А. Н. ВИНОГРАДОВО СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО ПОРТАТоварищи! Великая Отечественная война против немецких захватчиков потребовала напряжения всех сил от всех трудящихся Советского Союза и значительной перестройки всех отраслей народного хозяйства.
В системе Морского Флота СССР Петропавловский порт приобрел исключительное значение, как почти единственный незамерзающий порт на востоке, связанный сравнительно безопасным от фашистского нападения морским путем с нашим союзником Соединенными Штатами Америки.
Такое значение порта потребовало создания необходимой материальной базы в виде вполне современного механизированного большого порта, способного обслуживать самые крупные океанские суда.
Интересы же обороны Союза потребовали постройки порта в самые короткие сроки.
Своим решением от 16/Х-43 г. Государственный Комитет Обороны обязал Наркомморфлот построить порт в течение 1944 года, а механизированную причальную линию длиной 570 п/м и складскую территорию 50 000 кв. мтр. ввести в строй к июлю т. г.
Нарком Морского флота своим приказом № 366 от 23/Х-1943 г. почетную задачу постройки порта возложил на наш коллектив.
К первому октября 1944 г. порт должен быть полностью закончен со всеми своими вспомогательными и обслуживающими сооружениями.
К этому сроку порт НКМФ будет иметь:
Причальной линии 830 п/м, из них металлического шпунтового типа 570 погонных метров;
Открытой складской территории 115 000 кв. мтр.;
Крытых складов 11 000 кв. мтр.;
Портальных перегрузочных кранов 14 штук;
Передвижных кранов 12 штук;
Плавучих кранов 100 тн 1 штука;
Разных транспортеров 1 160 п/мтр.;
Паровую электростанцию мощностью 1 000 кВт;
Жилой фонд 27 000 кбм.;
Коллектив Камчатморстроя, вооруженный докладом т. Сталина о 26-й годовщине Октября, готов выполнить почетную задачу, возложенную на нас Правительством.
Назову отдельные объемы, подлежащие выполнению строительных работ:
Объем земельных работ, выполняемых различными способами около 500 000 кбм.
Забить шпунт металлический на протяжении 570 п/мтр. Всего переработать металла с укладкой анкеров 3 200 тн. Уложить в гидротехнические и гражданские сооружения около 12160;000 кбм. древесины.
Уложить водопровод 100 п/мтр.
Построить подкрановые пути 1 200 п/мтр.
Проложить кабельную электролинию около 4-х клм.
Для обеспечения навигации 1943—44 гг. Камчатморстрой получил ряд дополнительных заданий лично от т. Микояна и от Наркома: по созданию добавочных складских территорий, устройству дополнительных временных причалов и установки оборудования для разгрузки тяжеловесов. Все эти мероприятия направлены к увеличению пропускной способности порта уже в настоящий момент.
Эти задачи выполняются, а именно:
Создана складская территория против Облисполкома около 20 000 кв. мтр., территория соединена дорогой с «Порт-Кошкой», создана против этой территории временная причальная линия 175 п/м, на которой устанавливаются прибывшие из Владивостока и смонтированные у нас причальные понтоны.
Закончены работы по устройству фундаментов под 100-тонный береговой кран «Деррик».
Одновременно с этими работами выполняется строительство и монтаж основных объектов:
Отсыпана территория причалов по решению ГОКО 100 000 кбм.
Смонтирован один портальный кран, 1 паровой гусеничный, 6 автомобильных и 2 гусеничных крана-копра.
Пущена в эксплуатацию электростанция 600 кВт.
Ведутся подготовительные работы по бойке шпунта, а именно:
Изготовлены и монтируются копры, строится эстакада для кранов, подготовляется площадка под монтажные и строительные работы, ведется строительство первоочередных гражданских объектов: столовая, мастерские и проч.
Но работы развернуты совершенно недостаточно. Так, на 5-е февраля с. г. работы по основному строительству выполнены всего на 14 %, а общая сумма освоения капиталовложений составляет всего 9 % от запланированной.
Качество выполняемых работ еще не на высоком уровне: имелись случаи переделок, правда на второстепенных объектах, но это сигналы для того, чтобы своевременно провести борьбу за качество, для недопущения снижения такового при развертывании главных работ.
Нормальное развертывание всех этих работ задерживается целым рядом недостатков, имеющих место как в деле снабжения Камчатморстроя различными ресурсами, так и внутриорганизационными.
Обеспеченность проектно-сметной документацией. Утвержденное Наркомом в октябре месяце проектное задание по причалам получено только в декабре месяце, в связи с этим к строительству порта было приступлено без какого-либо проектного материала.
