Назад

"Открытие" океана

В 50-е годы наш флот пополнился большим количеством сейнеров, что позволило начать экспедиционный промысел рыбы. Вначале объектом добычи была азовская и черноморская хамса, а когда в Черном море появилась крупная ставрида, значительная часть флота переключилась на нее.
Крупная ставрида - весьма своеобразная рыба, она до сих пор остается загадкой не только для промысловиков, но и для ученых. Внезапное ее появление в бассейне Черного моря было для всех полной неожиданностью. Нельзя сказать, чтобы промысел ее дался легко - рыба обладает большой скоростью передвижения и повышенной чуткостью на орудия лова. Опыта промысла подобной рыбы у нас практически не было.
Массовый экспедиционный промысел на Черном море стал одновременно своеобразной школой передового опыта для крымских рыбаков. Именно в это время впервые в практике рыбной промышленности для обнаружения крупных скоплений ставриды стали использоваться самолеты гражданской авлации, и с тех пор поисковая авиация в рыбодобывающей промышленности бассейна заняла прочное место. ,
В эти же годы началось массовое использование синтетических волокон для орудий лова, в частности больших кошельковых неводов (длиною до 700 м). Добыча крупной ставриды значительно увеличилась. Уловы в 30-40 т за один замет стали обычным явлением.
Крупная ставрида в бассейне Черного моря исчезла так же внезапно, как и появилась. Запасы других промысловых пород рыб в Азовском и Черном морях были весьма незначительны, в связи с чем пришлось ограничить их промысел. Темпы развития рыбной промышленности в нашем бассейне замедлились, а потребность населения в рыбной продукции все возрастала. Выходом из создавшегося положения было прокладывание дороги в океан.
Однако для развития океанического рыболовства нужны были принципиально новые промысловые суда, обладающие большой автономностью плавания, способностью устоять в суровой борьбе со стихией. И такие суда появились у крымских рыбаков. В 1958 году к нам пришел первый большой морозильный рыболовный траулер "Жуковский". В этом же году состоялась первая украинская научно-поисковая экспедиция в Атлантику. В ее состав вошли "Жуковский", морской рыболовный траулер "Грот" и большой черноморский сейнер "Затвор". Можно было понять энтузиазм тружеников моря, когда они готовились к первому походу в Атлантический океан.
Перед экспедицией была поставлена задача обнаружить промысловые скопления сардины, являющейся ценным сырьем для консервной промышленности. Наконец позади последние приготовления. "Жуковский" вооружен тралами для лова различных пород рыб, "Затвор" снабжен кошельковым неводом.
Первые дни плавания. Мраморное, Эгейское, Ионическое моря... Остался за кормой Мессинский пролив. Существенных скоплений рыбы в Средиземном море не было обнаружено, и суда экспедиции спешат в океан. Решено было идти к островам Зеленого мыса. С каждой милей к югу давала знать о себе близость экватора, а суда, входившие в состав экспедиции, не были приспособлены для плавания в тропических водах. Но разве это могло омрачить настроение членов экипажей, когда и показания приборов, и большие стада дельфинов говорили: рыба есть.
И вот первая удача. Приборы "Жуковского" записали странные столбообразные скопления. Поставили трал. Когда его подняли, на палубе оказалось около двадцати тонн долгожданной сардины. На протяжении нескольких лет здесь успешно вели промысел суда Азово-Черноморского и Западного бассейнов. Не потерял своего промыслового значения он и в настоящее время.
Двенадцать лет прошло с тех пор, как наши рыбаки впервые дерзнули выйти в океан. Сегодня их можно встретить и в районах Юго-Западной Африки, и в Антарктике, и в жарком Индийском океане. Объектом промысла стали такие породы рыб, о которых многие из нас раньше только слышали или читали. Одна из них - тунец, обитающий в тропических и субтропических водах. Его мясо имеет высокие питательные и вкусовые качества, потому консервы из него являются деликатесными. В обиходе тунца называют "морским цыпленком". Практически в настоящее время ловят 20 видов этой рыбы. Наибольшую же ценность представляют желтоперый скипджек, альбакор, а также большеглазый и обыкновенный тунцы.
