Назад

ШТОРМ

Я стоял на кормовой палубе и наблюдал за уходящим вдаль следом кильватерной струи от мощного винта. Как нигде в другом месте, здесь ощущаешь пространство и время в тесной связи. Горизонт на глазах меняет свои очертания, остаются за бортом все новые земли и частички суши, как бы они не назывались - острова, атоллы, гряды и т.д. Небо стремительно стало темнеть, а ведь судовые часы показывали только 11 часов утра! Ветер постепенно набирал силу, и хотя волн еще не было, барашки уже стали появляться. Вода приобретала серый оттенок, неприятные предчувствия бередили душу. Ощущение тревоги не покидало всех. По палубе неслись торопливые команды капитана - закрепить лебедки
по-походному, поднять и зафиксировать кранцы, экипажу задраить иллюминаторы, донкерману выровнять судно. В трюмах велись спешные работы по распределению и фиксации груза рыбопродукции. Малый рыболовный флот в срочном порядке покидал район промысла и прятался по ближайшим бухтам, гаваням, и другим береговым укрытиям. Нашей плавбазе суждено дрейфовать в открытом океане, постоянно соблюдая "бейдевинд" - положение судна относительно ветра. Парусность и масса плавбазы очень велика и, если не дай бог, что-то случится с рулевым управлением или главным двигателем, то беда неминуема, - может выбросить на мель или на берег.
Осенние шторма в Тихом океане обычное явление. На смену теплым массам воздуха приходят холодные, с Арктики. Все это сопровождается грозами, громом, проливными дождями.
Тем временем ветер все усиливался, с верхушек появившихся волн уже стало срывать хлопья пены. Плавбаза "Авача", уверенно набирая скорость, направлялась в открытый океан штормовать, подальше от берега. Все свободные от вахт и работ ринулись в судовую библиотеку, а также пришли ко мне просить покрутить видеофильмы. Особенно усердствовал матрос обработки Галушко:
- Роман Алексеевич, нам бы пару боевиков или триллеров крутануть, пока "мух ловим здесь"!
- Да нет, лучше эротику и комедии! - перебила его уборщица Желтова, - сколько можно кровь эту смотреть!
- А по мне так лучше что-нибудь историческое, "Калигулу", например! - мечтательно произнес моторист Подколзин Витя.
- Там больше порнухи, нежели истории! - недовольно перебила его уборщица.
- Сколько людей, столько и мнений. Ладно, забирайте видеотехнику и вот эти кассеты: "Хищник", "Чужой", "Американский ниндзя", "Коммандос". Сами выберете демократическим большинством, - предлагаю зрителям выбор.
В библиотеку было не протолкнуться. Каждый что-то искал, листал, записывал. Лицо Гали раскраснелось, она только успевала заполнять книжные формуляры.
- Роман Алексеевич! - обратилась ко мне повар Краснова, - а какой шторм ожидается, сильный? Нам ничего не угрожает? Я первый раз попадаю в такую бурю!
- Трудно сказать, Наталья Федоровна, ветер может достигнуть до 40 метров в секунду, а волнение уж как получится! Но страху поддаваться не стоит! Капитан Алехин опытный судоводитель, экипаж обучен, судно имеет положительную плавучесть. Преодолеем!
Качка становилась все ощутимей. К 4-м часам дня за бортом уже кипели нешуточные страсти. Волны, как будто становились в очередь и стена, одна за другой возникали перед нами, обрушиваясь со всей природной силой на нос плавбазы. Высота волн достигала, судя по всему, 10 метров, а ветер дул с силой 40 метров в секунду!
Вода буквально кипела вокруг. Люди забились по каютам, видеотехнику пришлось занести в помещение и положить на пол. Вдруг раздался телефонный звонок.
- Старина, это Зинченко, поднимайся на мостик, тут такое творится! - быстро выпалил он.
