Назад

Идущие впереди

На ВДНХ в павильоне "Рыбное хозяйство" нередко можно услышать выступления передовиков производства рыбной промышленности, записанные на магнитофонную пленку. Среди них есть рассказ капитан-директора рыболовного морозильного траулера "Иван Голубец" Геннадия Артемьевича Алексеева. В нем он говорит о делах своего экипажа, который за три промысловых рейса в Индийский океан добыл 89 230 и заморозил 58 320 ц рыбы. Для перевозки такого количества рыбы по железной дороге потребовалось бы 265 вагонов-ледников. И в TOW, что экипаж траулера из рейса в рейс перевыполняет плановые задания, большая заслуга его капитана. Ведь не зря он считается одним из лучших специалистов Севастопольского управления тралового флота.
Жизнь свою с морем Геннадий Артемьевич связал в 1944 году, когда стал курсантом Гурьевской мореходной школы юнг. Потом учился в Мурманском среднем мореходном училище. После его окончания работал на судах Мурманского управления тралового флота сначала третьим помощником капитана, затем вторым, наконец старшим помощником. А в 1961 году он уже капитан.
Четыре года спустя^опытный рыбак переезжает в Крым и начинает работать в Севастопольском управлении тралового флота. Его назначают капитан-директором РТМ "Заречье", который несколько позже переименовывается в честь героя-севастопольда Ивана Голубца, погибшего во время Великой Отечественной войны.
Умелый руководитель, Геннадий Артемьевич хорошо знал, что успех на промысле решают в первую очередь люди, их опыт и техническая подготовленность. Он поставил вопрос о повышении квалификации членов экипажей. Заниматься стали все: штурман, механики, мотористы, электрики, мастера добычи и обработки рыбы. Они учились грамотно и умело эксплуатировать сложную судовую технику. Напряженная учеба помогла сплочению коллектива. Сейчас на траулере более 70% личного состава- ударники коммунистического труда. За последние годы не было ни одной аварии или поломки систем и механизмов по вине экипажа.
До сих пор вспоминает Геннадий Артемьевич свой первый рейс на "Иване Голубце", который принес ему немало волнений.
Судно вело промысел в Индийском океане. Обстановка была сложной, и капитан целыми днями не покидал ходовой рубки. Косяков с рыбой обнаружить не удавалось. Но вот первое удачное траление. И работа пошла. В родном порту экипаж траулера поздравили с победой.
Еще успешнее прошел второй рейс.

Капитан-директор РТМ
Капитан-директор РТМ "Иван Голубец" Г.А. Алексеев

Когда команда в 1967 году готовилась к третьему выходу в океан, на судне состоялось общее собрание. Геннадий Артемьевич предложил экипажу принять повышенные социалистические обязательства в честь пятидесятилетия Великого Октября. Все единодушно поддержали капитана. С этого дня на траулере широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу знаменательной даты. Тон в нем задавали коммунисты и комсомольцы: второй, помощник капитана Владимир Владимирович Вознесенский, четвертый механик Леонид Афанасьевич Маковка, старший мастер добычи Иван Павлович Мельников, мотористы Виталий Федорович Спиридонов и Фердинанд Егорович Петров и другие.
Результаты не заставили себя ждать. Уже в июне, на :21 сутки раньше намеченного срока, экипаж "Ивана Голубца" рапортовал о выполнении своих социалистических обязательств. Было добыто 31 670 и заморожено 21 290 ц первосортной столовой рыбы. План по выпуску готовой продукции моряки выполнили на 125%.
После небольшого отдыха рыбаки "Ивана Голубца" снова ушли в океан, теперь уже в Юго-Западную Атлантику. Экипаж через несколько месяцев рапортовал управлению тралового флота о выполнении задания по всем показателям. В год полувекового юбилея нашего государства команда передового судна сдала сверх плана 13203 ц мороженой рыбы и филе.
При подведении итогов социалистического соревнования в честь 50-летия Советской Украины первое место среди экипажей промысловых судов было присуждено рыбакам РТМ "Иван Голубец". И сейчас команда его идет в авангарде соревнующихся.
...Безбрежны океанские просторы. Порой за сотни миль вокруг трудно встретить какой-нибудь корабль. Да и что ему делать здесь, если оживленные морские линнии находятся далеко в стороне. А если и покажется в этих водах судно, делающее для неосведомленного человека какие-то непонятные маневры, то можно смело говорить: "рыбак".
Судно идет с тралом. Приборы показывают, что в миле справа находится большой косяк-рыбы.
"Сардина. Выхожу на косяк", - коротко докладывает штурман и склоняется над картой. В считанные минуты он должен точно определить скорость и направление движения рыбы, глубину, на которой она идет, рассчитать место встречи косяка с траулером. От этого зависит успех работы всего экипажа. И вот расчеты готовы. Команда на руль, и траулер уже "на рыбе".
Нужно обладать большим опытом и знаниями, чтобы вести прицельное траление вот так точно и безошибочно, как капитан-директор РТМ Геннадий Михайлович Зайцев.

