Назад

От баркаса до "Атлантика"

Рыболовство издавна было основным занятием жителей побережья Черного и Азовского морей. На утлых дубках и баркасах они ходили в устья" Дона и Кубани за судаком и таранью, у Южного берега Крыма брали знаменитую черноморскую кефаль, а в Керченском проливе - сельдь, барабулю, хамсу. Но, как ниуЦогато одаривало рыбаков море, бедность была постоянной спутницей их: весь промысел держали в. своих руках несколько хозяев. А тот, кто в туман и шторм?^рискуя жизнью, а то и расплачиваясь ею, вел добычу, получал за свой труд жалкие гроши.
Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новой жизни. В 1927 году на побережье начали организовываться рыбацкие товарищества. Первым из них было "Согласие" (в Керчи), возглавленное опытным рыбаком Константином Никитовичем Мальчиком. . Колхозные рыбаки ловили рыбу волокушами и коломнами, изъятыми у бывших хозяев промысла. .В 1930 году четыре товарищества Ново-Карантинской Слободы объединились в артель имени Калинина. В нее вступили 57 рыбаков. Одной из бригад руководил К. Н. Мальчик. Сейчас ветеран рыбного промысла работает в колхозе "Знамя коммунизма" Крымской области, "Бессменный бригадир", - с уважением называют его товарищи.
Сначала промысел артели вели две бригады по двадцать человек. На их вооружении был мелкий весельный флот и две мотофелюги, полученные от рыбакколхоз-союза.
В 1931 году артель получила первые сейнеры, а через десять лет рыбаки имели уже пять сейнеров, несколько: мотофелюг, ставные и хамсовые кошельковые неводы.
В 1932 году были созданы государственные моторно-рыболовные станции, которые обеспечивали колхозы судами, орудиями лова, производили их ремонт. Все это позволило настолько увеличить добычу рыбы, что уже в 1930 году в Азовском море было выловлено 1243 тыс. ц, в Черном - 406 тыс. ц.
В предвоенные годы на Азовском и Черном морях появились первые добывающие суда, построенные на отечественных судоверфях.
Однако до технической революции на промысле было еще далеко: по-прежнему преобладал весельный флот, лов вели в прибрежной зоне, моторных судов было еще мало. Рост рыбного промысла в Азово-Черноморском бассейне требовал постановки дела на научную основу. Еще в 1922 оду Советское правительство с целью планомерных научных исследований организовало Азово-Черноморскую экспедицию под руководством профессора Н. М. Книповича. Позже, в 1928 году, на базе экспедиции была создана Керченская рыбохозяйственная станция.
Увеличение рыбодобычи вызвало необходимость строительства обрабатывающих предприятий. За годы предвоенных пятилеток были построены Керченский консервный завод, Байкальский, Камышбурунский, Чигинский, Средне-Косинский, Приморско-Ахтарский механизированные рыбозаводы, Ждановский рыбоконсервный комбинат.
В 1940 году рыбная промышленность нашего бассейна достигла наивысшего уровня: в Азовском море было добытой млн 4, в Черном - 844 тыс. ц рыбы. Это почти в два раза больше, чем в 1930 году.
Но пришла война. На борьбу с ненавистным врагом встали тысячи людей. Рыбаков заменили старики, женщины и подростки. Они вели промысел ночами, нередко под артиллерийским обстрелом врага. Посильную помощь оказывали Родине черноморские рыбаки. 21 сентября 1941 года они под непрерывным огнем противника перебросили с военных кораблей на своих судах десант в Одессу. Тогда же самоходный флот рыбаков-колхозников Дона и Кубани влился в Азовскую военную флотилию. Он осуществлял эвакуацию оборудования, материалов, переправлял через Дон и Азовское море воинские подразделения. Бывший рыболовный флот Дона и Кубани участвовал в обороне Керчи и Феодосии, помогал высаживать десант.
Замечательные страницы в героическую историю борьбы с немецко-фашистскими захватчиками вписали керченские рыбаки.
С первых дней войны они приняли активное участие в эвакуации мирного населения, оборудования предприятий, колхозного имущества. Под беспрерывными бомбежками портовики и рыбаки-колхозники переправили на кубанский берег такое количество грузов, транспортировка которого в мирное время заняла бы месяцы.
Кубанские, керченские и донские предприятия рыбной промышленности работали для нужд фронта. На Керченском консервном заводе "Воля труда" отливались корпуса для гранат. Судоремонтный завод "лечил" военные корабли. Из рыбацких судов был сформирован дивизион тральщиков. В Керченском историко-археологическом музее хранятся бронзовые мемориальные доски, на которых увековечен подвиг экипажей сейнера "Вест" и буксира "Краснофлотец", погибших на боевом посту.

