Назад

УРОК КАПИТАНА

Владивостокский порт, 1948-й год. Я - молодой второй помощник капитана парусно-моторной шхуны управления Камчатрыбфлота "Коралл". Шхуна глубокой осенью 1947 г. пришла из Финляндии из новостроя во Владивосток, где зазимовала. К июню 1948 г. судно было загружено и готовилось к переходу в порт приписки Петропавловск-Камчатский. В то время дипломированных специалистов не хватало. У нас в штате отсутствовал второй механик-дизелист. Как раз в Морском агентстве появился наш работник Царев. Был он старшим механиком на одном из пароходов, имел второй разряд и легко согласился пойти к нам вторым механиком.
Но дело осложнялось тем, что Царев имел диплом механика-паровика, а нам требовался дизелист. Это предстояло "утрясти" с капитаном рыбного порта. Внесли в судовую роль Царева как второго механика. Теперь надо было обратится с ходатайством к капитану рыбного порта, чтобы он выпустил Царева в море.
Капитаном на "Коралл" назначили штурмана дальнего плавания Алексея Михайловича Чубатова. Мужик он был гонористый и с первых дней вел себя высокомерно. Вместо того, чтобы послать капитану порта письмо с просьбой, он написал, что капитан шхуны не возражает, чтобы в рейс на должности второго механика выйдет паровик Царев, а не дизелист - как положено по Кодексу торгового мореплавания.
При оформлении отхода в службе капитана порта дежурный портнадзиратель сказал, что выпустить нас под свою ответственность не может. "Поскольку день выходной, то никого кроме него на службе нет. Капитан порта находится дома и занят на своем огороде. Если хотите - идите к нему домой". Я согласился, и он дал мне адрес. Как сейчас помню, это был частный дом на мысе Чуркина. Стоял летний день, и, как всегда летом, во Владивостоке была большая влажность и очень жарко. Поскольку автобусы в то время ходили с большими перебоями, то пришлось мне идти пешком.
Наконец подошел я к нужному дому и постучал в калитку. Меня встретил высокий седой старик, одетый в робу, испачканную землей, со старенькой фуражкой на голове.
"Зачем пожаловали, молодой человек?" - приветливо спросил он. "Да нужда привела". "А ко мне без нужды никто и не ходит. Рассказывайте". Коротко я рассказал ему свою просьбу и протянул свое ходатайство.
Прочел он нашу бумагу и спросил меня: "Я все-таки не пойму, кто кого просит о механике Цареве, я Чубатова или Чубатов меня? Если надо вам, то и просьбу надо писать на мое имя, что мы просим выпустить в море вторым механиком Царева - механика-паровика. А то у вас написано "не возражаю", как будто об этом одолжении прошу вас я. Так что, молодой человек, идите на шхуну, перепишите эту бумагу, как положено, и приходите сюда. Неудобно, конечно, гонять вас, но как писать деловые бумаги, вас надо приучать с молодых лет".
Через час я прибыл на шхуну и рассказал о своем разговоре с капитаном порта. Ходатайство переписали, и я снова пошел к капитану порта. Увидев меня с новой бумагой, тот заулыбался и написал на судовой роли резолюцию: "Выпустить в море на должности второго механика Царева, имеющего диплом механика-паровика второго разряда".
Прошло уже почти шестьдесят лет после этого случая. Обиды на капитана порта я не имею. Но урок получил на всю жизнь. После этого я всегда внимательно относился к составлению деловых бумаг. К сожалению, за давностью лет фамилия капитана порта в моей памяти не сохранилась.

Назад