Семен Зинченко - начальник радиостанции, хороший парень, когда-то жил в Феодосии, как и я. Потом закончил мореходку в Новороссийске и стал связистом. Нас сблизила Феодосия, там родился мой младший брат, там я пошел в 1-й класс в 1959 году. Семен частенько устраивал мне переговоры с Ленинградом, с родителями. Как это было приятно, неожиданно, попасть в квартиру близких из далекого Тихого океана и слышать рядом их голос. Угнетало только то, что в радиоэфире меня слышали и те, кто ожидал своей очереди с других судов.
Оказавшись на мостике, я вышел на правое крыло. Носовая палуба с якорным шпилем, боковые кнехты и лебедка №1 постоянно находилась под ударами набегающих волн. Здесь открывался прекрасный обзор на горизонт, которого не было!
- Смотри, смотри! - задорно кричал над ухом Семен, пытаясь заглушить шум волн.
Впереди зарождалась гигантская волна, она набирала высоту и массу, образовывая огромную ловушку-впадину перед собой. Форштевень "Авачи" вошел в нее, как в масло, но корпус судна получил почти лобовой удар многотонной массы воды. От вибрации заложило уши. Когда мы опустились на мгновение в эту яму, мощный поток кипящей воды накрыл нос, прокатился по палубе и ударил в переднюю надстройку. Благо иллюминаторы у всех живущих там были задраены. Я успел отпрянуть на ходовой мостик, но брызги попали на голову и безнадежно намочили сигарету. Если учесть, что от поверхности воды до палубы более 5 метров, да еще 5 этажей кают и далее мостик, то можно себе представить высоту волн!
- Вадим Сергеевич, надолго неутешительный прогноз? - обращаюсь я к капитану, который сидит здесь же, на мостике, недалеко от эхолота.
- Дня на три, тут еще рядом приморская плавбаза "Прибалтика" штормует, стараемся отдалиться. Не нужны нам поблизости спутники, как-нибудь "сами с усами"! И он засмеялся, да так, что рельефно выступили на смуглом лице белые зубы и белки глаз.
- Действительно, на "копченого" похож, - поражаюсь меткости прозвища, данного капитану.
Могут и мне присвоить, если того заслужу, или дам повод…
Вернувшись в кормовую надстройку, застаю людей в панике. Некоторые женщины стояли и сидели на коридоре, причем в спасательных жилетах. Они не могли смотреть в иллюминаторы на бурлящий океан, это не для слабонервных! Мужчины переносили шторм спокойней, или делали вид, что им не страшно. Меня удивило то, что обычно, при проведении различных учений на судне, как-то: аммиачная тревога или тревога "человек за бортом", приходилось ходить по каютам и буквально выпроваживать людей на палубу для участия в учебных тревогах. А здесь все, без напоминания, были готовы побороться за свою жизнь, в лице зримой опасности!
Галя, укутавшись в пуховой платок, сидела в спальне, на койке. У ног ее распластался Грей. В глазах собаки стоял немой укор: "Объясните, что это творится вокруг? - словно спрашивал он у нас.
Вся ночь уподобилась кошмарному сну. То головой, то ногами мы втыкались в переборку, то валило и катало направо и налево. Особенно неприятно, когда попадали в так называемые "ямы", сродни воздушным. С неизменной частотой в бушующее пространство океана посылался протяжный и заунывный судовой гудок. Он драл душу за живое.
Каким одиноким и беспомощным чувствует себя человек в этой стихии!
- Мне хочется есть, - вдруг среди ночи сказала супруга. Такое бывает, когда нервишки шалят, поэтому, не раздумывая, открываю банку тушенки, режу хлеб, достаю из холодильника болгарские томаты и огурчики. Без них в советское время не обходился ни один мало-мальски сервированный стол. Этих продуктов страна СЭВ Болгария поставляла в СССР в достатке. Придерживаю рукой банки, чтобы не раскатились и не разбились. На столе подняты специальные бордюрчики по краям, для удержания предметов при сильном шторме. Неожиданно Грей оживает и с удовольствием налегает на хлеб, обмазанный комбижиром, и даже виляет хвостом. Хороший признак!
Вокруг в каюте кавардак: на полу валяются кассеты, книги, горшки с цветами, усилитель, колонки. Корпус судна вибрирует от напряжения, болтанка продолжается.
- Все, я в море больше не пойду и тебя не пущу! - категорично вдруг восклицает Галя.
