Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 2. Звезда рыбака


Всё дальше в океан

В 1969 году количество больших морозильных траулеров в УОР возросло до 30 единиц. Были получены из новостроя БМРТ "Зарубино", "Союз-4", "Камышин", "Казалинск", "Колывань", "Кушка", "Казатин" и "Кулунда", в начале 1970 года пришли "Приамурье" и "Приозерск". С одной стороны, это вдохновляло растущий коллектив управления на новую, качественную работу, но с другой стороны, такие темпы увеличения количества флота создавали проблемы, многие из которых и без того не решались годами.
"Обучение вновь направляемых на суда матросов, мотористов, обслуживающего персонала носит формальный характер, так как ни помещений, ни оборудования для проведения качественного обучения нет, - писал в отчете по авариям и аварийным происшествиям за 1969 год начальник службы мореплавания УОР О. А. Заварин. - Рост флота идет большими темпами, однако обеспечение навигационными пособиями остается на уровне 1963-1965 годов. БМРТ плохо обеспечиваются из Навигационной камеры рыбного порта картами, пособиями, лоциями и т. д. По состоянию на 15 января 1970 года, обеспечены только 10 БМРТ из 30 находящихся в эксплуатации. На районы, выходящие за пределы Тихого океана, Навигационная камера карт и пособий не выдает и заявок на эти районы не принимает. Наши жалобы в Камчатрыбпром по этому поводу остались без результата.
Плохо обеспечивается большой флот всеми видами технического снабжения, спасательными средствами и принадлежностями к ним. Систематически, из года в год не удовлетворяются наши заявки на спасательные шлюпки, батарейки "Маячок" для спасательных жилетов, пиротехнические средства, электромегафоны, малогабаритные переносные радиостанции, капроновые тросы больших диаметров, капроновые шланги для топлива, буйки для спасательных ботов и многое другое. Помощи от Камчатрыбпрома по этим вопросам мы также не получаем" [1].
Интересно, что тогда же руководители и специалисты УОР ребром поставили вопрос перед Камчатрыбпромом о том, чтобы корректировки в навигационные карты вносились не штурманами во время рейса, а в специальной службе на берегу и выдавались экипажам непосредственно перед выходом судна в море.
В том же отчете О. А. Заварина по этому поводу говорится:
"БМРТ нашего управления, выходя из порта, получают все судовое снабжение на весь рейс, и направление к ним транспортов не планируется. По этой причине создается затруднение в своевременном направлении на суда "Извещений мореплавателю", которые поступают в службу мореплавания из гидроотделов и Гидрографического управления ежедневно. Судовые коллекции навигационных карт на БМРТ достигают 500 экземпляров, и, получив на судно "Извещения мореплавателю" разом, накопившиеся за 4-5 месяцев, третьи помощники капитанов не в состоянии произвести качественную корректуру карт и пособий. Это в конечном счете приводит к постепенной утере достоверности сведений на картах, используемых на судах, и может привести к авариям и другим происшествиям. Считаем, что в связи с большим потоком навигационной информации, спецификой работы судоводителей на промысловых судах и в целях обеспечения нормальной корректурой карт и пособий, а также в целях экономии карт, снижения количества экземпляров "Извещений мореплавателю", заказываемых в ГУ и ГО МО СССР, необходимо корректуру полностью передать в базовую Навигационную камеру рыбного порта. На судах в море текущую корректуру производить только по НАВИМ и НАВИП, получаемых по радио. Решение этого вопроса не терпит отлагательства, так как в настоящее время штурманский состав на БМРТ при стоянке судна в порту настолько перегружен, что нет возможности предоставлять даже кратковременные отгулы перед выходом в текущий рейс, а тут еще надо корректировать карты и пособия. Переутомленный же штурман на мостике является потенциальным аварийщиком".
Продолжая перечень проблем, возникших с резким увеличением единиц флота, надо сказать и о нехватке квалифицированных штурманов, да и других специалистов. Приходилось выдвигать на более высокие должности людей без необходимого опыта и образования, уже затем направляя их на заочную учебу. В 1969 году исключительно по формальному признаку были повышены в должности 60 штурманов, 43 человека были назначены четвертыми помощниками, чтобы постепенно могли набираться практического опыта. Хотя слово "постепенно" к той ситуации не очень подходит, так как время не ждало, нужно было схватывать все на лету и учиться быстро. Что уж говорить об опытных кадрах, которые начали продвигаться по службе еще быстрее, почти стремительно. С каждым приходом нового БМРТ происходила передвижка специалистов наверх.
