Назад

От автора

Уважаемый читатель, это первая моя книга, написана она на злобу дня, как говорится, - накипело! Долгое время память хранила в голове эти 10 продуктивных лет с 1984 по 1994 годы. Почему беру именно этот период? Да потому, что он является качественным переломом в судьбе многих людей, представляющих рыбацкую гвардию, а также поначалу оптимистической, а затем трагической страницей истории развития и фактически ликвидации мощного рыбного флота СССР, а затем и России.
Это время, когда обстоятельства второй раз забросили меня в море. Первый раз это было после окончания филиала Дальрыбвтуза, на Камчатке в период с 1974 по 1979 годы, к этому периоду тоже есть временной возврат в повествовании. Процессы, происходящие в государстве, проецировались на морскую жизнь людей, на их нравы и быт.
На фоне стремительно развивающихся общественно-политических процессов в стране и в мире, тысячи и тысячи тружеников моря работали в открытом океане, создавая "материально-техническую базу коммунизма". Каждый из них тесно связал свою жизнедеятельность с добычей и обработкой рыбы. Львиную долю времени рыбаки проводили вдали от семьи и близких. Чтобы как-то скрасить их рутинный, тяжелый труд, оторванность от берега, на крупных судах типа БМРТ, БАТМ, плавбазах "В-69" и других, работали лица, представляющие институт первых помощников. Можно много говорить и спорить о необходимости этих членов экипажа. Ответ, отчасти содержится в этой книге. Ведь кроме рабочих рук у человека еще есть душа, сердце. А вот душеприказчиков в таких плавучих городках и не доставало. Начальников служб беспокоило положение дел в их заведованиях, соблюдение Устава флота. Подобные кадровые единицы есть и в других флотах мира, в том числе и на Западе. Работа с личным составом - вот их призвание. Только там эти первые помощники менее политизированы, чем были в СССР. Не думаю, что в ближайшие годы появится более универсальная профессия, чем первый помощник капитана. Конечно, имеются в виду экипажи крупных судов - от 100 до 500 человек.
Были, естественно, исключения, когда эти должности занимали отставники от КГБ, от Советской Армии. Эти люди частенько походили на бумажных червей. Главное для них было составить правильную отчетность за рейс о проделанной работе и сорвать куш в виде неплохой зарплаты. Для молодых 30-40 - летних парней характерно было в этой работе сочетание абстрактного и конкретного, а также умственного и физического труда. Иначе как расценить каждодневную подвахту по разделке рыбы, ежемесячный перегруз тяжелых ящиков с рыбопродукцией, и в то же время проведение лекций, собраний, заседаний профкома, кучи комиссий и многого того, что приводится в этой книге.
Право на личную жизнь в море для первых помощников было сильно урезано почти до нулевого значения. Довлел моральный кодекс строителя коммунизма. Но автору этих строк удавалось взять свое от жизни, путем различных ухищрений и просто благодаря госпоже удаче. Многих сослуживцев по траловому флоту судьба разбросала по ближнему и дальнему зарубежью. Так, бывшие начальник Отдела кадров УТРФ Горячев В.К и инспектор ОК Каминский А.В. живут где-то в Краснодарском крае, зам. начальника УТРФ Гессли Ю.А., главный механик п/б "Советская Бурятия Новак И.Л., главный бухгалтер п/б "Авача" Лалетина О.В., - в Санкт-Петербурге. Зав. производством п/б "Новая Каховка" Пак Ю.В. и капитан-директор Тараников П.А., живут и трудятся на Камчатке. Хочется сказать и теплые слова в адрес опытнейшего капитана с 32-летним морским стажем Макеенко А.В., который еще в советское время перегонял плавучий док через северные моря на Дальний Восток и который рыбный флот знает не понаслышке. Он тоже живет и работает сейчас на питерской земле.
В советское время, поставляемая отечественными рыбаками свежемороженая рыба, была дешевым продуктом массового потребления. При либерализации цен по Гайдару в 1992 году, когда ценообразование стало исходить из критерия максимальной прибыли, рыба подорожала выше, чем мясо. Так, за 1992-1995 годы розничная цена говядины возросла в 1338 раз, а цена свежезамороженной рыбы (не деликатесной) в 4188 раз, - в 3 с лишним раза больше, чем говядина!