Средний вес рыбы - 5 кг. Скипджек достигает 11 кг, альбакор-27-30 кг, а вес отдельных желтоперых и большеглазых тунцов - 130-150 кг. Тунец обитает вдали от материков, причем отдельные его разновидности живут на разных глубинах. Наиболее ценные из них (желтоперые, большеглазые и обыкновенные) - жители больших глубин. Для их промысла нужны специальные орудия лова - ярусы.
Ярусный лов за последние годы получил широкое распространение во всем мире и носит вполне индустриальный характер. Современные тунцеловные базы - это дизельные суда водоизмещением 8-10 тыс. т. Техника этого вида лова несложна, хотя и очень трудоемка. Длина яруса на больших тунцеловных судах достигает ста и более километров, а на наших -50-60 км. Выборка снасти ведется при помощи специальной ярусоподъемной машины. Успешно ведут добычу этой ценной рыбы труженики моря Керченского управления океанического рыболовства. Тунцеловная база "Красный луч" сделала уже семь рейсов в Атлантический и Индийский океаны.
Бич тунцеловов-акула. Эти морские хищники могут уничтожить значительную часть улова, оставляя на крючках головы да обглоданные скелеты. Поэтому ярус в воде должен находиться минимальное время. Пока тунцы живы, акулы их не трогают. Часто акулы сами оказываются на крючке. Кстати, некоторые виды акул становятся объектом промысла, так как их печень содержит витамины А и Д, высушенные плавники считаются деликатесом, кожа идет на изготовление обуви и различных поделок, а из мяса вырабатывают высококачественную кормовую муку.
Большой интерес представили для нас в Атлантическом океане скопления макрелещуки, которая по вкусу напоминает знаменитую дальневосточную сайру. Налаживание промысла этой рыбы решит сразу две задачи: макрелещука может служить как сырьем для выпуска консервов, так и наживкой для тунцеловных ярусов. Атлантическая макрелещука и дальневосточная сайра - активные обитатели поверхностного слоя воды. Обычные орудия лова для них непригодны. На Дальнем Востоке сайру добывают при помощи электрического света. Этот же метод был применен и для макрелещуки. Первые опытные рейсы уже дали положительные результаты.
Не так давно, исследуя шельфовые отмели в Атлантическом океане, научно-исследовательское судно "Академик Книпович" обнаружило концентрации нототении. Мясо этой ранее не известной у нас рыбы содержит много жира и приятно на вкус. Б а лычные изделия из нототении не уступают балыкам из красной рыбы. Сейчас нототения появилась на прилавках магазинов и пользуется большим спросом у покупателей.
Значительная доля в промысле морепродуктов принадлежит китобоям. Развитие китобойного промысла в Антарктиде и выход добывающих судов в океан позволили "Азчеррыбе" довести в 1970 году общую добычу рыбы и китов до 10,5 млн. ц.
История китобойного промысла начинается с выхода в первый промысловый рейс советской китобойной флотилии: "Слава". Промысел в Антарктиде явился делом новым, специалистов, знающих условия района лова, у нас не было. Поэтому в первый рейс для обучения наших моряков пригласили норвежских специалистов. Они работали гарпунерами, мастерами разделки, жиротопления.
Так прошли два рейса. А в свой третий промысловый, рейс китобойная флотилия "Слава" вышла укомплектованная только русскими моряками. С Дальнего Востока приехали несколько гарпунеров и специалистов разделки, остальная команда была набрана в Одессе.
Отказ китобойной флотилии от услуг иностранцев был неожиданным и вызвал большой шум за границей, особенно в Норвегии. Иностранные специалисты утверждали, что русские за эти годы кое-чему научились, но вряд ли они уже готовы для самостоятельной работы.
