Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 1. Дорога в Тихий океан


Год первый, 1968-й

В начале мая 1968 года в Управлении океанического рыболовства прошло первое торжество: экипажу БМРТ "Штурман Елагин" вручался переходящий вымпел Дальрыбы и ЦК профсоюза пищевиков, а также первая денежная премия в сумме 2812 рублей. Коллектив БМРТ "Узбекистан" получил третью премию Дальрыбы и ЦК профсоюза пищевиков [6].
БМРТ "Штурман Елагин" под руководством капитана-директора Артура Алексеевича Михедова в рейсе с 1 июля 1967 года по 18 марта 1968 года перевыполнил задание по вылову рыбы почти на 145 процентов, переработав ее практически всю, а выпуск печени окуня и хека составил вообще рекордную цифру - 231 процент от плана. БМРТ "Узбекистан" вернулся из экспедиции 12 апреля с перевыполнением плана по добыче окуня, камбалы и сельди на 140,8 процента. Выпуск рыбной продукции составил 122,4 процента. Капитаном-директором БАТМ "Узбекистан" работал Иван Иванович Барсуков.
В принципе, почти все экипажи траулеров, переданных из УТРФ в УОР, сработали тогда хорошо. Начальнику управления Георгию Васильевичу Мещерякову было о чем сказать на большом совещании по развитию производительных сил Камчатской области, которое прошло в Петропавловске с 12 по 14 июня 1968 года. Приводится фрагмент его доклада:
"Камчатским БМРТ принадлежат не только рекорды по максимальному вылову отдельными судами. В целом по вылову на среднесписочное судно экипажи наших БМРТ занимают I место в общесоюзной добыче. Некоторое снижение, которое сейчас наблюдается как в рекордных выловах, так и в выловах на одно среднесписочное судно, объясняется значительным удалением районов промысла, началом освоения новых объектов лова, сокращением сырьевой базы, слабой постановкой работы и перспективной разведки и ухудшением положения с перегрузом рыбопродукции и судоремонтом. Это наблюдается во всем дальневосточном бассейне, однако несмотря на это, показатели работы наших БМРТ являются лучшими на Дальнем Востоке.
В чем же причина успеха работы наших БМРТ в целом?
Основное - это тщательный подбор кадров, особенно комсостава. Подбор кадров проводился заблаговременно, из числа лучших специалистов еще до подхода судна. Прежде чем направлять членов экипажа на командные должности, их зачисляют на стажировку дублерами на подменах. В этот период проявляются их деловые качества.
После каждого рейса отчеты о работе судна заслушиваются на балансовых комиссиях с привлечением экипажа и управленческого аппарата, где вскрываются все положительные и отрицательные стороны работы. Опыт работы передовых экипажей обобщается и доводится до сведения экипажей других судов с помощью многотиражной и областной печати, радио.
Интенсивное пополнение флота Камчатки судами типа БМРТ вызвало необходимость выделить их в самостоятельное производственное предприятие - Базу океанического лова. К концу этого года у нас будет 22 судна этого типа с планом 1503 тысячи центнеров. К 1970 году число судов дойдет до 38 единиц с планом 2800 тысяч центнеров.
Однако до настоящего времени мы ведем промысел в районе материкового шельфа. Многие государства устанавливают очень большие рыболовные зоны, и в настоящее время уже 76 процентов шельфа не может облавливаться нашим флотом. Перспективными районами для нашего рыболовства остаются воды вне континентального шельфа, имеющие очень большие глубины. Это центральная часть Берингова моря и Тихий океан. Породы - сайра, скумбрия, сардина, макрелещуковые, анчоусы, то есть пелагические рыбы. Большие перспективы имеют неподорванные запасы минтая. Поэтому при оценке перспектив развития рыболовства упор необходимо делать на траловый разноглубинный и кошельковый промысел.
Исходя из этого определяется и основное направление в проектировании и строительстве флота. Среднетоннажный флот в будущей пятилетке будет пополняться судами типа СТ-1325, способными ловить тралами и кошельками. Крупнотоннажный траловый флот будет пополняться модернизированными судами типа БМРТ. У них будет снижена температура в трюмах до минус 25-30 градусов. Большое значение будет уделено механизации и автоматизации процессов лова и обработки.
