Назад

КАПИТАН БЕРГ И ГОРИСПОЛКОМ

Выше я писал о буксире "Кашалот" и его первом капитане Карле Карловиче Берге, следы которого после отъезда с Камчатки затерялись. Как выяснилось, он уехал во Владивосток, а оттуда - в Кисловодск, где купил себе дом.
Журналиста В. М. Иваницкого и меня заинтересовала дальнейшая судьба Карла Карловича. Этот человек прожил интереснейшую жизнь и наверняка оставил какие-то документы, связанные с его работой в английском флоте, в частности, английские рабочие дипломы и другие документы того времени. Им самое место в нашем музее.
Мы попытались разыскать его родственников и завязать с ними переписку. Но из Кисловодска нам ничего не ответили. Камчатские знакомые моряки-пенсионеры искали его следы еще в двух городах - Ессентуках и Минводах. Но поиски ничего не принесли…
И вот недавно на нашу публикацию откликнулся старший девиатор Петропавловского морского рыбного порта Валерий Федорович Попов. Он хорошо знал Берга и сообщил следующее. Году в 1965-м или 1966-м девиатор Василий Прокопьевич Тимошенко отдыхал в Кисловодске. Там он встретил Карла Карловича, который был крайне озабочен свалившейся на него бедой: на том месте, где стоял его дом, наметилась большая стройка. Дом подлежал сносу. Карла Карловича вызвали в исполком и заявили, что взамен государство выделит ему однокомнатную квартиру. Иждивенцев, кроме старушки жены, у него не было, и на большую площадь он рассчитывать не мог.
"Я, конечно, на это не согласился, - рассказывал Берг Василию Прокопьевичу, - и заявил, что в одной комнате я просто не размещусь, у меня большая библиотека. После этого написал письмо в Петропавловский горисполком и попросил у властей заступиться за меня и походатайствовать о выделении двухкомнатной квартиры". Поскольку регулярно с Карлом Карловичем никто не переписывался, как решился этот вопрос, нам неизвестно. Сомнительно, что горисполком ходатайствовал за него.
Есть надежда, что кто-нибудь из читателей откликнется на нашу публикацию. Может, кому-нибудь известна дальнейшая судьба Берга и его архива. У нас есть уверенность в том, что у Карла Карловича должны остаться воспоминания. В нашем музее хранится его автобиография, написанная очень хорошим литературным языком, там прекрасно описана дальневосточная природа. Прожив жизнь, полную приключений, он не мог ничего не написать. Чего стоит хотя бы плавание вокруг мыса Горн на финском паруснике, ведь в то время среди русских моряков его могли сделать лишь единицы.
Примечание редактора. Вот несколько штрихов из большой морской биографии К. К. Берга, ее камчатского периода, облеченных в форму приказов по АКО. Вначале приведем выдержку из донесения помполита парохода "Ительмен" Н. Н. Сильянова за период с 1 августа по 10 ноября 1935 г. Данные здесь оценки категоричны и, по-моему, несправедливы: "Старпом Берг - старый человек, в рейс был взят как диплом, не было старпомов (он категорически отказывался, так как всю жизнь плавал на маленьких судах), большую часть работы несет за него боцман. Плохо видит, плохо ходит. Человек неограниченно доброй воли ко всем без исключения. Абсолютно не может ничего организовать, все у него по-семейному, по-хорошему. Он даже не может распорядиться как старпом, всех просит и масса случаев, что его просьбу не исполняют.
Мне пришлось создать к нему мнение среди команды только для того, чтобы его слушали. На нескольких собраниях я заявлял, что старпом у нас пожилой человек, заслуженный в мореплавании, добрый старикан и к нему надо иметь уважение. Можно сказать, что старпома у нас нет, и об этом знает каждый пассажир, ведь пассажиры его не слушают. Он даже записал в вахтенный журнал, что его пассажиры не слушают и прогнали его из твиндека, он вынужден был разбудить помполита, чтобы заставить пассажиров подчиниться, дать место для постройки нар…"
Можно сказать, что Берг, принадлежавший к когорте старых, по-настоящему культурных и интеллигентных моряков, не пришелся по вкусу новым нахрапистым хозяевам жизни.
Приказ начальника АКО от 4 ноября 1940 г.: "Для доставки к месту работы и обслуживания экспедиции, направляемой на поиски потерпевшего аварию ледокола "Малыгин" приказываю… снарядить траулер "Дальневосточник" и снабдить всем необходимым для плавания в течение полутора месяцев… Срок выхода "Дальневосточника" назначаю на 17 часов 14 ноября (капитан Берг К. К.). Капитану "Дальневосточника" держать радиосвязь с береговыми станциями и ежедневно информировать о ходе работ начальника Петропавловского порта".
Приказ начальника АКО от 25 марта 1943 г.: "19 и 25 февраля 1943 г. в Беринговом море в Корфском и Камчатском заливах "Дальневосточник", проходя крупнобитые дрейфующие льды, форсировал отдельные льдины, местами торосистые, и подвергался сжатию. В результате в форпике с обоих бортов течь. Встал на ремонт… Следуя на спасение двух кунгасов в район Копей (угольных Корф-ских. - Ред.), капитан Берг вполне сознательно допустил риск, руководствуясь ст. 113 "Устава службы на судах Морского флота СССР"".
Приказ начальника АКО от 17 февраля 1944 г.: "Для обеспечения северных комбинатов восточного побережья углем 16.12.1943 г. "Дальневосточник" снялся в рейс… Несмотря на все метеорологические препятствия, рейсовое задание по обеспечению комбинатов выполнено. За геройское выполнение поставленных перед экипажем задач приказываю: капитана Берга премировать 2 000 рублей…"
Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1943 г.: "…за образцовое выполнение заданий Правительства по снабжению Красной Армии и специальных заданий командования Красной Армии награжден орденом "Знак Почета" Берг Карл Карлович…"
В августе 1945 г., в ходе Курильской десантной операции, траулер "Дальневосточник" под командованием К. К. Берга перебрасывал на острова десант и военные грузы и обеспечил их своевременную разгрузку в сложных метеоусловиях. "Экипаж тральщика лично участвовал во всех грузовых работах и заслужил отличную оценку командования Камчатского оборонительного района". Пятерых моряков траулера и их капитана за это представили к боевым наградам.

Назад