МОРАЛЬНЫЙ РАЗЛОЖЕНЕЦЭта история произошла с моим давним приятелем, капитаном транспортно-холодильного судна "Плутон". Его фамилию называть не буду, укажу только имя и отчество.
В составе Тралового флота с середины 1950-х гг. имелось несколько транспортно-холодильных судов. Они предназначались для перевозки охлажденной рыбы со льдом. Возили корюшку из Усть-Хайрюзово, Усть-Камчатска, а также доставляли на рыбокомбинаты продовольствие. Снабжали и работающие в море флотилии. Это были, как говорили в то время, "домашние пароходы". С начала июля на них устанавливали закаточные станки, и они выпускали до двух тысяч штук пятикилограммовых банок пресервов за день, пользовавшихся большим спросом у населения.
Капитаном на "Плутоне" в то время (1963 г.) был Михаил Владимирович, очень порядочный, трудолюбивый человек, воевал, имел правительственные награды, был примерным семьянином.
В июне несколько судов этого типа пришли в бухту Лаврова на восточное побережье Камчатки. В это время здесь располагалась крупная сельдяная база Камчатрыбпрома. Там же останавливался добывающий и обрабатывающий флот. На берегу были построены бараки для рыбообработчиков и многочисленные палатки. Людей сюда отправляли на путину с близлежащих рыбокомбинатов. Ловили там несколько лет подряд огромное количество жирующей сельди.
Среди команды "Плутона" выделялся высокий чернобровый красавец-парень по имени Леша, курсант третьего курса мореходного училища. Леша был очень аккуратный человек: отутюженные брюки, бушлат, начищенные ботинки и пуговицы. Не хватало только мичманки. И вот однажды, когда команда собиралась на берег, Михаил Владимирович пожалел Лешу и подарил ему свою мичманку, которая оказалась ему самому тесна, и он ее не носил.
Когда Леша водрузил на свою голову капитанский подарок, то все восхищенно ахнули. Послышались возгласы: "Ну, Леша, ты настоящий капитан!" Ну и, как водится, прозвище "Леша-капитан" прилипло к парню, как смола. Не думал и не гадал Михаил Владимирович, какими печальными последствиями отзовется его подарок!
Команда "Плутона", в том числе и Леша, зачастила в палатку девушек-корячек из Оссоры. Лешу там знали именно как капитана с "Плутона", но почему-то переделали название судна на свой лад: "Платон".
Сельдяная путина завершилась глубокой осенью, "Плутон" вернулся в порт, Леша отправился заканчивать последний курс и сдавать государственные экзамены. Экипаж хорошо поработал в путину, с планом справился при отличном качестве продукции, люди получили хорошие деньги.
Дело шло к весне следующего года. В кабинете парткома Тралфлота раздался телефонный звонок. Трубку взяла инструктор Галина Давыдовна Иванова. Женщина она была принципиальная, как говорили в то время, "идейно выдержанная". При ее участии активно работал женсовет, собирали какие-то выставки, проводили мероприятия. Особенно доставалось "моральным разложенцам", то есть тем, кто любил "заложить за воротник" и был уличен в супружеской неверности. Вызванные по этому поводу люди, как правило, пощады не имели.
Звонок был из Оссоры. Говоривший представился инструктором райкома комсомола. Он спросил, был ли в прошлом году в сельдяной экспедиции в бухте Лаврова пароход "Платон".
- Не "Платон", а "Плутон". Да, был, - ответила она.
- Кто на нем был капитаном?
- Михаил Владимирович… А в чем дело?
- Да дело в том, что команда с этого судна посещала палатку наших девушек-рыбообработчиц. Одна из них забеременела и родила. По ее словам, отцом ребенка является капитан с "Платона". Положение девушки усугубляется тем, что она сирота, и у нее нет денег даже на приданое малышу. Может быть, у него проснется совесть, и он вышлет хоть немного денег этой девушке?
Галина Давыдовна была лаконична:
- Разберемся. Дадим ответ.
Естественно, Галину Давыдовну обуял праведный гнев. Выйдя в коридор, она встретила бывшего старпома с "Плутона". Решила навести справки сначала у него. Вопросы были, конечно, невинные:
- Вы были прошлым летом в бухте Лаврова в сельдяной экспедиции?
- Да, был.
- На берег-то команда ходила?
- Да, ходила.
- И ночевать там приходилось?
- Да, приходилось. Особенно, когда стояла штормовая погода.
- А где ночевали?
- В палатках.
- А кто ходил?
- Да все ходили.
- А капитан ваш тоже ходил?
- Да, ходил. У него там какая-то девушка была. Всегда оставался на ночь.
Но не знала Галина Давыдовна, что перед ней стоял человек, которого с "Плутона" списали как пьяницу и склочника. И на капитана он был зол. Когда Галина Давыдовна стала задавать ему вопросы, он сразу сообразил, что настал удобный момент напакостить капитану. Что и сделал.
Уверенная "на все сто", что Михаил Владимирович - отец ребенка, она решила действовать решительно. Зло должно быть наказано!
Через пару дней она встретила Михаила Владимировича в коридоре. Он, естественно, все отрицал и говорил, что ничего не знает, а на берег даже не сходил. Вывод Галины Давыдовны был однозначен:
- Ну, раз вы все отрицаете, придется этот вопрос разобрать на парткоме.
Доложила она об этом и секретарю парткома. Тот пытался усомниться:
- Кажется, мужик семейный, в возрасте, тихий…
На что Галина Давыдовна резонно ответила:
- В тихом болоте черти водятся. Вам бы это давно пора знать.
Спустя несколько часов я встретил удрученного Михаила Владимировича у причала. Поведал он мне об этом разговоре, о возможном разбирательстве на парткоме и сказал, что дело в том, что ни в какую палатку он не ходил и никаких девушек не имел.
- Ну, так чего бояться?
- Да ведь бояться надо кривотолков. Ведь у меня большие дети, вес плавсостав меня знает, начнет осуждать. Попробуй доказать обратное и отмыть это пятно.
Тогда у меня мелькнула мысль:
- Может быть, кто-то из членов экипажа выдавал себя за капитана? Помнишь, у тебя раньше был матрос Голубев, он все изображал из себя второго помощника? Знаешь что, надо, наверное, начинать раскручивать с моториста Павлова. Он, кажется, у тебя был в команде комсоргом? Давай попробуем!
Нашли бывшего комсорга. Он нам и выложил всю эту историю:
- Отцом ребенка является Леша-капитан. Его в палатке знали под этим именем. Никого другого быть не могло. А благословили его вы, Михаил Владимирович, когда подарили мичманку и в шутку назвали капитаном.
Мы попросили бывшего комсорга пойти в партком и внести ясность. Парень он был порядочный, просьбу нашу выполнил. Доброе имя настоящего капитана было восстановлено.
…Прошло много лет. Михаил Владимирович за долголетний и добросовестный труд был удостоен высокой правительственной награды - ордена Трудового Красного Знамени. Управление флота с почетом проводило его на пенсию. Сейчас он живет на Украине. А кто знает, как бы сложилась его судьба при другом исходе этого дела? "Моральных разложенцев" в то время не жаловали…
|