Как и следовало ожидать, опасения их не оправдались, В первом же самостоятельном рейсе наши гарпунеры А. Н. Пургин, В. Л. Тупиков, А. М. Золотев, И. Н. Гниляк, П. А. Зарва опередили своих учителей по количеству добытых китов. Под стать промысловикам работал цех разделки. Особенно отличилась бригада В. А. Синева. Эта бригада из трех человек заменила работавших ранее пять опытных иностранных специалистов. Применив ряд рационализаторских нововведений, раздельщики значительна увеличили производительность труда.
С каждым новым рейсом росло мастерство наших моряков. Советские китобои завоевали символическую голубую ленту первенства, опередив 18 иностранных флотилий, промышлявших в то время в Атлантике.
Советское правительство высоко оценило трудовые дела моряков китобойной флотилии "Слава". Гарпунерам А. Н. Пургину, Г. Е. Панову, Н. Н. Гниляку, В. Л. Туликову и капитан-директору флотилии А. Н. Солянику за выдающиеся успехи в освоении китобойного промысла в Антаркти&е было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Гарпунеры А. М. Золотев, А. Г. Регушевский, капитан китобойного судна Д. Ф. Титузов, старший механик Г. И. Матвеев, старший донкерман И. В. Дурнов, кочегар К. М. Пахомов за свой самоотверженный труд награждены орденами Ленина.
Завидным качеством людей флотилии является их стремление к знаниям, к овладению новыми высотами мастерства. Большинство моряков успешно сочетало работу на флотилии с учебой.
Ветераны флотилии Е. А. Александров, П. П. Слесарев, Д. Ф. Карецкий за годы плавания выросли от матросов до капитанов судов, а В. И. Березовский, В. А. Сашин, В. Н. Артамонов, П. А. Котов, И. В. Сорокин, И. Г. Колесников, oА. М. Скоробогач, П. А. Ткаченко, М. Д. Жданов стали высококвалифицированными механиками, мастерами разделки и жироварения.
Шли годы, китобойный промысел все настоятельнее требовал совершенствования. Значительным событием в жизни рыбаков Азово-Черноморья явился выход в рейс китобойной базы "Советская Украина" осенью 1959 года вместе с ветераном промысла "Славой".
Новая китобойная база была создана трудом советских людей - конструкторов, инженеров, техников и рабочих многих предприятий нашей страны. Водоизмещение ее - 44000 т, длина - более 200 м. Базу сопровождали новые китобойные суда с дизель-электрическими силовыми установками.
Перед коллективом флотилии "Советская Украина" стояла задача в совершенстве овладеть сложной техникой, установленной на корабле, обеспечить ввод китобазы на полную мощность.
Первый рейс флотилии в Антарктику был удачным.
А дождливым утром 1968 года "Советская Украина" вышла из Одессы в свой десятый, юбилейный рейс, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Этот поход, как и предыдущие, был долгим и нелегким. Моряки прошли путь в десятки тысяч миль через многие моря и океаны. Залогом нового успеха была тщательная подготовка, которая началась задолго до отхода судна из родного порта. Экипаж совместно с судоремонтниками самоотверженно трудился, обновляя механизмы и снаряжение. 450 тыс. человеко-часов затратили члены экипажа на ремонт своего судна.
И вот из Антарктики пришла радиограмма: кашалотовый промысел начался. Счет открыл китобоец "Защитный", его гарпунер Николай Иванович Викаров первым выстрелом убил кашалота. Охота на морских исполинов прошла успешно. Китобои широко применяют метод буксировки китов, выделив для этой цели одно-два судна. Такая практика себя оправдала: выделение буксировщика способствует ритмичной работе производственных цехов, повышает кондиционность доставленного на базу китового сырья, значительно экономит ресурсы.
На китобазе на разделочных палубах днем и ночью гремели лебедки, стучали кранцы, скрежетали пилы. Раздельщики, руководимые Петром Алексеевичем Котовым и Владимиром Иосифовичем Вознюком, трудились с исключительным подъемом.
Отличных результатов достигли коллективы жиротопного завода во главе с технологами В. С. Загородним, А. А. Даниловым, В. П. Огибиным.
