Назад

ТРУДОВОЙ ПОДВИГ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПОДЛОСТЬ

Шел 1951 г. Камчатрыбпрому было необходимо доставить на Камчатку из сахалинского порта Пиленга более полутора сотен кунгасов. Для начала я расскажу, что же такое кунгас. Сейчас их уже не строят, но раньше делали очень много. Без кунгаса невозможно было представить жизнь рыбокомбината того времени.
Кунгас - это плавучее несамоходное средство, построенное из дерева, для перевозки рыбы или груза, в основном, соли, угля и вообще генерального груза. Строились они на Ключевской верфи, оттуда сплавлялись в Усть-Камчатск, а затем распределялись по восточному и западному побережью Камчатки. Из Усть-Камчатска они или буксировались, или перевозились на палубе пароходов.
Различались кунгасы рыболовные грузоподъемностью от трех до пяти тонн и грузовые - до пятнадцати, а то и двадцати тонн. Рыболовный кунгас вытаскивался на покатах на берег, рыба при помощи транспортера выливалась в лотки и доставлялась на рыборазделочную пристань.
Грузовой кунгас подавался катером кормой к берегу. Перед этим с носа отдавался адмиралтейский якорь, потравлялся канат, и при подходе кормы к берегу на нее подавались два конца. Концы подавали отчаянные ребята - курибаны. Получалось, что кунгас удерживался на якорном канате и кормовых концах. На корму с берега те же курибаны подавали трап, и начиналась работа.
В то время в рыбокомбинатах еще не было кранов, и вся погрузка-выгрузка производилась вручную, носилками. Работа, прямо скажем, была тяжелая. Торопились: дорог был каждый час хорошей погоды, ибо в шторм работать было невозможно. А ведь следовало выгружать на берег массу соли, тары и прочего, снимать тысячи тонн продукции.
Перевезти полторы сотни кунгасов с Сахалина было очень трудно. Требовалось несколько пароходов, да еще и вооруженных тяжеловесными грузовыми стрелами. Для решения этой задачи Камчатрыбпром привлек специалистов. Его выбор не случайно выпал на капитана дальнего плавания Юлия Николаевича Васюкевича. В это время он командовал "Орочоном" - самым крупным пароходом Камчатрыбфлота. Юлий Николаевич - потомственный мореход, внук знаменитого дальневосточного моряка Фридольфа Гека. У Гека было трое внуков, все - капитаны дальнего плавания.
До этого Ю. Н. Васюкевич руководил краболовами в Кработресте, и опыт командования крупнотоннажными судами имел громаднейший. На совете в Камчатрыбпроме он внес необычное предложение: "Надо выйти на Сахалин за кунгасами на своих катерах типа "жучок". В Пиленге кунгасы взять на буксир и прибуксировать их на Камчатку. Другого выхода нет".
Был ли риск? Да, безусловно, был. Ведь надо было пересечь все Охотское море.
Флагманским капитаном этой флотилии назначили Ю. Н. Васюкевича. С ним заключили соглашение об оплате труда за перегон кунгасов. Помполитом назначили и ныне живущего в Петропавловске Василия Дмитриевича Уткина. Из участников этого перехода здесь также живет Надежда Михайловна Артыш. В этой операции принимали участие капитан катера Анатолий Богомягков из Усть-Камчатска, Евгений Кривцов из Озерной. Их, да и многих других, сейчас уже нет в живых.
На Сахалин отправилась армада катеров - около тридцати. Часть катеров к этому времени построила наша судоверфь, а часть выделили рыбокомбинаты. Электронавигационных приборов на катерах не имелось, стояли только два магнитных компаса. На каждом суденышке размещались по нескольку бочек солярки - запас на всякий случай.
По приходе в Пиленгу их встретил танкер с дизельным топливом и маслом. Первая часть задуманного свершилась. Кунгасы стянули с берега и стали готовить к переходу на Камчатку. Каждый катер взял на буксир пять или шесть кунгасов, и флотилия двинулась в обратный путь. Переходу мешали штормовая погода и туман. Туманы в летнее время, особенно в июне и июле, в Охотском море стоят очень часто. Но, наконец, показались камчатские берега. Перегон прошел блестяще, ни одного судна не потеряли.
Участников перехода хорошо вознаградили. Васюкевич получил около ста тысяч рублей - деньги по тому времени немалые.
Наступил следующий год. Опять надо было организовывать такую же экспедицию. И опять это поручили Васюкевичу. Но платить большие деньги за перегон кунгасов начальство из Камчатрыбпрома теперь не собиралось. Когда Юлий Николаевич предложил заключить трудовое соглашение, из руководства его подписал только один работник отдела флота. Объяснили, что главбух в командировке и подписи его не будет. "А Вы, Юлий Николаевич, идите в рейс и возьмите с собой прошлогоднее трудовое соглашение", - сказали ему. Васюкевич поверил им и согласился. К тому же его заверили, что пересматривать соглашение не будут, все останется, как в прошлом году. Никакого вероломства, конечно, он не ожидал.
Опять армада катеров пошла на Сахалин. Опять взяли кунгасы на буксир, и опять же на шестые сутки они пришли на Камчатку. Но при расчете зарплаты получили в два раза меньше. Васюкевич подал в городской суд. При разборе конфликта выяснилось, что на трудовом соглашении нет подписи распорядителя финансов - главного бухгалтера. С одной же подписью работника отдела флота документ не имеет юридической силы. А прошлогоднее трудовое соглашение недействительно, потому что оно прошлогоднее.
Обиженный Юлий Николаевич разругался с начальством, взял расчет и поступил работать в Сахалинское пароходство. Там он долгие годы командовал пароходом "Шкипер Гек", названным именем его знаменитого деда.
Вот так и закончилась эта история, по сути дела, о трудовом подвиге и о человеческой подлости.
Скончался Юлий Николаевич лет пятнадцать тому назад. Он оставил о себе светлую память, как о порядочном человеке, смелом и достойном моряке.
…Прошло несколько лет после описываемых событий, и мне пришлось столкнуться с подобным явлением. Случилось это на Клайпед-ском судоремонтном заводе. Я был капитаном на переоборудовании одного из судов. Борт о борт стояло судно, принадлежавшее Академии наук. Отпущенных на задуманный ремонт денег ему не хватало. Тогда владелец судна обратился к Ивану Дмитриевичу Папанину с просьбой походатайствовать перед руководством завода о производстве большего объема работ за имеющуюся сумму. Завод перед просьбой такого человека, как Папанин, не устоял. Он в то время в Академии наук играл какую-то видную роль. Но когда завод завершил ремонт, то владелец судна платить сверх оговоренной суммы отказался.
Дирекция завода затеяла судебное разбирательство, требуя оплату за фактически выполненную работу, и потрясала бумагой, подписанной самим И. Д. Папаниным. Но владелец судна стоял на своем: "При всем уважении к Папанину мы оплату по фактически выполненной работе производить не будем. Он не является распорядителем финансов нашего предприятия".
Вот такие бывают в жизни закавыки. К тому времени из Клайпеды мне пришлось выехать, поэтому я не знаю, получил ли завод свои деньги…

Назад