Так, в мае 1969 года старший помощник капитана БМРТ "Узбекистан" Георгий Афанасьевич Московский был назначен капитаном-директором БМРТ "Хинган". Правда, это сразу же чуть не стоило ему больших неприятностей. 5 мая "Хинган" после ремонта на Петропавловской судоремонтной верфи им. В. И. Ленина (СРВ) должен был уходить в рейс, встал на рейд и ожидал команды на выход. Капитан-директор Г. А. Московский на борту отсутствовал, занимаясь делами в управлении. В это время в каюте 51, где проживал тралмастер А. А. Шачнев, от замыкания электрочайника загорелась обшивка каюты, начался пожар, выгорела часть перегородки, отделяющей каюту от коридора. Капитану Г. А. Московскому был объявлен выговор как не обеспечившему должного контроля [2].
В рейс капитан-директор Г. А. Московский вышел тогда вместе с капитаном-наставником Ю. Е. Назаренко.
Именно этот рейс БМРТ "Хинган" стал первым промысловым рейсом в Управлении океанического рыболовства и для нынешнего генерального директора ОАО "Океанрыбфлот" Бориса Аркадьевича Сорокина. Как раз в 1969 году он окончил Петропавловское мореходное училище и по распределению пришел на работу в УОР.
- Для меня не стояло вопроса, куда идти работать, - рассказывает сегодня Борис Аркадьевич. - Только в Океанрыбфлот! Многие рвались в колхозы, особенно в колхоз имени Ленина, где платили хорошую зарплату, но для меня важнее было попасть на большое судно и обязательно на нем осуществить свою мальчишескую мечту - стать капитаном. Я распределился в УОР, и меня сразу послали матросом-рулевым в составе экипажа в Находку принимать БМРТ "Советские профсоюзы". Видимо, в этом рейсе я неплохо себя показал, поэтому по приходу судна в Петропавловск я был назначен четвертым помощником капитана на БМРТ "Хинган" к Георгию Афанасьевичу Московскому. Старшим помощником работал Евгений Яковлевич Вятчинин. На "Хингане" сложился настолько сплоченный, гармоничный и дружелюбный коллектив, что тогда я впервые понял, каким должен быть капитан, руководитель. Московский никогда ни на кого не кричал. Но он мог сказать тихим голосом так, что ты не знал, куда деваться от стыда. Поэтому Московского просто никто не подводил.
1969 год УОР завершило с перевыполнением плана по добыче и переработке рыбы, не выполнив только план выпуска консервов. Товарной продукции было реализовано на 78,8 миллиона рублей (115,3 процента). Если говорить о работе отдельных судов, то лучших показателей добился экипаж БМРТ "Советские профсоюзы" (выполнение плана по товарной продукции - на 151,5 процента, или на 3,38 миллиона рублей), капитан-директор Н. А. Замятин. Затем шли БМРТ "Кулунда" (А. И. Беляев), прибывший из новостроя и успевший достойно провести остаток промыслового времени, и "Штурман Елагин" (Г. Н. Авшаров).
Суда работали в следующих промысловых районах: в Ванкуверо-Орегонском на добыче хека, в Гавайском на добыче пристипомы, в Аляскинском заливе на добыче окуня, в Анадырском заливе на вылове трески, вдоль Алеутских островов на добыче окуня, в Беринговом море на добыче камбалы; в Беринговом море на добыче сельди; у восточного побережья Камчатки на добыче минтая.
Самое большое количество судов работало в IV квартале в Гавайском районе на добыче пристипомы - 12: БМРТ "Хинган", "Борис Горинский", "Алексей Махалин", "Юность", "Союз-4", "Камышин", "Колывань", "Казалинск", "Советские профсоюзы", "Казатин", "Зарубино", "Кулунда".