Падение улова и повышение цены в Российской Федерации сопровождается сокращением потребления рыбопродуктов. Сейчас, по сравнению с 80-ми годами оно упало более чем в 2 раза!
Наша рыбная отрасль была самая мощная в мире. Советское присутствие обозначалось во всех морях и океанах. Широко процветал экспорт продукции этой отрасли. Рыбы было столько, что насильно ввели рыбный день (четверг), чтобы закрыть брешь по потреблению мяса!
Грянула небезызвестная перестройка. Все рухнуло на глазах. Прокатилась волна по уничтожению инфраструктуры рыбной отрасли и флота. Теперь мы имеем то, что имеем. Флот проржавел и сократился в разы. Иногда совершенно новые суда продавали на металлолом. В 90-е, с высокой трибуны стали говорить о целесообразности рыбной промышленности в России, упразднили Министерство рыбного хозяйства. И это при огромной водной границе страны, не считая внутренних водоемов и рек!
Одни аукционы на квоты по вылову рыбы-сырца чего стоят! Чиновники на местах лоббируют чужие интересы в ветвях власти, а иностранцы выигрывают аукционы, обладая более мощным потенциалом и материально-финансовыми ресурсами. Во внутреннем море России - Охотском ныне дефилируют суда под флагами разных иностранных держав, пополняя свои трюма и кошельки. Российские ветхие суденышки неприглядного вида, не получая квот на вылов, вынуждены порой тайком залавливаться крабом и другими ценными морепродуктами, а затем прорываться в Японию или Южную Корею на свой страх и риск.
Все события и персонажи, которые встречаются в повествовании, не вымышленные и действительно имели место быть. Правда, некоторые имена и фамилии действующих лиц изменены. Все перечисленные в повествовании и показанные на фото плавбазы и промысловые суда прекратили свое существование в период с 1993 по 2003 год. Теперь мы имеем то, что имеем. Население России питается норвежско-китайско-тайландской рыбой не лучшего качества. С Дальнего Востока наблюдается мощный отток местных жителей на Запад, ведь многие семьи жили от рыбной ловли. Профессия рыбака обесценена, заработки сильно упали.
В книге не дается ответ, почему же прекратил существование столь мощный Тралфлот Камчатки и ему подобные, в других регионах Дальнего Востока? Да и невозможно дать однозначный ответ! Мздоимство чиновников существовало в России при любом общественном строе! А вот экономическая ситуация, начиная с так называемого "Павловского" повышения цен 2 апреля 1991 года в 2-3 раза была архисложной. Хотя вклады были тогда проиндексированы, но выдача денег с них строго ограничивалась суммой 500 рублей в месяц с отметкой в паспорте. Цены же продолжали расти, как на дрожжах! После августовского путча финансовая система страны вообще пошла вразнос.
2 января 1992 года в России была введена пресловутая гайдаровская либерализация цен. Номинальные зарплаты выросли в разы, но полки магазинов оставались девственно чистыми. Ножницы между "государственной" и реальной рыночной (спекулятивной) ценой на все товары длительного пользования были фантастические. Например, автомобиль "Москвич", при номинальной цене 19 тыс. рублей, с рук стоил не менее 350 тыс.! По другим группам товаров творилось то же самое. В чей карман шла разница - догадаться несложно. Сверхдоходы отдельных лиц оседали на сберкнижках. В хозяйственных отношениях господствовал бартер. Курс обмена рубля к доллару зашкаливал за 1:200. В таких условиях ремонтировать дорогостоящие суда на отечественных судоремонтных предприятиях стало весьма накладным делом. За время ремонта гиперинфляция съедала деньги, указанные в смете. Все портовые услуги требовали большого количества наличных денег. Индексация зарплат экипажам тоже требовала большого внимания и усердия. Кроме того, чиновники аппарата управления не могли и себя обидеть. Они приобретали за границей дорогостоящие внедорожники, типа "Патрол", стоящие десятки тысяч долларов. Вкупе все это и помешало разрулить сложившуюся ситуацию.
Хотя, справедливости ради, следует заметить, что некоторые флоты на Камчатке уцелели, несмотря на все трудности! Это, прежде всего "Океанрыбфлот", которым тогда руководил Топчий В.В. и флот колхоза имени Ленина в поселке "Сероглазка". Они, правда, в урезанном виде, но существуют и до сих пор!

Назад