А.В. Буряченко
А.В. Буряченко

Многие рыбаки покинули город, вступив в части Красной Армии, другие с приходом немцев ушли в партизанские отряды, которые базировались в каменоломнях.
Война нанесла рыбной промышленности юга нашей страны огромный ущерб. На Одесщине, Херсонщине, в Николаевской области, на Дону и Кубани, в Крыму были полностью разрушены береговые обрабатывающие, судоремонтные предприятия и консервные заводы; уничтожен добывающий флот.
Много потребовалось стране сил, чтобы восстановить в послевоенные годы рыбную промышленность Азово-Черноморского бассейна. Несмотря на трудности, из года в год укреплялась материально-техническая база нашего рыболовства. Колхозы приобрели новый самоходный флот. На берегах бассейна восстанавливались разрушенные и строились новые судоремонтные заводы и перерабатывающие предприятия.

Рыбаки-колхозники (слева-направо) С.А. Зайченко, Н.И. Бантыш, Т.В. Столяренко, В.В. Скрипниченко, В.З. Матвиенко.
Рыбаки-колхозники (слева-направо) С.А. Зайченко, Н.И. Бантыш, Т.В. Столяренко, В.В. Скрипниченко, В.З. Матвиенко.

Уже в 1950 году наши рыбаки достигли довоенного уровня уловов. В Азовском море было выловлено более двух миллионов центнеров рыбы, в Черном-841 тыс. ц. В общей добыче рыбы главное внимание стали уделять глубинному лову.
В борьбе за новые, прогрессивные способы добычи среди рыбаков выдвинулись замечательные специалисты, мастера высоких уловов. Капитан-бригадир Гавриил Митрофанович Ткаченко предложил и осуществил на практике новый способ выгрузки рыбы из ставных неводов, позволивший намного увеличить производительность труда. Капитан-бригадир Савелий Григорьевич Делега усовершенствовал кольцевой невод, благодаря чему экипаж его судна выловил в 1950 году рекордное количество рыбы o- 4377 ц. Капитан-бригадир Яков Андреевич Кобылянский первым на Черном море стал применять на промысле электрический свет.
Среди рыбаков Азово-Черноморья широко известны старейшие работники рыбной промышленности А. А. Ишков, В. В. Ковалев, С. X. Осипенко, А. В. Буряченко, П. В. Берещенко, Н. И. Бантыш, А. М. Комисаренко, Г. П. Бессарабов, Ф. А. Майоров, П. А. Мячин, А. В. Малютин, В. М. Овчаренко и др.

Капитан-бригадир СЧС Г.М. Уклеба
Капитан-бригадир СЧС Г.М. Уклеба

А кто у нас не знает Семена Харлампиевича Осипенко, посвятившего всю свою жизнь развитию рыбной промышленности страны, особенно Азово-Черноморского бассейна! Родом он из Керчи. Участвовал в разгроме Врангеля, Деникина. С 1920 года начал работать рыбаком-засольщиком. В 1924 году вступил в партию. Руководил Крымским госрыбтрестом Главазчеррыбпрома, затем - Управлением моторно-рыболовными станциями и другими рыбохозяйственными организациями. В 1953 году Министерство направило его на Курильские острова начальником Северокурильского треста. С 1955 года С. X. Осипенко-персональный пенсионер, но тихий отдых не для него. Сейчас Осипенко руководит оперативной группой Главного управления в Керчи. В 1950 году за долголетнюю службу в рыбной промышленности Семен Харлампиевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Краснодарский рыбак Георгий Пантелеевич Панаетов пришел в 1944 году на промысловый флот простым рыбаком-матросом. Прошло десять лет, и его назначают капитан-бригадиром среднего черноморского сейнера "Пингвин". Экипаж этого судна из года в год намного превышал плановые задания по добыче рыбы. В 1967 году коллектив "Пингвина" более чем в четыре раза перекрыл годовой план. Хороших успехов достиг передовой экипаж и во время ленинской трудовой вахты. Свой пятилетний план он выполнил еще в 1968 году, а первого апреля 1970 года рапортовал о выполнении двух пятилетних заданий, сдав на приемные базы около 95 тысяч ц рыбы. Такого количества рыбы не добывал раньше ни один экипаж среднего рыболовного сейнера.
Другой мастер больших уловов, капитан-бригадир СЧС-1151 Гиви Михайлович Уклеба, живет в Грузии. Экипаж сейнера, возглавляемый Уклебой, свое пятилетнее задание выполнил досрочно, еще в 1969 году, и работает в счет новой пятилетки. Гиви Уклеба - автор ряда ценных рационализаторских предложений, в результате внедрения которых получен экономический эффект, составляющий 89 300 руб.
Бурное развитие промысла и рыбоперерабатывающей промышленности потребовало дальнейшего совершенствования управления рыбным хозяйством всего бассейна. В 1962 году было создано пять Главных управлений рыбной промышленности. Это позволило рациональнее использовать сырьевые ресурсы в открытых и внутренних морях, улучшить обслуживание промыслового флота. За последние десять лет в наш флот влилось много новых крупных океанских судов, что привело к созданию специализированных управлений океанического рыболовства.
В 1960 году было создано Севастопольское управление океанического рыболовства, затем организуются Керченское, Грузинское и Новороссийское управления рыболовного и рефрижераторного флотов. В 1962 году все эти управления и рыбоперерабатывающие предприятия Азово-Черноморского бассейна были объединены в Главное управление "Азчеррыба", находящееся в Севастополе. В 1966 году Управление антарктических китобойных флотилий получило первые рыболовные траулеры и было преобразовано в Управление Антарктического китобойного и океанического рыболовного флотов.
Наши суда ведут промысел в международных водах Атлантического и Индийского океанов, а также в морях Антарктики.
В настоящее время рыбная промышленность Азово-Черноморского бассейна располагает мощной материально-технической базой. На территории Украинской, Грузинской республик и Российской Федерации находится 310 его предприятий и рыболовецких колхозов. На вооружении наших тружеников моря около двух тысяч самоходных судов, в число которых входят океанические траулеры, крупнейшие транспортные рефрижераторные суда и прославленная китобойная флотилия "Советская Украина".