"Промысловая обстановка в районе в октябре-ноябре оставалась хорошей, - говорится в годовом отчете УОР. - Суда брали по 8-10 тыс. центнеров в месяц. Но необходимо отметить, что к концу IV квартала обстановка несколько ухудшилась, что связано с похолоданием в районе промысла, а также отчасти с интенсивным промыслом. Характер промысла в районе Гавайских островов отличается от других районов. Здесь суда работают на небольших банках протяженностью 0,5-2 мили. Грунт тяжелый, определения только по КПИ-3м, что усложняет работу. Однако, несмотря на такие промысловые условия, суда Управления океанического рыболовства могли сработать стабильно, если бы не перегруз. Дело в том, что в Гавайском районе суда ведут перегруз в открытом океане. Если летом погоды стоят нормальные, то в осенне-зимний период погодные условия ухудшаются, начинаются ветра, идет постоянная крупная зыбь, и промысловый флот очень много времени тратит на перегруз. Достаточно привести пример, что БМРТ "Казалинск" потерял в квартале 24,9 судо-суток, "Советские профсоюзы" - 19,8 на ожидании перегруза в основном из-за погодных условий, а всего в районе было потеряно 159 судо-суток в ожидании перегруза" [3].
Николай Михайлович Комиссаров, работавший в те годы капитаном-директором на БМРТ "Борис Горинский", рассказывал о том, как осваивался район Гавайских островов и открывались капитанами и штурманами промысловые банки:
"Георгий Васильевич Мещеряков первым прослышал о том, что на Гавайях кто-то из приморцев тихонько ловит пристипому. Причем ловит хорошо. Было это еще в УТРФ, меня только-только назначили капитаном на БМРТ "Борис Горинский".
Мещеряков мне говорит: "Николай Михайлович, мы посоветовались и решили послать тебя туда".
И мы на "Борисе Горинском" ушли к Гавайским островам. Через некоторое время подошел БМРТ "Трудовые резервы" с капитаном Владимиром Кузьмичом Косолаповым. Кстати, у него старшим тралмастером был Топчий Валерий Викторович, а у меня Абрамов Александр Яковлевич - будущие генеральные директоры крупнейших камчатских рыбных предприятий: Океанрыбфлот и УТРФ.
В район-то мы пришли, а как и где ловить эту самую пристипому - не знаем, лишь теоретически немного нахватались. Спутниковой навигации тогда, естественно, не было и в помине, сонаров - тем более. Пользовались приборами ФНЗ, они по нынешним временам - допотопные. Но ведь работали! А все потому, что ничего другого не знали, и ФНЗ казались тогда чуть ли не верхом совершенства. К тому же можно было действительно, как говорят, интеллектуально сразиться с рыбой. Например, косяк "висит" на глубине 100 метров, пока спускаешь трал и ведешь его на этой глубине к косяку, рыба уходит вниз. А если спускаешь трал ниже, ведешь, то нырнувший косяк как раз будет твоим. Вариантов было много, рыбалка всегда была интересной и напряженной.
Новый район на Гавайях осваивали с нуля, открывали банки. Они в виде небольших вершин огромных пиков, идущих со дна океана. К примеру, глубина тысяч пять метров, торчит пик почти на поверхности, метров 200-250 до него, а над ним рыба роится, как пчелы или муравьи. Вытаскивали сразу тонн по десять пристипомы. И вот получается, что я одним из первых там банку открыл, называлась она Капитанской. Там были банки Восточная, Революции и так далее - много банок. До сих пор у меня планшеты лежат с нанесенными на них банками, думал, пригодятся, да наш флот что-то не выходит в Мировой океан, российские моря облавливает".
Интересно описана работа с прибором ФНР в замечательной книге камчатского писателя, ныне покойного Владимира Варно "Сколько у нас под килем":
"Трал пошел в море. Теперь капитан и Ермолаев не отрывают глаз от эхолота и ФНР - капризного, не очень надежного аппарата, фиксирующего заход рыбы в трал. Обоим рыбакам помогает интуиция, хотя, по правде сказать, Ермолаев это словечко стесняется произносить. Но момент для подъема трала выбирается всегда самый удачный. Вот трал наконец оторвался ото дна, и капитан кричит в трубку спикера:
- Приготовиться корме и машине!
Ермолаев уже на корме, а вслед ему уже несется следующая команда капитана:
- Вира трал!
Не промахнулись. Когда кутец всплыл и стал мотаться за кормой, захлестываемый волнами, привычно сосчитал я дележки: двенадцать, в каждой по две тонны…
И вот ночь. Звезды мечутся по черному, как графит, небу, зарываются в шторм. Рыбы наловили за день столько, что заводу хватит на сутки. Так почему не спят добытчики, что держит их на корме? А это они трал наращивают - выдрал океан кусок, сумел.
