к увеличению ее неконтролируемого вывоза множеством предприятий, что в свою очередь привело к снижению ее цены на мировом рынке и уменьшению поступления валютной выручки (тогда нужно отменить рыночные принципы и снова ввести монополию на внешнюю торговлю. Все дело в том, что промысел ведут квазимонополии - бывшие госпредприятия, которые и не думают строить дело на столетия, передавать его от детей к внукам. Они решают сиюминутную задачу: качать деньги немедленно - а там хоть трава не расти! Одним из идеологов такой деятельности является и сам Синельник.). К примеру, за последние 3 года цена на северную треску упала в среднем на 1000 долларов США с тонны (цена упала потому, что на рынок поступили больше трески, чем в прошлые годы. Обычные рыночные "качели" и никакого злого умысла), соответственно Россия недополучает в год только валютной выручки за этот вид в объеме 100 - 150 миллионов долларов США. И это только по одному объекту промысла. Уменьшение ввоза в страну рыбопродукции во многом связано с желанием сокрытия валютной выручки, что подтверждается рядом громких уголовных процессов на северном и дальневосточном бассейнах (Синельник ошибается, громких судебных процессов что-то не слышно. Даже дело, которое было возбуждено против него самого, тоже тихо утонуло). Все больших масштабов достигает криминализации отрасли, особенно на северном и дальневосточном бассейнах, где сосредоточены основные рыбные ресурсы России. Крайне негативные последствия для рыбохозяйственной отрасли может иметь уже фактический провал федеральных программ "Рыба" и "Российские верфи", предусматривающих обновление рыбодобывающего и рефрижераторного флота в 1995 - 2000 годах на 301 (программа "Рыба") и 759 (программа "Российские верфи") единиц соответственно с опорой на отечественное судостроение (все эти программы предусматривают реализацию программ за счет бюджета. Такие программы, уже реализовывались в советское время. Суда, построенные по ним, отраслевое ворье сейчас и продает за рубеж. В основном себе же). Фактически вместо 91 нового судна, предусмотренного программой "Рыба", в 1996 - 1997 годах построено лишь несколько единиц (Синельник хочет заставить налогоплательщика в очередной раз оплатить постройку судов для "дяди"). Если не произойдет замена списываемого с лота на вновь построенный, то уже к 2000 году Россия будет не в состоянии полностью выбирать ресурсы в своей исключительной экономической зоне и в районах Мирового океана, защищенных международными соглашениями (странно, но флот работает и квоты выбирает. Если иногда и не выбирает, то не из-за отсутствия флота, а из-за коррупции чиновников, распределяющих квоты: не дадут взятку - не дам квот. И пусть они лучше никому не достанутся'). Тогда в соответствии с уже подписанными международными договоренностями Россия будет вынуждена уступить ресурсы Мирового океана (ресурсы. Мирового океана, вне зон особого регулирования, абсолютно доступны любой стране, о чем мы уже говорили выше) странам, которые имеют флот достаточный для их освоения и допустить иностранный флот выбирать не осваиваемые национальным флотом ресурсы в своей исключительной экономической зоне.
Исходя из вышеизложенного и учитывая невозможность получения в ближайшем будущем бюджетного финансирования, считаю необходимым в кратчайшие сроки осуществить следующие мероприятия:
- Незамедлительно приступить к строительству новых рыболовных судов на российских судостроительных заводах и заводах ВПК (какой императив! Приступить и точка!), которые находятся главным образом в областях, где основу промышленного потенциала составляет рыбопромышленный комплекс (Мурманск, Архангельск, Хабаровск, Астрахань, Калининград, Петрозаводск и др.). Для сохранения позиций России как мировой (опять мания величия! И где только берут людей с такими непомерными амбициями) рыболовной державы, обеспечения гарантированного вылова ресурсов в исключительной экономической зоне России и регулируемых районах Мирового океана необходимо осуществить строительство до 2001 года включительно на российских заводах порядка 260 рыболовных и рефрижераторных судов различного тоннажа для всех бассейнов на общую сумму около 1,3 миллиарда долларов США, и модернизировать порядка 120 имеющихся рыболовных судов на общую сумму около 300 миллионов долларов США. Потенциал российской промышленности позволяет строить суда в России полностью из материалов и комплектующих российского производства, а также обеспечивать их рыболовным снаряжением российского производства. Под эту программу для рыбодобывающих предприятий-заказчиков на долгосрочной основе (на 5 - 7лет) под конкретные суда выделять квоты на наиболее прибыльные ресурсы. При наличии таких дорогостоящих ресурсов, которыми обладает Россия (краб, лососевые и осетровые породы рыб, минтай, креветка и др.), финансирование строительства новых судов без государственных дотаций вполне реально, что подтверждается мировой практикой. Принципиальным подходом при выделении квот на вылов рыбопродукции должно быть следующее: выделяемые ресурсы должны в первую очередь и главным образом загружать мощности российской промышленности (судостроение, технологическое оборудование, промвооружение, рыбопереработка, транспортировка, порты).
