ОТДЫХ В ОКЕАНЕЛучше досуга может быть только досугСоветское правительство в 80-е годы, как, впрочем, и ранее, уделяло большое внимание культурному времяпровождению подданных, старалось нести искусство в массы. Плохо это, или хорошо, но артисты должны были "идти в народ", чтобы отработать свой скромный по тем временам гонорар. Главный капитал, которым мог обладать известный даже всему миру актер или артист,- слава, почет, уважение и известность. Материальное вознаграждение оставляло желать лучшего. Поэтому волей министерства культуры СССР в российской глубинке, шахтерских городках, на рыбном промысле зачастую появлялись маститые столичные исполнители главных ролей в знаменитых фильмах, спектаклях, даже имеющие всесоюзную известность.
Однажды к нашей плавбазе "Авача", из Петропавловска-Камчатского подошел СРТМ "Карский". Он привез почту, продукты и представителей столичной богемы. Гостей пересаживали спецкорзиной на наш борт. Мы со старпомом Тараниковым встречали их на палубе, в районе 2-го трюма. Приехали не кто-нибудь, а Громадский Роман Борисович, Назаров Юрий Владимирович, Семен Стругачев, Галина Кузнецова и Михаил Кольцов. После знакомства, чаепития в каюте капитан-директора Цыганова, старпом проводил гостей и показал им каюты, где можно переодеться и отдохнуть перед выступлением.
Вечером, в столовой команды был аншлаг и это несмотря на то, что шла минтаевая путина, промысловики только и успевали отходить после сдачи сырца на плавбазу. Рыбаки просто не ожидали приезда таких высоких гостей.
Первым на сцену поднялся Роман Громадский. Приятным басом он рассказал экипажу о своем многогранном творчестве в кино и театре. Представился Громадский актером театра Ленком (впоследствии "Балтийский дом"). А рассказать ему было о чем! Актер сыграл более 100 ролей в кино, в том числе в кинофильмах": "Подвиг Одессы", "Романс о влюбленных", "Пятеро с неба", "Король Лир", "Блокада". Человек он большой, крупный, но удивительно импозантной внешности.
В зале стояла гробовая тишина, а ведь люди, здесь сидящие, не были в основной своей массе интеллигентного сословия. Мало того, они были из самых разных уголков Советского Союза, - от Средней Азии до Кавказа и Прибалтики. Провожали со сцены Громадского шквалом аплодисментов. Еще бы! Такой человек рядом, в море!
Юрий Назаров вышел на сцену в простых потертых джинсах фирмы "Levis", (тогда они были криком моды), клетчатой рубашке и кроссовках марки "Пума". Артист в руках держал гитару. Он исполнил несколько песен из кинофильмов, сидя на краю сцены. Юрий Назаров актер кино и к тому времени, а это шла зима 1991 года, у него было сыграно в кино около 50 ролей, в том числе: "Земля Санникова", "Андрей Рублев", "Кавказский пленник", "Баллада о комиссаре", "Маленькая Вера". Последний фильм посмотрело около 55 миллионов зрителей по всему Союзу. Вопросы из зала по этой картине сыпались один за другим:
- Скажите, а вы настоящий джин наливали из бутылки в стакан в фильме? - поинтересовался матрос обработки Голованов, сидящий в первом ряду. Вопрос его был понятен ввиду действующего антиалкогольного законодательства, на берегу даже простую водку было приобрести нелегко, а тут джин! Психология того времени объяснима.
- Что вы, это был настоящий самогон, до этого налитый в бутылку! - не моргнув глазом, ответил артист.
- А чем вы объясните такую популярность фильма в стране? - спросила старший бухгалтер Ольга Лалетина.
- Мне кажется это вызвано тем, что впервые на экране, в советском фильме был продемонстрирован половой акт, а я позволил себе выматериться. А вообще в картине режиссер старался показать конфликт отцов и детей!