Кроме этого, флот будет пополняться автономными БМРТ типа "Алтай" с повышенной грузоподъемностью до тысячи тонн. В связи с этим водоизмещение у него увеличено до 5000 р. т., а главный двигатель имеет 5 тысяч л.с. В новых архитектурных измерениях будут строиться БМРТ типов "Минтай" и "Чайковский". Мощность главных двигателей у этих судов будет увеличена до 3000 л.с., производительность: у "Минтая" жиромучных установок по сырью - 60 тонн, морозилок - 40 тонн, у "Чайковского", наоборот, 40 тонн - по муке и 60 тонн - по заморозке.
Нам необходимы также РТМ типа "Атлантик" в связи с освоением центральной части Тихого океана. На этом судне наиболее удачно подобрана промысловая схема, удобная длинная рабочая палуба, высокая степень механизации обрабатывающих процессов. Поэтому строительство этих судов будет продолжаться.
Важное значение в повышении результатов тралового промысла имеет правильный подбор тралов применительно к типу судна, виду рыбы и условиям промысла. Нерационально, когда суда мощностью 3000 л.с. и 2000 л.с. работают одним и тем же тралом - 31,2 м. Перед рыбохозяйственными, научными и проектными организациями в будущей пятилетке поставлена задача разработать автоматически управляемый трал для лова донных и пелагических рыб. Эта задача включает создание приборов контроля за ходом трала, разработку промысловой схемы с автоматизированными процессами спуска и подъема трала и создание аппаратуры для автоматической наводки судна с тралом на косяк.
Большой интерес уже сейчас представляют совместные работы СССР, ГДР и ПНР по электрификации тралов. Как показали предварительные итоги, уловистость тралов увеличивается на 50-200 процентов. Наиболее сложным вопросом здесь является отсутствие пока надежного способа передачи электроэнергии в трал" [7].
Комментируя отдельные темы приведенного фрагмента доклада Г. В. Мещерякова, необходимо в первую очередь остановиться на кадровом вопросе, особенно на подборе кадров для комсостава. Весь командный плавсостав при приеме на работу проходил собеседование-согласование с начальником службы мореплавания, а то и с начальником управления. Назначения на должности капитанов и старших механиков согласовывались с руководителем управления и парткомом, а затем утверждались по цепочке в горкоме, обкоме партии, Камчатрыбпроме, а капитаны утверждались еще и в Дальрыбе. Для комсостава ежегодно проводилась аттестация в соответствующих службах. При аттестации учитывались не только деловые качества, знание Устава службы на судах рыболовного флота СССР и законодательства о труде, техники лова и техники безопасности, но и политическая благонадежность. В первые месяцы существования УОР аттестацию прошли 460 человек командного состава флота. Приветствовалось, если младшие специалисты были активными комсомольцами.
Ежегодно шло соревнование между судами для получения звания комсомольско-молодежного экипажа. Разумеется, возглавляли такие экипажи коммунисты. В каждом экипаже находился комиссар, или замполит, который назывался первым помощником капитана. Первых помощников готовили в Приморской советской партийной школе, там же и повышали их квалификацию.
Секретарем парткома (освобожденным, штатным) Управления океанического рыболовства работал И. И. Кравченко, освобожденным секретарем комитета комсомола был Л. Н. Климченко, а председателем базкома (профкома) - Г. М. Седунов.
В службе мореплавания имелся институт капитанов-наставников, чуть позже были введены должности механиков-наставников. Наставники выходили в море вместе с вновь назначенными капитанами, чтобы лично передавать им опыт работы. Так, капитан-наставник Ю. Е. Назаренко в сентябре 1968 года направлялся в район промысла для оказания практической помощи вновь назначенному на БМРТ "Опала" капитану-директору О. Т. Войтенкову, командировка длилась 45 суток; капитан-наставник М. И. Овчинцев выходил в море вместе с вновь назначенным на БМРТ "Браслав" капитаном-директором Г. И. Власенко.
Кроме того, уже осенью 1968 года встал вопрос об издании для капитанов и штурманов специального промыслового пособия.
27 ноября 1968 года начальник УОР Г. В. Мещеряков издал приказ 206, в котором говорилось:
"В настоящее время слабые концентрации рыбы в традиционных районах промысла, появление новых районов, большое увеличение количества промыслового флота осложняет работу экипажей промысловых судов, требует от них большого мастерства.
Для успешной работы БМРТ судоводители должны в совершенстве знать характеристику и особенности районов промысла и их сезонные и суточные рыбные миграции, гидрометеорологические условия и влияние этих условий на промысловую обстановку, уметь быстро ориентироваться в промысловой обстановке того или иного района.
