ВОТ ТАКОЙ "ХЕРСОНЕС"…Танкер "Херсонес" построили в Германии в 1937 г. для бункеровки подводных лодок. Судно имело грузоподъемность тысячу тонн и по величине являлось вторым в Камчатрыбфлоте после танкера "Максим Горький". Мощность его машины составляла 1 100 л. с. Танкер имел следующие особенности: три балансирных руля, ручной рулевой привод, как у СРТ и транспортно-холодильных судов. Эхолот включал две пары вибраторов, одну установили в носовой части судна, другую - в кормовой. Имелся радиопеленгатор. Скорость танкер развивал до одиннадцати миль в час - по тому времени неплохо.
В состав Камчатрыбфлота судно поступило летом 1947 г. как трофейное. Его родное название - "Одербанк". Второе, однотипное с ним, называлось "Машук" и принадлежало Главсахалинрыбпрому. Оно несколько отличалось от "Херсонеса" - "Машук" имел один руль.
В начале декабря 1947 г. "Херсонес" пошел на ремонт во Владивосток. Командовал танкером капитан дальнего плавания Александр Ефимович Миронов. Было ему в то время сорок восемь лет, и опыт судовождения в дальневосточных водах он имел большой.
На переходе во Владивосток танкер попал в жестокий шторм и оледенение. Прибыл туда 14 декабря. Эта дата запомнилась на всю жизнь тем, что на другой день, 15 декабря, в стране отменили карточную систему и произвели денежную реформу. Теперь десять дореформенных рублей приравнивались к одному новому. Но, несмотря на реформы, жизнь заметно не улучшилась. С продуктами по-прежнему было плохо. Муку на судно получали черную и с примесью ячменя.
Зима 1947-1948 гг. отличалась лютыми морозами и ветром. В ремонт нас поставили в бухту Диомид на верфь Приморрыбпрома. Рядом с нашим бортом стоял "Машук".
На плечи команды, как всегда в ремонте, легла самая грязная и тяжелая работа: обивка ржавчины в грузовых танках и в цистернах пресной воды, очистка якорных цепей и канатных ящиков, покраска корпуса. Много работы было для команды и в машинном отделении.
К маю 1948 г. работы подходили к концу. Судно приобрело опрятный внешний вид, мачты и надстройки засверкали свежей краской. Шло негласное соревнование с "Машуком" - кто быстрее выйдет из ремонта.
Но тут в судьбе танкера "Херсонес" злую шутку сыграли следующие обстоятельства. Во Владивосток для решения вопросов судоремонта нескольких рыбацких контор (Камчатрыбфлота, Амуррыбпрома, Приморрыбпрома, Кработреста, Сахалинрыбпрома и Китозвертреста) прибыла группа из Министерства рыбной промышленности. Ею руководил Семен Гинер (С. Г. Гинер в 1930-х гг. возглавлял Морской отдел Владивостокской конторы АКО и Морское агентство АКОфлота. После войны - начальник морагентства Тралфлота и Камчатрыбпрома во Владивостоке. Умер в мае 1966 г. - ???.).
В те времена были очень популярны лозунги: "Пятилетку в четыре года!", "Две нормы за одну смену!", "Сдадим досрочно к такой-то годовщине Октября!" и подобные. И далеко не всегда это оправдывалось здравым смыслом. Так и в нашем случае - нужно было отрапортовать о досрочном выходе из ремонта. Но для этого следовало провести швартовые испытания, которые длятся не один день.
Надо отдать должное механикам "Машука" - это были люди настырные, дело знающие и ни на какие уговоры работников группы министерства не поддавались. Они проводили испытания главного двигателя на швартовах. Выявленную неисправность устраняли сразу же. Как результат - "Машук" после примерно четырех-пяти дней швартовых испытаний был предъявлен инспекции Регистра, успешно прошел и ходовые испытания. После получения документов на годность к плаванию вышел в море.
Иначе сложилось на "Херсонесе". Все получилось по русской пословице: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить". Как помнится, на борт прибыл начальник морского агентства Камчатрыбфлота М. Я. Иоффе и дал категорическое распоряжение: по сути, без швартовых испытаний выйти на ходовые, утром сдать судно инспекции Регистра, к вечеру встать под налив груза, а на следующее утро уже выйти в море для снабжения топливом Курильской китобойной флотилии.
Ходовые испытания закончились быстро. Вышли в море. Группа министерства бодро отрапортовала. Но тут от перегрева главного двигателя в цилиндре образовалась трещина, и вода из зарубашечного пространства стала попадать в цилиндр. Двигатель остановили. Подошедший из порта буксир снова поставил нас к стенке завода для ликвидации аварии.
Созданная комиссия усмотрела вину старшего механика. Через несколько дней новым старшим механиком назначили Василия Моисеевича Рядченко, имевшего первый разряд и большой опыт работы.
Стоянка "Херсонеса" у завода затянулась. У берегов Камчатки танкер появился только в конце сентября 1948 г. После этого он проработал примерно года три в составе Камчатрыбфлота, а потом перешел в какую-то другую контору.
На меня, молодого парня, бывшего в то время на "Херсонесе" матросом первого класса, эта история произвела тягостное впечатление: ретивая "бригада" неумных толкачей типа Гинера и Иоффе нанесла ощутимый ущерб государству, торопясь отрапортовать партии и правительству…
|