Назад

Глава 9. Лицензирование и демонополизация

9.3. Демонополизация могла стать реальностью

Целью демонополизации всегда, особенно после семи десятилетий государственной монополии, является создание конкурентной среды, без которой рыночное хозяйство немыслимо. Очевидно, что только конкуренция по-настоящему определяет лицо рынка, так как формирует среднюю норму прибыли и поэтому удерживает цены на разумном уровне. Именно с этой точки зрения и необходимо рассматривать процессы демонополизации и документы ее регламентирующие. В начале 90-х годов по всем отраслям прошла волна разработки программ демонополизации. Все они, похоже, "кроились" по одним лекалам, а основным критерием чиновников при их написании было сохранение своего влияния в отрасли. Рассмотрим, возможно ли формирование конкуренции в результате реализации программы, созданной в Комитете по рыболовству?
Сам подход Роскомрыболовства к проблеме демонополизации достаточно красноречиво изложен в пояснительной записке и свидетельствует о том, что чиновники не стремятся к созданию настоящей самоорганизующейся конкурентной среды в отрасли и ориентируются на известные стереотипы бюджетной поддержки из прошлого.
Эта тенденция хорошо просматривается в жалобах ведомства на рост цен на топливо и приближение их к мировым, при недостаточных льготах для его приобретения. Это при том, что госбюджет покрывал до 30% стоимости топлива бывшим государственным предприятиям, т. е. своим. На этом фоне ничего не говорится о том, что цены на рыбу в стране определенно достигли и даже превысили мировой уровень. В сопоставимых ценах (начало 1994 г.), цены на рыбу выросли в 5 и более раз, тогда как цены на мясо выросли только в 1,2-2,5 раза.
Программа констатирует утрату крупных госдотаций и откровенно утверждает необходимость бюджетного финансирования.
Такой подход ведет и к своеобразной оценке проблемы демонополизации. Можно отметить, что распределение квот Комитет по-прежнему считает своей основной задачей, вместо того, чтобы выработать правила такого распределения и навсегда исключить чиновника из этого процесса, оставив за собой лишь почетную надзорную функцию за соблюдением правил (алгоритма) распределения квот.
Из документа становится ясно, что вопреки закону о предприятии и предпринимательской деятельности, Комитет желает еще и согласовывать уставы предприятий любых форм собственности. Отказаться от своих монополистических замашек Комитет не может даже в документе о демонополизации.
Бывшим бассейновым управлениям, которые трансформировались в АО, но, по существу, остались командными подразделениями Комитета: "Роскомрыболовство со своей стороны делегирует бассейновым акционерным обществам ("Дальрыба", "Севрыба", "Ленрыбпром", "Калининградрыбпром", "Каспрыба", "Новоросийскрыбпром" - Э.Ч.) часть функций, закрепленных за ним, как за органом федеральной исполнительной власти на договорной основе".
Нонсенс! Удивительное дело, оказывается, государственные функции можно делегировать коммерческим структурам. Это безусловное новшество, которое свидетельствует о том, что государственные функции Роскомрыболовства можно распределить между различными предприятиями, а сам Комитет закрыть, а не преобразовывать в министерство, как это предлагается в другом месте проекта.
Трудно согласиться с чиновниками ведомства в том, что двумя основными властными функциями Комитета являются распоряжение рыбными запасами в экономической зоне и распределение госзаказа.
Главных, истинно государственных функций у Комитета в то время было действительно две, но совсем другие: - определение общего допустимого улова (ОДУ): - рыбоохрана и контроль за выбором ОДУ. Авторы ведомственной идеологии демонополизации говорят и росте числа малых предприятий, но одновременно откровенно отмечают, что "они не могут составить должную конкуренцию базам флота". Вот из этого тезиса и должны были быть сделаны главные выводы о настоятельной и первоочередной необходимости демонополизации рыбодобывающих предприятий. Как понимает читатель, таких целей у ведомства просто не было.
Заслуживает внимания и раздел о санкциях за недостоверную информацию об уловах и реализации экспортных квот. За это, как и за нарушение правил рыболовства, можно лишать предприятия квот полностью или частично. Не станем с этим спорить, но квот можно было лишиться и за нарушение правил лицензирования флота - знаменитого противозаконного приказа Госкомрыболовства № 120. Ловко! Приказ этот через некоторое время, в результате протестов общественных организаций и рыбопромышленников, как не соответствующий федеральному законодательству пришлось все-таки отменить. Но вектор направленности стремлений чиновников он позволил определить достаточно точно.
Можно сказать, что документ ведомства может служить неплохим образчиком борьбы чиновников с антимонопольным законодательством: производителю продукции - рыбодобытчику прямо диктуют, кому сбывать продукцию, а в случае отказа продавать продукцию указанной ведомством организации, добывающее предприятие может быть лишено квот. И это все вписывается в программу ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ!
В последние годы ведомство не устает повторять, что оно против аукционного распределения ресурсов. А вот в программе демонополизации можно найти указания, что они совсем не против: "традиционные источники получения которых (материальных средств - Э.Ч.) могут быть пополнены за счет реализации части квот через биржу или на конкурсной основе". "Конкурсная основа" - это и есть те самые аукционы, против которых ведомство теперь выступает.
Хотя представленный документ и не представляет собой программу демонополизации отрасли (кроме портов), но содержит очень интересные данные. Приводимая ниже таблица из этого документа (таких таблиц в документе несколько) совершенно однозначно показывает, кто является монополистом.