Капитан тоже не спит, хотя вроде и не капитанское это дело - сети латать. Но у Авенира Степановича это своего рода слабость, увлечение. Хобби, как теперь говорят. Привык, умеет. За мужским этим рукоделием и потолковать можно.
- Отстаем мы от жизни, - ворчит Ермолаев. - Вот хотя бы ФНР этот взять. Японцы его давно за борт выбросили. Сейчас у них аппарат на основе телевидения. Смотришь на экран - и все как на ладони. Видишь, как рыба в трал заходит, сколько ее… Когда мы у себя такой аппарат поставим, Авенир Степанович?
- Поставим, старший, не волнуйся, - говорит капитан. - Все придет в свое время. Найдутся у государства деньги - и будет прибор. Но если б только в приборах было дело! Ими и так уже вся рубка заставлена, повернуться негде…
- Ты, кажется, не доволен этим, Степаныч?
- Вот когда никаких приборов не было, мы так далеко не ходили за рыбой, в Авачинской бухте ее ловили… штанами. Рыбой была набита бухта. Ходим дальше - ловим меньше. Возле Камчатки-матушки, бывало…
- Так скучно же возле Камчатки болтаться, - возражает капитану Петька. - Теперь хоть свет увидишь, Гавайи, Сан-Франциско… В следующий рейс, может, попилим за нототенией.
- Ты Гавайские острова видел? Фриско ты видел? - сердито спрашивает Сурен. - Океан ты видел - больше ничего.
- У Гавайских островов он совсем другой, океан, не такой, как здесь, - гнет свое Петька. - Там ветер, помнишь, какой густой и плотный, хоть на хлеб намазывай вместо джема. И радуги над волнами… Сто тысяч радуг!
- Мильон, - язвительно поправляет Сурен. - Не сто тысяч, а мильон. Положи эти радуги на свою сберкнижку. Есть она у тебя? Шутыть любишь, Петька. Маладэц!
- Ты, земеля, як напишешь про нас у книжке: за вяселками або за грошами рыбаки у мора ходят? - спрашивает у меня Микола Прыгода.
Хорошее слово - веселка, пожалуй, не хуже, чем по-русски - радуга. Вот только не знаю, что мне ответить земляку. На траулере сто человек, и все - разные. И все-таки не одной рыбой жив человек, нужны ему для души и радуги-веселки" [4].
Вот такая цитата из книги поэта Варно: начинается с прибора ФНЗ и заканчивается лиричными радугами-веселками. И действительно, ходили и ходят в море рыбаки и за деньгами, и для души. Потому что рыбак - еще и моряк или, как говорят они сами: рыбак - дважды моряк. А значит, еще больше любит море!
"В недалеком прошлом дальневосточные рыбаки работали в 12 районах Тихого океана, - пишет в газетной статье журналист Юрий Грачёв. - Они успешно вели промысел хека в Ванкуверо-Орегонском районе этого водного бассейна, пристипому добывали у Гавайских островов, ловили ледяную рыбу у острова Кергелен , в водах Антарктики - криля , а в юго-восточной части Тихого океана - ставриду. В дальние экспедиции отправлялись, как правило, крупнотоннажные суда возрастом не более 5-7 лет. Обеспечивалось надлежащее их техническое обслуживание и снабжение горюче-смазочными материалами. Десятки научно-исследовательских судов круглогодично находились в океане, ведя поиск новых районов промысла. Шла регулярная смена экипажей рыболовецких кораблей. И все это лежало на плечах государства Российского. Поэтому флот наш рыбацкий считался самым мощным в мире и наиболее прибыльным" [5].
И флот считался самым мощным и прибыльным, и рыбака тогда уважали. Рыбацкая профессия считалась престижной, в нее шли, рыбаки гордились своим профессиональным званием. Чего стоили ежегодные рыбацкие слеты, о которых сейчас забыли! Первый областной слет на Камчатке состоялся в 1962 году.
П. П. Зиновьев , бывший секретарь Камчатского обкома партии, пишет в своих мемуарах:
"Первый слет был пробным, он мог быть и последним, но дальнейший ход времени показал, что в коллективах эта идея нашла самую активную поддержку. За право быть участником слета развернулось настоящее трудовое соревнование, которое принесло всем огромную пользу.
