АВАРИЯ "ЯКУТА"Шел сентябрь 1947 г. Пароход "Сима" пришел из Усть-Камчатска с грузом ящичной клепки для рыбокомбинатов западного побережья Камчатки. Догрузил на палубу немного гвоздей и других стройматериалов. Взял полный бункер угля и пресную воду. Попутно пополнили экипаж.
Стоя на вахте, я встретил вновь назначенного на должность второго помощника капитана Семена Васильевича Чуприну. Будучи матросом первого класса, я являлся еще и тальманом трюма. Вахту на руле мне пришлось нести со вторым помощником. Семен Васильевич пришел на "Симу" с парохода "Якут". Он работал на "Якуте" как раз в то время, когда в начале июня 1947 г. с этим пароходом судно авария у мыса Лопатка. Об этом я и хочу рассказать. Но вначале немного о самом пароходе.
"Якут" - грузовое судно, построено в 1919 г. в США на Великих Озерах. Грузоподъемность 3 100 тонн, скорость семь миль в час, мощность машины 1 500 л. с. Судов этого типа поступило в Советский Союз более десятка. Это "Якут", "Кура", "Туркмен", "Чукча", "Чапаев", "Щорс" и другие. Они строились для работы на жидком топливе, но после закупки их переоборудовали под уголь, оставили на мазуте только "Чапаев" и "Щорс".
Эксплуатация этих пароходов была сущим бедствием. Дело в том, что качество нашего дальневосточного угля было плохое. Ввиду его низкокалорийности кочегарам было трудно держать пар "на марке". Во время чистки топок, при смене вахт судно еле двигалось. В штормовую погоду оно даже не выгребало против ветра. В таких случаях у капитана прибавлялось седых волос на голове. Единственное, что было хорошим на "Якуте", так это жилые помещения.
Во время нашей вахты Семен Васильевич рассказал о нашумевшей аварии с "Якутом" подробнее:
- При подходе к маяку Сопочный на судно налег густой туман, шли по счислению. Но беда в том, что при плохом угле скорость была неравномерная. А тут еще вахтенного штурмана сбило с толку следующее обстоятельство. Не доходя до маяка Лопатка, один из паровых траулеров, имея на буксире две плавединицы, стал на якорь: не рискнул проходить Первый Курильский пролив в густом тумане. Как показали последующие события, его капитан сделал правильно. Вахтенный штурман траулера изредка освещал эти плавединицы прожектором. Блики прожектора вахтенный штурман "Якута" принял за проблески маяка Лопатка. Видимость была переменная, густой туман налегал полосами. А тут еще наступила ночь и кромешная тьма.
Около полуночи, незадолго до смены вахты, я пришел в рулевую рубку. Капитана, стоявшего у смотрового окна, не заметил, так как зашел со света в темное помещение. И в это время я возьми да скажи: "Сейчас лучше всего не пролив проходить в такой темноте и тумане, а стоять на якоре". И тут незамеченный мною капитан отвечает: "Это вы, второй помощник, можете постоять, а мы пойдем". Для меня это было, словно ушат холодной воды. Но как потом оказалось, я был прав. Потому что, когда я зашел в штурманскую рубку и даже не успел ознакомиться с картой, судно уже оказалось на камнях. Наше счастье, что происходила смена вахт и чистка топок. Судно имело самый малый ход, хотя телеграф с полного хода на самый малый не переводился (потом к этому моменту сильно придирались аварийная инспекция и транспортная прокуратура).
Своим ходом "Якут" сняться с мели не мог. Подошли три наших парохода, в том числе "Анатолий Серов". После прибыла военная аварийно-спасательная служба. Для облегчения судна пришлось выбросить за борт часть груза. Погода стояла тихая, штормов не было, через несколько суток "Якут" стянули с грунта. Судно поставили в док на Петропавловской судоверфи. Течь ликвидировали, часть заклепок заменили, трещины заварили. Месяца через три "Якут" вышел в очередной рейс…
Что можно сказать о капитане? Командовал пароходом молодой и очень перспективный капитан. Назначили его из вторых помощников, минуя должность старпома, - такие вещи случаются крайне редко. Был очень хорошим организатором, всегда справлялся с планом грузоперевозок. В газете "Камчатская правда" регулярно, примерно раз в две недели, появлялись статьи о трудовых успехах экипажа "Якута". Летом 1946 г. "Якут", первым из судов большого тоннажа, сделав промеры, зашел в реку Камчатку. Об этом тоже была публикация в "Камчатской правде".
Все шло до этого рокового стечения обстоятельств благополучно, а тут завязалось следственное дело. Но начальство в лице начальника Камчатрыбфлота П. Д. Киселева, начальника Камчатгосрыбтреста К. Н. Кулаженко и начальника аварийной инспекции светлой памяти И. В. Апенкина, надо отдать им должное, не захотело губить молодого парня. Оно сделало все возможное, чтобы не доводить дело до суда. Объявили капитану строгий выговор, а когда его собрались привлечь к суду, сказали: "Мы ведь его уже наказали, а дважды привлекать к ответственности за одно правонарушение по закону нельзя". Прокуратура была, конечно, крайне недовольна. Ведь тут "светила" тюрьма сроком не один год. Но все обошлось, до суда дело так и не дошло, к великому удовольствию флотской общественности. В дальнейшем этот капитан стал начальником Камчатрыбфлота и долго, до самой пенсии плодотворно работал в системе Камчатрыбпрома.
А "Якут" в конце 1949 г. пошел на капитальный ремонт в Китай. Этот пароход ходил до 1969 г., когда на нем случился пожар, и он выгорел. После этого его продали в Японию на металлолом.
"Якут" - одно из старейших судов нашего флота. С 1929 по 1969 гг. оно проработало в одном управлении. Срок сорок лет - вполне приличный. Мне самому пришлось трудиться на "Якуте" летом 1948 г. в должности третьего и второго помощника капитана. На этом пароходе работал старший механик Степан Васильевич Малкин, окончивший машинную школу Балтийского флота в 1914 г. На "Якуте" он трудился двадцать два года - с 1938 по 1960 гг., до самой своей кончины. Долго на этом судне матросом и боцманом был Иван Прокопьевич Ступак.
Довелось "Якуту" участвовать и в полярной экспедиции к острову Врангеля осенью 1929 г. в составе парохода "Совет" и ледореза "Литке". "Якут" играл в этой экспедиции роль угольного транспорта.
…Вот такая история. Надо сказать, что жертвами коварного Первого Курильского пролива в разное время становились различные корабли. Кроме "Якута" там потерпели аварию танкер "Мариуполь" в 1942 г., средний рыболовный траулер Тралфлота в 1954 г. и другие. А радист с "Якута" Саша Ражев, который во время этой аварии держал связь с радиоцентром, как-то рассказывал мне, что буквально минут через пять после посадки на камни сильным порывом ветра отнесло в сторону полосу тумана, и все увидели прямо перед собой маяк Лопатка. Какие-то несколько минут…
|