Назад

Сделано в Атлантике

Старые рыбаки помнят те сравнительно недавние времена, когда посол в нашей стране был почти единственным способом обработки рыбы. Солили хамсу и тюльку, сельдь и частик, ставриду и скумбрию. Солили в бочках и чанах. Широко применялось также копчение рыбы над костром в плотно закрытых помещениях или вяление на солнце. Другого не знали.
Практически рыбообрабатывающая и консервная промышленность Азово-Черноморья начала развиваться только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда рыбное хозяйство перешло в руки государства. Сегодня на предприятиях бассейна вырабатывается около 60 наименований различных видов рыбной продукции, 48 сортов различных консервов, выпуск которых в настоящее время составляет 187 млн условных банок в год.
Со времени организации Главного управления выпуск пищевой рыбопродукции увеличился в 2,5 раза, в 1968 году было выпущено 3,3 млн. ц, в 1970 году - 3,9 млн. ц.
Одновременно с количественным ростом выработки пищевой продукции расширяется и ее ассортимент. Все больше выпускается рыбных товаров, пользующихся повышенным спросом, - мороженой рыбы, рыбы пряного посола и копченой, балычных и кулинарных изделий. Но как ни разнообразен ассортимент вырабатываемой продукции, он не, может полностью удовлетворить потребителя. Спрос на свежую рыбу не снижается. Широкое внедрение на флоте холодильных установок, увеличение емкости рефрижераторных трюмов значительно облегчают эту задачу. Удельный вес живой, охлажденной и мороженой рыбы в 1970 году составил 67% всей пищевой продукции, выпущенной предприятиями Азово-Черноморья, против 42% в 1963 году.
Начиная с 1965 года, на судах получила широкий размах разделка рыбы. В настоящее время всю крупную частиковую рыбу разделывают непосредственно на промысле в океане.
И если в 1965 году выпуск разделанной рыбы не превышал 100 тыс. ц, то в 1970 году ее было выпущено 1081 тыс. ц.
Четыре года назад суда океанического рыболовства впервые начали производить филе, а уже в 1970 году рыбаки дали более 50 тыс. ц. В дальнейшем выпуск свежемороженой рыбопродукции значительно возрастет. Рыбаки планируют довести его к 1975 году до 4084 тыс. ц.
На судах и береговых предприятиях совершенствуются устройства и технологические процессы, вводятся новые машины и механизмы: коптильная печь роторного типа, сардиноразделочная машина, созданная центральным конструкторски-технологическим бюро главка, которая с равным успехом может быть использована на судах и на берегу. Механизируются и старые методы обработки: посол хамсы, разделка бычка. Внедряются автоматы для расфасовки копченой тюльки в полиэтиленовые пакеты и картонные коробки.
Развивается и совершенствуется не только флот. Постоянно наращиваются производственные мощности и на берегу. За последние пять лет производительность коптильного оборудования выросла до 88т в сутки, а за пятилетие она достигла 757 т.
Рост добычи рыбы и производства рыбных товаров немыслимы сегодня без развитого холодильного хозяйства. Искусственный холод играет все большую роль в рыбной промышленности. Сегодня мы переводим береговые холодильники на низкотемпературные режимы хранения. На таком режиме уже работают 11 холодильных емкостей в 6159 т.
Многое сделано на бассейне за последние годы для улучшения упаковки рыбопродукции. Еще совсем недавно, использовали только тару большой емкости, а теперь 26 предприятий и промысловых судов Азово-Черноморского бассейна начали массовый выпуск фасованной рыбы в небольших красочных полиэтиленовых мешочках и картонных коробках.
Продукция Главного управления "Азчеррыба" широко представлена в семи фирменных магазинах в Ростове и Симферополе, Краснодаре и Севастополе, Поти, Керчи и Ялте. В ближайшее время открываются фирменные магазины в Николаеве, Одессе, Киеве и Тбилиси. Создаются проекты торговых комплексов, включающих магазин и ресторан на 300 мест, в Симферополе и Сочи. Фирменные магазины "Азчеррыбы" не только торговые предприятия, но и популяризаторы новых рыбных товаров. Часто в них проводятся выставки-продажи и дегустация продукции. Как правило, после дегустации спрос на новую продукцию быстро возрастает.

Фирменный магазин
Фирменный магазин "Атлантика" (Симферополь)

