Назад

Глава 9. Лицензирование и демонополизация

9.1. Зигзаги лицензирования

Лицензирование представляет собой один из инструментов усиленного государственного контроля над некоторыми видами предпринимательской деятельности, направленное на ее ограничение и регулирование. При всей противоречивости такой меры в рыночной экономике, следует признать, что даже в демократических странах с либеральной экономикой пространство свободной экономической деятельности всегда имеет некоторые ограничения. Важно, чтобы такие ограничения действительно касались лишь отдельных видов деятельности.
Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности так определяет критерии, определения видов деятельности, подлежащих лицензированию (статья 4): "К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". Оценивая эти критерии, следует признать, что они достаточно взвешены и не посягают на глобальные ограничения предпринимательской деятельности.
За этой декларацией следует достаточно большой перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Назовем только некоторые: по хранению зерна и продуктов его переработки, заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов: аудиторская деятельность: деятельность по изготовлению и ремонту средств измерения; перевозка пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом и т. д. Очевидно, что перечисленные виды деятельности, подлежащие по закону лицензированию, плохо согласуются с 4 статьей этого же закона. Это означает, что усилия ведомственных лоббистов увенчалась успехом и они получили вожделенные права разрешать или запрещать.
А теперь то, что относится к проблемам рыболовства, мы обсудим более подробно.
Первые практические шаги по внедрению системы лицензирования были сделаны в стране в конце 1994 г., когда было принято Постановление правительства РФ № 1418 от 24 декабря 1994 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". Во что предписания этого постановления трансформировались на, практике можно понять на примере всего одного ведомства - Комитета по рыболовству. Хотя, надо думать, практика этого ведомства вряд ли является исключением.
Несмотря на отсутствие аргументов, Роскомрыболовству уже в 1994 г. удалось, вопреки здравому смыслу, добиться включения в перечень лицензируемых видов деятельности промышленное рыболовство. В скором времени Роскомрыболовство представил на согласование проект Положения о лицензировании деятельности, связанной с промышленным рыболовством и рыбоводством", которое показало, что уже тогда опасения общественности относительно возможного произвола были достаточно обоснованы.
Первое, что декларировало Роскомрыболовство своим положением - это право самому расширять круг лицензирующих организаций и делегировать свои полномочия по лицензированию субъектам федерации. Таким образом, если правительство говорило только об одном лицензирующем органе, то Роскомрыболовство произвольно увеличило количество структур, приобретающих право лицензирования.
Если правительство разрешило лицензировать только промышленное рыболовство и рыбоводство, то Роскомрыболовство делает еще один ход, который позволяет ему по своему произволу расширительно толковать, что является промышленным рыболовством, и самовольно увеличивать количество лицензируемых видов деятельности.
Промышленным рыболовством принято называть процесс добычи рыбы с помощью специальных активных и пассивных орудий лова и промысловых судов. Роскомрыболовство произвольно расширяет это понятие. Согласно ведомственному положению о лицензировании, лицензированию подлежит еще и приемка, обработка и хранение уловов, перевозка грузов для нужд рыбохозяйственных организаций, обслуживание судов и обработка грузов в морских рыбных портах, работа лоцманских служб, станций техобслуживания и пр., и пр., и пр. Притязания на глобальное лицензирование ведомство сохранило до настоящего времени.
Тенденция глобального лицензирования была очевидной еще в проекте Постановления Правительства, в котором Комитет требовал права на лицензирование всей рыбохозяйственной деятельности. Тогда, в 1994 г., Комитету разрешили лицензировать только промышленное рыболовство, но, как видим, лишь на время.
То, что не удалось прямо протащить в Постановление Правительства, ведомство решило ввести своим отраслевым Положением. Стоило дать палец, как в пасти чиновников оказалась вся рука.
Уже тогда на любую, перечисленную в Положении деятельность, например, обслуживание судов в порту (это уже далеко не промрыболовство), нужно было получить разрешение Роскомрыболовства. Мышеловка захлопнулась. Роскомрыболовство практически восстановил первоначальную редакцию и явочным порядком снова присвоил себе право на лицензирование фактически всей рыбохозяйственной деятельности.
Даже если не принимать во внимание "делегирование полномочий" в регионы, то, кроме Роскомрыболовства, в числе организаций, имеющих право лицензирования, оказались Управление по охране и воспроизводству запасов, Центральное управление рыбохозяйственной экспертизы и администрации морских рыбных портов.
Более того, если уж и вести разговор о лицензировании, то его вряд ли можно было выносить за границы экономической зоны России. Однако чиновники желают лицензировать и рыболовство в открытом океане, что и отразили в своем положении.
Когда дело доходит до технологии лицензирования, то прыть чиновников становится просто безмерной. Не имея на то никакого права (это функции совсем других государственных органов), чиновники Роскомрыболовства требуют предоставления им справки налогового органа о постановке на учет предприятия или предпринимателя и справки (от кого") о стаже занятий заявляемым видом деятельности. Срок лицензирования Роскомрыболовство произвольно увеличивает с одного до трех месяцев. Молча.
Отдельный пункт требует представления заключения органов госсанэкспертизы об условиях труда и документ, подтверждающий социальное страхование работников. Не дело это чиновников Роскомрыболовства!
Если не в порядке с охраной труда или обязательным страхованием - этим займутся соответствующие структуры. Но чиновникам очень хочется покрепче ухватить предпринимателя за горло! Оставив в стороне множество других требований того времени, заметим, что отдельный пункт положения требует, чтобы претендент на лицензию представил еще и ходатайство органа исполнительной власти субъекта федерации, на территории которого находится предприятие заявителя. В переводе с бюрократического языка это означало получение предварительной лицензии в регионе и автоматически превращало систему лицензирования в двухступенчатую.
Занятная сложилась ситуация с искусственным отнесением различных видов деятельности к промышленному рыболовству. Теперь, если вы решили не только ловить рыбу, но еще ее и перевозить - получите две лицензии: одну - на промысел, другую - на транспортировку. А если будете ее еще и хранить - три. И всякий раз на местах и в центре!
"Инструментарий" чиновников, уже давно превративших федеральные сырьевые ресурсы в некий "общак", которым они распоряжаются по своему произволу, пополнился еще одним рычагом, с помощью которого они легко будут ставить на колени неугодных и до предела ограничат доступ на рынок новым структурам. Чиновники просто заставили сотни людей обивать пороги своих кабинетов, что увеличило поборы и коррупцию. И хотя это прямо противоречит антимонопольному законодательству - справиться с чиновничьим беспределом не удалось до сегодняшнего дня.

Назад