Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 1. Дорога в Тихий океан


Образование УОР (Океанрыбфлота)

В том памятном 1967 году все БМРТ и часть СРТ ходили, в основном, в Бристольский и Аляскинский заливы Берингова моря, к островам Королевы Шарлоты и в Ванкуверо-Орегонский промысловый район ловить окуня, камбалу, хека и сельдь. Вскоре начали осваивать и более южные районы Тихого океана вплоть до Гавайских островов. Это потребовало организации отдельного управления дальними океанскими промыслами. В Дальрыбе решили выделить большие суда типа БМРТ в отдельные структурные подразделения во всех местных управлениях рыбной промышленности, в том числе в Камчатрыбпроме.
18 марта 1968 года приказ об этом был подписан в Дальрыбе, а 1 апреля 1968 года начальник Камчатрыбпрома Василий Никифорович Калёнов издал свой приказ 108, в котором, в частности, говорилось:
"В целях дальнейшей специализации управлений добывающих флотов по типам судов, а также улучшения руководства их работой и перспективного развития промыслового флота в соответствии с приказом Главного управления "Дальрыба" от 18.03.1968 г. 126 приказываю:
1. Выделить с 1 апреля 1968 года из состава Управления тралового и рефрижераторного флота Камчатрыбпрома по балансу на 1 января 1968 года промысловые суда типа БМРТ, организовав самостоятельное хозрасчетное Управление океанического рыболовства (сокращенно "УОР") с непосредственным подчинением Камчатрыбпрому с местом нахождения в г. Петропавловске-Камчатском.
2. Назначить начальником Управления океанического рыболовства т. Мещерякова Георгия Васильевича, освободив его от обязанностей заместителя начальника Управления тралового и рефрижераторного флота" [4].
Так было образовано УОР - Управление океанического рыболовства, которое уже тогда, сразу, неофициально именовалось Океанрыбфлотом. Первый начальник УОР Георгий Васильевич Мещеряков был известным камчатским рыбаком, капитаном, Героем Социалистического Труда, членом Центральной ревизионной комиссии профсоюзов СССР. Его авторитет рыбака и руководителя ни у кого не вызывал сомнения, поэтому по кандидатуре начальника нового управления вопросов не возникло.
Главным инженером УОР был назначен Александр Иванович Харичкин. Он проработал недолго, и уже в мае 1969 года его сменил Юрий Петрович Бородин, проработавший в этой должности до марта 1983 года.
Заместителями начальника управления назначили Юрия Александровича Тужилова, Павла Александровича Рязанова и Василия Ивановича Козлова (кадры). П. А. Рязанов пришел в УОР прямо с капитанского мостика БМРТ "Николай Островский".
УОР делилось на три подразделения:
1. Флот из 18 судов типа БМРТ, которых к концу 1968 года стало 20. Численный состав флота к концу 1968 года - 3066 человек, из них командный состав - 672 человека, среди которых с дипломами насчитывалось 521. Руководил флотом Павел Александрович Рязанов.
2. Хозрасчетный отдел снабжения в количестве 101 человек. Начальник отдела Валентин Иванович Филиных, его заместитель - Василий Герасимович Хлуденёв.
3. Управление с отделами и службами. По штатному расписанию числилось 120 человек во главе с заместителем начальника УОР Юрием Александровичем Тужиловым.
В составе управления находились следующие отделы и службы:
1. Производственный отдел добычи рыбы - 4 человека. Начальник отдела - Иннокентий А. Кузнецов, заместитель - Владимир Федорович Потапов.
2. Производственный отдел обработки рыбы - 4 человека. Начальник отдела - Шамиль Ибрагимович Кильдеев, заместитель - Анатолий Иванович Можаев.