Технического проекта и рабочих чертежей до сего времени нет. Местная бригада Центроморпроекта таковые не выполняет, т. к. имеет указание, что чертежи составляются в Москве. Ожидать же проекты из Москвы можно только в конце марта т. г., так как извещения о высылке до сего времени нет.
В своей работе Камчатморстрой вынужден руководствоваться только проектным заданием и решением возникающих технических вопросов непосредственно на месте, что может в отдельных случаях привести к переделкам.
Местная бригада Центроморпроекта оказалась неспособной обеспечить стройку рабочими проектами организации работ, и поэтому Камчатморстрой был вынужден создавать группу инженеров при своем аппарате по проектированию, организации работ и рабочих приспособлений.
Обеспеченность материалами и инструментом. Положение со снабжением материалами очень тяжелое. Основные материалы, определяющие успех работы, не прибыли совершенно, или прибыли в недостаточном количестве.
Металлический шпунт с анкерами при потребности в 3 200 тонн совершенно не прибыли, а забивка шпунта — основная работа при строительстве порта. Задержка прибытия шпунта усугубляется еще тем обстоятельством, что в практике отечественного портостроения металлический шпунт не применялся, и нашему коллективу придется эту работу осваивать, а для этого потребуется некоторый промежуток времени.
Общая потребность леса определяется в 12 000 кбм. В наличии Камчатморстой имеет 200 кбм. круглого и около 900 кбм. пиломатериала. Этого леса совершенно недостаточно, и таковой может только обеспечить неотложные работы вспомогательного характера при бойке шпунта. Дальнейшее прибытие леса совершенно неизвестно.
Монтаж импортных портальных кранов, 1944 г. Фото А. Н. ВиноградоваКамчатморстрой сейчас принимает меры к использованию для гражданского строительства местных лесных ресурсов, но вопрос упирается в совершенно недостаточное количество тракторов.
Цемент, выделенный по решению ГОКО, заводом совершенно не отгружен. Поступление материалов с импорта тоже чрезвычайно задерживается. До сего времени Камчатморстрой не получил сортовое и кровельное железо, гвозди, узкоколейные рельсы и проч.
Совершенно не отгружаются материалы, спецодежда и инструмент по приказу Наркома № 366 от 23/Х-43 г.
Если со строительным инструментом в Камчатморстрое более или менее удовлетворительное положение (за исключением напильников и буровов-центр.), то положение со слесарно-механическим инструментом совершенно недостаточное. Это обстоятельство является уже в настоящее время тормозом в производстве монтажа и выполнении крайне необходимых слесарно-механических работ и работ подготовительных.
Скверно обстоит дело со снабжением спецодеждой. Из числа предусмотренных постановлением ГОКО 3 000 комплектов теплой одежды от НКО (Народного Комиссариата Обороны. — Ред.) получено только 500 комплектов. Теплое белье и ватные костюмы по приказу Наркома совершенно не получены, и неизвестно, когда будут.
Обеспеченность оборудованием и транспортом. Прибытие предусмотренного постановлением ГОКО оборудования с импорта очень задержалось, и запланированное в IV-м квартале 1943 г. почти не прибыло, за исключением электростанции, токарного станка, электросварочных аппаратов и компрессоров. Все это оборудование смонтировано и пущено в эксплоатацию.
В январе месяце (особенно в конце месяца) прибытие оборудование несколько усилилось. Прибыли 3 экскаватора, которые в настоящее время монтируются, а один из них вступил в строй. К сожалению, отправка произведена некомплектно, так как экскаваторы и два мотовоза прибыли, а узкоколейных рельс и вагонеток до настоящего времени нет, что вызывает необходимость обслуживать экскаваторы автомашинами, и без того дефицитными на стройке.
Не прибыли и неизвестно когда прибудут крайне необходимое в первую очередь оборудование: а) бензорезы и автогенные аппараты, б) насосы, в) копры, г) баржи, д) пневматический и электрифицированный инструмент.
Из-за отсутствия такого оборудования Камчатморскстрой вынужден был приступить к выполнению земляных работ вручную.
В порядке подготовки к бойке шпунта, на случай неприбытия копров с импорта, стройконтора ведет подготовку к работе арендованных и изготовленных 5-ти штук копров. Для этой же работы смонтированы прибывшие из Владивостока паровой гусеничный кран и электрический портальный кран.
Закончены монтажом полученные с импорта автомашины и трактора. Наличие машин обеспечивает нужды стройорганизации, количество же полученных тракторов 5-ти штук совершенно недостаточно, и нами возбуждено ходатайство о выделении дополнительно 10-ти тракторов.
