Назад

ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК КУЛАЖЕНКО

Произошло это много лет назад, зимой. Наш автобус тащился в сторону Восьмого километра. После прошедшей пурги дорогу, как следует, еще не очистили, поэтому автобусу приходилось останавливаться. Моей попутчицей оказалась пожилая женщина. Волей-неволей между нами завязался разговор. Первое, что мы выяснили друг о друге, это давно ли живем на Камчатке. Я сказал, что с 1938 г., а моя новая знакомая ответила, что приехала сюда в 1945 г.
- Ну, и каким было ваше первое впечатление? - спросил я ее.
- Прибыли мы сюда на работу после окончания Астраханского технического института рыбной промышленности. Получили специальность инженеров-технологов. Молодые девчата, мы должны были начать здесь свою трудовую жизнь. Позади годы учебы, полуголодное студенческое существование. Одежонка на нас была крайне бедненькая, да и откуда ей было другой взяться? На студенческую стипендию не разгонишься… Почти у всех на ногах были надеты брезентовые тапочки, пошитые сапожниками-умельцами.
В рыбном порту нас встретил работник отдела кадров АКО и усадил на пару грузовиков. Помнится, что это были американские машины "Студебеккеры". Привезли нас к двухэтажному зданию управления АКО на Микояновской улице (сейчас на этом месте стоит здание Камчатрыбпрома. - Ред.). Встречавший нас работник отдела кадров и вместе с ним начальник административно-хозяйственного отдела повели нас к начальнику АКО Константину Никитичу Кулаженко. Он был высокого роста, как оказалось, очень доброжелательным. С нами он приветливо поздоровался, поздравил с прибытием на полуостров. Встречающему нас кадровику сказал: "Вы в первую очередь девчат накормите, устройте на ночлег и сводите в склад - оденьте и обуйте". Дело в том, что в то время одежда и обувь выдавались по ордерам. Но в Петропавловск как раз завезли "американские подарки" (так тогда называли вещи, собранные для советских людей простыми американцами и переданные на суда АКОфлота, ремонтировавшихся в портах США и доставивших их на родину. Сейчас бы сказали, что это "гуманитарная помощь". - Ред.) в склады на Озерновской косе - большие тюки с добротными вещами, и кое-какую одежду и обувь выдавали нуждающимся.
После обеда пришли на эти склады. Выдали нам платья, туфельки, курточки, кому что придется. Подаркам этим мы были несказанно рады. После этого нас поселили в общежитие, снабдили постельным бельем. А вечером все встретились в столовой АКО, она была на нижнем этаже здания. Состоялся скромный ужин. С приветственным словом к нам обратился К. Н. Кулаженко. Он поздравил нас с прибытием, пожелал успешной работы. "Такие специалисты с высшим образованием здесь нужны, - сказал он. - И я надеюсь, что вы останетесь здесь надолго, обзаведетесь семьями, вырастите детей. Рыбы здесь много, хватит ловить и нам, и нашим детям, и внукам".
И ведь как в воду глядел! Жизнь моя сложилась так, что я работала на Кировском рыбокомбинате, одном из крупнейших на западном побережье Камчатки. Вышла замуж, родила детей. Там и осела на постоянное жительство. Перед пенсией перебралась в Петропавловск: мне выделили квартиру на Восьмом километре, на улице Чубарова. Здесь я сейчас и живу с внуками. На всю жизнь у меня осталось самое приятное впечатление от встречи с этими людьми - приветливыми, отзывчивыми. Все-таки очень хорошие люди были в то время на Камчатке. Верьте моему слову!
Вот что рассказала мне моя попутчица. А в подтверждение ее слов могу сказать следующее. Много лет назад в поезде Клайпеда - Москва я разговорился со случайным попутчиком. Им оказался инженер-кораблестроитель. Узнав, что я с Камчатки, он сказал, что с одним камчадалом у него была памятная встреча. В 1958 г. его послали в командировку в Польшу на судостроительную верфь.
- После окончания командировки меня на попутном судне отправили в Клайпеду, - рассказывал он. - Но с выходом в море судно завернули в Ригу. После командировки за границу советских денег у меня не было, и что делать рано утром без копейки в незнакомом порту, я не знал. Надо же было как-то добираться в Клайпеду. Пошел в Управление рыбной промышленности, обратился к секретарю в приемной. Она меня выслушала и сказала: "Зайдите к заместителю начальника Кулаженко, может быть, он поможет. А то пока вы дождетесь из Клайпеды денег, пройдет день-два".
Зашел я к Кулаженко и рассказал, что я инженер-кораблестроитель, возвращаюсь из Польши в Клайпеду, и по воле случая оказался без копейки денег. "Ну ладно, - сказал тот. - Не будем терять время. Скоро отходит утренний поезд на Клайпеду". Вытащил из кармана сто рублей и протянул мне: "Счастливого пути! Передайте привет своему начальнику. Я с ним лично знаком". Действительно, на поезд я успел и по прибытии домой первым делом перевел деньги Кулаженко. Вот такая у меня была встреча с бывшим камчатским руководителем…
…Интересно, что два совершенно разных человека, встреченных мною в разное время в разных концах страны с одинаковой теплотой говорили о Константине Никитиче Кулаженко не только как о хорошем руководителе, но как о порядочном и отзывчивом человеке.
Примечание редактора. Константин Никитич Кулаженко родился 5 августа 1906 г. в Белоруссии, происходил из крестьян. Основная профессия - учитель. Член ВКП(б) с 1930 г. Получил среднее образование, затем окончил Совпартшколу второй ступени в Ленинграде. С января 1934 г. работал в Приморье в Дальгосрыбтресте в долж-ностях секретаря парткома и начальника отдела кадров. В конце 1930-х гг. переведен на Камчатку. В 1940 г. - начальник политотдела АКО. В годы Великой Отечественной войны был секретарем обкома ВКП(б), начальником АКО, вновь секретарем обкома, по окончании войны - начальником Камчатгосрыбтреста.

Назад