КОПЧЕНАЯ "ПИКША"Если мне не изменяет память, то 1966 г. мы находились в ремонте возле плавмастерской "Фреза". Рядом с нашим бортом стоял СРТ "Пикша" (пикша - это название неказистой промысловой рыбы, наподобие наваги). Его построили в 1951 г., и пришло оно в Тралфлот еще без названия, под заводским номером 386. Первым старпомом, а затем капитаном на нем был Михаил Григорьевич Чекаленко.
Судно, как говорят, попало в хорошие руки, экипаж подобрался дружный и работящий. Прославилось высокими уловами и, как результат, по решению Хабаровского крайкома комсомола этому номерному СРТ присвоили имя "Тихоокеанская звезда", так называлась в то время газета дальневосточных комсомольцев.
Прошло несколько лет. Из новостроя стали поступать суда с более мощными силовыми установками, новейшими электронавигационными приборами, а траулеры вроде упомянутого сразу оказались в тени. Кому-то из высоких начальников пришла мысль поменять название "Тихоокеанская звезда" на что-нибудь попроще, уж больно не соответствовал неказистый вид судна такому громкому имени. И поменяли на "Пикшу".
Но вернемся к началу моего рассказа, в 1966 г. "Пикша" по окончании ремонта готовилась к выходу на рейд для проведения ходовых испытаний и предъявления Регистру. Мы тоже были почти готовы к выходу. За день до этого покрасили белилами надстройку и в светло-шаровый цвет - корпус.
В то время выход из ремонта был событием. В эти дни все управление флота, как говорят, "стояло на ушах". На борт в помощь капитану и старпому, как правило, присылались флагманские специалисты. Так случилось и на этот раз.
Все шло нормально, пока механики в машине на "Пикше" не запустили паровой котелок. Работал он на жидком топливе. Очевидно, котелок был холодный, или по какой-то другой причине, но из выхлопной трубы повалил густой черный дым, и понесло его на нашу белоснежную надстройку. Выходит, наш труд по покраске пошел насмарку. Дело в том, что эту прилипшую копоть и зубами не отдерешь, тем более легшую на свежую краску. Сразу же с нашей стороны посыпались просьбы на "Пикшу" потушить котелок. Но там нас никто слушать не стал, и котелок продолжал отчаянно дымить.
Терпению нашему пришел конец, и мы решили наказать виновников. Боцман Драганов получил команду забить дымящую трубу деревянным чопом. Он быстро нашел круглый кусок дерева и тряпку, за считанные минуты забрался с кувалдой по скобтрапу на кожух дымовой трубы "Пикши" и забил в нее чоп.
Сразу же из машинного отделения повалил густой едкий дым. Догадаться о том, что была забита чопом именно труба, естественно, никто на "Пикше" не мог. Через несколько минут из машинного отделения начала форменным образом на карачках выползать машинная команда. Выползали, естественно, с матерком. Наконец, кто-то из механиков догадался перекрыть подачу топлива на котелок. Через несколько минут "Пикша" вышла на рейд. Стали выяснять, почему дым пошел в машинное отделение, и с удивлением вытащили из трубы чоп. Кто его забил, приходилось только догадываться. Ну а мы, естественно, признаваться не стали.
Вот так мы проучили безалаберных механиков с дымящей трубой. А если читателю интересно, что стало с "Пикшей" в дальнейшем, могу сказать, что через несколько лет ее порезали на металлолом, и многие не догадывались, что это когда-то была "Тихоокеанская звезда"…
Про историю присвоения названий морским судам надо сказать особо. С первых дней установления советской власти большевики стали давать судам и даже городам имена своих товарищей по партии. Одним из первых стал небольшой городок Троцк, названный по имени Льва Троцкого, одного из деятелей большевистской партии. Правда, по картотеке жандармского отделения царской охранки его истинное имя было Лейба Давидов Бронштейн. Еще пример - четыре линейных ледокола получили названия "Ленин", "Иосиф Сталин", "Каганович" и "Молотов". Также имена партийных вождей несли танки, паровозы и многое другое. Еще были морские суда с названиями "Николай Ежов", "Генрих Ягода" и другие - они принадлежали Дальстрою, могущественной организации Лаврентия Берии.
Проходило время, и всех этих наркомов внутренних дел расстреливали, и их имена уходили в небытие. Соответственно, приходилось переименовывать и корабли.
Вот что рассказывал мне один старый моряк Каспийского пароходства. Он работал в Волготанкерном флоте. Там имелось судно "Иосиф Сталин". Техническое состояние его было неважное, поэтому работать на него моряки шли неохотно. Недовольный вновь назначенный на него моряк послал это судно "на три буквы". Естественно, он имел в виду пароход. Но его слова расценили иначе и посчитали, что он послал именно вождя. Парня обвинили по 58-й статье, и схлопотал он десять лет лагерей.
Присваивали судам и имена деятелей компартий братских стран: Отто Гротеволя, Вильгельма Пика, Хо Ши Мина, Вайяна Кутурье и многих других.
Сейчас порядок присвоения названий судам в корне изменился. На пользу это или во вред, пусть судит читатель.
|