НОЧНАЯ БУНКЕРОВКАФевраль 1970 г. Мы на пароходе "Петр Соловьев" выгружаемся в порту Находка. Впереди нас у причала стоит "Пятрас Цвирка" - пароход нашего Камчатрыбфлота. Надо сказать, что, как правило, в начале года рыбные (да и не только рыбные) порты забиты судами до отказа. Да оно и немудрено - заканчивается вывоз продукции с рыбокомбинатов и с работающих флотилий всех управлений. Поэтому если попал в очередь под выгрузку и тем более встал к причалу, - это для капитана и экипажа большая удача.
Как-то днем я встретил озабоченного капитана "Пятраса Цвирки" Александра Осиповича Башкирцева. Он был ветераном АКОфлота, начал службу на судах флота с палубного ученика и вырос до капитана дальнего плавания. Этот добросовестный человек пользовался большим авторитетом среди плавсостава и управления. На мой вопрос, чем он так озабочен, ответил:
- Кончается мазут. А взять бункер с танкера нельзя - бункеровка в порту запрещена по обязательному постановлению Находкинского рыбного порта.
- А ты ходил к капитану порта Михаилу Ефимовичу Зеленскому? Может быть, он сможет помочь? Ведь ты же у него был боцманом на "Анатолии Серове" еще в сорок шестом году.
- Ходил. Но толку мало. Когда он узнал, что на бункеровку не дает разрешения пожарная служба порта, то сразу же сказал, что ничем помочь не может. Не может он через голову давать указания. На том мы с ним и расстались. А ведь это для меня трагедия. Если отойду от причала на рейд для бункеровки, то потеряю очередь. А мне надо после выгрузки еще и загружаться. Завтра беру с собой помполита и старшего механика и еду с ними к руководству пожарной службы города.
Но, как я узнал на следующий день от Александра Осиповича, поход его к начальству успехом не увенчался. Прибывшие чины побывали на пароходе и в портовой пожарной службе. Хорошо пообедали за капитанским празднично накрытым столом, откушали хорошего вина и вкусных блюд, но ничем не помогли. Александр Осипович еще был удручен тем, что его племянник работал капитаном танкера, обслуживавшего Находкинский рыбный порт, и мог бы за считанные часы дать ему бункер. Тогда один из капитанов, участвовавший в беседе, сказал:
- Александр Осипович, если у тебя родственник - капитан танкера, то тебе и карты в руки. Попробуй еще один вариант. В пожарной инспекции порта есть очень хорошая женщина Маша. Попробуй упросить ее дать "добро" на бункеровку. Проверните со своим племянником эту операцию среди глубокой ночи. А часов в шесть утра пусть танкер отойдет от борта. И никто о проделанной операции не догадается. Ну а Маше купи коробку дорогих конфет и бутылку шампанского.
- Да я ей куплю хоть десять коробок и бутылок, если выйдет толк! - воскликнул Башкирцев.
Следующей ночью около ноля часов пошел снег. Вскоре как призрак к борту "Пятраса Цвирки" крадучись подошел танкер и подал швартовы. Я сразу понял, что это племянник пришел выручать своего дядьку, Александра Осиповича. Ранним утром танкера у борта "Цвирки" уже не было. Операция прошла блестяще!
Через день я встретил радостного Александра Осиповича. Он сказал мне, что получил разрешение от Маши, за что ей большое спасибо. Прошли два дня. Мы уже снимались, а "Пятрас Цвирка" еще грузился. Я зашел попрощаться с Александром Осиповичем. Он мне сказал, что виделся у проходной с капитаном рыбпорта Зеленским. Тот спросил, как дела с бункером.
- Я ответил, что обошлись, - сказал Башкирцев. - О том, что я взял бункер, по сути дела, нелегально, я не стал ему говорить, чтобы не подводить Машу. Ее разрешение было у меня на руках в случае провала операции. Но хорошо, что все благополучно закончилось.
Читателя я прошу поверить, так как эта история произошла много лет назад. Тогда многое было проще, чем сейчас.
|