- Прекратить практику продажи квот на вылов морепродуктов в ИЭЗ России иностранным предприятиям, пока наиболее прибыльными ресурсами не будут полностью обеспечены российские суда (с эти можно согласится, но руководитель ведомства Синельник этого почему-то не слышал). При этом в полном объеме финансировать из бюджета отраслевую науку и рыбоохрану (это тоже замечательно, но и этого Синельник не сделал!).
- Восстановить единую систему управления рыбопромышленным комплексом (административно - через представительства Департамента по рыболовству Минсельхозпрода на бассейнах в форме 100% государственных предприятий с делегированием им части полномочий по регулированию, экономически - через холдинги и финансово-промышленные группы). (Синельник даже не понимает, что он написал в своей бумаге. Он ведь сторонник государственной собственности, о чем без стеснения пишет "либералу" и "рыночнику" Чубайсу, не боясь прогневать последнего. А уж то, что он хочет управлять отраслью со 100 госсобственности через ФПГ и холдинги, ярко свидетельствует. о том, что у Синельника были далеко идущие виды на целую отрасль! Похоже, что его тайной мечтой было выбиться в рыбные олигархи).
- Осуществить через отчетность и стимулирование ресурсами жесткий контроль за экспортом продукции и поступлением валютной выручки за проданную продукцию (с)а не дело это рыбного ведомства. Это дело МВД, ФСБ, налоговых органов и т. п. Но, ему хочется самому это делать. Для чего это? Да все очень просто. Если все виды контроля свои, то и "концы в воду"! Все прозрачно. Но как откровенно он разговаривает с великим Чубайсом).
- Восстановить ранее существовавший жесткий контроль за безопасностью мореплавания.
- Поднять статус федерального органа управления отраслью. За последние 6 лет статус был понижен с союзного министерства до департамента в Минсельхозпроде (это традиционная песня. Рыбой и рыбаками должно управлять министерство и никак не ниже. Все плохо потому, что нет министерства). Осуществление вышеуказанных мер позволит уже в течение года взять под контроль поступление средств от продажи российских рыбных ресурсов в объеме свыше 2 миллиардов долларов США (ну прямо очередной Хлестаков).
Уважаемый Анатолий Борисович, именно тяжелое положение в отрасли заставило меня обратиться к Вам с этим письмом и просьбой о личной встрече (странно, что об отрасли так "печется" человек, который не является специалистом в рыболовстве. Может быть уйма глупостей, написанных в этой "записке" и сделанных потом на посту руководителя отрасли прямо связаны с этим обстоятельством).
Несколько слов о себе: возглавляю старейшее рыбодобывающее предприятие Калининградской области (то, что не специалист несколько лет возглавлял рыбопромышленное предприятие говорит лишь о том, дела в отрасли совсем плохи. Деятельность этого бывшего сотрудника то ли КГБ, то ли СВР на посту руководителя ПБОРФ уважения ему не снискала, а вот уголовное дело на него было заведено). В структуру предприятия входят: 46 единиц рыбодобывающего и вспомогательного флота, 2 рыбоперерабатывающих завода, рыбный порт со всей инфраструктурой. Предприятие является градообразующим, наши налоговые отчисления составляют 73% бюджета города (забыл, правда, Синельник сказать, что все население города составляет 10 тыс. человек). На предприятии занято 3000 работников.
С уважением,
       Председатель Совета директоров,
       Генеральный директор ОАО ПБОРФ Ю. П. Синельник
Вот такая записка была направлена в начале 1990 г. Чубайсу и послужила стартом к креслу руководителя рыбохозяйственного ведомства. В стране со 150 миллионным населением удалось найти только Синельника. Тогда на что же мы надеемся?
Уже летом 1999 г. Юрий Синельник стал заместителем председателя комитета РФ по рыболовству, а в конце того же года - председателем Госкомрыболовства. Оба назначения произвел Председатель правительства РФ В.В. Путин.

Назад