Тяжелое положение с плавсредствами. Резко недостаточное количество несамоходных единиц, необходимых для установки копров и перевозки камня.
Стройка имеет всего 4 баржи, из них одна арендованная, в то время, когда только для установки копров надо иметь 6—7 плавединиц, т. к. из-за опоздания прибытия шпунта нагнать упущенные сроки можно только путем увеличения числа одновременно работающих механизмов.
Стройконтора располагает 2-мя катерами и, кроме того, по мере надобности, стройработы будут обслуживать 600-сильный портовый буксир «Минск». Таким образом, количество самоходных единиц для строительства почти достаточное.
Прибытие оборудования, подлежащего монтажу, также задержалось. Только в конце января т. г. прибыло шесть автомобильных кранов, которые смонтированы, и 6 гусеничных кранов-копров, которые находятся в процессе монтажа. Портальные краны начали прибывать только в начале февраля т. г.
В этот же период прибыли детали стотонного «Деррика», который должен быть смонтирован в феврале т. г.
Одним из основных механизмов на строительстве является з/с (землечерпательный снаряд. — Ред.) «Зея». На долю земснаряда ложится переброска около 400 000 кбм. грунта. Этим и определяется роль «Зеи» в общем объеме строительных работ. Фактически же «Зея» из-за работы на скалистых грунтах в Петропавловском ковше в 1943 году сильно износила разрыхлитель и трубопровод. Необходима помощь в быстром ремонте — не более месяца — земснаряда во избежание срыва всего задания.
Организация работ и производительность труда. К основным работам Камчатморскстрой приступил в декабре месяце 1943 года при отсутствии проектов и материалов. Кроме того, почти весь весь контингент инженерно-технических работников был новый, так же как и контигент рабочих, переданных из дивизии (развернутой на Камчатке 101-й стрелковой дивизии. — Ред.) и не знакомых со строительными гидротехническими работами. Такое положение сразу отразилось на организации работ и состоянии трудовой дисциплины.
Получение значительного количества рабочих без предварительной подготовки, в условиях отсутствия лесоматериала, вызвало простой рабочих из-за несвоевременной выдачи инструмента, неналаженности заправки такого, резкого недостатка землевозных тачек. Если к этому добавить, что часть несознательных, вновь пришедших рабочих имели иждивенческие настроения, что массово-политическая работа не была развернута из-за отсутствия партийной и профсоюзной организации, то станет понятно, что мы имели в январе месяце т. г. значительное количество рабочих, не выполняющих нормы, и только зарегистрированные простои достигли 905 человеко-часов.
На стройучастках имели место бригады, выполняющие нормы на 50—60 %, а две бригады: Новикова — 30 % (гражданский участок) и Гурьева — 23 % (гидротехнический участок).
Наряду с этим за короткий промежуток времени, еще в декабре месяце, выдвинулся целый ряд передовых бригад, значительно перевыполняющих производственные задания. К таким бригадам, стойко держащим знамя первенства и в январе месяце, относятся: гидротехнический участок: бригада Кириллова — 182—240 %, Дмитриева — 193—203 %, Ахметова — 145—173 %, Игнатова — 156 %; гражданский участок: Ян-жан-лин — 207 %, Крежеман — 163 %, Захаркина — 123 %. Среднее выполнение норм за январь м-ц по гидротехническому участку 104 % и по гражданскому 83 %.
К концу января месяца значительно улучшилось положение на строительстве. Вновь организованная партийная и профсоюзная организации развернули массовую работу. Начало развертываться социалистическое соревнование, бригады берут на себя конкретные обязательства. Значительно улучшилось снабжение инструментом. Техперсонал ознакомился с подчиненным ему коллективом рабочих.
За прорабами и мастерами закреплены определенные участки работ и рабочие бригады. Но не на всех еще участках вывешиваются доски показателей выполнения норм.
Одновременно введено дополнительное питание и снабжение махоркой перевы-полняющих нормы выработки.
За декабрь м-ц премировано денежными премиями за хорошие показатели 98 человек и в январе месяце 201 человек.
С 1-го февраля с. г. приказом по строительству введена аккордная и премиально-прогрессивная оплата труда на строительных, монтажных участках и подсобных предприятиях. Все это еще больше способствует сплочению коллектива на борьбу за высокие показатели, за досрочное выполнение Правительственного задания.