Увеличение выпуска консервной продукции стало возможно с приходом к нам трех добывающе-перерабатывающих консервных заводов: "Наталии Ковшовой", "Марии Поливановой", "Анатолия Халина".
Эти уникальные суда специального назначения построены французской фирмой "Шантье де Нант" по заданию, разработанному советскими специалистами. Траулер "Наталия Ковшова" - двухпалубное одновинтовое судно с единой навигационно-промысловой рубкой. Многочисленные жилые, служебные, медицинские и бытовые помещения способны вместить и обеспечить нормальную жизнь экипажа в 236 человек в течение длительного плавания. Более двух третей 127-метровой длины судна, между главной и верхней палубами, занимает, рыбозавод, оснащенный высокопроизводительным консервным оборудованием - двумя линиями, на одной из которых изготавливаются консервы в масле, на другой - консервы в масле или в собственном соку. Водоизмещение судна типа "Наталия Ковшова" 9840 т, мощность главных двигателей - 7560 л. с., позволяющая достигать 14 узлов на свободном ходу и производить траление со скоростью до 4,5 узла. Активный руль и носовое подрулирующее устройство значительно повышают маневренность судов и позволяют разворачиваться без циркуляции на месте. Суда оборудованы современным радионавигационным и рыбопоисковым оборудованием и предназначены для кормового траления донными и пелагическими тралами. Промысловое устройство обслуживается траловой лебедкой с тяговым усилием 18 т при скорости выбирания 120 м/мин и двумя 10-тонными кормовыми лебедками..
Современное технологическое оборудование позволяет на траулерах типа "Наталия Ковшова" вырабатывать до 100 тысяч физических банок консервов за 12-часовой рабочий день, замораживать до 20 т рыбы за 22 часа, а также перерабатывать на рыбную муку и жир до 20 т непищевого прилова и отходов консервного производства. Автономность плавания судна - 120 суток.
Экипаж, включая работников консервного завода/ составляет 236 человек. Обслуживающий персонал консервного завода в основном состоит из женщин. На сортировке, разделке, доочистке и расфасовке рыбы женщины работают более производительно и добиваются лучшего качества. Наличием большого экипажа, в состав которого входит около ста женщин, объясняются некоторые конструктивные особенности в оборудовании судна. Женские двух- и четырехместные каюты расположены в изолированном коридоре по левому борту. Кроме санузлов и душей, есть комната личной гигиены женщин, гладилка, парикмахерская. В каждой каюте - умывальник с холодной и горячей водой, туалетный шкафчик с зеркалом, диван, стол со стульями, рундук и шкафы. Траулер снабжен системой успокоения качки, кондиционирования воздуха.
Есть на судне красный уголок, библиотека. Столовая экипажа приспособлена для демонстрации фильмов и выступлений художественной самодеятельности.
Немало для организации культурного отдыха сделали Г. М. Осипов и И. Г. Голубь, первые помощники капитанов "Наталии Ковшовой" и "Анатолия Халина". Коллектив художественной самодеятельности "Наталии Ковшовой" не только выступал перед экипажем, но дал два концерта для общества дружбы Франция - СССР в портах Нант и Марсель. Большим успехом пользовалось его выступление и на родной севастопольской земле.
Уровень механизации трудоемких процессов на судах этого типа достигает 72%, в то время как на береговых консервных заводах страны, в том числе и на плавучих консервных заводах типа "Иероним Уборевич" он не превышает 50%. Плавучие добывающе-перерабатывающие консервные заводы типа "Наталия Ковшова" по своему назначению, уровню механизации и автоматизации производственных процессов являются уникальными в практике мирового судостроения. Уже в новом экспериментальном рейсе "Наталии Ковшовой" выявились основные замечания как по классической части судна, так и по оборудованию завода.
Наладчик технологического оборудования Л. С. Коновалов усовершенствовал рыборазделочную машину, что обеспечило лучшее качество зачистки рыбы. Старший механик завода В. К. Меньшунов и конструктор А. И. Баяндин усовершенствовали тузлучную станцию и посолмашину, изменили узел загрузки и выгрузки консервов в автоклавы. Японские набивочные машины были заменены отечественными типа ИНА-104. Они обеспечивают высокое качество набивки и позволяют тонко регулировать и удерживать постоянный вес. Простота в обслуживании и небольшие габариты машины ИНА-104, наряду с перечисленными главными достоинствами, позволяют сказать, что по конструктивному замыслу - это лучшие набивочные машины в мировом машиностроении.
По предложению А. И. Баяндина были переделаны моечно-сушильные машины. Теперь одна машина моет банки, другая сушит. Сократился бой банок. После реконструкции участка загрузки и выгрузки автоклавов, мойки и сушки банок процент порчи тары на этом участке уменьшился в 8 раз.
Механики консервных заводов "Наталия Ковшова", "Мария Поливанова", "Анатолий Халин" Э. П. Никитенко, В. К. Меньшунов, Л. Ф. Шатунов, Д. А. Перметин, В. А. Черкашин, В: Ф. Шутов и другие внесли много предложений, улучшающих работу отдельных узлов и целых участков. В освоении оборудования помог экипажу начальник конструкторского бюро СУТФ Н. Н. Попсуйко.
Сейчас судовые специалисты "Наталии Ковшовой" по документации, разработанной КБ, монтируют установку для заполнения цистерн оливковым маслом, позволяющую предотвратить его окисление в условиях тропиков.
Ведутся работы по улучшению условий производства и хранения рыбьего жира, механизации прозводства консервов в ароматизированном масле, совершенствованию промысловой,, схемы и орудий лова, выработке новых видов продукции.
Консервы, выработанные из свежего сырья в местах промысла ("Сардина в масле", "Скумбрия в масле", "Скумбрия натуральная", "Уха рыбацкая" и "Уха азовская"), заслуживают самых высоких оценок на дегустациях, проводимых с участием специалистов бассейновой инспекции по качеству, центральной технологической лаборатории, представителей торговли. "Сардины в ароматизированном масле", выработанные "Наталией Ковшовой", в 1968 году получили одобрение и премию ВДНХ как один из лучших образцов товаров народного потребления.

Назад