Назад

РЫБАК И БУКСИРОВЩИК

Мне хочется вспомнить о замечательном рыбаке и буксировщике Илье Григорьевиче Евстафиади. О нем я упоминал уже не раз, но сейчас хочу рассказать подробнее.
Родился Илья Григорьевич в 1914 г. на Черном море, в Керчи, в грече-ской семье. С малых лет ему пришлось со старшими братьями и отцом выходить в море на промысел. Уроженцы этих мест славились как смелые, удачливые рыбаки и мореходы. Так и Илья Григорьевич с детства приучился работать с кошельковым неводом, называемым аламаном.
Он рос физически сильным и крепким юношей. В начале тридцатых годов в стране ощущался недостаток продовольствия. Не обошел он и черноморскую Керчь. А тут еще прокатилась волна коллективизации. Весной 1934 г. Илья Григорьевич с другом Андреем Матвеевичем Пасько, который был старше его на год, решили уехать на Дальний Восток.
Работать друзья попали на Октябрьский рыбокомбинат (тогда он назывался Микояновский). Осенью 1935 г. они поступили на курсы судоводителей-двухсоттонников, организованные в Петропавловском порту. Первым преподавателем на этих курсах был капитан дальнего плавания Александр Ефимович Миронов.
Весной 1936 г., после окончания учебы отдел кадров АКО направил Андрея Матвеевича Пасько в Кировский комбинат капитаном флота. Весной того же года при Карагинском комбинате была организована База активного опытного лова - БАОЛ. Ее первым руководителем стал Петр Мартынович Макштас. Первая промысловая экспедиция БАОЛ вышла летом 1936 г. в бухту Ложных Вестей. Оттуда после разведочных рейсов сейнеры "Авача", "Вилюй" и дрифтер "Ударник" пошли в бухту Южную Глубокую. Там организовали сдачу уловов. Флотилия ловила до ноября 1936 г. При наступлении холодов и появления льда суда снялись в Петропавловск. Илья Григорьевич в этот рейс вышел в должности неводчика на дрифтере "Ударник".
Первая путина судов активного лова показала всю перспективность этого начинания. Но, как всегда, сразу же начались неурядицы. Да оно иначе и быть не могло. Отсутствовала плавбаза для сдачи улова. Даже при лове в Кроноцком заливе требовалось затратить много времени, чтобы доставить рыбу на базу Моховую. Возникали и другие трудности. Обнаружить сельдь в море можно было только визуально, специальных приборов еще не существовало. Днем сельдь не искали, это делали только ночью, когда рыба фосфоресцировала. Идеальным временем для поиска считалась темная безлунная ночь. Самое главное было обнаружить косяк, а обметать его, или, как говорили, окошельковать, для опытного капитана оставалось делом техники. Первыми районами для лова сельди стали Авачинский, Кроноцкий и Олюторский заливы. Но однажды, вопреки общепринятому правилу, огромный косяк обнаружили при дневном свете. Случилось это в шесть часов вечера 20 августа 1937 г. На траверзе бухты Жировая заметили необычные всплески воды. Это оказался огромный косяк сельди. За один замет взяли около тысячи центнеров!
Постепенно все организовалось, набрало силу. В 1938 г. Илье Григорьевичу вручили знак "Отличник Наркомрыбпрома" - высокую по тому времени награду.
В конце 1938 г. БАОЛ реорганизовали в Управление активного морского рыболовства АКО - Морлов. На базе Моховая выбрали место для сооружения причалов, засольного и сетепошивочного цехов.
В 1940 г. Илью Григорьевича назначили капитаном дрифтера "Ударник". А в 1941 г. началась Великая Отечественная война. Страна зажила по законам военного времени. К этому времени Илья Григорьевич уже стал хорошим промысловиком, приобрел опыт. Но беда, как всегда, приходит неожиданно. Глубокой осенью 1943 г. она зацепила и Илью Григорьевича.
В это время в связи с нехваткой дипломированных кадров специалистам, не имевшим рабочих дипломов, разрешили выходить в море под гарантийное письмо капитана судна. У третьего помощника капитана "Ударника" документов не было. Гарантийное письмо на имя капитана порта дал Евстафиади. Однажды ночью "Ударник" искал сельдь. Третий помощник забыл включить ходовые огни. В это время, как на грех, в Авачинском заливе в дозоре находился минный тральщик "Трос". Произошло столкновение, при котором "Ударник" получил большие повреждения и моментально затонул. Люди не пострадали. Вскорости состоялся суд, шедший по законам военного времени. С учетом хорошей характеристики, данной Илье Григорьевичу управлением Морлова, его приговорили к трем годам тюремного заключения с отправкой на фронт в действующую армию.
В конце 1944 г. во время боя Илья Григорьевич был ранен. После лечения в госпитале в начале 1945 г. его комиссовали. Весной 1945 г. он вернулся на Камчатку и поступил работать в свою старую контору - Морлов.