- Сколько будем балансировать между жизнью и смертью? На берегу тоже можно найти неплохую работу!
- Но не такую зарплату! - не сдавался я.
Мы с женой получали порой в месяц около двух тысяч рублей, а автомобиль (правда, отечественный и по великому блату) стоил около 6 тысяч рублей!
Продолжаю, не без иронии, отстаивать свою позицию:
- Галя, ты знаешь, что сказал Иона /Факт попадания Ионы во чрево кита подтверждается в Библейской истории, часть 1-я, глава 54./, проглоченный китом? Он сказал:
"Здесь тоже неплохо - есть и жилье и пища!
Жилье - это кит, а пища - это я!"
Подобный сарказм жене явно не понравился, и она деловито примеряла на себя спасательный жилет, втайне рассчитывая привлечь к себе внимание.
- Думаю, что не пригодится, да и вода холодная, за бортом примерно +2 град!
Пару минут побарахтаемся, и оттаскивай, а потом, на Грея жилета у нас нет? - невольно подливаю масло в огонь.
- Ты, как всегда, оригинальничаешь, а вот место в шлюпке или плотике жене, в случае чего, не обеспечишь! Кишка тонка! Ведь ты же помполит, весь такой правильный, как можно! Сперва думай о Родине, а потом о жене!?
- Судовое время 7 часов утра, по судну подъем! Экипажу завтракать и приступить к судовым работам! Категорически запрещен проход по верхним палубам!- раздался с ходового мостика зычный голос старпома Алексеева.
Судно еще 2 дня шло под углом на волну, гася шквальную ветровую нагрузку. Знающие специалисты понимали, что в этих случаях страшная беда - это отказ главного двигателя или рулевого управления. Правильно говорят, что чем меньше знаешь, тем крепче спишь! В этот раз все обошлось.
Шторм улегся, громадные волны постепенно разгладились, ветер прекратился, и появилось ласковое солнышко, бросившее щедрые снопы света на гладкую, как отполированную поверхность воды. Наступил штиль. Осенью это чрезвычайно редкое явление в Тихом океане, тем более оно кратковременно и не сопровождается потеплением воздуха.
На утренних переговорах Вадим Сергеевич доложил начальнику экспедиции, что волнение улеглось и плавбаза "Авача" возвращается в район промысла, от которого за время шторма удалились почти на 100 морских миль…
Когда-то в прошлом мне довелось просмотреть много материала про шторм, его природу и воздействие на психику человека в море. Особенно меня заинтересовали, так называемые, волны-убийцы! Слава богу, что за всю морскую практику мне не довелось испытать мощь и силу подобного явления! Пронесло и в этот шторм.
Оказывается, по теории вероятности, на каждые 300 000 волн приходится одна волна-убийца! Через спутники ученые обнаружили, что в мировом океане такая волна образуется раз в 2-3 дня. Ширина этих гигантских волн может достигать нескольких сот метров, а высота до 30 метров и больше. Перед быстро приближающейся водяной стеной образуется глубокая яма, так называемая "дыра в море" глубиной несколько метров. Волны-убийцы делятся на три вида:
"Белая стена", "Три сестры", "Одиночная башня".
Обычно гигантская волна доходит до 12 метров в высоту, как, например, на картине Айвазовского "Девятый вал". Давление водяной массы на 1 метр квадратный у такой волны достигает 6 тонн. А давление на 1 м кв. у волны-убийцы до 100 тонн! Современные суда выдерживают давление 15 тонн на 1 м кв.
Волны-убийцы бывают рассеивающиеся и не рассеивающиеся.
Рассеивающиеся - внезапно появляются и исчезают. Их обнаружить и предугадать практически невозможно.
Не рассеивающиеся волны могут преодолевать пространства от 6 до 10 миль , поэтому есть вероятность их своевременного обнаружения командой судна и заблаговременного принятия мер.
Причинами появления волн-убийц считают наличие области пониженного давления, ветер, дующий в одном направлении 12 и более часов подряд, а также наложение волн, догоняющих друг друга. Словом, море шутить не любит!

Назад