Назад

ПОСЛЕДНИЙ СТАЛЬНОЙ ВЕТЕРАН

Через непродолжительное время бухту Бабия должен покинуть один из старейших пароходов рыбной промышленности Камчатки - "Анатолий Серов", названный в честь героя-летчика, отличившегося в боях в небе Испании.
Судно было построено в 1926 г. на Ливерпульской судостроительной верфи и получило при "крещении" название "Джон Холдс". Предназначалось оно для перевозки фруктов из тропиков. Ровная палуба имела деревянный настил и оказалась очень удобной для перемещения по ней различных грузов. Судно красиво смотрелось. Кают-компания и курительный салон были отделаны тропическими сортами дерева. Главным двигателем служила паровая машина мощностью 1 200 л. с., позволявшая судну развивать скорость хода девять миль в час. В 1939 г. его приобрел Наркомат рыбной промышленности СССР, который передал его на Дальний Восток новому судовладельцу - АКОфлоту.
Долголетие парохода - семьдесят четыре года - наверное, достойно Книги рекордов Гиннесса. Но сейчас, при выходе из родной Петропавловской гавани, ветеран даже не сможет дать длинных прощальных гудков… (этот материал подготовлен до момента затопления судна, ныне лежащего на правом борту на месте своей последней стоянки. - ???.).
В последние годы судно служило филиалом учебно-курсового комбината. Здесь обучались матросы и мотористы баз флотов. Моряки слушали лекции по борьбе за живучесть и противопожарной безопасности. В последние дни на палубе стали появляться купцы, занимавшиеся покупкой и продажей металлолома. Спустя несколько дней будет известно, в какой из портов Кореи или Китая пароход пойдет на переплавку…
Перегнать пароход "Анатолий Серов" на Дальний Восток поручили капитану дальнего плавания Александру Игнатьевичу Дуднику (читатели, интересующиеся личностью А. И. Дудником, могут прочесть повесть В. М. Иваницкого "Жил отважный капитан").
Капитан Дудник был знаменитым человеком. В марте 1928 г. он принял в Японии закупленный Дальгосрыбтрестом пароход "Тайя-мару" и в порту Осака переоборудовал его в краболов. Весной и летом 1928 г. первый отечественный краболов успешно выпускал консервы на западном берегу Камчатки. Следом за ним появилось еще несколько подобных судов. Дело это было выгодное: крабовые консервы уходили на Лондонский рынок, принося стране валютную выручку.
В 1930 г. А. И. Дуднику выпало счастье принять закупленный в Америке в Балтиморе пароход "Глен Ридж", перегнать в Норвегию, а потом в Ленинград и переоборудовать его в китобазу. Судну дали новое название - "Алеут". В 1933 г. в феврале "Алеут" прибыл во Владивосток и вскоре вместе с тремя судами-китобойцами - "Трудфронт", "Авангард" и "Энтузиаст" - приступил к китобойному промыслу. Это новое дело было успешно освоено благодаря настойчивости капитана Дудника.
В 1936 г. Александра Игнатьевича в числе других работников рыбной промышленности Дальнего Востока наградили орденом Ленина. Но вал репрессий, пронесшийся в 1937-1938 гг., зацепил и его. В июне 1938 г. он оказался в битком набитой владивостокской тюрьме. Причина по тем временам стандартная - "враг народа". Следователь выдвигал дикие обвинения: "Расскажите, как хотели продать китобазу японцам"…
Полтора года Александр Игнатьевич провел в тюрьме. После освобождения он приехал в Москву и был вызван на прием к наркому рыбной промышленности Александру Акимовичу Ишкову. Зная, что произошло с Дудником, нарком просил капитана отдохнуть на курорте, а потом со свежими силами приступить к выполнению нового ответственного задания. Теперь ему поручалось перегнать на Камчатку недавно купленное судно "Анатолий Серов", погрузить и привезти во Владивосток шесть паровых котлов для рефрижератора "Пищевая индустрия", а еще по просьбе Дальстроя доставить в Николаевск-на-Амуре четыре рейдовых буксира. "На Вашей кандидатуре наркомат остановился потому, что уверен, что Вы с этой задачей справитесь, - сказал Ишков. - Ведь опыт работы во льдах у Вас есть, да еще с такими известными капитанами, как Павел Георгиевич Миловзоров".
В начале августа 1940 г. были произведены подготовительные работы для успешного перехода в Арктике. В районе переменной ватерлинии изготовили деревянную противоледовую шубу, в трюмах установили так называемые айс-бимсы - толстые бревна от борта до борта против сжатия льдами. Кроме этого, по указанию наркома Военно-Морского флота СССР Н. Г. Кузнецова, А. И. Дуднику поручили провести на Дальний Восток подводную лодку типа "Щ".
Караван начал движение из бухты Белужьей 10 августа 1940 г. Капитан ледокола "Ленин" ознакомил командный состав экспедиции с ледовой обстановкой. Здесь и произошло знакомство двух знаменитых моряков - Дудника и Карла Павловича Эгги, командовавшего "Лениным". Снова им пришлось встретиться в Петропавловске в 1950 г., где Карл Павлович зарабатывал пенсию на парусно-моторной шхуне Камчатрыбфлота "Медуза".