Кадры. На основании решения ГОКО для строительства порта из гарнизонов Камчатки должно быть передано 2 000 человек еще в ноябре месяце, т. к. согласно проектного задания, для обеспечения ввода в эксплоатацию портовых сооружений ежедневно должно быть не менее 2 000 человеко-выходов на основных и подсобных работах.
Фактически рабочая сила поступала чрезвычайно медленно, и приемка закончена только 28-го января т. г., когда прибыла последняя партия 39 человек.
Всего принято 1 203 человека, т. к. ДВфронт отказался передать полное количество 2 000 человек, включая в это число 800 человек, переданных Петропавловскому рыбному порту. Благодаря этому обстоятельству на строительстве создалось очень напряженное положение с рабочей силой, тем более, что для обеспечения эксплоатационной работы уже в зиму 1943—44 гг. Камчатморстрой выполняет ряд заданий т. Микояна и Наркомата по оборудованию временных причалов и складских территорий, не вошедших в объем работ по заданию ГОКО 16/Х-43 года.
Недостаток рабсилы возрос еще более в последнее время, т. к. строительство временно передало часть рабочих для усиления эксплоатационной работы порта.
Общее количество рабочих, ИТР и служащих на строительстве составляет 1 301 человек, кроме того работает заключенных в среднем 120—150 человек, а по приказу Наркома общий контингент строителей должен составлять 2 500 человек, следовательно, строительство обеспечено кадрами всего на 57 %.
Среди принятых от дивизии 33 % квалифицированные рабочие, которые по мере разворота строительных и монтажных работ используются по своей специальности.
Большая часть рабочих находится на гидротехническом участке — 680 человек, кроме того здесь работает 80—100 человек заключенных.
На гражданском участке работает 140 человек и 40 человек заключенных. Остальные рабочие работают на подсобных предприятиях, ОРСе, земснаряде «Зея» и изыскательской партии.
Кадрами инженерно-технического персонала Стройконтора обеспечена полностью, путем приезда старшего и среднего техперсонала из Владивостока и выдвижения младшего техперсонала из принятых бойцов.
Трудовая дисциплина находится еще не на должной высоте, хотя надо отметить, что в январе месяце, особенно во второй половине, таковая значительно поднялась.
На строительстве имелись случаи злостных прогулов. Всего с 20/XII-43 г. передано 20 дел в военную прокуратуру для привлечения к ответственности за дезертирство. Пять дел рассмотрены Военным Трибуналом и виновники дезорганизации работ осуждены.
Имелись случаи опозданий на работу и самовольный уход с работы, за что накладывались дисциплинарные взыскания. Всего наложено 35 дисциплинарных взысканий. Наряду с этим на производстве выявился целый ряд хороших, дисциплинированных товарищей, выполняющих производственные нормы на 150—200 % и способных повести за собой всех отстающих.
Залогом этого служит широко развертывающееся на Строительстве социалистическое соревнование за лучшие показатели ко дню 26-й годовщины Красной Армии.
Бытовые условия. Не местные рабочие размещены в общежитии на Хлебосухарном заводе, где размещено 630 человек. В ожидании прибытия сразу большого количества рабочих общежитие первоначально было оборудовано 3-х ярусными нарами. В настоящее время третий ярус разобран, и рабочие размещены на 1-м и 2-м ярусах.
Общежитие на Сухарном заводе имеет паровое отопление и электроосвещение. Водопровода и канализации нет, так что вода доставляется из колодца, что усложняет обслуживание. Первое время с постельными принадлежностями было чрезвычайно напряженное положение, которое к настоящему времени изживается, и сейчас все проживающие в общежитиях постельными принадлежностями обеспечены, также имеется и некоторый запас на складе.
Из общего количества бойцов 1 203 человека 573 человека проживают на частных квартирах. При общежитии организована парикмахерская — 2 мастера и сапожная мастерская — 7 мастеров. Ремонт обуви осуществляется в две смены. Обслуживающим персоналом общежития обеспечены полностью, кроме этого в отсеках ведется круглосуточное вахтерство.
Контингент Камчатморстроя прикреплен к столовой ОРСа (отдела рабочего снабжения. — Ред.) порта на сопке «Никольская» и столовой ГВФ (гражданского воздушного флота. — Ред.). Фонды на питание выделяет вновь организованный ОРС порта НКМФ.
Несмотря на выделенные ГЛАВУРСом фонды и имеющиеся местные возможности, из-за неповоротливости ОРСа порта до сего времени не налажено питание и снабжение сухим пайком рабочих, питающихся дома. Магазин организован только в середине февраля, а открытый во 2-й половине января ларек на Сухарном заводе ОРСом не был достаточно использован и сейчас сплошь и рядом закрыт. Снабжение ОРСом рабочих, как промтоварами, так и продуктами питания скверное.