Слеты проводились в городе Петропавловске-Камчатском в Доме культуры рыбаков. Всего их проведено 21. На каждый слет был изготовлен нагрудный знак. Сначала слеты проходили в традиционной форме: выступали с трибуны участники слета - передовики производства.
По содержанию выступлений это был обмен опытом работы, вынесение на широкую аудиторию форм и методов, с помощью которых были достигнуты те или иные положительные результаты.
В этом была и основная идея проведения слетов, и она была достигнута. Материалы слетов широко освещались газетами, радио и на телевидении.
Участники слета в выступлениях освещали возникшие проблемы и сбои в работе экипажей судов и коллективов береговых предприятий, недостатки во взаимоотношениях государственной и колхозной систем, с судоремонтными предприятиями. Руководство объединений оперативно принимало меры по устранению недостатков. Впоследствии, не изменяя существо проведения слетов как трибуну обмена опытом работы, по форме проведения слета было внесено новшество. Оно заключалось в том, что после нескольких выступлений участников слета его приветствовали коллективы художественной самодеятельности Домов культуры рыбаков колхоза им. В. И. Ленина, судоверфи им. В. И. Ленина. Постановщиком этих "вставок" был режиссер, директор Камчатского ТЮЗа Егоров Евгений Андреевич.
На слете в 1973 году от его участников поступило предложение: учредить почетное звание "Знатный рыбак Камчатки". Предложение получило одобрение у всех участников слета. Для определения персональных лиц была создана небольшая комиссия и разработано Положение об условиях присвоения этого звания ко Дню рыбака. На последующих слетах в торжественной обстановке кандидату вручался диплом и нагрудная красная лента с "золотыми" буквами "Знатный рыбак Камчатки".
Почетное звание "Знатный рыбак Камчатки" было учреждено 4 декабря 1973 года. Положением определялся круг лиц, которым присваивалось это звание. С 1973 года по 1990 год им было удостоено 36 человек. Они по праву вошли в историю Камчатской области" [6].
Делегация Управления океанического рыболовства впервые участвовала в рыбацком слете в 1969 году. Он состоялся 21 ноября и был восьмым по счету слетом. Полное название: "Слет передовиков рыбной промышленности и рыболовецких колхозов Камчатской области".
Слет был открыт докладом первого секретаря Камчатского обкома КПСС М. А. Орлова. То, что он сказал, для многих было неожиданным, а для присутствующих в зале членов коллектива УОР - волнующим и приятным:
"Лучших результатов добился коллектив Управления океанического рыболовства. План реализации продукции им выполнен на 111,8 процента, снижена себестоимость продукции на 153 тысячи рублей, в результате чего образованы фонды: материального поощрения - 393 тысячи рублей, развития производства - 926 тысяч рублей, фонд соцкультбыта создан с превышением планового на 139 тысяч рублей" [7].
После полутора лет работы стать лидером отрасли на Камчатке - это настоящий подвиг коллектива Океанрыбфлота. Об этом забывать нельзя!
Выступивший следом за Орловым начальник Камчатрыбпрома В. Н. Калёнов сделал упор на общих годовых итогах по Камчатке, которые ко дню проведения слета, то есть к концу ноября, уже практически просматривались.
"Особую благодарность заслуживают выдающиеся коллективы, и трижды им спасибо! - подчеркнул Калёнов. - Называть их, видимо, нет необходимости, о них очень ярко сказал в своем докладе товарищ Орлов. Но все-таки мы должны учитывать, что план добычи рыбы по Камчатке пока еще не выполнен. До плана необходимо выловить еще 330 тысяч центнеров. План - 5736 тысяч центнеров, пока добыто только 5410 тысяч […] Если бы устранить несвоевременные перегрузы крупных судов типа БМРТ и плавбазы, то план был бы безусловно выполнен, и мы бы приблизились к выполнению социалистических обязательств на этот год […] Для того, чтобы успешно закончить план этого года, мы считаем, что Океанрыбфлот должен добыть порядка 300 тысяч центнеров, добиться вылова общей цифры 2 млн центнеров рыбы!" [7].