Среди китобойных судов лучших результатов добились экипажи "Бесстрашного-28", "Вдумчивого-34", "Дивного-46", "Безупречного-32", "Дерзкого-45".
В ленинский юбилей Управление Антарктического китобойного океанического рыболовного флота за хорошие показатели в хозяйственной деятельности награждено Ленинской почетной грамотой. В этом немалая заслуга коллектива "Советской Украины", встретившего эту знаменательную дату в далеких приантарктических водах.
А в 1971 году китобойная флотилия "Советская Украина" за успехи в развитии китобойного промысла была награждена орденом Октябрьской революции. Одному из лучших гарпунеров флотилии А. П. Кобыльникову присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Бухта Камышовая... Десять лет назад, пожалуй, не каждый житель Севастополя знал, где она расположена. А если и знал, то не находил здесь ничего примечательного: выжженная степь да несколько домов на восточном берегу и два полуразрушенных здания - немые свидетели войны.
Волею советских людей Камышовая бухта преобразилась. За короткий срок на пустынной земле были воздвигнуты корпуса консервного и судоремонтного заводов, холодильника. Наряду с промышленными предприятиями росли многоэтажные жилые дома. Вместе с рыбацким городком рос и промысловый флот Севастопольского управления.
В 1961 году управление имело всего лишь три добывающих судна, которые выловили 154 тыс. ц рыбы. В следующем году флот увеличился на одну единицу, и добыча несколько возросла. Зато в 1963 году воды Мирового океана бороздили уже 12 траулеров и к народному столу было подано около пятисот тысяч центнеров рыбы. Годом позже в Севастопольском управлении насчитывалось 26 кораблей. Они добыли 850 тыс. ц. А в 1965 году добыча рыбы превысила миллион центнеров.
Освоив обширные районы промысла в Южной Атлантике, рыбаки Камышовой продолжали расширять географию добычи. Вое чаще и чаще от причалов порта отходили поисковые суда. Их путь лежал через Суэцкий канал и Красное море в Индийский океан. Первым прошел по новому пути рыболовный траулер-морозилыцик "Евпатория", затем - "Алушта". Успех сопутствовал крымчанам. Вслед за судами-пионерами в Индийский океан выходит экипаж комсомольско-молодежного траулера "Канопус" под командованием молодого судоводителя Аркадия Шестакова. Трудности промысла не испугали рыбаков. Экипаж успешно справился с выполнением государственного плана. А вскоре по счастливому курсу в плаванье выходит экипаж траулера "Андромеда". Команда, этого судна ьыступила инициатором нового движения: добывать в Индийском океане столько же рыбы, сколько в Атлантике.
И годы становления и развития океанического лова на Юге среди рыбаков небывалый размах получило социалистическое соревнование. В него включились буквально все. Вот несколько страниц из истории замечательных дел севастопольских рыбаков.
1963 год. Экипаж большого морозильного траулера "Глеб Успенский" под руководством капитан-директора С. П. Речича в два раза перекрывает годовой план вылова и поднимает из глубин океана 84 тыс. ц рыбы.
1964 год. Рыболовный морозильный траулер "Ореанда" выходит в сдвоенный рейс. Экипаж возглавляет капитан дальнего плавания А. И. Русак. Только что укомплектованной команде предстоит выявить возможность беспрерывной одиннадцатимесячной эксплуатации судна и добыть 70 тыс. ц рыбы при годовом плане 50 тыс. ц. Траулер вернулся в родной порт, успешно выполнив ответственное задание.
1965 год. По примеру "Ореанды" в спаренные рейсы выходит более десяти судов. Помогая друг другу, используя новые методы поиска и облова рыбных косяков, экипажи траулеров "Антарес" и "Геркулес" добиваются рекордных для этого типа судов показателей - 156 тыс. ц.
За десять лет (с 1958 по 1968 г.) ветеран промыслового флота БМРТ "Жуковский" совершил 16 рейсов в океан. Севастопольские рыбаки по праву называют это судно флагманом рыболовецкого флота.
