ЖИТЕЛИ КАМЧАТКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРАВДУ О ЛЕНД-ЛИЗЕ!Недавно мне попала в руки книга Аллы Паперно "Ленд-лиз. Тихий океан". Речь в ней идет о военной помощи, которую США оказывали Советскому Союзу, прошедшей в годы Великой Отечественной войны через порты Дальнего Востока.
Надо помнить, что подписанию договора о ленд-лизе (дословно: заем и аренда) предшествовали драматические события. Во время обсуждения этого договора в Конгрессе США один из профсоюзных деятелей страны Джордж Мини сказал буквально следующее: "В Европе подрались два разбойника - Гитлер и Сталин. Нам надо посмотреть, кому из этих разбойников помогать первому".
Это не голословное утверждение. За нападение в 1939 г. на Финляндию Советский Союз исключили из Лиги наций. Советские пароходы до самого начала войны, то есть до 22 июня 1941 г., доставляли в Германию листовую медь из Мексики, вольфрамовую и молибденовую руду с Филиппинских островов. Ну а дележка Польши между Германией и СССР и расстрел польских офицеров в Катыни говорят сами за себя.
Но, несмотря на это, помощь из Америки в Советский Союз пошла, и помощь эта была большая. Я не буду приводить все данные о ней. Для этого надо прочесть книгу А. Паперно, где собраны очень интересные сведения. Многое помню и я сам. Помню и то, как у нас, на Камчатке, с началом войны и введением карточной системы отоваривать карточки было нечем - запасы продовольствия отсутствовали. Нормы установили мизерные, люди жили впроголодь. И только к октябрю 1941 г., с поступлением продовольственной помощи из США, карточки стали отоваривать. В 1943 г. каждому жителю по ордеру продали по пять метров синего джинсового материала и по пять метров желтого полотна для пошива сорочек. Появилась и обувь. Это тоже была помощь по ленд-лизу. Охотники за сданную пушнину получали дополнительно, сверх карточек, белую муку, сахар, чай.
Во время войны суда Морфлота и рыбной промышленности получали ремонт в портах США и Канады в счет ленд-лиза. Там ремонтировались суда АКОфлота, Кработреста, Востокрыбхолодфлота, других рыбных организаций, китобойная база "Алеут". Американское правительство выделило много судов из своего резервного флота. Начиная с января 1943 г. стало поставлять пароходы типа "Либерти". Приведу их основные технические характеристики: мощность машины 2 500 л. с., длина 134,6, ширина 17,4, осадка 8,5 метров, экономическая скорость хода 11,5 миль в час, расход топлива 25 тонн в сутки, дальность плавания экономическим ходом 13 000 миль, вооружение - одно 102- и девять 20-миллиметровых орудий, экипаж 61 человек.
Эти суда собирались из секций, которые строились в разных городах США, потом по железной дороге свозились в портовые города, где соединялись на стапелях электросваркой. В Сан-Франциско действовало десять стапелей, и для сборки "Либерти" требовалось всего десять дней, затем еще столько же для достройки на плаву. Таким образом, каждый день на воду спускался один пароход. Их постройка обходилась относительно дешево. Конструктивные недостатки, выявленные в начале эксплуатации, такие, как недостаточная продольная прочность, были устранены. Эксплуатировались эти суда по нескольку десятков лет. А греческие судовладельцы модернизировали их - снимали паровые котлы и машины, устанавливали дизели. В результате увеличивалась грузоподъемность, скорость хода достигала пятнадцати миль в час. Использовались эти суда для перевозки угля, зерна и других грузов.
В книге под редакцией немецкого автора Типпельскирха "Мировая война 1939-1945 гг." высказана интересная мысль: "Когда в конце 1941 г. США с их неистощимым военным потенциалом вступили в войну, тогда же и можно было с уверенностью сказать, что война нами будет проиграна. К концу 1942 г. немцы на море топили суда, а союзники со стапелей спускали больше".
Как я уже сказал, советские суда ремонтировались в портах США и Канады. Там же они получали бункер, снабжение, вооружение, проводили военную подготовку экипажей.
По данным Российского государственного архива экономики, приведенным в книге А. Паперно, Владивосток и Дальневосточная железная дорога за годы войны переправили почти восемь миллионов тонн импортных грузов. Это в четыре раза больше объема импорта, переваленного Мурманском и Кировской железной дорогой, и впятеро больше того, что пропустили Архангельская группа портов (Архангельск, Бакарица, Экономия, Молотовск) и Северная железная дорога. Петропавловск-Камчатский, имея перед войной единственный деревянный причал рыбного порта, без механизации, получил к концу войны шесть капитальных механизированных причалов морского торгового порта (сейчас их двенадцать), склады, портовые сооружения, ряд служебных и жилых зданий. Наш порт перевалил импортных грузов примерно на пятую часть больше Мурманска и в полтора раза больше Архангель-ской группы портов. А ведь, говоря о ленд-лизе, многие до сих пор имеют в виду только северные порты.
Для обслуживания Транссибирской магистрали из портов США во Владивосток доставлялись паровозы. Везли их пароходы "Феликс Дзержинский", "Ванцетти", "Днепрострой" и другие. Получили мы и три ледокола: "Северный ветер", "Северный полюс", "Адмирал Макаров". В 1945 г. пришли буксиры: "Иван Сусанин" работал в торговом порту, "Кашалот" - в Камчатрыбпроме, "Наездник" - в составе Тихоокеанского флота. Была еще военная плавмастерская. По городу ездило много американских автомашин - "Студебеккер", "Форд" и других. Они использовались много лет, так же как и суда типа "Либерти".
Как-то раз зимой 1943 г., когда мне было пятнадцать лет, я насчитал на рейде Петропавловска более пятидесяти судов. Это шла военная помощь фронту. В маленькой заметке невозможно охватить всего, что происходило на Камчатке в то время, да и нет смысла пересказывать книгу, ее нужно прочитать.
С окончанием войны наши пути-дороги (вернее, правительств США и СССР) разошлись. Долги за взятое в аренду имущество до сих пор не заплачены. И я, как гражданин, считаю это ненормальным. Жители города должны знать правду о ленд-лизе.
Алла Паперно проделала гигантскую работу, собирая материалы для своей книги. Просто хочется снять шляпу перед этой женщиной, объехавшей множество городов и крошечных населенных пунктов, "перелопатившей" сотни документов, встретившейся с множеством людей. В книге описана не только история самого ленд-лиза, но и судьбы дальневосточных капитанов, работавших в то время. Я не читал ничего подобного. И тем обиднее, что книга практически недоступна широкому читателю. Она вышла очень маленьким тиражом, и до Камчатки дошли лишь единичные экземпляры, прочитать ее можно разве что в областной библиотеке. А ведь нам, камчадалам, как никому другому нужно знать свою историю, которую раньше замалчивали из цензурных соображений, а теперь - непонятно из каких. И мне думается, многие со мной согласятся, что книгу необходимо переиздать. Дело это нужное и важное. Мы должны знать свою историю. Нужно найти возможность изыскать средства для этого…
|