Следом на сцену поднялся режиссер Михаил Кольцов, который рассказал о своей работе над сценарием к фильму "Лошади в океане", вышедшему в 1989 году на экраны страны. Кольцов в содружестве с режиссером Николаем Гусаровым поставили увлекательный фильм о судьбе директора детского театра Кострова, по ложному обвинению попавшего в тюрьму. Экипаж успел посмотреть этот фильм в море, и всем была интересна предыстория постановки картины. Роль Кострова играл Юрий Назаров.
Семен Стругачев был в то время не очень известен широкой публике, но когда он вышел на сцену, обаяние этого актера покорило нас. Семен играл в театре Ленкома роль Бруно в спектакле "Любовь до гроба". В детстве, по его словам он жил в Биробиджане, в семье, кроме него воспитывалось еще трое детей. Отец рано бросил семью, и мать отдала Семена в интернат. Там Стругачев участвовал в самодеятельности и за прекрасный голос был прозван "биробиджанским соловьем". Потом его заметили, пригласили в Ленинград, стали давать главные роли в театре Ленкома. Несколько лет спустя после этой встречи, уже в другой стране - России, Семен Стругачев завоюет сердца зрителей в популярной комедии "Особенности национальной охоты". Своими любимыми актерами кино Семен Стругачев назвал Пьера Ришара, Луи де Фюнеса, Евстигнеева, Леонова и других.
Завершавшая концерт Галина Кузнецова спела под занавес несколько песен и романсов из своего репертуара..
Позитивные эмоции читались на радостных лицах зрителей, не привыкших так близко, на расстоянии вытянутой руки, общаться с известными артистами. Люди покидали столовую команды, делясь впечатлениями об увиденном.
- Спасибо, Алексеич! - подошел ко мне старший рефмеханик, - Вот это настоящее искусство и в столицу ехать не надо, а главное здесь, в море! Здорово, побольше бы таких встреч!
После концерта все гости зашли ко мне в каюту, где Галина уже приготовила кофе, конфеты, а я достал у завмага Куликовой бутылочку армянского коньяка, которая придавала торжественность встрече.
Грей был закрыт в спальне и недовольно порыкивал оттуда, возмущенный своим заточением, или множеством незнакомых запахов, прибывших с берега. Ему тоже хотелось пообщаться с гостями в хорошем смысле этого слова. Тем более он чувствовал любимые конфеты "Птичье молоко", лежащие на столе!
- За тех кто в море и не смог присутствовать на нашем концерте! - произнес тост Роман Громадский. Все поддержали его.
- Жаль, что утром уезжаем и не сможем посмотреть, какую рыбу вы тут обрабатываете и каким способом, ведь не каждый день в открытом море, тем более Тихом океане бываешь! - посетовала Галина Кузнецова.
В разгар беседы с этими интересными людьми я вынул наше с Галей совместное фото и попросил оставить на нем автографы, что присутствующие охотно сделали. Впечатления об этой встрече никогда не исчезнут из моей памяти.
Кого только не присылала к нам в море судьба, руководимая свыше министерством культуры! Как-то зимой, с пассажирского теплохода, на плавбазу пересел незнакомый пассажир. Он представился Николаем Комолятовым, артистом Москонцерта по классу семиструнной гитары.
Ввиду напряженной промысловой обстановки я предупредил столичного гостя, что собрать много публики не смогу, тем более время дневное, ночная смена спит, а дневная работает. Казалось, что минтай бесконечен во времени и пространстве!
- Ничего страшного, мне не нужна большая аудитория, человек 10-15 и достаточно, не все понимают в той музыке, что я исполняю! - успокоил меня музыкант.
Местом выступления выбрали Красный уголок, я сделал скромное объявление по судовой трансляции. Расчет оказался правильным, в помещении собралось человек 15 из экипажа, самые "отъявленные" меломаны, в основном комсостав, но была тут и старший повар Гафарова и даже обработчица Наталья Лобко. Ближе всех к гитаристу устроились 2-й электромеханик Анатолий Бровко и рефмеханик Рассказов.