Опредшение степени концентрации добычи рыбы и морепродуктов
Наименование предприятия (объединнения) Доля предприятия в общем объеме добычи % Квадрат доли Степень концентрации, Н (Индекс Генфиндаля-Гершмана)
АО "Владивостокская БТРФ" 13,9 57,76
Приморский КРКС 7,6 57,76
АО "Находкинская БАМР" 7,5 56,25
АО "Управление ТРФ" (Камчат.обл.) 6,8 46,24
ПО "Дальморепродукт" 6,6 43,56
АО "Мурманский ТФ" 5,8 33,64
АО "Калининградское УТФ" 4,8 23,04
АО "Океанрыбфлот" (Камчат.обл.) 4,3 18,49
АО "Преображенская БТФ" (Прим. кр.) 4,1 16,81
Хабаровский КРКС 3,9 15,21
АО "Акрос" (Камчат. обл.) 3,6 12,96
"Мурманрыбпром" 2,9 8,41
АО "Архангельский ТФ" 2,6 6,76
ПО "Магаданрыбпром" 2,4 5,76
АО "Невельская БТФ" 2,4 5,76
Камчатское РКО 2,1 4,41
АО "Корсаковская БОР" 2,0 4,00
АО "Каспрыба" 1,6 2,56
Астраханский РКС 1,2 1,44
АО "Океарыбфлот" (г. Канинград) 0,964 0,929
Сахалинский РКС 0,954 0,910
АО "Карелрыбфлот" 0,901 0,812
АО "Новороссийскрыбпром" 0,859 0,738
Архангельский РКС 0,820 0,672
Ассоциация "Дагрыба" 0,345 0,119
Прочие 9,1 82,81
Всего 100 643

Исходя из этих таблиц, можно легко сделать все необходимые выводы. Таблица показывает, что 91% вылова обеспечивают бывшие государственные предприятия, как бы они теперь ни назывались. Совершенно очевидно, что АО "Владивостокская БТРФ", "Дальморепродукт", "Находкинская БАМР" и "Преображенская БТФ" являются монополистами в Приморье так же, как три предприятия на Камчатке и в других регионах. Весь итог рыночной и антимонополистической деятельности Роскомрыболовства помещен в графе "прочие" в приведенной таблице. Это, пожалуй, самое ценное, что содержится в представленных материалах. Здесь и ключ к демонополизации.
Обозначенные в этих таблицах рыбодобывающие предприятия следовало бы разделить на некоторое количество небольших предприятий, что решило бы многие проблемы. Абсолютно достоверно известно, что все малые предприятия, отнесенные к прочим, живут тяжело, но выживают, не просят льгот и дотаций из бюджета, конкурируют между собой и просят лишь об одном: не мешать. Их деятельность, по-видимому, может служить убедительным примером, иллюстрирующим направление для выработки стратегии развития отрасли. Это, однако, расходится с устремлениями руководителей Роскомрыболовства.
Уже во время разработки программы демонополизации было совершенно очевидно, что это не более, чем игра в демонополизацию. В программе не анализировались даже факты, лежавшие на поверхности и, тем более, из них не делались очевидные выводы. Сегодня, когда этот проект реализован, порочность его столь же очевидна, как и тогда, когда документ был только проектом. Неуправляемая "демонополизация" по проекту ведомства привела к потере промыслового и транспортного флота, береговой инфраструктуры и, самое главное, не привела к созданию конкурентной среды - главной цели демонополизации. Как и до "демонополизации", погоду в рыболовстве продолжают делать два-три десятка предприятий.

Назад