Все это настоятельно требует издания промыслового пособия, которое объединит в себе богатый опыт работы наших промысловиков и поможет молодым судоводителям быстрее овладеть рыбацким мастерством" [8].
Примерно через год после приказа "Промысловое пособие для судоводителей УОР" было издано и явилось хорошим подспорьем в работе молодых промысловиков.
Если говорить о районах промысла и видовом составе рыб, то они были следующими:
1. Острова Прибылова. Ловили сельдь, камбалу, окунь, палтус, угольную, прочую рыбу.
2. Гавайские острова. Ловили пристипому, берекс, солнечник, батерфиш, прочую рыбу.
3. Аляска. Ловили окунь, камбалу, угольную, палтус, треску, прочую рыбу.
4. Ванкуверо-Орегонский район. Ловили окунь, угольную, палтус, терпуг, сельдь, ставриду, треску, пристипому, берекс, хек, камбалу, акулу, прочую рыбу.
5. Курильские острова. Ловили окунь, треску, угольную, палтус, терпуг, кальмар, берекс, батерфиш, прочую рыбу.
Как говорилось выше, данные районы осваивались советскими рыбаками Дальнего Востока уже более десятка лет. И это не было случайностью. Директор ТИНРО профессор И. В. Кизеветтер пояснял:
"По видовому составу ихтиофауны и общим запасам промысловых видов рыб северная часть Тихого океана самая богатая сырьем промысловая зона, что и предопределяло преимущественное развитие в этой зоне тралового промысла. Общеизвестно, что промысел донных рыб может осуществляться в зоне шельфов и материковых склонов и, как показали исследования ТИНРО, может распространяться до глубин 1000 метров. Исходя из этих условий и основываясь на результатах многолетних исследований, можно установить, что по характеру рельефа морского дна в зоне шельфов у азиатского и американского материков можно выделить площадь, равную 3,5-4 млн кв. км, пригодную для траловых работ. Если рассмотреть карту изобат Тихого океана, то нетрудно установить, что в основном эти площади расположены в северной зоне Тихого океана. Можно также убедиться, что значительная по протяженности зона шельфа тянется вдоль азиатского материка, а у американского материка шельф очень узок и расположен только в северо-восточной части океана" [9].
Флот, сведенный в УОР, начал свою работу в трех промысловых районах: в Ванкуверо-Орегонском - на хеке и окуне, у Гавайских островов - на пристипоме и берексе и у Алеутских островов - в основном на окуне.
В районе Гавайских островов промысловая обстановка была благоприятной. Уловы за одно траление достигали 10 тонн, а за сутки суда делали 4-5 тралений. Это позволило всем судам, работавшим в районе, справиться с планом добычи. Но вскоре вышел запрет на выпуск продукции из пристипомы, поэтому суда были сняты с промысла и направлены в Ванкуверо-Орегонский и Алеутский районы.
В это время промысловая обстановка в Ванкуверо-Орегонском районе, где собралось одиннадцать БМРТ, была сложной, а когда она улучшилась и уловы пошли, причем все суда освоили разноглубинное траление, то выяснилось, что остро не хватает перегрузчиков. У Алеутских же островов вообще плохо ловилось. Поэтому весь флот в среднем на судно общее задание второго квартала 1968 года не выполнил. Но в июле обстановка улучшилась, и оба промысловых района дали рыбакам возможность выполнить хотя бы месячный план. Примерно так же получилось в августе и сентябре. Максимальные выловы имел БМРТ "Куба" (капитан-директор Е. М. Толмачёв, старший тралмастер Головенько), "Восход" (капитан-директор А. И. Беляев), "Иван Середа" (капитан-директор В. А. Войцех).
Управление океанического рыболовства практически сразу же после образования стало пополняться новыми рыболовными траулерами.
Уже 12 апреля 1968 года в Петропавловск пришел БМРТ "Александр Максутов", который, кстати, на заводе назывался "Лейтенант Максутов". Его, как и основное количество уже имевшихся в УОР судов, построили в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе имени Носенко. 20 апреля "Александр Максутов" был принят на баланс УОР, капитаном-директором назначили В. Х. Степанова. До 22 мая траулер стоял у Петропавловского судоремонтного механического завода (ПСРМЗ) на переоборудовании силами экипажа, после чего отправился на промысел. На судне вышел в рейс капитан-наставник службы мореплавания Борис Никитович Писаревский "для оказания практической помощи в организации штурманской службы и работе судна на промысле" [10].