Головным в караване шел ледокол, за ним подводная лодка "Щ-423", затем рейдовые буксиры. Замыкал строй "Анатолий Серов". Переход оказался очень тяжелым. Одну за другой сломали все лопасти гребного винта. Но все же "Анатолий Серов", уже под проводкой ледокола "Красин", дошел до бухты Провидения. Там поставили запасной винт. Дальнейший переход трудностей не представлял.
В Петропавловске А. И. Дудник доложил руководству АКО о выполнении рейсового задания. Затем, по приходе во Владивосток, был получен приказ наркома А. А. Ишкова, гласивший, что "за успешное проведение пароходом "Анатолий Серов" арктического рейса из Мурманска во Владивосток и проявленные при этом экипажем настойчивость и энергию наградить знаком "Отличник соцсоревнования Наркомрыбпрома СССР" капитана А. И. Дудника с выдачей премии в размере четырехмесячного оклада". Таким же знаком и окладом за два месяца награждались помполит Ф. С. Гуркин, старший механик С. А. Хвастунов. Знак "отличника" получили все штурманы, механик, радисты, боцман, три матроса, два машиниста, кочегар, пекарь. "Похвальную грамоту стахановца в борьбе за изобилие рыбных продуктов" вручили одиннадцати членам экипажа. Кроме того, Совнарком СССР 23 ноября 1940 г. выделил в распоряжение капитана Дудника сорок две тысячи рублей для премирования экипажа - это уже за перегон подводной лодки.
С началом войны судно продолжало работать в прежнем режиме: доставляло грузы на побережье Камчатки, вывозило рыбопродукцию в Приморье.
В марте 1943 г. пароход получил распоряжение АКО идти в США для проведения ремонта и доставки военного груза на родину. Сразу же вышли в рейс. На переход получили низкосортный малокалорийный уголь. Расход его, по сравнению с сахалинским, был вдвое больше, а скорость хода упала. Судно шло без огней ввиду большой опасности встречи с подводными лодками. По пути зашло в Датч-Харбор, где его сразу же поставили к угольному причалу и дали хорошего высококалорийного топлива. Вскоре пароход пришел в Сан-Франциско - один из крупнейших портов мира. На ремонтной верфи на судно установили зенитные автоматы "Эрликон" на крыльях мостика, а на корме - четырехдюймовую пушку. Часть команды выезжала на полигоны, где училась стрелять по воздушной цели - "колбасе" и по надводной мишени.
В конце июня пароход был отремонтирован. В его трюмы погрузили авиационный бензин в бочках, взяли груз консервов, спецодежды, растительного масла. В конце июля снялись на Камчатку. В начале августа получили распоряжение зайти в Усть-Камчатск и взять на буксир плот-сигару для Петропавловска. В пути не обошлось без приключений: ослабли тросы крепления, создалась угроза потери плота. Но благодаря принятым мерам плот спасли и благополучно доставили в порт. За это капитан Дудник и экипаж парохода получили премии.
В 1944 г. А. И. Дудника перевели в Востокрыбхолодфлот. Капитаном на "Серове" стал Михаил Ефимович Зеленский. В марте 1945 г. он повел судно на ремонт в Канаду, в порт Ванкувер. Старшим механиком в это время работал Николай Борисович Домра. В июне 1945 г., уже после окончания войны, пароход прибыл в Петропавловск. Опять началась его прежняя, привычная работа.
В 1948 г. в командование пароходом вступил Илья Иосифович Баклаг. На "Серов" он пришел в 1940 г. после окончания Владивостокского моррыбтехникума. Прекрасно знал английский язык, великолепно разбирался в радиотехнике. Начинал с третьего помощника капитана, а проработал на этом пароходе до 1975 г., всего тридцать пять лет! Еще один ветеран "Серова" - старший механик Дмитрий Романович Винтовкин - трудился на этом судне двадцать пять лет.
В августе 1954 г. "Анатолий Серов" под командованием И. И. Баклага пошел на ремонт в Китай, в порт Шанхай. Ремонт продолжался два года. После возвращения в 1956 г., на Камчатке начались изменения: было организовано Управление тралового и рефрижераторного флота. Все чаще транспортные суда стали использоваться как плавбазы. Стал принимать и обрабатывать сельдь в бухте Лаврова и "Серов". Командовал им в это время капитан дальнего плавания Михаил Григорьевич Чекаленко.
С 1978 г. пароход "Анатолий Серов" использовался как учебное судно-тренажер. А через пару лет его отбуксировали на вечную стоянку в бухту Бабия, в район жестянобаночной фабрики. Все эти годы пароход исправно служил флоту…
Вот такая интересная биография у одного из самых старых судов Камчатки. Надо бы с почетом, торжественно проводить этот пароход в последний путь, как провожали в свое время китобазу "Алеут" и пароход "Петропавловск" Сахалинрыбпрома. Что скажут на это ветераны флота?

Назад