Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 1. Дорога в Тихий океан


Подступы

Первая рыбацкая дорога от берегов Камчатки в Тихий океан была проложена экипажами судов Управления тралового и рефрижераторного флота (УТРФ), история которого начинается с 1936 года, когда в составе Акционерного Камчатского общества - знаменитого АКО - была создана База активного опытного лова (БАОЛ) во главе с известным на Камчатке рыбаком Петром Мартыновичем Макштасом.
БАОЛ имела два маленьких паровых сейнера так называемого калифорнийского типа по 270-л.с. каждый - "Вилюй" (капитан Якимов) и "Авача" (капитан Косьмин) и два дрифтера - "Плутон" и "Сатурн". В сентябре того же года флот базы пополнился первым отечественным рыболовным траулером "Дальневосточник" мощностью главного двигателя в 650-л.с. и грузоподъемностью 300 тонн. Для тех лет это было серьезное подспорье, и камчатские рыбаки увереннее стали осваивать траление в море камбалы и сельди. Ловили в основном в Авачинском заливе и в бухтах, находящихся к югу от Авачинской губы. Уже в 1937 году опытные траления переросли в промышленные, а через год БАОЛ переименовали в Управление активного морского рыболовства - Морлов, что доказывает окончательное становление тралового рыболовства на Камчатке. Правда, годовая добыча рыбы тралением была еще незначительной - всего-то 500 тонн из одного миллиона тонн общего камчатского улова. Но в 1940 году Морлов получил еще несколько паровых траулеров, и вылов рыбы поднялся почти до двух тысяч тонн.
В 1950 году Морлов переименовали в Управление тралового флота с годовой добычей рыбы уже в 7,5 тысячи тонн. Начали приходить средние рыболовные траулеры, построенные в ГДР. Первыми появились на Камчатке СРТ-300 "Капитан Закхеев" и "Механик Лесовой".
А с 1957 года предприятие стало называться УМАР, что означало - Управление морского активного рыболовства. Переименование принесло и новые функции: в УМАР вошли помимо траулеров все транспортные суда Камчатрыбпрома и Петропавловский морской рыбный порт. В 1959 году на полуостров поступили первые рефрижераторы, которые передали в состав управления, переименовав его вновь, уже окончательно, - в Управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ). Первым руководителем УТРФ стал Петр Илларионович Анода.
Тогда же во Владивостоке было образовано Главное дальневосточное управление рыбной промышленности Дальрыба, в состав которого вошло головное рыбацкое предприятие Камчатки - Камчатрыбпром. Начальником Камчатского управления стал Василий Никифорович Калёнов. С этого времени резко возросло внимание и к активному морскому рыболовству.
В том же 1959 году УТРФ получило новую, построенную в Японии первую сельдяную базу "Ламут", а поисковые суда "Академик Книпович" и "Крузенштерн" впервые ушли далеко в океан, пересекли 180-й меридиан и обнаружили в Бристольском заливе большие скопления сельди [1]. Именно этот год можно считать началом выхода камчатских рыбаков в Тихий океан.
Это было далеко не просто - на небольших СРТ (средних рыболовных траулерах) переходить через океан и рыбачить у дальних берегов Канады и Аляски. Не просто было и для людей, и для самого судна. Большие сложности испытывали рыбаки и при тралении, так как СРТ не были оснащены приборами обнаружения рыбных скоплений. Как вспоминают ветераны, пользовались эхолотом да примитивным самописцем "Дельфин" или еще более примитивным прибором НЭЛ-5Р. В основном рыбачили, полагаясь на собственные знания, умение, интуицию да еще - на рыбацкую удачу. Эти рейсы к берегам Северной Америки рыбаки называли школой мужества. И мечтали о тех днях, когда Камчатка начнет получать рыболовные траулеры нового поколения - БМРТ - большие морозильные рыболовные траулеры, на которые к тому времени уже пересели океанские рыбаки Мурманска, Приморья, да и Сахалина.
И вот в 1961 году для УТРФ был построен на Черноморском судостроительном заводе имени Носенко в городе Николаеве и в ноябре того же года прибыл в Петропавловск-Камчатский первый БМРТ "Браслав".
