Назад

"УПРЯМЫЙ ХОХОЛ"

Начало 1951 г. Караван судов Камчатрыбфлота, паровые траулеры Тралфлота, пароход "Петропавловск" Сахалинрыбфлота, старые пароходы "Кура", "Терек", "Эскимос", "Барнаул" стояли на нашей судоверфи. Ремонт мог затянуться на несколько лет. Стоянка была нудная. В очередную пургу пароходы заносило снегом. Объявлялся аврал, и весь экипаж выходил на уборку завалов.
Светлые дни наступали только тогда, когда третьего помощника капитана посылали в город за зарплатой. Ее выдавали раз в месяц. Но после получения денег и раздачи их экипажу через два-три дня тому же третьему помощнику предстояло уже крайне неприятное мероприятие. Дело в том, что, получив зарплату, часть моряков по пьяному делу совершала прогулы. А за это судили по Указу Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г., по которому за прогул и опоздание на работу полагалась уголовная ответственность. По этому же указу запрещалось менять место работы. За нарушение в первый раз человека приговаривали к вычету четверти зарплаты в течение нескольких месяцев. При повторении кара ужесточалась, а виновный приговаривался уже к отбытию наказания в лагере, как правило, на четыре - шесть месяцев. При повторе срок увеличивался до одного года. Во время войны в тюрьму сажали сразу, мотивируя это обстановкой военного времени.
Жизнь в те годы была очень трудная. Комсостав в большинстве случаев не имел квартир, снимал углы в частных домах, в лучшем случае ютились в комнатушке в бараке. Некоторым приходилось жить на судне в каютах. На работу обычно приходилось добираться пешком, особенно после пурги, бредя чуть ли не по пояс в снегу. Никаких автобусов и в помине не существовало.
Хоть война и отгремела в 1945 г., и люди вернулись к мирному труду, но правительство не торопилось отменять этот бесчеловечный указ. Отменили его только году в 1952-м, если мне не изменяет память.
Отдать ли под суд человека за прогул или нет, в основном, зависело от капитана. Но тот отвечал и за укрывательство. Так что вольно или невольно все оказывались связанными. Но все-таки порядочные капитаны подходили к этой проблеме по-человечески. Например, С. В. Чуприна поступал так. При распределении праздничных вахт он говорил старпому: "Ты Иванова на Первое Мая на вахту не ставь. Все равно напьется, и тебе придется составлять бумаги для суда. Лучше дай ему отгул". В то время плавсостав имел в месяц два выходных дня.
Иначе к этому вопросу подходил капитан парохода "Кура" Прокопий Семенович Деревянченко. Он заявлял так: "Я им водку в рот не наливаю. Пусть пьют, но знают меру. Надо помнить, что ты должен еще и выходить на вахту". Матросов и кочегаров он судил безжалостно. Даже умудрился отдать под суд второго помощника капитана Кешу Мандятова, единственного в то время сына тундры, окончившего мореходное училище, и третьего помощника Германа Ульянова. Хотя обычно к комсоставу относились лояльно.
Возмущался количеству судимых с парохода "Кура" даже сам народный судья поселка Индустриальный, где располагалась судоверфь.
Безжалостность Деревянченко ярко проявилась в следующем случае. Кочегар Завальницкий решил перейти работать с ремонтировавшегося судна на ходовое. А поскольку отдел кадров работал с утра, то он утром туда и отправился, а на вахту не вышел. Оформление бумаг заняло какое-то время. В отделе кадров получил направление на буксир и на следующий же день пошел на новое место работы. Но Деревянченко этот прогул так просто спустить не мог. Он отправился в транспортную прокуратуру и стал требовать предания кочегара суду. Прокурор разъяснил: "Да, фактически Завальницкий совершил прогул. Так что при желании можете направлять дело в суд". Что капитан и сделал. Завальницкий получил четыре месяца с вычетом четверти зарплаты, отбывая наказание на новом месте работы.
