Назад

КАМЕНЬ ОПАСНОСТИ

Дело было давнее. Пароход наш стоял на побережье Камчатки на рейде под выгрузкой. Но выгрузка не производилась из-за отсутствия плавсредств у борта. И вот за вечерним чаем, как говорят, пошла "травля по кругу", то есть каждый начал вспоминать примечательные случаи из своей жизни или из жизни товарищей.
Зашел разговор о капитане Петре Яковлевиче Жуковском. В то время (шел 1951 г.) Петр Яковлевич был уже пожилым человеком. Он еще до революции работал в Добровольном флоте вторым помощником капитана.
Всех, кто знал Петра Яковлевича, поражала его пунктуальность. Никакая сила не могла заставить его хоть в малой степени нарушить Устав службы, Правила эксплуатации и другие наставления, касающиеся мореплавания. Я сам был свидетелем, как начальник морского агентства АКО во Владивостоке И. Я. Иоффе дал распоряжение Петру Яковлевичу завтра выйти в море. Но тот выдвинул требование:
- У меня не хватает лючин на трюмах (лючины - доски, закрывающие трюм, от слова "люк". - Авт.).
Иоффе ему в ответ:
- А вы лючины раздвиньте, сделайте между ними побольше зазор.
На что Петр Яковлевич упорно твердил:
- В Правилах технической эксплуатации ясно сказано, что при выходе из порта комплект лючин должен быть полным, даже на каждый трюм должны быть еще запасные. Так что заказывайте лючины в мастерских и доставляйте на борт. Что хотите со мной делайте, а Правила технической эксплуатации нарушать не буду.
И еще добавил:
- В случае чего, я буду сидеть в тюрьме, а вы мне осьмушку хлеба туда не принесете.
Отход задержали на сутки. Как мы потом узнали, за этот день лючины сделали на Дальзаводе и доставили на "Щорс".
Наш капитан Виктор Трофимович тоже рассказал об одном эпизоде, связанном с Петром Яковлевичем:
- После окончания Владивостокского моррыбтехникума, в 1940 г. меня назначили на должность третьего помощника капитана на пароход "Щорс". Пошли мы во Владивосток. В проливе Лаперуза нас накрыл туман, такая погода для этих мест летом - обычное явление. За-ступил я в восемь утра на вахту, осмотрелся. Петр Яковлевич стоит на мостике. Ход на телеграфе самый малый, и, согласно правилам, для предупреждения столкновения судов даем длинные гудки. Понемногу видимость стала улучшаться. Но хода Петр Яковлевич не увеличивал.
Наконец, в бинокль я заметил впереди идущее судно. Надо сказать, что посредине пролива Лаперуза есть Камень опасности. Это налагает на моряка особую ответственность при плавании в этом районе, особенно во время тумана или при ограниченной видимости. Что на меня нашло - не знаю, но я возьми да и выйди к Петру Яковлевичу с предложением: "Петр Яковлевич, давайте добавим ход и пойдем за этим пароходом. Если он попадет на камень, то мы успеем отвернуть. Так что идти можем смело".
Посмотрел на меня Петр Яковлевич и произнес убийственную фразу: "А если он уже на мели?" Отвернули мы правее. Видимость стала еще лучше. Приблизились мы к пароходу. И когда он был у нас на траверзе, то увидели на штаг-карнаке сигнал "Судно на мели". Как потом оказалось, немного впереди нас шло судно под Панамским флагом, оно и село на мель…
Старпом с мостика еще не ушел. Похлопал он меня по плечу и сказал:
- Ну, как, Витя, твое предложение?
Я был страшно сконфужен и готов был провалиться сквозь палубу. А Петр Яковлевич назидательно сказал:
- Молодо-зелено. Жизнь еще впереди, она тебя многому научит.
До конца жизни не забуду я эту фразу Петра Яковлевича. Через год меня перевели на другое судно. Наши пути-дороги с Петром Яковлевичем разошлись.
…Недолюбливало Петра Яковлевича начальство за его принципиальность, за то, что никогда не шел на компромиссы и сделки со своей совестью. Давно скончался Петр Яковлевич Жуковский, дожив до преклонного возраста. Но легенды о нем остались.

Назад