Взгляд в будущее"Решение правительства о создании на Юге нашей страны крупной базы океанического рыболовства сыграло решающую роль в коренной реконструкции действующих предприятий и строительстве новых. Решение было подкреплено крупными централизованными капиталовложениями.
С 1966 по 1970 год в рыбную промышленность бассейна было вложено около 300 млн. руб., из них на строительство береговых объектов производственного назначения израсходовано 57 млн. руб. Большое внимание уделяется развитию Севастопольского, Керченского, Одесского и Новороссийского рыбных портов.
В связи с бурным ростом добывающего флота организация и ведение судоремонта становятся одной из самых важных проблем. Судите сами. Если в 1968 году на ремонт флота рыбной промышленности Азово-Черноморья потребовалось около 35 млн. руб., то в 1970 году эта сумма возросла до 60 млн., а в 1980 году она составит не менее 120 млн. руб. И по сей день простои судов в ремонте составляют около 25% годового календарного времени. Сокращение ремонта означает тысячи тонн дополнительной рыбопродукции.
Пока рыбный промысел не выходил за пределы Азово-Черноморья, а самым крупным судном был черно-морский сейнер, ремонтная база была способна удовлетворить потребности нашего флота. С появлением крупно-тоннажных судов -океанического рыболовства положение изменилось.
В настоящее время Севастопольский, Измаильский, Херсонский судоремонтные заводы и Керченская судоверфь не в состоянии обеспечить ремонт океанического флота. Отсюда - необходимость направлять наши суда для ремонта на заводы других министерств и даже за границу. Вполне естественно, что развитие ремонтной базы на бассейне является первоочередной задачей.
В ближайшие годы намечается строительство новых и реконструкция действующих предприятий. Новые заводы будут построены в Севастополе и Керчи. Предполагаемое место строительства второго севастопольского судоремонтного завода -o берег бухты Камышовой, напротив первого. Керченский завод вырастет из нынешней судоверфи. Кроме того, намечается, строительство Ильи-oчевского и Новороссийского заводов межрейсового ремонта.
Чтобы представить масштабы развития судоремонтной промышленности, обратимся к цифрам. Для осуществления строительства новых предприятий и реконструкции действующих необходимо не менее 100 млн. руб. Предстоит ввести в действие пять плавучих доков грузоподъемностью от 400 до 8000 т.
Потребности в судоремонтных мощностях нельзя удовлетворить лишь за счет расширения предприятий и увеличения их числа. Необходимо:
совершенствовать структуру управления производством и методы планирования судоремонта (с применением ЭВМ для оперативного управления);
внедрять агрегатный и агрегатно-узловой метод ремонта судов, для чего создать обменные фонды механизмов, запасы узлов и деталей;
сочетать дальнейшую специализацию судоремонтных, предприятий с межзаводской, межведомственной и внутрибассейновой кооперацией.
Решение проблем судоремонта будет в значительной степени облегчено:
1) созданием типовой документации по ремонту судов, особенно иностранной постройки;
2) переводом судов на двухгодичный период эксплуатации без заводского ремонта;
3) увеличением объема ремонтных работ, выполняемых силами судовых команд.
Мы по-прежнему уделяем самое пристальное внимание реконструкции и расширению существующих перерабатывающих предприятий и строительству новых. В настоящее время значительные капитальные вложения направлены на реконструкцию Херсонского, Ждановского, Очаковского, Бердянского рыбокомбинатов, Азовского и Гагрского рыбозаводов, Ждановской сетевязальной фабрики, Одесского агарового завода.
Предприятия бассейна широко практикуют строительство за счет кредитов банка и фондов развития производства. Таким способом ведется строительство консервного цеха Ейского рыбозавода, холодильников в поселке Ачуево, в Приморск-Ахтарске, комплексного рыбообрабатывающего предприятия в Донецке.
За счет кредитов банка строится Голубицкое товарное рыбное хозяйство в Краснодарском крае, прудовые хозяйства в селах Хидмагала, Геджети, Сагаредже Грузинской ССР.
Однако все наши планы неосуществимы без квалифицированных кадров. Поэтому особое внимание уделяеммы учебным заведениям, в которых готовятся специалисты для предприятий добывающего и транспортного флотов. Сейчас расширяются учебно-производственные базы существующих школ и училищ. Одновременно строятся новые учебные заведения. К числу расширяющихся относятся Херсонское мореходное училище и Ейский рыбопромышленный техникум. Построен и действует учебный корпус Белгород-Днестровского рыбопромышленного техникума. В ближайшие 5 лет примут первых курсантов крупное мореходное училище и школа в Севастополе, Приморско-Ахтарская мореходная школа. Идет расширение учебно-курсовых комбинатов в Керчи, Одессе, Поти, водных станций в Ростове, Одессе и Белгород-Днестровске.