Китобаза
Китобаза "Советская Украина"

БМРТ
БМРТ "Жуковский" открывает путь в океан

Мотофелюга
Мотофелюга

Транспортный рефрижератор
Транспортный рефрижератор "Онежский залив"

Тунцеловная база
Тунцеловная база "Красный луч"

РТМ
РТМ "Заречье"

ПДПКЗ
ПДПКЗ "Наталия Ковшова"

Китобоец флотилии
Китобоец флотилии "Советская Украина"

Судьба молодого коммуниста, незаурядного судоводителя Геннадия Зайцева удивительно похожа на судьбы его сверстников - тоже молодых капитанов Николая Моисеевича Негруцы, Вадима Ионовича Тимофеева, Аркадия Николаевича Шестакова, Юрия Павловича Чепеги, Арнольда Альфредовича Лерхе и многих других. Окончив Херсонское мореходное училище, пришли они на промысловый флот матросами, но за короткое время не только наплавали положенный для получения диплома капитана дальнего плавания ценз, но и заслужили право водить корабли в океан, управлять сложной техникой, руководить коллективом.
Шаг за шагом постигал Г. М. Зайцев нелегкую науку рыбака и руководителя. Его учителями были опытные мастера - тралмейстер Р. П. Панасенко, штурман И. В. Столбов, Герой Социалистического Труда, капитан Е. А. Алисов. Но и сейчас, поднявшись на капитанский мостик большого судна, Зайцев продолжает учиться. Книжные полки в его каюте заставлены литературой по промысловому делу и судовождению. Недавно Геннадий Михайлович окончил общетехнический факультет Севастопольского приборостроительного института.
Одно из первых мест в соревновании за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина завоевал экипаж плавучего завода "Анатолий Халин", возглавляемый капитан-директором И. А. Барановым, популярность которого среди моряков океанического промыслового флота Севастополя очень широка. В 1954 году он окончил мореходное училище. Ловил 'рыбу в Баренцевом море и Атлантическом океане у берегов Африки. С каждым рейсом росло мастерство, он настойчиво овладевал профессией рыбака. В 1957 году назначен капитаном научно-исследовательского судна "Академик Берг", в 1961 году участвует в экспедиции по освоению лова рыбы на китобойных судах в связи с сокращением промысла китов.
В 1963 году переведен капитан-директором РТМ "Симеиз". Предстояло идти к берегам Юго-Западной Африки. И район был не новый, и капитаном приходилось плавать, но надо было овладеть техникой лова на судах этого типа - и снова пришлось взяться за книги, за изучение рыбацкой науки. Несколько раз была продумана схема расстановки людей, система управления ловом. В первом же рейсе экипаж занял лучшее место среди промысловых судов бассейна, было добыто около 60 тыс. ц рыбы (по тем временам - улов рекордный). После второго рейса экипажу было присвоено звание коллектива коммунистического труда. В этом немалая заслуга капитана Баранова, который за хорошую организацию промысла был награжден орденом "Знак Почета".

Богатый улов
Богатый улов

С 1965 по 1967 год Баранов плавает капитан-наставником на рыболовных траулерах Болгарии. Обучает рыбаков Народной Республики Болгарии использованию современной рыбопромысловой техники, знакомит с районами промысла. В 1965 году поступил на заочный факультет Севастопольского приборостроительного института, который успешно закончил по специальности силовые судовые установки. И эту специальность он избирает не зря: флот пополняется сложными судами с добывающим и перерабатывающим оборудованием, и от руководителя требуется всесторонние знания.
Капитан-директором одного из таких судов - ПДПКЗ (плавучий добывающе-перерабатывающий консервный завод) "Анатолий Халин" - вскоре и становится Игорь Алексеевич Баранов.

Капитан-директор ПДПКЗ
Капитан-директор ПДПКЗ "Анатолий Халин" И.А. Баранов

В первом же рейсе экипаж перевыполнил задание, а за показатели, достигнутые во втором рейсе, судно награждено вымпелом Министерства рыбного хозяйства СССР.
В 1971 году И. А. Баранова назначили капитан-директором базы "Восток", флагмана рыболовного флота.
1971 год, первый год девятой пятилетки, особо знаменателен для рыбаков-керчан. Члену их славной трудовой семьи Василию Кирилловичу Почтарю присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Более 15 лет водил он в море свою бригаду, и почти всегда им сопутствовал успех. Только за последние пять лет из керченской сельди, выловленной бригадой Василия Кирилловича, изготовлено 866 тыс. банок деликатесных консервов высшего качества. Знания и опыт давно уже обеспечили Василию Кирилловичу заслуженное уважение на Азово-Черноморье- теперь к нему пришла награда.

Назад