Комолятов сел спиной к двери, подставил под левую ногу специальную подножку, руку расположил на грифе гитары и со струн вдруг неожиданно понеслись чарующие мелодии! Да, это великий музыкант! Первое, что приходило в голову. Хорошо, что гость называл произведения, которые исполнял. Здесь прозвучали испанские мелодии "Пчелы", вальс "Бамбуковый зонтик", ноктюрн "Шелковая ширма", и другие. А уж когда гитарист перешел к ритмам фламенко, то так и хотелось взять в руки кастаньеты и изобразить танцующего идальго! Основные носители фламенко - андалусские цыгане и стиль фламенко отличается ритмическим рисунком танца.
Конечно же, это был не единичный случай, когда в обособленных, экстремальных условиях моря можно было ублажить душу. Духовное восприятие культурных ценностей любого направления вселяет в человека радость, подъем энергетической планки, а зачастую даже приводит в восторг, возбужденное состояние.
Недаром молодые фанаты на выступлениях любимых артистов от нахлынувших эмоций, чувств буквально "теряют голову".
В конце 80-х годов партийные органы Камчатки вкупе с мощным тогда объединением "Камчатрыбпром" создали из старого, большого морозильного траулера "Николай Островский" агитационно-пропагандистское судно "Корчагинец". Идея была хорошая, плавучий дом отдыха, на нем располагался модный тогда, в конце 80-х видеосалон, барная стойка, - правда, горячительных напитков официально не было, бармены подавали соки, лимонад и минералку. Функционировал на "Корчагинце" и спортзал с примитивными тренажерами, спортивными снарядами, кольцами, брусьями, - все в миниатюре. Много ли разгуляешься в тесных судовых помещениях даже после реконструкции?
Относительно свежую прессу можно было купить в библиотеке. Имелась на этом судне и лекторская группа, профессиональные пропагандисты читали лекции на борту плавбаз и промысловых судов, к которым швартовался "Корчагинец".
Но был в этом деле и негатив!
Экипаж плавучего дома отдыха набирался из румяных комсомольских боссов, то бишь не в меру предприимчивых молодых людей, воспитанных на руководящих должностях в райкомах и горкомах ВЛКСМ. Этим персонажам с детства был не знаком тяжелый физический труд, они не могли чисто психологически понять и взбодрить рыбаков в море. Зато выше указанные типажи имели толстую коммерческую жилку и охотно делали деньги на слабостях человеческих. Из-под барной стойки втридорога продавались спиртные напитки, вместе с периодической прессой можно было приобрести порножурналы и календари интимного содержания по бешеным ценам. Кто не мог расплатиться наличными, тащил из заначек крабов, икру, печень минтая и прочие деликатесы. Официантки, уборщицы, библиотекарь, киномеханик, культмассовики, - все это были женщины, которые прошли на берегу "отбор" и тоже не чурались подзаработать на голодных в интимном плане гостях с промыслового и обрабатывающего флота. О доступности этих комсомолок-переростков среди рыбаков ходили легенды.
Однажды т/х "Корчагинец" привез к нам заезжих артистов из приморского ВИА "Червона рута". Когда они при полном зале стали исполнять песню про "сладку ягоду", стало ясно, почему солистка в русском народном наряде с кокошником так косноязычна, а оркестр фальшивит. Как вокалистка, так и музыканты были в солидном подпитии! Под возмущенный свист и крики зрителей с мест, невезучие артисты покинули сцену. Я подобострастно проводил их до трапа, успокаивая по пути заплаканную горе-артистку не первой молодости.
В тот же день, по требованию начальника экспедиции этот, с позволения сказать "ансамбль" убрался восвояси из промыслового района. И так бывало!
На самих плавбазах типа "В-69" имелись примитивные спортзалы в районе прачечной. Это небольшие помещения, где можно было подкинуть пару гантелей, отжать штангу, боксировать грушу.
Партком тралфлота вменил первым помощникам в обязанность оборудовать на всех плавбазах комнаты психологической разгрузки, Обычно такая комната располагалась рядом с судовым лазаретом. Мягкий диван, пол и стены покрыты коврами, прекрасная звукоизоляция. В углу столик с периодическими печатными изданиями, в другом углу японский двухкассетник на подставке, с набором мелодий и песен на любой вкус, но в основном спокойных, не шумных. Ключ от помещения хранился у помполита.
