"КАМБАЛОВОЗ" "КАПИТАН ЧИРИКОВ"Описываемые события произошли более пятидесяти лет назад. Меня как тогда, так и сейчас поражает несуразица происшедшего и полная безответственность. Подобные вещи случаются с нами повсеместно, и ничему мы не учимся. Строится, например, какое-нибудь предприятие. Кроме постройки цехов нужно ведь еще сделать многое, вплоть до возведения жилого фонда. Но у нас получается так, что предприятие построено, а жилья нет. И ютятся люди во времянках годами. Те, кто постарше, помнят, как жили в бараках лет по двадцать, а квартиры получили уже в возрасте тридцать пять - сорок лет, а то и старше.
…Наступал 1952 г. Началось пополнение флота. Из Германии поступили рыболовные суда типа СРТ. Но ведь поймать рыбу еще полдела. Добытую на западном побережье Камчатки камбалу надо выгрузить на рыбокомбинате, привести, как говорят, в ликвидный вид - заморозить или сделать из нее консервы и отгрузить потребителю. Но ведь западный берег Камчатки укрытых бухт не имеет. Обработка судов идет на открытых рейдах. А глубокой осенью и в начале зимы, как правило, наступает пора сплошных штормов. И в конце года вырисовывалась безрадостная картина: комбинаты пойманную рыбу принять и обработать были не в состоянии. Москва продолжала заказывать новые СРТ, а о том, что нужны и рефрижераторные суда, почему-то не думала. Но за выполнение плана спрашивала строго.
Поэтому начальник Камчатрыбпрома Ш. Г. Надибаидзе, его заместитель П. М. Макштас и секретарь обкома КПСС Т. Г. Калинников разработали план мероприятий. Они решили задействовать имеющийся лесовоз "Капитан Чириков" для приема парной камбалы. А после приема эту камбалу доставить в Усть-Камчатск и переработать на тук. Загрузить судно намеревались непосредственно в районе лова, на Явин-ской банке.
Но получилось не так гладко, как задумывалось. Придя на Явинскую банку и оценив неблагоприятную обстановку, от этого плана отказались. В крайнем случае, решили следовать в бухту Жировую. На "Чирикове" в трюмах из досок и брусьев сделали отсеки, чтобы рыба во время шторма не могла сместиться.
Когда время стало приближаться к Новому году, из Камчатрыбпрома и Управления тралового флота в адрес капитанов траулеров пришло указание, чтобы каждый отрапортовал, что у него на борту сто тонн выловленной рыбы - может быть, с учетом этого можно будет хоть как-то закрыть план. Но погода внесла свои коррективы.
Подошедший на рейд Усть-Камчатска "Капитан Чириков" выгрузить сумел немного. К тому же камбала, перевозившаяся на совершенно не пригодном для этой цели лесовозе, до такой степени испортилась, что не годилась даже и на тук. Подвезенную к рыбной пристани камбалу по требованию рыбвода выгружать запретили, дали указание вернуть на борт "Чирикова". И выбросить за борт ее тоже запретили под страхом привлечения к уголовной ответственности. Так что пришлось "Чирикову" не солоно хлебавши идти в порт. С великими трудностями, то на рейде по ночам, то, выйдя за ворота Авачинской губы, еле-еле удалось от этой камбалы избавиться. Не все капитаны дали в управление телеграммы о наличии на борту ста тонн рыбы. И после Нового года убедились, что чудес все-таки не бывает. План оказался провален. В начале следующего года прилетела комиссия из Минрыбхоза и, как и положено, сделала "оргвыводы".
Сняли с работы с понижением в должности заместителя начальника Камчатрыбпрома П. М. Макштаса. Т. Г. Калинникова, бывшего секретаря обкома КПСС, перевели в аппарат Хабаровского крайкома КПСС, и о дальнейшей его судьбе мне не известно. Перевели в Усть-Камчатск на должность с понижением начальника Петропавловского моррыбпорта А. Т. Херсонского. Надо отдать ему должное - Херсонский работать умел. С заданиями всегда справлялся. Судя по публикациям устькамчатской районной газеты, для выполнения плана грузоперевозок он умудрялся даже перевозить песок с одного берега на другой. Доработал до пенсии, с почетом ушел на заслуженный отдых. Его именем назвали морской буксир.
Ш. Г. Надибаидзе перевели начальником Западно-Сибирского рыбтреста. По истечении нескольких лет его назначили руководителем Главсахалинрыбпрома, а после - Дальрыбы. Это был ответственный человек, данное слово всегда держал. Вот что рассказывал ветеран флота, капитан дальнего плавания Александр Осипович Башкирцев: "Шел слет передовиков рыбной промышленности. Надибаидзе вручил мне именные золотые часы. А я всю жизнь жил без квартиры. И вот один из сотрудников Дальрыбы говорит мне: сходи, мол, к Шалве Григорьевичу, он может помочь. Спустя несколько дней после вручения премии я пошел на прием к Шалве Григорьевичу. Он сказал, что хорошо меня помнит, и написал на моем заявлении резолюцию: "Непременно помочь". А мы в это время встали во Владивосток на ремонт. И что бы ты думал? Спустя полмесяца меня пригласили в Дальрыбу и в секретариате вручили смотровую на двухкомнатную квартиру в хорошем районе, на проспекте Столетия. В буквальном смысле через неделю я уже справлял новоселье"…
Вот так и получалось, что Москва, думая и решая за нас, спускала практически невыполнимые планы, а потом завинчивала гайки по полной программе, и летели со своих должностей неплохие, в общем-то, руководители…
Примечание редактора. Дело "о приписках" было шумным. 5 марта 1953 г. областная прокуратура сообщала: "За совершение приписок были привлечены к уголовной ответственности начальник главка т. Надибаидзе и начальник рыбного порта т. Херсонский. В декабре 1952 г. по указанию прокурора СССР уголовное дело производством прекращено. Оба указанных работника наказаны в партийном порядке и с занимаемых должностей освобождены". Директор и главный бухгалтер Озерновского комбината были осуждены, главный инженер Главкамчатрыбпрома Бершев и П. М. Макштас "за участие в приписках наказаны по нашему представлению в дисциплинарном порядке".
А вот что сообщает справка "О выполнении мероприятий по усилению добычи рыбы, крабов, морского зверя в четвертом квартале 1953 г.": "В настоящий момент в Петропавловске имеется только два номерных рефрижератора № 4 и № 6 с суточной морозильной способностью по 40 тонн каждый… при потребности только камчатских траулеров минимум 300 тонн… Уже сейчас, когда подошли с моря только первые четыре СРТ, в Петропавловске образовались значительные трудности со сдачей камбалы, что крайне отрицательно сказывается на материальном и моральном состоянии команд траулеров".
|