Каждый четвертый член экипажа - рационализатор. Моряки "Жуковского" явились в свое время застрельщиками внедрения на промысле пелагического траления. Они же первыми начали применять подвесной трал. Это позволило увеличить количество тралений с 8 до 12 и добывать дополнительно 15-20 т рыбы в сутки.
На судне постоянно действует школа передового опыта. За время ее существования здесь подготовлено для работы на других судах около 200 матросов первого класса, 34 моториста, 18 рефмашинистов, 12 опытных судоводителей, в том числе три капитан-директора. Экипаж "Жуковского" из года в год удерживает первенство в социалистическом соревновании. В 1963 году он побил всесоюзный рекорд по добыче рыбы. В этом же году он был удостоен почетного звания экипажа коммунистического труда, а в 1966 году за большие трудовые успехи награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Целая страница истории рыболовецкого флота Азово-Черноморского бассейна - начало пелагического траления в океане - связана с именем Евгения Алексеевича Алисова.

Дары Черного моря
Дары Черного моря

Двадцати лет пришел он на рыболовный флот после окончания Таганрогской школы юнг. Затем плавал матросом на транспортных судах, два года учился на курсах усовершенствования. В упорном труде и учебе овладел специальностью судоводителя и в 1952 году, становится капитаном СРТ. Через два года - флагманский капитан.
В 1958 году Алисова назначают старшим помощником на большой морозильный траулер "Жуковский", и он участвует в первой экспедиции в Атлантику. С этого времени .Евгений Алексеевич надолго связывает себя с экипажем судна. В 1960 году он назначен капитаном БМРТ "Жуковский". Вот краткие итоги промысла тех лет: в 1963 году БМРТ "Жуковский" при плане 41 тыс. ц выловил 54 тыс. ц, в 1964 году при плане 36 тыс. ц - 44,5 тыс. ц.
Экипаж БМРТ "Жуковский" в 1961 году первым применил разноглубинное траление в пелагическом варианте.
Евгений Алексеевич вспоминает, что к этому решению он пришел, наблюдая ночью в районе Дакара фосфоресцирующие у поверхности косяки рыб.
Совершенствуя свои знания, приобретая опыт, он становится мастером высоких уловов, и в апреле 1963 года Е., А. Алисову Указом Президиума Верховного Совета СССР за достижение высоких показателей в добыче рыбы и производстве рыбной продукции присваивается звание Героя Социалистического Труда.
Без отрыва от любимого дела он учится заочно в Ростовском мореходном училище, которое заканчивает в 1964 году.
Свой опыт и мастерство рыбак передает другим капитанам, возглавляя в 1965/66 годах Атлантическую экспедицию рыбопромысловых судов Главного управления.
В это время на рыбопромысловом флоте возникают большие затруднения с вывозом продукции. Создается новое транспортное управление "Югрыбхолодфлот". Е. А. Алисов назначается заместителем начальника управления, а в 1969 году - его начальником.
Коротко и правильно дана оценка его деловых качеств в характеристике, выданной по случаю перевода в "Югрыбхолодфлот" в мае 1967 года. "Дело судоводителя и промысловика знает в совершенстве. Проявил большие организаторские способности при освоениии новых районов лова и новой техники".
К этому еще следует добавить, что Евгений Алексеевич непрерывно повышает свои знания; в настоящее время он заканчивает Севастопольский приборостроительный институт.
Наступление на океан продолжается. Сейчас в южных широтах Мирового океана ведут промысел 43 больших современных рыболовецких судов Севастопольского управления тралового флота. В 1970 году ими было добыто 1,9 млн ц рыбы.
Крымские рыбаки располагают современным мощны ц транспортно-рефрижераторным флотом, подчиненным управлению "Югрыбхолодфлот", который осуществляет перевозку рыбы из самых отдаленных районов Мировою океана.
