Идущие впередиНа ВДНХ в павильоне "Рыбное хозяйство" нередко можно услышать выступления передовиков производства рыбной промышленности, записанные на магнитофонную пленку. Среди них есть рассказ капитан-директора рыболовного морозильного траулера "Иван Голубец" Геннадия Артемьевича Алексеева. В нем он говорит о делах своего экипажа, который за три промысловых рейса в Индийский океан добыл 89 230 и заморозил 58 320 ц рыбы. Для перевозки такого количества рыбы по железной дороге потребовалось бы 265 вагонов-ледников. И в TOW, что экипаж траулера из рейса в рейс перевыполняет плановые задания, большая заслуга его капитана. Ведь не зря он считается одним из лучших специалистов Севастопольского управления тралового флота.
Жизнь свою с морем Геннадий Артемьевич связал в 1944 году, когда стал курсантом Гурьевской мореходной школы юнг. Потом учился в Мурманском среднем мореходном училище. После его окончания работал на судах Мурманского управления тралового флота сначала третьим помощником капитана, затем вторым, наконец старшим помощником. А в 1961 году он уже капитан.
Четыре года спустя^опытный рыбак переезжает в Крым и начинает работать в Севастопольском управлении тралового флота. Его назначают капитан-директором РТМ "Заречье", который несколько позже переименовывается в честь героя-севастопольда Ивана Голубца, погибшего во время Великой Отечественной войны.
Умелый руководитель, Геннадий Артемьевич хорошо знал, что успех на промысле решают в первую очередь люди, их опыт и техническая подготовленность. Он поставил вопрос о повышении квалификации членов экипажей. Заниматься стали все: штурман, механики, мотористы, электрики, мастера добычи и обработки рыбы. Они учились грамотно и умело эксплуатировать сложную судовую технику. Напряженная учеба помогла сплочению коллектива. Сейчас на траулере более 70% личного состава- ударники коммунистического труда. За последние годы не было ни одной аварии или поломки систем и механизмов по вине экипажа.
До сих пор вспоминает Геннадий Артемьевич свой первый рейс на "Иване Голубце", который принес ему немало волнений.
Судно вело промысел в Индийском океане. Обстановка была сложной, и капитан целыми днями не покидал ходовой рубки. Косяков с рыбой обнаружить не удавалось. Но вот первое удачное траление. И работа пошла. В родном порту экипаж траулера поздравили с победой.
Еще успешнее прошел второй рейс.
Когда команда в 1967 году готовилась к третьему выходу в океан, на судне состоялось общее собрание. Геннадий Артемьевич предложил экипажу принять повышенные социалистические обязательства в честь пятидесятилетия Великого Октября. Все единодушно поддержали капитана. С этого дня на траулере широко развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу знаменательной даты. Тон в нем задавали коммунисты и комсомольцы: второй, помощник капитана Владимир Владимирович Вознесенский, четвертый механик Леонид Афанасьевич Маковка, старший мастер добычи Иван Павлович Мельников, мотористы Виталий Федорович Спиридонов и Фердинанд Егорович Петров и другие.
Результаты не заставили себя ждать. Уже в июне, на :21 сутки раньше намеченного срока, экипаж "Ивана Голубца" рапортовал о выполнении своих социалистических обязательств. Было добыто 31 670 и заморожено 21 290 ц первосортной столовой рыбы. План по выпуску готовой продукции моряки выполнили на 125%.
После небольшого отдыха рыбаки "Ивана Голубца" снова ушли в океан, теперь уже в Юго-Западную Атлантику. Экипаж через несколько месяцев рапортовал управлению тралового флота о выполнении задания по всем показателям. В год полувекового юбилея нашего государства команда передового судна сдала сверх плана 13203 ц мороженой рыбы и филе.
При подведении итогов социалистического соревнования в честь 50-летия Советской Украины первое место среди экипажей промысловых судов было присуждено рыбакам РТМ "Иван Голубец". И сейчас команда его идет в авангарде соревнующихся.
...Безбрежны океанские просторы. Порой за сотни миль вокруг трудно встретить какой-нибудь корабль. Да и что ему делать здесь, если оживленные морские линнии находятся далеко в стороне. А если и покажется в этих водах судно, делающее для неосведомленного человека какие-то непонятные маневры, то можно смело говорить: "рыбак".
Судно идет с тралом. Приборы показывают, что в миле справа находится большой косяк-рыбы.