11 июня перегоном с того же Черноморского завода прибыл БМРТ "Камчатская правда". Его принял под свое руководство известный на Камчатке капитан-директор Николай Владимирович Сотников, депутат Верховного Совета СССР. Вскоре траулер отправился на промысел в район Алеутских островов, где прошел достойное трудовое крещение, вернувшись в родной порт с хорошим уловом в феврале 1969 года.
Вновь созданное управление принимало новые траулеры один за другим. После "Камчатской правды" прибыли в Петропавловск-Камчатский и были поставлены на баланс УОР БМРТ "Лучегорск", затем "Советские профсоюзы". К концу 1968 года в управлении числилось уже 22 БМРТ:
1. БМРТ "Юность", капитан-директор Андрей Семенович Путилов, старший механик Иван Семенович Добрынский.
2. БМРТ "Хинган", капитан-директор Вячеслав Харитонович Федосеев, старший механик Виктор Владимирович Бемме, затем Николай Алексеевич Белов.
3. "Штурман Елагин", капитан-директор Артур Алексеевич Михедов, старший механик Александр Тимофеевич Макара.
4. "Узбекистан", капитан-директор Анатолий Григорьевич Гаврилов, старший механик Григорий Михайлович Иванцов.
5. "Трудовые резервы", капитан-директор Владимир Кузьмич Косолапов, старший механик Вальдемар Алексеевич Ковригин.
6. "Петр Овчинников", капитан-директор Николай Сергеевич Проценко, старший механик Владимир Илларионович Мажара, затем Владимир Максимович Шегарцов.
7. "Иван Середа", капитан-директор Иван Дмитриевич Стоногин, старший механик Георгий Иванович Окроперидзе.
8. "Илларион Рябиков", капитан-директор Юрий Павлович Соколов, старший механик Александр Михайлович Сикритов.
9. "Николай Островский", капитан-директор Александр Епифанович Колесников, старший механик Евгений Георгиевич Буцукин.
10. "Опала", капитан-директор Олег Титович Войтенков, старший механик Евгений Васильевич Шаврин.
11. "Алексей Махалин", капитан-директор Виктор Борисович Бегулов, старший механик Григорий Архипович Амяга.
12. "Ительмен", капитан-директор Михаил Емельянович Шептухин, старший механик Бештау Соламбекович Акоев.
13. "Камчатская правда", капитан-директор Николай Владимирович Сотников, старший механик Владимир Иванович Савин.
14. "Куба", капитан-директор Евгений Михайлович Толмачёв, старший механик Николай Петрович Ефремов.
15. "Борис Горинский", капитан-директор Николай Михайлович Комиссаров, старший механик Александр Климентьевич Янов.
16. "Восход", капитан-директор Анатолий Иванович Беляев, старший механик Геннадий Иванович Ковихов.
17. "XV съезд ВЛКСМ", капитан-директор Николай Маркович Павлюк, старший механик Александр Андреевич Прищепов.
18. "Браслав", капитан-директор Илья Иванович Сёмкин, затем Еренков Юрий Григорьевич, Валерий Александрович Войцех, Тимофей Николаевич Дабин, Геннадий Иванович Власенко, старший механик Анатолий Васильевич Соломатин.
19. "Александр Максутов", капитан-директор Василий Харитонович Степанов, старший механик Владимир Федорович Стромов.
20. "Пахача", капитан-директор Петр Иванович Яроцкий, старший механик Агзам Исламович Бикмухамедов.
21. "Лучегорск", капитан-директор Борис Никитович Писаревский.
22. "Советские профсоюзы", капитан-директор Николай Афанасьевич Замятин.
В промысловом обзоре по УОР за 1968 год отмечалось:
"Судами УОР в Ванкуверо-Орегонском районе был освоен разноглубинный лов хека тралами 33,8 на 30,8 м с квадратными досками Зюбер-Крюба 6 кв. м. Успешно использовались приборы японской фирмы "Фуруно" ФН-7, ФН-5НС и ФНР-50. Причем прибор ФНР-50 по своим данным гораздо более удобен в работе, чем ФН-7 и ФН-5НС. Приборами ФНР-50 необходимо оснащать суда как можно скорее.
Промысловые суда используют у себя новые достижения в технике промышленного рыболовства, стараются максимально использовать время нахождения на промысле для добычи рыбы.