Вон как - вся надежда была на Океанрыбфлот! На новое, но уже стабильное, надежное предприятие.
Об этом говорил в своем выступлении и начальник Управления океанического рыболовства В. Г. Мещеряков:
"Для Управления океанического рыболовства текущий год явился годом становления и годом формирования его как самостоятельного промышленного предприятия. Управлением, партийным и базовым профсоюзным комитетами, судовыми партийными организациями была проведена большая организаторская и политическая работа по мобилизации коллективов на решение стоящих перед Океанрыбфлотом задач.
На судах флота получила горячую поддержку ценная патриотическая инициатива БМРТ "Узбекистан" по развитию социалистического соревнования за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Экипажи БМРТ "Узбекистан", "Илларион Рябиков", "Трудовые резервы", "Петр Овчинников", "Ительмен" приняли обязательство выполнить свои пятилетние планы к 22 апреля 1970 года и с честью справляются со своими обязательствами. Всеми экипажами управления были приняты также высокие обязательства, выполнение которых позволит Океанрыбфлоту в целом досрочно справиться с пятилетним планом и планом текущего года.
Нами придается большое значение социалистическому соревнованию, моральным и материальным стимулам. Итоги соревнования подводятся ежемесячно и доводятся до сведения экипажей судов по радио и в газете. В честь победителей в центре города поднимается Вымпел трудовой славы, учреждены три денежные премии. За наиболее выдающиеся достижения в предъюбилейном социалистическом соревновании экипажи судов и наши лучшие люди заносятся в Книгу трудовой славы. Более 900 членов экипажей судов удостоены звания "Ударник коммунистического труда"" [8].
Делая паузу в описании областного рыбацкого слета, надо сказать, что в 1969 году в общефлотскую галерею передовиков производства Камчатрыбпрома был занесен из УОР аж 21 человек, в том числе старший механик БМРТ "Штурман Елагин" А. Т. Макара, начальник радиостанции БМРТ "Казалинск" Д. М. Андросович, механик завода БМРТ "Камышин" Л. Н. Егоров , капитан-директор БМРТ "Восход" А. И. Беляев, старший тралмастер БМРТ "Трудовые резервы" В. И. Стёпин и др. [9].
"Как работают наши суда в Ванкуверо-Орегонском и Гавайском районах! - восклицал с трибуны рыбацкого слета старший механик БМРТ "Восход" В. Ф. Иванец. - Просто какая-то гордость за нашу Родину! Армада больших кораблей, все чистые, красивые, работают дружно! Хорошие корабли!
Сегодня шел я с капитаном "Кошегочека", он мне рассказывал, какие у них трудности были, а я думаю: какая красота на БМРТ! Ни шторм, ничего не мешает работать. Это суда перспективные.
Руководство у нас очень хорошее. Некоторые усмехнутся, мол, попробуй сказать, что плохое. Но я не в порядке подхалимажа. Поэтому все суда в этом году должны хорошо сработать.
Газета "За высокие уловы" - это же наша духовная пища, а попадает к нам через 2 месяца, и о работе БМРТ там ничего не найдешь, все о чем-то другом пишут.
В отношении работы отдела кадров. Товарищу Климову нужно вот здесь памятник поставить. Просто непонятно, как он выкручивается. Приходят новые БМРТ, и сразу регулярно направляются туда люди, а к концу рейса на судах складываются хорошие традиции.
Еще - относительно медицинского обслуживания в Ванкуверо-Орегонском районе. Бывают случаи, в частности на БМРТ "Браслав", где матроса в заводе прижало тележкой и повредило кость, его сдали на лечение в Америку. Заплатили за лечение золотом, а в дополнение ко всему его сманили эмигранты, то есть остался жить там. Короче говоря, купил билет в один конец, ну и бог с ним, в семье не без урода. Предлагаю делать в экспедиции целую лечебную лабораторию на одном из БМРТ, чтобы там были врачи всех специальностей, и это, несомненно, окупится незамедлительно. А что у нас сейчас? Судовой медик может назначить таблетки, на которых написано: "От желудка", "От головной боли" и т. д. И на этом все.
В заключение хочу сказать, что экипаж БМРТ "Восход", несмотря на все трудности, выполняет принятые обязательства в честь 100-летия со дня рождения Ленина и всегда будет поддерживать лучшие традиции больших траулеров орденоносной Камчатки" [10].