Только в конце января выданы ордера на 5,5 мтр. хлопчатобумажной ткани, приобрести же пару белья, носки портянки, нитки и другие остропотребные материалы наши рабочие возможности не имеют.
В настоящее время для перевыполняющих нормы организовано дополнительное питание по специальному решению Правительства: для выполняющих норму: от 101 % о 120 % — одноразовое дополнительное горячее блюдо, от 121 до 150 % — двухразовое дополнительное горячее блюдо, от 150 % и выше — трехразовое дополнительное горячее блюдо.
Для обеспечения нашего контингента топливом (общежитий, столовых) нами на 21-м километре организованы дровозаготовки, на которых занято до 40 человек. Ежедневная заготовка составляла 40 кбм., причем она увеличивается. Имеется полная уверенность, что потребное нам количество топлива, около 3 000 кбм., будет заготовлено. С момента организации дровозаготовок перебоя с топливом не будет.
Плохое положение с семьями переданных нам бойцов. Если при нахождении последних в рядах РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии. — Ред.) семьям оказывали помощь местные организации, то с момента передачи бойцов на Строительство организации отказывают от этой помощи, а Камчатморстрой не может помогать во всех концах Камчатки. Это снижает моральное состояние на стройке.
Массово-политическая работа. Самостоятельная партийная организация в Камчатморстрое окончательно оформилась только во второй половине января месяца и фактически до начала февраля находилась в стадии организации.
Профсоюзная организация оформилась только в середине февраля месяца и не вполне еще окрепла. Такое положение с общественными организациями определило то, что массовая работа начала развертываться только с последних дней января месяца и в феврале.
К этом периоду относится выход боевых листков на участках, выход 1-го номера стенной газеты, организация громких читок газет на производстве и в общежитиях.
Панорама строительства порта, 1944 г. Фото А. Н. ВиноградоваОдновременно начала подниматься и волна социалистического соревнования. Мы уже имеем договора между участками и бригадами, но мало еще индивидуальных договоров. Слабо еще организована гласность соцсоревнования, показ лучших людей и обмен опытом между стахановцами.
Наши задачи. Ежечасно бороться за досрочное выполнение Правительственного задания и по прибытии шпунта развернуть работу широким фронтом, чтобы наверстать упущенное время из-за задержки отгрузки шпунта.
Еще выше поднять и расширить начавшую подниматься на строительстве волну социалистического соревнования. Высоко поднять передовиков борьбы за высокие производственные показатели, за лучшую организацию труда — за поднятие производственной дисциплины на высокий уровень.
Закончить монтаж 2-х экскаваторов и ввести их в действие к 25-му февраля с. г. Сократить период освоения бойки шпунта до 10-ти дней, обеспечив подготовку в этот период кадров ИТР и рабочих. Развернуть строительство столовой и окончить в короткий срок. Оказать помощь в ремонте з/с «Зея» с тем, чтобы закончить таковой к 15-му марта с. г.
Улучшить бытовые условия рабочих в общежитиях.
Товарищи! Мы призваны строить порт, имеющий особо важное значение для нашей Родины в отдаленной местности, имеющей затрудненное сообщение, особенно в зимнее время, с материком, и поэтому с поставленной перед нами задачей мы можем справиться только при широкой помощи всех партийных, советских и хозяйственных организаций области и города.
Мы просим областной комитет ВКП(б):
1. Поддержать нашу просьбу перед т. Микояном о выделении дополнительно десяти тракторов и десяти автомашин-самосвалов.
2. Помочь нам добиться выполнения решения ГОКО о выделении для строительства полностью 2 000 рабочих и снабжения их теплым обмундированием.
3. Укрепить руководство ОРСа Морпорта.
4. Выделить из местных ресурсов потребное количество овощей для снабжения нашего коллектива и обеспечения посадочным материалом до сбора урожая на организуемом подсобном хозяйстве.
5. До получения нашим ОРСом фондов на промтовары выдать заимообразно для снабжения наших рабочих.
6. Дать указание районным организациям об оказании помощи семьям переданных нам бойцов, проживающих вне г. Петропавловска. Мы просим начальника АКО и директора судоверфи:
1. Произвести необходимый ремонт з/с «Зея» в срок не более 3-х недель.
2. Обеспечить этот ремонт необходимым металлом с возвратом из первого получения нами с импорта.
3. Выполнить наши заказы на необходимый инструмент и запчасти к механизмам.
4. Помочь с изготовлением бетонитовых каменей для постройки электростанции.
|