За сравнительно короткий срок существования управление пополнилось, шестью быстроходными судами отечественной постройки типа "Сибирь" ("Василий Поленов", "Илья Репин","1 "Молодая гвардия", "Имени 61 коммунара", "Пионер Волков", "Улан-Удэ"), которые могут вывозить за один рейс до 4000 т рыбопродукции. Благодаря этому объем перевозок в 1970 году по сравнению с 1966 годом возрос почти в четыре раза и составил 435 тыс. т. Объем перевозок на каждое судно увеличился за четыре года на 23%. Это достигнуто сокращением времени при грузовых операциях и на переходах, экономией топлива, смазочных материалов и воды, повышением провозной способности, благодаря наиболее рациональной укладке грузов и перевозке их в попутном направлении.

Герой Социалистического Труда Е.А. Алисов
Герой Социалистического Труда Е.А. Алисов

Если в 1966 году для приема рыбопродукции на промысле на одно судно в среднем затрачивалось более 12 суток, то сейчас только девять.
Одним из лучших судов управления по праву считается экипаж транспортного рефрижератора "Шквал". За высокие показатели в работе его коллективу неоднократно присуждали переходящий вымпел Министерства рыбного хозяйства СССР, Главного управления Азово-Черноморского бассейна и ЦК профсоюза работников пищевой промышленности.
Капитан-директору "Шквала" Н. В. Левченко в 1969 году в День рыбака было присвоено звание "Лучший по профессии". Экипаж рефрижератора отлично справился с выполнением предъюбилейных социалистических обязательств. Сверх годового плана была перевезена 561 т рыбопродукции, значительно сокращено время стоянки судна под грузовыми операциями.
Рыбаки управления являются инициаторами новой системы обслуживания судов, которая позволяет перевести флот на двухлетний цикл эксплуатации без заводского ремонта. Первым по новой системе начал работать экипаж транспортного рефрижератора "Василий Поленов", где капитан-директором Александр Федорович Турин. В январе 1967 года моряки приняли обязательство обеспечить трехлетнюю эксплуатацию судна, сохранив хорошее техническое состояние всех механизмов. И это им удалось.
Имена главного механика Б. А. Пивнева, второго помощника капитана В. Г. Полянского, механиков Н. Е. Крюкова и Л. Г. Новика, ремонтного механика Г. Н. Арсененко, рефрижераторного механика В. Я. Аксёнова и старшего электромеханика А. И. Казачинского хорошо известны в управлении. Это благодаря их мастерству и энергии была решена сложная техническая задача - ремонт главных двигателей силами экипажа на протяжении трех лет. Специалистами судна производились такие работы, как подъем поршней и верхнего коленчатого вала, замена цилиндровых втулок и. мотылевых подшипников. Раньше считалось, что они возможны только в заводских условиях.
Ценный почин нашел широкую поддержку среди других экипажей и принес большую экономическую выгоду. Если в 1966 году каждое судно в среднем находилось вне эксплуатации ПО суток, то теперь менее 60. Это достигнуто благодаря тому, что шесть судов в течение года не ремонтируют, а 11 вместо заводского ремонта ставят на докование, экономя на этом более тридцати суток.
1971 год транспортно-рефрижераторный флот нашего бассейна начал с 22 судами. Объем добычи рыбы возрастает год от года, и для скорейшей доставки продукции в порты уже в 1971 году наш флот пополнится пятью новейшими транспортными рефрижераторами типа "Амурский залив". Каждое из них может перевезти 7,5 тыс. т мороженой рыбы и. 600 т рыбной муки. Уходя из порта, каждое судно такого типа способно взять на борт 4000 г дизельного топлива для снабжения промысловиков.
Холодильная установка, работающая на фреоне-22, обеспечивает: в трюмах температуру -30°. Мощность главной силовой установки-1.1 160 л. с., скорость хода- 17 узлов, водоизмещение - 18 тыс. т.
Обслуживают такое судно 90 человек, которые размещаются в удобных каютах с кондиционированным воздухом.
Для обслуживания экипажей промысловых судов во время погрузочных операций на транспортных рефрижераторах типа "Амурский залив" имеется хорошо оборудованный медико-санитарный блок, включающий 6 помещений с операционной и зубоврачебным кабинетом.