Промысловая обстановка позволяла справиться с планом. Основной причиной недолова в количестве 217 640 центнеров является нехватка перегрузчиков. Много времени суда стояли в ожидании перегруза. Некоторые суда смогли выгрузить пристипому, выловленную в мае, только в августе-сентябре ("Трудовые резервы", "Б. Горинский"). Годовые планы выполнили экипажи 9 БМРТ. Максимальный вылов имеет БМРТ "Илларион Рябиков" (капитан-директор Дабин, старший мастер добычи Колотов)" [11].
Надо добавить, что именно в 1968 году при тралении повсеместно стали применяться металлические доски вместо деревянных. До этого металлическими досками пользовались лишь в экспериментальном варианте. В отличие от деревянных, которые намокали, что отрицательно влияло на уловистость при разноглубинном тралении, вес металлических досок оставался неизменным.
"Во втором полугодии полностью освоены трехщелевые цельнометаллические траловые доски размером 5 кв. м. Работа с этими досками показала, что они имеют значительно большую распорную силу по сравнению с ранее применяемыми досками размером 4,5 кв. м. Вследствие этого донные тралы работают лучше, производительнее. Кроме того, все БМРТ были снабжены наиболее уловистыми донными тралами длиной 31 м. Если учесть, что хек в основном добывается в разноглубинном варианте, то становится ясно, какое значение имеет применение данного тралового вооружения. Разноглубинный промысел хека полностью был освоен только в 1968 г. при вооружении судов приборами ФНЗ-5НС и ФНР-50. Но если год назад приборы контроля глубины хода трала ФНЗ-5НС могли в какой-то степени устраивать нас, то сейчас они уже не могут обеспечивать современные способы лова рыбы. Поэтому наша задача вооружить все БМРТ приборами ФНР-50, ФНР-2 или другими подобными приборами, которые полностью отвечают нашим требованиям, дают ясную картину хода трала, наличия и расположения рыбных косяков относительно грунта и трала. Но, к сожалению, такими приборами снабжены у нас только три БМРТ - "Штурман Елагин", "Александр Максутов" и "Юность", а три БМРТ вообще не имеют приборов контроля глубины хода трала: "И. Середа", "Пахачи" и "Камчатская правда". Эти суда не могут заниматься разноглубинным промыслом" [12].
Помня о поговорке: как полопаешь, так и потопаешь, руководство нового рыбацкого предприятия с первых дней старалось уделять должное внимание обеспеченности судов продуктами питания и штатом квалифицированных поваров. Даже из Канады привозили свежие овощи и фрукты, картофель, специи, арбузы. Кроме того, на судах существовали магазины, в которых моряки могли приобретать прочую продукцию для себя лично - компоты, варенья, сгущенку, джемы, конфеты, папиросы и т. д.
Не на последнем месте была организация досуга рыбаков в море. Перед уходом в рейс экипажам выдавались кинофильмы, которыми они затем менялись, будучи на промысле. Из централизованной библиотеки УТРФ на суда УОР продолжали поступать книги в виде специально подобранных библиотечек. Этот принцип сохранился до сих пор, поэтому тематика чтения на каждом судне традиционно разнообразна и интересна. Большую роль в жизни рыбаков играло радио. Передачи из Петропавловска в свободное время старались не пропускать. Тем более, если в них звучали голоса родных и друзей, любимые песни. На судах были организованы свои студии звукозаписи, в которых члены экипажей могли подготовить на берег звуковые письма. И с берега шли такие же письма на кассетах.
Для занятий спортом экипажи снабжались штангами и гирями, боксерскими грушами и перчатками, малым настольным теннисом. Буквально в первые дни существования Управления океанического рыболовства в нем организовали свою футбольную команду "Рыбак". Надо отметить, что приказ 1 по управлению касался кадрового вопроса, а приказ 2 - футбольной команды "Рыбак", так как ей в первых числах апреля 1968 года надлежало быть в Находке на сборах рыбацких команд.
Приказ этот сохранился, он, в частности, звучит так:
"В связи с началом учебно-тренировочных сборов в г. Находка откомандировать для прохождения сборов команду в следующем составе:
1. Мазурова Станислава Трофимовича, матроса БМРТ "Восход".
2. Комиссарова Петра Ивановича, матроса БМРТ "Узбекистан".
3. Евсеева Геннадия Федоровича, матроса БМРТ "XV съезд ВЛКСМ".
4. Гончарова Виктора Александровича, матроса БМРТ "А. Махалин".
5. Шестозуб Виктора Николаевича, матроса БМРТ "Трудовые резервы".