А вот и другой пример. Работал на "Куре" матрос В. Кашковский. После третьего прогула получил четырехмесячное тюремное заключение. По каким-то причинам судья заспорил с начальником исправительного заведения в соблюдении формальностей. Рассерженный судья сказал Кашковскому:
- Иди на свою "Куру" и жди вызова.
- А что мне сказать капитану?
- Скажи, что если потребуешься, то я пришлю милиционера.
Прибывший на судно Кашковский заявил, что его тюрьма не принимает, и пока он побудет на судне несколько дней. Жить его поместили в его же кубрик. К несению вахты не привлекали. Кормили в судовой столовой. Через пару дней слоняющегося по палубе Кашковского увидел капитан Деревянченко и спросил:
- Кашковский, ты почему на воле, ведь тебя, кажется, осудили?
- Да, осудили, но меня тюрьма не принимает.
- Я тебе, Кашковский, советую идти к прокурору и проситься в тюрьму. Ведь тебе не идет срок отсидки.
На что ему Кашковский ответил:
- Ошибаетесь, Прокопий Семенович. Срок идет со дня вынесения приговора. Так что проситься в тюрьму у меня желания нет. Есть русская пословица: "Крепка тюрьма, да черт ей рад".
- А я помню, что в 1938 г., когда в стране были переполнены тюрьмы, то люди не могли попасть в тюрьму после вынесения приговора, не было места. И им приходилось подавать жалобу прокурору.
- Пусть уж просится кто-нибудь другой, а я не буду, - ответил ему матрос.
Дней через восемь прибыл милиционер и забрал Кашковского в тюрьму.
К тому времени уже стали продаваться радиоприемники "Рекорд", "Балтика". Появилась возможность слушать радиостанцию "Голос Америки". Обзавелся и я приемником "Балтика" - всеволновым аппаратом высокого качества, одним из лучших по тому времени. Правда, стоил он дороговато. Знающие люди посоветовали: "Слушай один или, в крайнем случае, с хорошим другом. Об услышанном ни с кем не делись, иначе пойдешь на Набережную, к чекистам. Там они душу вытрясут".
Первые услышанные передачи "Голоса Америки" ошеломили. Наше правительство они называли не иначе как "кремлевская шайка тиранов". Лаврентия Берию - "заплечных дел мастером", "кремлев-ским палачом". Слушал я эти лекции за закрытой на ключ дверью. Приглашал к себе только закадычного друга Лешу Кащевского. Передачи эти на многое открывали глаза. В них говорилось, сколько в России заключенных, рассказывалось о многих кремлевских тайнах, колым-ских лагерях. Наши комментаторы пытались вступать в полемику с редакцией "Голоса Америки". Но куда там! На утверждение, что в России у колхозников счастливая жизнь, они отвечали: "Если у ваших колхозников счастливая жизнь, то почему вы им не выдаете паспортов? Ведь они у вас практически как те же заключенные, только нет колючей проволоки и охраны".
Оказывается, международные профсоюзные организации поднимали голос в нашу защиту, указывали на лагеря рабского труда и многое другое. На что им неизменно отвечали, что это наше внутреннее дело. Наша пропаганда по сравнению с зарубежной была убогой, топорной и косноязычной. Когда из Советского Союза кто-то убегал на Запад, "Голос Америки" сообщал, что очередной житель сбежал из "коммунистического рая".
Наконец, подошло время, когда под давлением мирового общественного мнения указ от 26 июня 1940 г. был отменен.
Прошло много лет. Году примерно в 1970-м в журнале "Морской флот" вышла статья. В ней говорилось, что в австралийском порту два советских капитана пригласили к себе в гости английских коллег. Волей-неволей зашел разговор о флотской службе и ее организации. Наши задали англичанам, кроме многих вопросов, один наболевший и мучивший их: "Как вы боретесь с прогульщиками и пьяницами?" На что те искренне отвечали, что никак. "А потому никак, что мы эту категорию людей не берем работать на суда. Поэтому у нас и проблемы этой нет". Коротко и ясно.
Со времени описываемых событий прошло уже полвека. Вспоминаются они, как дурной сон. Ушел из жизни Прокопий Семенович Деревянченко, прозванный при жизни "упрямым хохлом". О его кончине никто из моряков не сожалел…

Назад