Назад

Плавучие школы

В связи с бурным развитием океанического рыболовства на юге нашей страны резко возросла потребность в опытных, грамотных специалистах, способных умело эксплуатировать сложную современную технику.
В настоящее время обучение рабочих кадров на нашем бассейне происходит непосредственно на производстве. В 1970 году в управлениях флотов подготовлено 614 матросов первого класса, 1677 второго класса, 187 мотористов и 150 судовых электриков.
Пять среднетехнических учебных заведений, которые входят в систему нашего Главного управления, ежегодно выпускают большой отряд специалистов рыбного хозяйства. Белгород-Днестровский техникум имеет отделения технологии рыбных продуктов, промышленного рыболовства, ихтиологии и рыбоводства. Ейский техникум готовит специалистов по радиосвязи и электронавигации, оборудованию предприятий и судов рыбной промышленности, бухгалтерскому учету. В Ростовском и Херсонском мореходных училищах воспитываются будущие судоводители и механики, а в Одесском, кроме названных, можно приобрести специальности техника-рефмеханика по эксплуатации судовых холодильных установок и техника-электромеханика.
Хорошей школой трудовой закалки для будущих рыбаков является морская практика и обучение на морских судах и в отряде учебных кораблей, который был создан на бассейне в 1967 году. В него входят большие морозильные траулеры "Успенский" и "Жуковский", средние рыболовные траулеры "Руслан", "Георгий Седов" и "Метеор", парусная баркентина "Кропоткин".
В 1969 году отряд учебных судов пополнился новым крупным океаническим производственно-промысловым рефрижератором "Курс". Его водоизмещение составляет 5600 т, мощность главных силовых установок равна 3100 л. с. Экипаж судна насчитывает 182 человека, из них 104-курсанты. На судне имеются специальные помещения для учебы. К услугам будущих судоводителей в учебной штурманской рубке установлены восемь столов для тренировочных занятий по прокладке курса. Занятия по другим предметам проводятся в трех учебных классах. На судне есть также две лаборатории и киноустановка для показа учебных фильмов.

Выливка улова на специальный плот с СРТМ
Выливка улова на специальный плот с СРТМ

Во время своего первого рейса "Курс" направился к далеким водам моря Скотия в Атлантическом океане. В суровых условиях Приантарктики курсанты на практике применяют знания, полученные на берегу. Программа, рассчитанная на шесть месяцев, обширна и разнообразна. Курсанты несут вахты в ходовой рубке, в машинном и рефрижераторном отделениях.
Лекции будущим специалистам читают старший механик Ивасюк, старший тралмейстер Жигалев, помощник капитана по производству Киричишин и другие.
Богатая библиотека с большим выбором технической и политической литературы готова в любую минуту прийти на помощь молодым рыбакам. Несмотря на тысячемильные расстояния, отделяющие экипаж "Курса" от родных берегов, курсанты постоянно чувствуют пульс Родины. На судне еженедельно проводятся политические занятия, силами коммунистов и комсомольцев оборудованы кабинет политического просвещения, ленинская каюта.
В бухте Камышовой часто можно встретить рядом с приземистыми современными транспортными и другими судами корабль, который, кажется, только сошел с просоленных морем страниц рассказов Станюковича. Это трехмачтовая стр-ойная баркентина "Кропоткин", на которой проходят, первоначальную морскую подготовку курсанты мореходных училищ.
Черное море... Разрезая волны, баркентина легко скользит по воде, слегка вздрагивая. Лаг, установленный на корме, тщательно отсчитывает пройденные мили.
У руля, внимательно вглядываясь в картушку компаса, стоит курсант.
Тихо... Дует слабый, в два-три балла, зюйд-ост. Море спокойно, и только чуть-чуть заметная зыбь переливается на солнце. Раздается команда: "Паруса ставить!"
Курсанты быстро разбегаются по своим местам. Постановкой парусов руководит сам капитан опытный моряк-парусник Виталий Сергеевич Букарин. Он наблюдает, как курсанты занимают свои места в порядке расположения рей.

Выливка улова на специальный плот с СРТМ
Выливка улова на специальный плот с СРТМ

- По реям! Отдать сезни! - приказывает Букарин.
Будущие мореходы быстро поднимаются по вантам на реи. Они ложатся на них и, упираясь ногами в висящие перты, начинают крепить паруса. Работа сложная, требующая сноровки и смелости. Часть ребят крепит снасти наверху, другие на палубе приготавливают шкоты для обтягивания парусов.
Проходит несколько минут, и паруса, расправленные ветром, начинают двигать баркентину вперед. Не слышно шума мотора, и судно, бегущее по волнам под всеми парусами, представляет собой величественное зрелище.
В свободные от вахт часы курсанты занимаются самоподготовкой. Решают штурманские задачи, работают с радиолокаторами, радиопеленгаторами, секстантами, картами.
Так проходит практика, так учатся будущие капитаны рыболовных судов.
С каждым годом растет число капитанов, старших механиков, тралмейстеров и других специалистов, выпускников учебных заведений нашего Главного управления. Многие из них стали замечательными специалистами, настоящими мастерами свога дела. Например, Аркадий Николаевич Шестаков. Немногим более десяти лет назад он закончил Херсонское мореходное училище. Плавал матросом, помощником капитана, а с 1963 года работает капитан-директором одного из РТМ.
Аркадий Николаевич постоянно совершенствует свое мастерство. Он понимает, что в наше время хороший руководитель должен разбираться в сложных вопросах экономики. Вот почему он. является заочником экономического факультета Харьковского государственного университета. Учеба для молодого капитана - хорошее подспорье в работе. Не случайно он - один из инициаторов хозрасчетных рейсов на нашем бассейне. Экипаж траулера "Канопус", на котором плавал Аркадий Николаевич более пяти лет, постоянно перевыполнял рейсовые: задания, в 1969 году он получил сверхплановой прибыли 68 тыс. руб. За хорошую работу в конце 1969 года Аркадий Николаевич был назначен капитан-директором одного из,крупнейших судов управления - плавучего завода "Наталия Ковшова".
Мы планируем значительно увеличить сеть учебных заведений на нашем бассейне. В 1971-1975 годах намечено строительство новых и расширение действующих учебных заведений.

Назад