Назад

СПИЧКИ ИЗ ОТЕЛЯ "ФУКУЯ"

Пароход "Петр Соловьев" долгое время был единственным лесовозом в АКОфлоте, а после реорганизации - в Камчатрыбфлоте. Купили его в Англии в 1939 г. Но всему приходит конец. И вот в 1971 г. его сдали на металлолом фирме "Кехо-Цуце" в порту Осака.
После сдачи в ожидании отправки домой из порта Иокогама на теплоходе "Хабаровск" нам надо было десять суток жить в гостинице в Осаке. Прибыли мы в гостиницу "Фукуя" со своим багажом в сопровождении агента В. В. Яно.
Надо сказать, что с администрацией гостиницы у нас установились очень хорошие отношения. Мы взяли с собой хороший запас сгущенного молока, какао, сливочного масла, сахара и другого. Уборщицами работали пожилые японки. По всему было видно, что зарплату они получали не очень-то высокую. И члены нашей команды не обходили их вниманием - при случае угощали этими консервами. Они за это очень благодарили.
Сразу же, как только мы вселились, Яно подвел меня к столу администратора и протянул коробку спичек. Поскольку Осака является одним из крупнейших портов мира, то в нем нетрудно заблудиться, особенно людям, не знающим языка. А ведь в этом порту много китайцев, филиппинцев, русских и других. Поэтому на коробке спичек написаны номера телефонов гостиницы, ее адрес и автобусная остановка.
Этии коробками членам нашего экипажа пришлось воспользоваться в первый же день выхода в город. В увольнение отправились повар, буфетчица и старший в группе - третий механик. Я вручил всем коробки и сказал: "Если растеряетесь, то не блудите по городу, потому что гостиницу все равно не найдете. А подходите к первому полицей-скому, покажите его и скажите: "Гостиница "Фукуя". Он сразу поймет и посадит вас на автобус или такси".
В Осаке есть громадный универсальный магазин в пять этажей. Народу в нем очень много, как в большом муравейнике. И немудрено, что наша тройка потеряла друг друга в течение пятнадцати минут. Когда я вернулся из города в гостиницу, повар и буфетчица уже пребывали там. Я спросил, почему они вернулись так рано.
- Да растерялись, - ответили они.
- Ну, а потом как добирались?
- А дальше поступили, как вы объяснили нам. Мы подошли к полицейскому и протянули коробку со спичками. Он сразу понял, в чем дело. Жезлом остановил проходящее такси и усадил нас в него. А потом дал команду, куда везти. Таксист быстро довез нас до гостиницы.
- И во сколько это обошлось?
- Да примерно стоимость дешевеньких туфель. На автобусе, конечно, заплатили бы меньше. Но главное, что попали в гостиницу быст-ро, без всякой мороки.
За десять дней мы немножко присмотрелись к жизни японцев. Бросалось в глаза, что все трудились - от мала до велика. Магазины практически не закрывались. Овощи и фрукты подвозились в них среди ночи. Обыкновенно небольшим магазином владела семья. Хозяева торговали днем, дети-гимназисты - вечером , а старики - ближе к ночи. В одном магазине, где торговали чемоданами и одеждой, хозяин был одновременно шофером, доставлял с фабрики и, очевидно, с какой-то базы товар. Жена вела бухгалтерию. В общем, делом занималась вся семья. Праздношатающиеся и пьяные не попадались.
Удивило меня и еще одно обстоятельство. В агентстве я пожаловался Яно, что в магазинах трудно найти пальто большого размера. Тут же в разговор вступил пожилой мужчина и протянул визитную карточку. Он отрекомендовался заместителем директора пошивочной фабрики и сказал, что у них есть пальто больших размеров. "Обращайтесь к нам, какие размеры нужны - вам привезут". Потом я поинтересовался у Яно, почему этот господин вступил в разговор и предложил свои услуги? На это Владимир Владимирович ответил, что, купив эти товары, я скажу при случае и другим морякам. А это уже создаст рекламу его фабрике. Все закономерно.
Быстро пролетели десять дней. На другой день в Иокогаму должен был подойти теплоход "Хабаровск". Наутро у гостиницы стояли три автобуса. Мы сердечно попрощались с В. В. Яно и персоналом гостиницы. Они пожелали нам счастливого пути, и приходить в Осаку еще.
При поездке на автобусе приходилось удивляться многому. Во-первых, дорога отличная, обсажена фруктовыми деревьями. Вершины деревьев защищены полиэтиленовой пленкой. А чтобы зайцы не повредили ствол, от нижней ветки и до земли он обтянут циновками из рисовой соломы. Канавы вдоль дороги выложены булыжником. Причем сама канава сделана уступами для того, чтобы вода текла медленно и не выносила почву в океан. На вопрос, почему вершины деревьев покрыты пленкой, от сопровождавших нас двух молодых японцев, сотрудников фирмы, получили ответ: "У нас бывает так, что эти деревья начинают цвести, а потом выпадает снег и наступает мороз. Деревья обмерзают и завязи гибнут. Чтобы этого не допустить, вершины и обтягивают полиэтиленом".
По пути встречались фермы с очень красивыми домиками. Особенно красочно смотрелись крыши из красного, зеленого, синего синтетического шифера.
Проезжали большое болото, наверное, километров двадцать, не меньше. В нем стояли мощные опоры, а на них сверху лежали бетонные панели. Конструкция очень дорогостоящая, трудоемкая, но оправданная - дорога сделана на века. Вот бы наших газопроводчиков привезти туда и показать, как надо строить дороги!
По пути встречались и автостанции с прекрасно оборудованными площадками. Много столов, скамеек, где удобно отдохнуть, покушать, туалеты с проточной водой, умывальники. Есть и киоски с недорогими сувенирами.
Очень продуманным оказался подъем дороги. Мы незаметно поднялись на большую высоту и как-то не ощутили этого.
По приезде в Иокогаму нас уже ждал "Хабаровск". Через пару часов после посадки под лоцманской проводкой мы отошли от причала. Кроме нас на борту имелись иностранные туристы. Наш путь лежал в Находку, оттуда - во Владивосток, а из Владивостока на самолете в Петропавловск.
После нас в Осаку перегоняли пароход "Щорс". Мы получили приветы от агента В. В. Яно и хозяйки гостиницы "Фукуя". Радостно было сознавать, что нас не забыли. Значит, мы оставили о себе приятное впечатление.
А больше всего нас поразило бережное отношение японцев к земле, к природе, которого нам крайне не хватает…

Назад