Весной 1945 г. из США в АКОфлот пришел новый буксир "Кашалот". Поскольку в то время Морлов и АКОфлот подчинялись одному хозяину - АКО, то при необходимости по его приказу работников переводили из одной конторы в другую. Так и на этот раз Илью Григорьевича перевели старпомом на "Кашалот". Капитаном в первый рейс назначили Григория Трофимовича Ленского.
В первом рейсе в Усть-Камчатск на буксире отвели две двухсоттонные баржи. В Усть-Камчатке взяли плот-сигару круглого леса для Петропавловска. Летом на "Кашалот" пришел работать Андрей Матвеевич Пасько. Старые друзья встретились вновь, и пришлось им работать вместе на одном судне.
Осенью 1945 г. при учебно-курсовом комбинате Главкамчатрыбпрома (так теперь стало называться реформированное АКО) открылись курсы штурманов малого плавания и механиков третьего разряда. Из-за нехватки кадров люди учились зимой, а летом работали. С этой необходимостью приходилось мириться - путина есть путина. В первую послевоенную группу курсантов попали Евгений Иванович Чернявский, Федор Матвеевич Снурницын, Иван Ильич Петров и многие другие, о которых я уже писал в своих заметках. Учеба завершилась летом 1947 г.
Илью Григорьевича постоянно закрепили на "Кашалоте". Но из-за деревянного корпуса буксир зимой в море не выходил. В это время камбалу ловили траулеры. Поскольку опытных капитанов не хватало, Илья Григорьевич на зиму шел работать капитаном на траулер.
В 1948 г. я трудился вторым помощником капитана на пароходе "Якут". После выгрузки мы получили задание взять соленую рыбу и пассажиров. Во время стоянки в бухте Южной Глубокой вышел из строя один паровой котел. Судно оказалось в аварийном состоянии. Необходимо было его буксировать в Петропавловск. События происходили в начале декабря, навигация уже закрылась. Буксировку поручили "Кашалоту" и Евстафиади. Капитан "Якута" получил приказ догрузиться рыбой. Несмотря на сложные навигационные условия, Илья Григорьевич благополучно довел аварийный "Якут" с полной загрузкой до Петропавловска.
В 1951 г. началось поступление промысловых судов из новостроя. Стали приходить СРТ с главным дизельным двигателем мощностью в триста лошадиных сил. Морлов переименовали в Траловый флот. Илья Григорьевич по-прежнему зимой работал на траулере. В это время он был капитаном "Гаги". Это судно числилось в списке передовиков, а Илья Григорьевич прочно занимал место одного из лучших капитанов-промысловиков.
Было у него одно замечательное качество - он всегда приходил на помощь к тем, у кого что-то не получалось. В 1952 г. в районе Явинской банки не заладилась работа с тралом у одного СРТ. Его капитан обратился за помощью к Евстафиади. Траловым мастером на "Гаге" работал в то время известный рыбак А. Н. Токарев - заслуженный человек, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Илья Григорьевич срезу откликнулся на просьбу о помощи. Подойдя к борту, он высадил на СРТ Токарева. Сделав несколько заметов, тралмастер определил причину неудач - перекос трала, не дававший ему возможность раскрыться. Через несколько часов трал начал работать исправно: помогла своевременная консультация опытного специалиста.
Все у Ильи Григорьевича шло хорошо. Но неожиданно его стали мучить сердечные боли. Сперва он не обращал на них внимания, думая, что все пройдет само собой. Надеялся на свой крепкий организм. Но приступы не проходили. И вот в один из рейсов в марте 1953 г. его сердце отказало…
Память об этом прекрасном человеке, замечательном рыбаке и товарище сохранится на долгие годы.
Примечание редактора. Архивные документы содержат сведения еще об одной аварии "Ударника". Вечером 8 февраля 1943 г. во время жестокой пурги дрифтер отправился спасать кунгасы, стоявшие на якорях на рейде Сероглазки. Во время этой операции с судна увидели большой камень у мыса Сероглазка, дали задний ход, но опоздали, и оно ударилось в скалу, а затем село на камни. Ранним утром 9 февраля при попытке сняться самостоятельно на гребной винт намотался трос. Дрифтер снова снесло на камни, и начал биться о них. В корпусе появилась сильная течь, откачивать воду не успевали.
Проведеный позже водолазный осмотр установил, что судно сидело на камнях средней частью корпуса и кормой, его киль переломился в районе дейдвуда, медная обшивка бортов местами оказалась содрана, а в средней части корпуса по левому борту имелась большая вмятина. Кроме этого, на гребном винте намотан манильский трос и потерян правый якорь Холла.
Состоявшийся суд вины капитана Евстафиади в происшествии не усмотрел.
Убытки от гибели "Ударника", в соответствии с актом, составленным 5 октября 1943 г., оценивались в 53 939 руб., в том числе 15 000 - "по выдаче пособий на лечение людей, семьям погибших".

Назад