Помимо транспортных рефрижераторов, у нас на вооружении стоит целый ряд других судов: танкеры, буксиры, водолеи. Хотя они и считаются вспомогательными, без них немыслима нормальная работа добывающего, флота, ведущего промысел в самых различных широтах.
Свыше 65 миллионов тонн продуктов моря дает людям океан ежегодно. Но это далеко не все, что мы можем получать от него. Большая роль в освоении богатств океана отводится ныне разведке.
В Азово-Черноморском бассейне ею занимается целая флотилия судов, состоящая из 11 средних рыболовно-морозильных траулеров, двух траулеров типа "Тропик" и "Атлантик" и двух больших морозильных траулеров. Суда промысловой разведки занимаются обнаружением и изучением промысловых скоплений объектов добычи, наблюдением за перемещением рыбы. В задачу разведки входит краткое прогнозирование, а также обоснование и совершенствование способов поиска и добычи рыбы.
Экипаж разведывательного судна СРТМ "Николай Сипягин" под руководством капитана Е. Г. Щуплецова и его помощника по промысловой разведке старшего инженера Ю. А. Челышева применил новый метод разведки скоплений рыбы.
Суть его заключается в следующем. На развитие биологической жизни в районе Центральной Восточной Атлантики существенное влияние оказывает подъем глубинных вод, обогащенных питательными солями. Обогащение солями способствует бурному развитию фитопланктона, который служит пищей зоопланктону и некоторым видам рыб. Зоопланктон, в свою очередь, является объектом питания тех рыб, которые скапливаются на кромках зон подъема глубинных вод. Таким образом, перепад температур -указывает на границы обитания рыбы и наличие ее на участке гидрологического разреза.
Результаты исследований, проводимых в ночное время, систематизировались и наносились на планшет. Утром координаты перспективных участков шельфа сообщались капитанам промыслового флота.
За рейс моряками было произведено более 70 гидрологических разрезов. 63% всех прогнозов оправдалось.
Практически рыбопромысловую разведку можно разделить на перспективную и оперативную. Первая осуществляет систематические морские исследования в новых районах Мирового океана. Основная задача перспективной разведки - открытое исследование и частичное освоение новых районов рыболовства.
Оперативная промысловая разведка - это специализированная служба, которая осуществляет поиск и разведку промысловых скоплений и концентраций рыбы, китов, морского зверя и других объектов промысла. Оперативная разведка ведется в уже освоенных промысловых районах. Она дает флоту конкретную информацию об устойчивых скоплениях рыбы, осуществляет оперативный поиск и обеспечивает базой добывающий флот.
Исследуя внимательно методы работы обеих промысловых разведок, мы сделали вывод, что в большинстве случаев технические средства и методика поиска, применяемые перспективной и оперативной разведкой, в принципе одинаковы. Поэтому в 1970 году объединили перспективную и оперативную разведку в одно управление с единым руководством. Это позволило сконцентрировать усилия для дальнейшего развития научно-исследовательских и научно-поисковых работ в районах Мирового океана, дало возможность изыскать дополнительные сырьевые ресурсы в освоении промысловых районов, улучшить обслуживание промыслового флота оперативной разведкой, повысить ответственность бассейнового института "Азчерниро" за результаты научно-поисковых работ и обеспечение этих работ необходимой технической базой.
В настоящее время на поисковой работе используются в основном суда типа СРТМ, а не "Тропики" и "Атлантики", составляющие значительную часть тралового флота.
Технические возможности СРТМ значительно отличаются от возможностей промысловых кораблей. Поэтому эффективность разведки повысится вдвое, если она будет проводиться судами, составляющими костяк тралового флота.
Расширение существующих и освоение новых районов промысла требуют интенсификации и улучшения методики сбора информации по промысловой гидрографии, с которой имеющиеся поисковые суда уже не в состоянии справиться. В связи с этим возникла необходимость выделения для промразведки гидрографического судна.

Назад