6. Белоусова Виктора Федоровича, матроса БМРТ "Пахача".
7. Шевцова Владимира Андреевича, матроса БМРТ "Петр Овчинников".
8. Тесленко Ивана Николаевича, матроса БМРТ "Иван Середа".
9. Белоконова Бориса Федоровича, матроса БМРТ "Браслав".
10. Гаврилова Алексея Ильича, матроса БМРТ "Ительмен".
11. Решимова Надима Садировича, матроса подменной команды.
12. Кравченко Анатолия Константиновича, матроса БМРТ "Н. Островский".
13. Давыдова Николая Давыдовича, матроса БМРТ "Юность".
14. Спирина Николая Никаноровича, матроса БМРТ "Куба".
15. Елисеева Анатолия Ивановича, матроса БМРТ "Штурман Елагин".
16. Бойко Анатолия Трофимовича, матроса БМРТ "Хинган".
Бухгалтерии выдать за счет фонда предприятия по спортивным мероприятиям литер для проезда от г. Петропавловска до Находки и обратно водным транспортом" [13].
Уже в 1968 году команда УОР "Рыбак" стала лучшей на Камчатке, завоевав первенство области, а затем - третье место в играх на Кубок Севера. После этого она была приглашена на игры за розыгрыш Кубка РСФСР, но после 1/8 финала, проиграв сахалинскому "Шахтеру", выбыла из борьбы [14].
Большой головной болью для руководителей нового предприятия было создание нормальных жилищно-бытовых условий для членов коллектива на берегу. По преемственности УТРФ выделило в мае 1968 года 18 квартир рыбакам УОР, но этого было недостаточно, так как получили жилье те, кто стоял в очереди с 1961-1962 годов. Очередь же к концу 1968 года насчитывала 590 человек, в том числе 120 молодых специалистов. Поэтому сразу же управление заключило договор со строителями о возведении нескольких жилых домов по новой улице Дачной. Это 64-квартирные дома 20, 22, 26, 30. Пока же людей размещали в общежитиях и в небольшом подменном фонде.
Не хватало и временного жилья приходившим с моря экипажам.
"Гостиница моряков не расширяется, флоты УТРФ, КРФ и УОР растут, увеличивается количество моряков, а на три флота - одна гостиница, которая не удовлетворяет потребности в жилье для рыбаков, находящихся в отпусках и отгулах, - говорится в годовом отчете УОР за 1968 год. - Кроме того, не организован настоящий отдых, большая скученность - по 4-5 человек в комнате, многие живут в Красном уголке и спят на раскладушках. В целях закрепления кадров, особенно специалистов, необходимо увеличивать ассигнования на жилищное строительство в расчете ежегодного ввода жилья 12-18 тысяч квадратных метров" [15].
В самом конце года, 30 декабря, управление приняло на свой баланс новый детский сад 280 [16]. Это был один из самых долгожданных, лучших подарков коллективу к Новому, 1969 году.
Управление океанического рыболовства уверенно взяло курс на свое дальнейшее развитие и улучшение жизни и работы своего трудолюбивого, единого экипажа, численность которого возросла почти до трех тысяч человек.
Много лет спустя, вспоминая свою работу в УОР, Георгий Васильевич Мещеряков ничего особенного не выделил, кроме строительства жилья и сдачи детского сада:
"В новом предприятии я трудился неполных четыре года. В памяти остались самые хорошие воспоминания о первых днях работы, периоде становления, трудностях. Мы всегда ощущали помощь и поддержку со стороны партийных организаций города и области, во главе которых стояли такие замечательные товарищи, как Михаил Анатольевич Орлов и Дмитрий Иванович Качин, а также руководителей Камчатрыбпрома Василия Никифоровича Калёнова, Михаила Федоровича Ушакова, Владимира Афанасьевича Бирюкова и многих других.
С первых дней работы в Океанрыбфлоте я поставил задачу привлечь и закрепить на судах ведущих специалистов. Она могла быть решена только строительством благоустроенного жилья, предоставлением мест для детей сотрудников в яслях, детских садах, пионерских лагерях, оказанием других социальных услуг. И надо сказать, что это нам удалось. За четыре года работы мы построили четыре шестидесяти четырех квартирных дома, детский сад и приобрели пионерский лагерь "Альбатрос"2 [17].

2 Сначала этот пионерский лагерь назвали "Зори Камчатки"; принят на баланс УОР 1 октября 1969 года.

Назад