Назад

МЕДВЕДИ НА ПАРОХОДЕ

В памяти старых моряков сохранилось воспоминание, что на многих судах АКОфлота были медвежата. Их можно было запросто приобрести у охотников в селениях, как на восточном, так и на западном побережьях Камчатки.
Вот какую историю рассказал мне Александр Осипович Башкирцев:
"Году в тридцать шестом работал я матросом на пароходе "Орочон". Совершали мы рейс по восточному побережью Камчатки. И вот при стоянке на рейде селения Ука к нам на борт прибыли охотники и предложили двух медвежат. И, чтобы не разлучать малышей, мы купили их обоих. Назвали их Мишка и Машка. Медведей на побережье пролива Литке в то время было очень много. Медвежата вносили в нашу жизнь большое разнообразие. Один из случаев запомнился особо.
Прошло порядочно времени, и мы встали на ремонт на судоверфь. Медвежата уже подросли. Они оказались на удивление миролюбивыми, не шкодничали. Команда на "Орочоне" была большая. Повар на обед готовил, как правило, ведерную кастрюлю компота и выставлял ее остывать с камбуза на палубу. Место, где он ставил эту кастрюлю, находилось как раз рядом с дверью, ведущей в кочегарку.
И вот однажды, когда повар пришел за компотом, чтобы передать его дневальной, кастрюли на месте не оказалось. Тут не надо было иметь проницательность Шерлока Холмса, чтобы догадаться, что кастрюлю умыкнули кочегары. Повар к ним и обратился: "Не жалко компота, но отдайте кастрюлю!" Те божатся и клянутся, что кастрюлю не брали. Повар был мужик принципиальный: "До тех пор пока кастрюлю не вернете, компота не получите". В общем, разгорелся настоящий сыр-бор.
Включились в это разбирательство старший помощник, помполит и председатель судового комитета. Но кочегары не сознавались. Дело с мертвой точки не двигалось. Через два дня нашли другую кастрюлю, и повар снова начал варить компот. Но осадок, конечно, остался неприятный.
Прошло с неделю после инцидента с кастрюлей. И вот вахтенный штурман пошел проверить крепление кормовых швартовых концов на кнехтах. И каково же было его удивление, когда он увидел, что злополучная кастрюля лежит за рулевым приводом Девиса, вся вылизанная и по краям в медвежьей шерсти. Но удивляться надо было другому. Как эти медвежата умудрились незаметно среди бела дня перенести кастрюлю по трапу, опустить на главную палубу, пронести от третьего трюма к четвертому, поднять по наклонному трапу на полуют, не пролив ни капли, и опустошить ее?
После выяснения сути дела кочегары торжествовали, повар же и те, кто поверил в виновность кочегаров, были посрамлены".
Александр Осипович Башкирцев, рассказавший эту историю, был человеком замечательным. На "Орочоне" работал более десяти лет. Во время войны ходил в Америку. Начал с палубного ученика. Потом окончил курсы судоводителей-двухсоттонников, затем курсы штурманов малого и дальнего плавания во Владивостоке. Командовал пароходами "Кадиевка", "Белоруссия" и другими. Награждался орденами и именными золотыми часами. После его кончины одному из рыболовных судов управлением Базы "Рыбхолодфлот" присвоили имя "Капитан Башкирцев". У меня остались самые светлые воспоминания от общения с этим замечательным человеком.

Назад