3. Технический отдел. Начальник отдела - Евгений Георгиевич Додонов, заместитель - Василий Михайлович Лушников.
4. Планово-экономический отдел - 5 человек. Начальник отдела - Элла Петровна Федотова (Побережная), заместитель - Галина Васильевна Пернак.
5. Отдел труда и заработной платы - 3 человека. Начальник отдела - Зигфрид Петрович Токарев.
6. Отдел кадров - 12 человек. Начальник отдела - заместитель начальника УОР по кадрам Василий Иванович Козлов.
7. Второй отдел - 3 человека. Начальник отдела - Валентин Карпович Бондарь.
8. Отдел по технике безопасности - 3 человека. Начальник отдела - помощник начальника УОР по технике безопасности Николай Васильевич Курсон.
9. Отдел связи - 3 человека. Начальник отдела - Анатолий Яковлевич Лукин.
10. Служба эксплуатации флота - 6 человек. Начальник службы - Иван Павлович Прозоров.
11. Главная бухгалтерия - 19 человек. Главный бухгалтер - Вениамин Матвеевич Зеньков.
12. Финансовый отдел - 2 человека. Начальник отдела - Александра Ивановна Долгих.
13. Служба мореплавания - 5 человек. Начальник службы - Олег Антонович Заварин. Капитаны-наставники - Борис Никитович Писаревский, Юлий Евгеньевич Назаренко. Механик-наставник - Яков Михайлович Картожинский.
14. Механико-судовая служба - 8 человек. Начальник службы - Алексей Андреевич Анищенко.
15. Административно-хозяйственный отдел. Начальник отдела - Георгий Иванович Андрюшков.
16. Флагманская служба. Начальник экспедиции - Константин Васильевич Бобров. Заместитель начальника экспедиции - Валерий Викторович Топчий. Старший флагманский инженер по технике безопасности - Л. Е. Гершенович. Флагманский капитан - Генрих Кузьмич Самсонов [5].
Конторы новое управление не имело и размещалось на одном из этажей здания УТРФ в Петропавловске-Камчатском по улице Ленинской, дом 38. Это позже УОР получил собственное старое деревянное здание у сквера Свободы. Сейчас его уже нет, на его месте стоит церковь святого благоверного князя Александра Невского.
На баланс вновь образованного Управления океанического рыболовства были переданы следующие БМРТ: "Браслав" (год постройки 1961), "Хинган" (1962), "Опала" (1963), "Николай Островский" (1963), "Узбекистан" (1964), "Куба" (1964), "Ительмен" (1965), "Восход" (1966), "Трудовые резервы" (1966), "XV съезд ВЛКСМ" (1966), "Петр Овчинников" (1966), "Борис Горинский" (1966), "Алексей Махалин" (1966), "Штурман Елагин" (1967), "Илларион Рябиков" (1967), "Иван Середа" (1967), "Юность" (1967), "Пахача" (1968).
К моменту передачи из УТРФ в УОР суда, за исключением нескольких, находились на промысле, и их экипажи были поставлены перед фактом перехода в новое управление. Согласились не все. Так, капитан-директор БМРТ "Штурман Елагин" Герой Социалистического Труда Анатолий Федорович Мердов по прибытии в порт летом 1968 года перевелся в Керченское управление океанического рыболовства, капитан-директор БМРТ "Опала" Вениамин Трофимович Бутримов уволился и уехал в Ташкент. Списался с БМРТ "Юность" и остался в УТРФ механик завода Лев Николаевич Егоров - будущий первый секретарь Петропавловск-Камчатского горкома КПСС. Знаменитый капитан-директор Владимир Александрович Дубовицкий тоже покинул мостик БМРТ "Хинган" и получил назначение в Камчатрыбфлот. Капитан-директор БМРТ "Юность" Михаил Андреевич Васильев был назначен капитаном Петропавловского рыбного порта.
Те же, кто безбоязненно восприняли свой переход в новое управление и продолжили работу на привычных местах, надолго связали судьбы с УОР, который затем стал БОР, а сейчас - ОАО "Океанрыбфлот". Об этих людях и пойдет дальнейший рассказ.

Назад