Обработка улова на РТМ
Обработка улова на РТМ "Ахтуба"

Наиболее распространенными судами на нашем бассейне, предназначенными для ведения, промысла в мировом океане, являются траулеры типа "Тропик" и "Атлантик". Важнейшее преимущество этих судов перед другими - наличие на них рыбоморозильных и рыбомучных установок. Воздух в жилых помещениях судна кондиционируется, поэтому экипажи судов, .ведущих промысел в тропиках, хорошо переносят жару.
Что представляют собой подобные суда? Траулер "Атлантик"- двухпалубное одновинтовое судно с трехъярусной надстройкой, расположенной в его средней части. Кормовая часть снабжена слипом, по которому опускается и поднимается трал. Единая навигационно-промысловая рубка значительно облегчает руководство добычей. В надстройке, кроме рубки, размещены жилые отсеки для командного состава, бытовые, медицинские и служебные помещения. В носовой части, между верхней и главной палубой, находятся каюты команды, в кормовой - рыбозавод, под ним - рыбомучная установка. Машинное отделение расположено в средней части судна. Полное водоизмещение "Атлантика" превышает 3300 т. Мощность каждого из двух главных двигателей составляет 1160 л. с.
Траулеры типа "Тропик" и "Атлантик" строятся в ГДР народным предприятием "Фольксверфь" в городе Штральзунд.
Совершенное технологическое оборудование линии разделки рыбы и холодильные установки, способные обеспечить хранение рыбы при температуре -26-30°С, позволяют завершать цикл обработки рыбы на борту судна. oОбрабатывающие цехи снабжены расфасовочными, закаточными и упаковочными машинами, установками для переработки отходов в рыбную муку, для получения технического и пищевого жира, устройствами для механизированной транспортировки рыбной продукции.
Примером добывающе-перерабатывающего судна с высокой степенью механизации производственных процессов может служить плавучий добывающе-перерабатывающий консервный завод типа "Наталия Ковшова".
Анализ практической работы промыслового флота с учетом развития океанического рыболовства показывает, что для нашего бассейна наиболее перспективными добывающе-обрабатывающими судами являются промыслово-производственные рефрижераторы типа "Рембрандт" и большие морозильные рыболовные траулеры. Первые из них имеют водоизмещение 6000 т, грузоподъемность 1500-1600 т, неограниченный район плавания с автономностью 90-120 суток и предназначены для добычи и замораживания рыбы или переработки ее на филе и консервы.
Большие морозильные траулеры водоизмещением 3500 - 3700 т с автономностью плавания 90-120 суток также способны вести промысел в любом районе океана. Ассортимент выпускаемой на них продукции тот же, что и на "Рембрандте".
22 апреля 1969 года в Ленинграде была спущена на воду база "Восток"- самое крупное рыбопромысловое судно в мире. Она несет на своем борту 14 добывающих судов типа "Надежда". На базе и ловцах установлено новейшее радионавигационное и технологическое оборудование. "Восток" способен переработать 300 т рыбы в сутки (включая выпуск мороженой рыбы), производить 150 тыс. банок консервов, 17 т кормовой муки и 1;5 т технического жира. Для выбора оптимальных схем организации лова и переработки рыбы на "Востоке" установлена электронно-вычислительная машина. Водоизмещение базы "Восток" - 43,4 тыс. т, длина - 224,5 м, мощность главных двигателей-26 тыс. л. с. В ближайшее время уникальное Судно,- экипаж которого составляет 560 человек, поступит в распоряжение рыбаков нашего бассейна.
За последние десять лет в рыбную промышленность Юга вложены огромные средства, благодаря чему освоен -лов в Атлантике, Индийском океане и приантарктических водах. В 1970 году в океане было выловлено 5,8 млн ц рыбы.
А начиналось освоение океана так...

Назад