К 1975 году Главное управление намечает довести общую добычу рыбы и морепродуктов до 15 млн. ц, что з, 1,5 раза выше уровня 1970 года. Улов будет расти главным образом за счет развития океанического рыболовства. Особое .внимание будет уделяться увеличению добычи сардин и скумбрии для выработки консервов.
Для обеспечения программы добычи рыбы на ближайшее десятилетие Азово-Черноморский бассейн должен иметь к 1980 году свыше 40 единиц судов типа "Рембрандт", не менее 30 больших морозильных рыболовных .траулеров и несколько тунцеловных баз. Кроме того, потребуется 5-6 судов типа "Наталия Ковшова" и около ста единиц типа "Атлантик" (улучшенной конструкции).
Значительно пополнится и приемо-транспортный флот. За пятилетку мы получим восемь транспортных рефрижераторов типа "Сибирь".
Усилится и материальная база оперативной промысловой разведки. На ее вооружение поступит десять судов типа СРТМ и шесть типа "Атлантик".
Дальнейшее развитие океанического рыболовства потребует увеличения объема научно-поисковых работ, которые приведут к расширению сырьевой базы.
Вполне понятно, что выполнение большой программы развития рыбного хозяйства с минимальными затратами просто невозможно без Неутомимых искателей нового, передового - рационализаторов и изобретателей. На Азово-Черноморском бассейне они внесли большой вклад в укрепление материально-технической базы, сделали много ценных предложений по совершенствованию технических процессов, улучшению методов промысла.
Сейчас на предприятиях и флоте бассейна трудится около 3,5 тыс. изобретателей и рационализаторов. Среди них изобретатель консервной линии на Ждановском рыбокомбинате В. В. Егоршин, автор 5 изобретений и 25 рационализаторских предложений, которые позволили сэкономить 32 тыс. руб; старший механик РТМ "Алсу" Г. И. Подберецкий, сконструировавший машину для производства филе из океанических пород рыб, и многие другие.
Одним из лучших новаторов нашего бассейна по праву считается инженер Анатолий Семенович Баяндин. В рыбном хозяйстве он работает более 20/лет. Трудно подсчитать, сколько новшеств на счету этого неутомимого человека. На рыбном комбинате в Керчи отлично работают механизированная линия посола хамсы и оригинальный весовой бункер его конструкции. На многих предприятиях нашего и других бассейнов действует около 100 коптильных печей Баяндина.
Самоотверженная работа новаторов производства позволила за последние пять лет внедрить в производство 24 изобретения и более трех тысяч рационализаторских предложений с общим экономическим эффектом в 1 млн. руб.
В 1964 году на бассейне была создана головная конструкторская организация - Центральное конструкторское технологическое бюро Главного управления "Азчеррыба". Начальником одного из его отделов ныне работает Анатолий Семенович Баяндин. За сравнительно короткий срок коллектив бюро создал и внедрил в производство 23 вида нового комплексного оборудования и механизированных линий обработки рыбы. Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР , признал 45 разработок ЦКТБ выполненными на уровне изобретений и выдал его работникам авторские свидетельства.
Изобретатели ЦКТБ успешно реализуют идею создания компактной эффективной машины для разделки сардины, ставриды и скумбрии, машины для филетирования океанических пород рыб, печи туннельного типа для искусственного вяления. В ближайшее время эти новинки техники будут переданы производству.
Уровень механизации труда рыбаков к концу 1970 года достиг 83%, а на погрузочно-разгрузочных работах - 91%.
К концу начавшейся пятилетки ручной труд будет полностью исключен при разделке мелкой и средней рыбы. Для ее копчения станут применяться непрерывно действующие механизированные печи, где все процессы от загрузки сырья до упаковки готовой продукции происходят без вмешательства человека.
Широкое распространение получит быстрое замораживание рыбопродуктов, поскольку предусматривается автоматизация работ береговых и судовых холодильников и замена периодически действующих скороморозильных аппаратов непрерывно действующими.