Это было по-настоящему океанское судно - с мощностью главного двигателя в 2000 л.с. и грузоподъемностью 600 тонн; автономность плавания составляла 80 суток. Обрабатывающий завод мог за сутки переработать до 65 тонн рыбы-сырца. Рыбаки с судов, стоявших в порту, ходили на "Браслав", чтобы подивиться на уютные каюты, просторный мостик, завод, огромные трюмы, а главным образом - на ковровые дорожки, которыми были застелены коридоры.
Экипаж нового БМРТ комплектовался только из коммунистов и комсомольцев. Капитаном-директором назначили известного камчатского рыбака, делегата XXII съезда КПСС Николая Владимировича Сотникова, который вскоре был избран депутатом Верховного Совета СССР.
Вскоре пришел второй БМРТ - "Хинган", а с 1963 года эти траулеры стали поступать на Камчатку один за другим: "Опала" и "Николай Островский" (1963), "Узбекистан" и "Куба" (1964), "Ительмен" (1965), "Восход", "Трудовые резервы", "XV съезд ВЛКСМ", "Петр Овчинников", "Борис Горинский", "Алексей Махалин" (1966), "Юность", "Штурман Елагин", "Илларион Рябиков", "Пахача" (1967).
С пополнением флота УТРФ судами этого типа резко выросли уловы рыбы. Уже в 1963 году БМРТ "Хинган" (капитан-директор В. А. Дубовицкий) за год добыл 11 тысяч тонн. В 1964 году БМРТ "Николай Островский" (капитан-директор П. А. Рязанов) взял 11,5 тысячи тонн, поставив всесоюзный рекорд. В 1965 году добыча БМРТ "Узбекистан" составила 13 тысяч тонн, за что его капитан-директор Георгий Васильевич Мещеряков получил звание Героя Социалистического Труда. Как тут не вспомнить 1938 год, когда рыбаки Морлова на Камчатке добыли тралением на весь круг всего-то 500 тонн.
В 1966 году общий вылов Тралфлота достиг 210 тысяч тонн. Суда типа БМРТ стали поступать в рыболовецкие колхозы, к берегам Камчатки впервые пришли рыбаки из Магадана и Хабаровского края. Началась настоящая конкуренция, борьба за рыбу. К тому же именно в этот год резко упали уловы олюторской сельди и охотоморской камбалы, стада которых были подорваны чрезмерно активной рыбалкой. Нужны были новые районы и новые объекты промысла.
Это заставило Камчатрыбпром полностью перестраивать не только работу, но и управленческую структуру. Начали с выделения из состава УТРФ транспортного флота в отдельное управление Камчатрыбфлот, а также Петропавловского морского рыбного порта. Вскоре отделили судоремонтный завод "Фреза". В УТРФ остались только рыбаки. В 1967 году на балансе управления числилось 71 промысловое судно и 12 поисковых судов. В том числе среди промысловых судов: СРТ-300-400 - 29 единиц; СРТ-400 - 24; СРТМ - 2; БМРТ - 16.
Флот камчатских рыбаков увеличивался, росли уловы, но это же обстоятельство и меняло ситуацию с запасами рыбы.
Директор ТИНРО профессор И. В. Кизеветтер отмечал тогда:
"Начиная с 1965 года на фоне увеличения общих уловов наметилось уменьшение промыслового значения беринговоморского района в результате падения уловов камбал и окуней и увеличение уловов в Ванкуверо-Орегонском и Западно-Камчатском районах (промысел хека и минтая) […] Необходимо незамедлительно и очень энергично переходить от традиционных промысловых объектов и методов промысла к освоению новых объектов лова и новых методов океанического рыболовства" [2].
Как бы отвечая ученому, начальник Камчатрыбпрома В. Н. Калёнов говорил в одном из своих официальных докладов:
"Основательные шаги в предстоящие годы мы обязаны сделать в деле освоения районов промысла в тропической и субтропической зоне Тихого океана. Все эти районы являются в основном [акваториями] для пелагического рыболовства. За счет удлинения периода лова, улучшения техники промышленного рыболовства, внедрения новых видов лова намечается обеспечить вылов сельди до 1,6 млн центнеров в год, окуня до 1 млн центнеров, минтая до 3 млн центнеров, хека до 1,3 млн центнеров и других пород. Калифорнийский район, где в первую очередь будет развиваться кошельковый и пелагический лов скумбрии в количестве до 635 тысяч центнеров, анчоуса - 731 тысяча центнеров, [добываться] снек, берекс и прочие рыбы южных морей - 950 тысяч центнеров, тунцы и акулы - 250 тысяч центнеров..." [3].
Эти рыбацкие планы были тогда не только выполнены, но и в достаточной степени перевыполнены. И вообще 1960-е годы стали для Камчатской области временем большого рывка вперед в развитии народного хозяйства. Недаром 17 июля 1967 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Камчатская область была награждена орденом Ленина.

Назад