Назад

Глава 1

1.1. Мировое рыбное хозяйство

Согласно материалам к докладу "Развитие и повышение конкурентоспособности рыбной промышленности России", с которым в 2004 г. выступил на Государственном совете Российской Федерации губернатор Приморского края СМ. Дарькин, в последнее десятилетие для мирового рыбного хозяйства были характерны следующие основные тенденции:
• Стабилизация объемов добычи традиционных промысловых объектов естественного происхождения на уровне около 90 млн. тонн.
• Более того, в некоторые годы происходило снижение вылова.
• Устойчивая положительная динамика продукции аквакультуры. С 1993 по 2003 гг. рост составил 2,4 раза. Удельная доля ее в общем объеме добычи водных биоресурсов возросла с 17% до 31%.
• Увеличение доли развивающихся стран в общих объемах мирового вылова (на 14,2%) и снижение доли стран с развитой и переходной экономикой (на 18%). Среди традиционных лидеров мирового рыболовства наиболее значительное сокращение добычи гидробионтов естественного происхождения в указанный отрезок времени произошло в Чили (на 38%), Японии (на 35%) и России (на 25%). Соответственно, доля российского рыбохозяйственного комплекса в общем мировом вылове снизилась с 5,1% в 1993 г. до 3,6% в 2003 г. При этом удельный вес нашей страны в мировой стоимости рыбной продукции, напротив, несколько возрос - с 1,5% до 2%. o Увеличение доли свежей и охлажденной рыбопродукции в общем мировом потреблении продукции из водных биоресурсов (с 44,6% до 52,9%).
В настоящее время, под воздействием естественных ограничений на вылов водных биоресурсов, на мировом рынке спрос на все виды традиционных рыбных товаров опережает их предложение. Соответственно, возрастает конкуренция за контроль над рыбными рынками сбыта, поскольку именно на этом этапе прохождения продукции от вылова до потребителя происходит максимальное добавление стоимости. В среднем от продажи рыбопродукции непосредственно рыбаки получают 22%, обслуживающие технические отрасли - 17%, торговые компании - 40%, государство - 21%. Поэтому развитые страны способствуют созданию крупных компаний, обладающих высоким уровнем концентрации торгового капитала и развитой логистикой. Это позволяет с максимальной выгодой регулировать мировые цены на рыбопродукцию, поддерживая их на достаточно высоком уровне.
Во многих развитых странах водные животные и растения служат обязательным элементом традиционной пищи. Такое предпочтение сказывается и на объемах поставки в эти страны качественной рыбной продукции. Крупнейший мировой импортер - страны Европейского Союза. В 2002 г. поставки сюда превысили 9,7 млн. тонн. Высокий уровень потребления морепродуктов характерен для Японии, Норвегии, США. Чтобы снизить издержки, некоторые страны пошли по пути создания транснациональных рыбохозяйственных компаний, берущих на себя все потребительские риски и обеспечивающих надежный контроль товарных потоков.
Учитывая растущие потребности в рыбопродукции, некоторые развивающиеся страны (Китай, Индия, Филиппины, Индонезия, Таиланд, Вьетнам и др.) активно наращивают в последнее время добычу водных биоресурсов. При этом основные усилия сконцентрированы на товарном выращивании наиболее валютоемких видов. Такой подход обозначен как: "Рыба в обмен на дешевое продовольствие и техническую помощь в развитии национального рыболовства".
Экспорт выловленных и переработанных гидробионтов - существенная статья доходов некоторых стран. Самый высокий удельный вес рыбопродукции в национальном экспорте достигнут в Тайване (почти 16%). Если учесть, что это государство более известно как поставщик высокотехнологичной продукции, наглядно продемонстрирована возможность успешного сочетания сырьевого и промышленного экспорта.
Рыбное хозяйство обычно, по крайней мере, у нас в стране часто воспринимают как планово убыточное. Многие инициативы рыбацких объединений, или старой гвардии бывших и нынешних управленцев отечественной рыбной отрасли в явной или скрытой форме содержат требования реанимировать государственную поддержку, желательно в тех же объемах, как это было в Советском Союзе. Это вполне понятно, поскольку именно тогда были сформированы основные представления многих нынешних руководителей о том, как должны функционировать производственные отрасли. Однако почти во всех наиболее развитых рыболовных державах прямая финансовая поддержка со стороны государства была прекращена в середине 90-х годов. По-видимому, в России такие изменения не особо заметили, поскольку в то время нам было не до этого. Теперь в большинстве рыбодобывающих держав правительства обеспечивают своим рыбопромышленным комплексам так называемый государственный протекционизм. Естественно, рыбаки, как и другие категории трудоспособного населения, могут участвовать в программах по формированию или сокращению рабочих мест и получать, таким образом, определенные социальные субсидии, но это вряд ли следует связывать с какими-то особыми привилегиями исключительно для рыбной отрасли. У них, в так называемых развитых странах несколько иные стандарты и отличный от привычного для нас уровень социальной поддержки собственных граждан, попавших в затруднительное положение.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в некоторых странах риски, связанные с ростом безработицы, или массовым перемещением людей из окраинных прибрежных поселений, стараются выявлять заблаговременно и своевременно предпринимать необходимые меры для снижения вероятности наступления таких событий. Например, в Норвегии за последние 20-30 лет значительная часть населения переместилась в крупные города. Численность жителей в небольших береговых поселках существенно сократилась. Аналогичные процессы происходят и в других странах. В этой связи национальные правительства с особым старанием пытаются предотвратить развитие неблагоприятных тенденций. В том числе и посредством финансовой поддержки небольших рыбопромышленных предприятий, которые расположены на побережье. По данным, приведенным в упомянутых ранее материалах к докладу на Государственном совете Российской Федерации, средняя субсидиарная поддержка на одно малое рыболовецкое предприятие в Норвегии составляет 36 тыс. американских долларов в год, в Японии - 23 тыс. долларов. Для китайских рыбопромышленников государство предоставляет косвенные субсидии через тарифы на электроэнергию, налоги на имущество, землю, прибыль; компенсирует до 50% переменных издержек.
Системно выстроенная и эффективно осуществленная рыбохозяйственная политика позволила многим странам, входящим в число лидеров современного мирового рыболовства, обеспечить ускоренную перекапитализацию отрасли, оснастить ее сверхпроизводительной промысловой техникой (суда, оборудование). Одновременно значительно обострилась международная конкуренция за доступ к водным биологическим ресурсам.
Большинство стран и международных рыбохозяйственных организаций применяют квотную систему распределения биоресурсов. Согласно существующим оценкам, фактический вылов ежегодно на 20-25% выше разрешенных объемов изъятия. По наиболее ценным объектам такое превышение составляет два и более раз. Чрезмерный промысловый пресс неизбежно приводит к сокращению запасов многих традиционно добываемых видов гидробионтов. Данная проблема носит глобальный характер, и она в той или иной степени выражена в каждой стране с развитым рыболовством.
Для того, чтобы приостановить наблюдаемое снижение биомассы хозяйственно ценных объектов, правительства ведущих морских стран последовательно формируют предпосылки для перехода к так называемому предо сторожному подходу при оценке возможных объемов изъятия водных биоресурсов. Аналогичные тенденции все в большей степени проявляются и в деятельности различных международных рыбохозяйственных организаций и комиссий.

Назад