Надо понять то далекое прошлое. Что такое в советское время ковер? Это признак достатка, собственной значимости. Люди на материке в городах записывались в очередь и отмечались несколько дней, а то и месяц, чтобы приобрести это сокровище!
В основном, в психологической разгрузке нуждались матросы обработки, ведь они жили по 6 человек в каюте. За 5-6 месяцев это так угнетало, что типичные интроверты, то есть люди спокойные, застенчивые, любящие уединиться с книгой, охотно приходили в такую комнату на часок, чтобы снять стресс, привести мысли и чувства в порядок, отдохнуть от опостылевших соседей.
Один из самых счастливых дней в море считался день прибытия почты. Еще шла перегрузка с промысловика на плавбазу, а члены экипажа уже толпились у судовой почты, которая располагалась прямо напротив моей каюты. Обычно свободные от вахт и работ представители бригад и служб брали письма сразу на себя и всех знакомых и соседей по койке. Зав. почтой вела перекличку по конвертам. Жаль было смотреть на бедолаг, которым ничего не пришло. Таким людям я обычно старался вручить что-нибудь из прессы, газету или журнал, чтобы отвлечь от раздумий. Обычно на судно шла подписка от парткома, кроме газет, это журналы "Человек и закон", "Техника молодежи", "За рубежом", "Новое время" и "Огонек". Выбрав материал для лекций и политинформаций, я передавал прессу капитану, а дальше журналы по цепочке начальников спускались вниз, в столовую рядового состава. Процесс мог проходить месяц и больше. Информационный голод особенно остро ощущался в рейсе.
Много ли человеку нужно для счастья? Это получить в море посылку от родных! С каким благоговением счастливчик несет свое добро в каюту, а его провожают глазами завистники! Омрачало эту радость только то, что в обязанность первого помощника входила проверка посылок на алкоголь. Беда в том, что вскрыть чужую посылку я не имел права, а провозить и проносить спиртное на территорию судна в рейсе запрещалось администрацией. Определить запретное содержимое можно было, только встряхнув посылку и услышав бульканье жидкости. Для этого перед открытием почты заведующая звала меня на визуальный осмотр поступлений. Подозрительные ящики откладывали, а их владельцы поочередно вызывались в каюту первого помощника, где добровольно вскрывали свой груз. Если обнаруживалась водка или другое спиртное, то они изымались под расписку до конца рейса.
Внешне это выглядело чинно и благородно, а по сути дела, являлось нарушением прав личности, нонсенс. Жутко неприятная процедура, оставляющая осадок в душе надолго!
Что касается представителей киноискусства, то мне довелось в 1988 году, в преддверии подготовки выборов народных депутатов СССР встретить на Камчатке замечательных советских актеров кино и театра. Плавбаза "Авача" зашла в родной порт, едва появляюсь на пороге парткома, как секретарь парткомиссии Ряховский довольно потирает руки:
- Вот ты, Домов нам и нужен, оставь свой рейсовый отчет мне и дуй в ДК рыбаков! Там встретишь артистов от Мосфильма, обязательно задашь вопросы им от нашего многотысячного коллектива на пресс-конференции рыбаков.
- По какому поводу, Николай Васильевич? - растерянно спрашиваю я.
- Стыдно не знать, Роман Алексеевич, в следующем году выборы народных депутатов СССР, причем альтернативного характера, а ты как с луны свалился!
- С этого и надо было начинать, я итак на сушу только с парохода спустился! - пытаюсь выказать недовольство, но тут же принимаю правила игры и на всех парах мчусь в ДК рыбаков.
Гостями в тот день были и только что приехали с аэропорта народный артист СССР Глузский Михаил Андреевич и молодая симпатичная киноактриса Лариса Гузеева, ставшая всесоюзно известной после съемки в главной роли в фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс".