"Сардина. Выхожу на косяк", - коротко докладывает штурман и склоняется над картой. В считанные минуты он должен точно определить скорость и направление движения рыбы, глубину, на которой она идет, рассчитать место встречи косяка с траулером. От этого зависит успех работы всего экипажа. И вот расчеты готовы. Команда на руль, и траулер уже "на рыбе".
Нужно обладать большим опытом и знаниями, чтобы вести прицельное траление вот так точно и безошибочно, как капитан-директор РТМ Геннадий Михайлович Зайцев.
Судьба молодого коммуниста, незаурядного судоводителя Геннадия Зайцева удивительно похожа на судьбы его сверстников - тоже молодых капитанов Николая Моисеевича Негруцы, Вадима Ионовича Тимофеева, Аркадия Николаевича Шестакова, Юрия Павловича Чепеги, Арнольда Альфредовича Лерхе и многих других. Окончив Херсонское мореходное училище, пришли они на промысловый флот матросами, но за короткое время не только наплавали положенный для получения диплома капитана дальнего плавания ценз, но и заслужили право водить корабли в океан, управлять сложной техникой, руководить коллективом.
Шаг за шагом постигал Г. М. Зайцев нелегкую науку рыбака и руководителя. Его учителями были опытные мастера - тралмейстер Р. П. Панасенко, штурман И. В. Столбов, Герой Социалистического Труда, капитан Е. А. Алисов. Но и сейчас, поднявшись на капитанский мостик большого судна, Зайцев продолжает учиться. Книжные полки в его каюте заставлены литературой по промысловому делу и судовождению. Недавно Геннадий Михайлович окончил общетехнический факультет Севастопольского приборостроительного института.
Одно из первых мест в соревновании за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина завоевал экипаж плавучего завода "Анатолий Халин", возглавляемый капитан-директором И. А. Барановым, популярность которого среди моряков океанического промыслового флота Севастополя очень широка. В 1954 году он окончил мореходное училище. Ловил 'рыбу в Баренцевом море и Атлантическом океане у берегов Африки. С каждым рейсом росло мастерство, он настойчиво овладевал профессией рыбака. В 1957 году назначен капитаном научно-исследовательского судна "Академик Берг", в 1961 году участвует в экспедиции по освоению лова рыбы на китобойных судах в связи с сокращением промысла китов.
В 1963 году переведен капитан-директором РТМ "Симеиз". Предстояло идти к берегам Юго-Западной Африки. И район был не новый, и капитаном приходилось плавать, но надо было овладеть техникой лова на судах этого типа - и снова пришлось взяться за книги, за изучение рыбацкой науки. Несколько раз была продумана схема расстановки людей, система управления ловом. В первом же рейсе экипаж занял лучшее место среди промысловых судов бассейна, было добыто около 60 тыс. ц рыбы (по тем временам - улов рекордный). После второго рейса экипажу было присвоено звание коллектива коммунистического труда. В этом немалая заслуга капитана Баранова, который за хорошую организацию промысла был награжден орденом "Знак Почета".
С 1965 по 1967 год Баранов плавает капитан-наставником на рыболовных траулерах Болгарии. Обучает рыбаков Народной Республики Болгарии использованию современной рыбопромысловой техники, знакомит с районами промысла. В 1965 году поступил на заочный факультет Севастопольского приборостроительного института, который успешно закончил по специальности силовые судовые установки. И эту специальность он избирает не зря: флот пополняется сложными судами с добывающим и перерабатывающим оборудованием, и от руководителя требуется всесторонние знания.
Капитан-директором одного из таких судов - ПДПКЗ (плавучий добывающе-перерабатывающий консервный завод) "Анатолий Халин" - вскоре и становится Игорь Алексеевич Баранов.
В первом же рейсе экипаж перевыполнил задание, а за показатели, достигнутые во втором рейсе, судно награждено вымпелом Министерства рыбного хозяйства СССР.
В 1971 году И. А. Баранова назначили капитан-директором базы "Восток", флагмана рыболовного флота.
1971 год, первый год девятой пятилетки, особо знаменателен для рыбаков-керчан. Члену их славной трудовой семьи Василию Кирилловичу Почтарю присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Более 15 лет водил он в море свою бригаду, и почти всегда им сопутствовал успех. Только за последние пять лет из керченской сельди, выловленной бригадой Василия Кирилловича, изготовлено 866 тыс. банок деликатесных консервов высшего качества. Знания и опыт давно уже обеспечили Василию Кирилловичу заслуженное уважение на Азово-Черноморье- теперь к нему пришла награда.
|