Значительно шире на наших предприятиях в недалеком будущем станет применяться электронно-вычислительная техника. Уже сейчас центральное конструкторско-технологическое бюро разработало и внедрило в производство ряд математических моделей для расчета плана добычи и выпуска рыбопродукции океаническим флотом с помощью ЭВМ. Таким же путем решаются задачи оптимальной расстановки транспортного флота по районам промысла и прогнозирования районов скопления косяков рыбы в Азовском море.
Основой управления и контроля за работой предприятий рыбной промышленности является оперативная информация. Сейчас для сбора, обработки передачи этой информациии разработан комплекс программ, который задается ЭВМ. Все это в большой мере облегчает работу специалистов и делает информацию более оперативной.
Большой толчок для изыскания внутренних неиспользованных резервов, дальнейшего развития технического прогресса на предприятиях нашего бассейна дала экономическая реформа. За сравнительно короткое время мы добились ускорения оборачиваемости оборотных средств, сократили сверхнормативные запасы, улучшили планирование, стали уделять больше внимания хозрасчету. В ходе освоения новых принципов хозяйствования появились интересные предложения в области совершенствования Планирования и экономического стимулирования.
Конечно, сделано далеко не все. Прежде всего нам необходимо решить вопросы дальнейшего расширения границ самостоятельности предприятия.
В рыбной промышленности установлен так называемый "потолок" для оптовой цены, который исчисляется как разница между существующей розничной ценой и торговой скидкой. Другими словами, до сих пор не произведен пересмотр цен и они не приведены в соответствие с себестоимостью продукции. Поэтому рентабельность нашей продукции по ассортименту колеблется в среднем от плюс 59,4% по мороженой рыбе до минус 30,8% по сушено-вяленой. При таком положении предприятия зачастую стремятся исправить свое финансовое положение путем расширения "выгодного" и сокращения "невыгодного", но пользующегося спросом у населения ассортимента.
Неоправданно занижены цены и на продукцию в мелкой расфасовке, красочно упакованной и более удобной для потребителя. А ведь в некоторых отраслях нашего хозяйства в целях усиления заинтересованности предприятий и улучшения качества продукции производится надбавка к цене.
Большой и важной мерой является перевод цехов и судов предприятий рыбного хозяйства на хозяйственный расчет. Такая работа проводится и у нас, но пока еще явно недостаточно.
Действующая методика начисления фондов экономического стимулирования предусматривает только два варианта платы за фонды: три и шесть процентов. Это приводит к тому, что на предприятиях с высоким уровнем рентабельности такая мера имеет слабое воздействие, так как основная сумма платежей на них взимается в виде свободного остатка, который не учитывается при определении расчетной рентабельности. А низкорентабельные предприятия освобождаются от платы за фонды. Поэтому назрела необходимость увеличить плату за фонды до 15%.
До сих пор еще недостаточна самостоятельность предприятий в расходовании заработной платы. В дальнейшем, видимо, будет разрешено им использовать часть экономии заработной платы, полученной за счет сокращения персонала, на повышение материальной заинтересованности рабочих.
В некоторых управлениях бассейна будут более полно использоваться имеющиеся резервы повышения рентабельности: упростится структура управления, укрупнятся цехи и параллельно работающие предприятия. Нельзя рассчитывать на полный успех экономической реформы, если новое приспосабливать к старой структуре.
Опыт работы по-новому показывает: экономическая реформа в рыбной промышленности не может считаться законченной, пока все ее звенья, вплоть до аппарата министерства, не будут переведены на полный хозяйственный расчет, а взаимоотношения между ними не будут основываться на новых методах планирования.
Нам предстоит подумать, как лучше использовать фонды материального поощрения. В течение года они используются, как правило, на 50-60%. Это объясняется тем, что фонды образуются ежеквартально при любых условиях, а премии выплачиваются только при выполнении, всех показателей. Надо полагать, в дальнейшем главку будет предоставлено право при восполнении в следующих кварталах задолженности по основным показателям разрешать выплачивать предприятиям до 50% премии, причитающейся за предыдущий период. Одновременно надо централизовать до .50% фондов социально-культурных мероприятий и развития производства для более полного и своевременного их использования.
Из сказанного видно, что переход предприятий на новые условия планирования и экономического стимулирования в значительной мере будет способствовать дальнейшему повышению эффективности работы всех звеньев рыбного хозяйства Азово-Черноморского бассейна.
В Директивах XXIV съезда партии сказано, что выпуск пищевой рыбной продукции должен увеличиться за пятилетку на 47%. Немалую лепту в выполнение планового задания внесут труженики Азово-Черноморья.
|