В зале набилось народа, - посланцев от всех флотов Камчатки, а также объединения "Камчатрыбпром". Главный вопрос - подготовка к проведению в 1989 году выборов народных депутатов по многомандатному принципу, что являлось демократическим рывком вперед. Михаил Глузский, как член партбюро Мосфильма, пожелал коммунистам в рыбацкой гвардии справиться с высокими задачами, стоящими перед ними и поблагодарил нас за нелегкий труд.
- Какие здесь красивейшие места! - говорил Михаил Андреевич, - Вулканы окаймляют огромную Авачинскую бухту, мы как вышли из самолета, поразились первозданной красоте Камчатки! И с погодой повезло!
Народный артист Глузский сыграл более 100 ролей в фильмах, участвовал в Великой Отечественной войне. Впервые стал играть в кино в 30-е годы.
На мой вопрос с места:
- Поддерживаете ли вы новаторские преобразования в стране в области избирательной системы?
Глузский уверенно ответил, что категорически приветствует расширение прав и свобод простых советских людей, а избиратель теперь сможет выбирать одну фамилию из нескольких кандидатов!
Вопросы задавались и Ларисе Гузеевой по поводу ее роли в фильме "Жестокий романс". Ведь этим кинофильмом прокат снабдил практически все суда флота.
Лариса, немного смущаясь, сказала, что ей было интересно и почетно играть вместе с такими известными и маститыми актерами театра и кино, как Алексей Петренко, Андрей Мягков, Никита Михалков и другие.
Один пожилой мужчина с первого ряда задал ей каверзный вопрос:
- Скажите, Лариса, это вы пели в фильме "А напоследок я скажу?
На что, немножко волнуясь, как мне показалось, Гузеева ответила:
- При исполнении песни голос за кадром принадлежит прекрасной певице Валентине Пономаревой, а мой голос по ходу фильма озвучивала актриса Анна Каменкова, так решил режиссер, ничего не поделаешь!
Стараясь сгладить неловкость ситуации, Михаил Андреевич Глузский поблагодарил собравшихся, засобирался и сказал, что им с Ларисой надо идти, к сожалению, дела не ждут!
Конечно же, присутствующие в зале глазами поедали молодую талантливую актрису, так колоритно сыгравшую роль Ларисы Огудаловой.
Каждый год на судах, находящихся в рейсе отмечается интересный и эффектный праздник Нептуна. Он обычно приурочивается ко Дню Военно-Морского флота или к Дню рыбака. Оба эти праздника в июле месяце.
В этот день владыка морей и океанов единолично управляет пестрой свитой из русалок, чертей и прочей нечисти в тельняшках, живописных чалмах, шляпах. Царь Нептун с окладистой бородой важно расхаживает по судну, зачитывает указы.
Строптивых подвергнуть испытаниям водной стихией! Но так как в Тихом океане вода холодная, это не экватор, то всех провинившихся поливают мощной струей из шланга. Нептун совершает круг почета на судовом мотоботе вокруг плавбазы. Праздник сопровождается шутливыми играми и состязаниями, например, парное кормление друг друга сгущенкой на скорость. Участники с трудом попадают ложкой в рот напарнику, а надо опередить конкурентов. В итоге все перемазаны сгущенным молоком и побеждает дружба. Ну а бегать наперегонки с мешками на ногах по вертолетной площадке сам бог велел! Победителям вручаются верительные грамоты за подписью владыки морей и океанов Нептуна.
Работа рыбаков в море, в период хода рыбы представляет собой адский, без преувеличения сказать, труд, особенно в северных широтах. Чтобы понять всю ее тяжесть, надо, как говорится, побывать в чужой шкуре. Поэтому каждую свободную минутку в рейсе человек старается расслабиться, отвлечься, накопить сил. Посодействовать ему в этом задача для первых помощников, тем более в таких крупных коллективах, как экипаж плавбазы.
Еще в Древнем Риме Вергилий /Публий Вергилий Марон - древнеримский поэт, живший в 70-19 гг. до н.э./ как-то сказал:
- Если я не смогу придвинуть небеса, Я отодвину ад!
|