От имени своего комсомольско-молодежного экипажа взял слово капитан-директор БМРТ "Пахача" П. И. Яроцкий:
"Экипаж судна прилагает все усилия для выполнения своих социалистических обязательств, но есть досадные причины, которые отрицательно влияют на добычу и обработку рыбы.
Диспропорция промысловых судов и перегрузчиков в ожидании сдачи рыбы приводит к потере промыслового времени: за рейс от 12 до 27 суток. А обычно ожидание перегруза совпадает по времени с хорошим ловом рыбы. Пополнение промысловыми судами идет интенсивно, а флот Востокрыбхолодфлота, на транспортные суда которого и идет перегрузка, пополняется медленно.
Поисковых судов очень мало, и они находятся в районе промысла основного флота. В южном районе их, можно сказать, совсем не было. Промысловые суда вынуждены сами искать рыбу вместо того, чтобы ловить ее. Камчатские поисковые суда рыбу в новых районах не ищут. Пора ставить вопрос перед Дальрыбой и Министерством о выделении поисковых БМРТ и направлении их в новые районы. Вдоль Алеутской гряды окунь почти пропал. Район камбалы в Беринговом море с глубинами до ста метров почти полностью закрыт. Зимой сельдь ловится непродолжительное время. БМРТ ловят минтай на муку, а пора уже, наверное, смотреть на минтай как на пищевую рыбу.
За последнее время у БМРТ резко увеличился вылов пелагической рыбы - сельдь, хек. Суда УОР имеют только три прибора ФНР-2 да несколько ФНЗ. Лов в пелагическом варианте без приборов невозможен. Хорошо снабжены приборами сахалинские суда, там на 17 БМРТ - 14 приборов. Приморские БМРТ также имеют приборы. Если посмотреть средний вылов БМРТ на хеке, то сахалинцы имели по 14-15 тысяч центнеров в месяц, а камчатские БМРТ - по 11-12. Вот что значит иметь приборы! Есть необходимость послать судно с прибором в южный район, где наблюдаются пелагические записи, но что это за рыба - неизвестно" [11].
Далее в книге будут описаны еще несколько рыбацких слетов, и на каждом ставились серьезные постановочные вопросы для их обязательного решения.
Тем временем приближалось 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Для СССР это была очень большая, значимая дата, поэтому к ней тщательно готовились. Коллективы принимали на себя повышенные планы, люди брали личные соцобязательства. Подобными обязательствами были повязаны все - от министров до рабочих и даже пионеров и октябрят. Океанрыбфлот в этой ситуации, конечно же, ничем не выделялся из других и также взял на себя повышенные обязательства. Весь осенне-зимний период 1969/70 года прошел в напряженной работе по выполнению высоких планов.
Кроме повышенных планов брались и другие обязательства. Так, капитаны БМРТ "Камчатская правда", "Пахача", "Иван Середа", "Александр Максутов" и "Зарубино" выступили с инициативой и были поддержаны руководством о двухлетней эксплуатации своих судов без межзаводских ремонтов.
В 1970 году в Управлении океанического рыболовства работали 35 БМРТ. С планом I квартала справились все. К 100-летию со дня рождения Ленина многие работники управления были представлены к юбилейной ленинской медали, которая так и называлась: "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина". Военным тогда вручалась такая же медаль, но с надписью: "За воинскую доблесть…".
Это была медаль в своем роде особая. В Положении о ней, в частности, сказано: "Юбилейная медаль "За доблестный труд (За воинскую доблесть) в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" носится на левой стороне груди и при ношении вместе с орденами и медалями СССР, размещенными на общей планке, располагается левее и выше общей планки, но ниже медали "Золотая Звезда" и золотой медали "Серп и Молот", а при отсутствии указанных знаков особого отличия - на их месте. Лента к юбилейной медали "За доблестный труд (За воинскую доблесть) в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" при ношении на планке располагается после ленты к медали "За трудовое отличие". Награжденный юбилейной медалью должен с честью и достоинством носить ее, самоотверженно трудиться, активно бороться за повышение производительности труда, совершенствовать свою боевую выучку, активно содействовать усилению боевой готовности войск, быть образцом в соблюдении трудовой и воинской дисциплины, выполнении своего гражданского и воинского долга".
Юбилей прошел, отгремели фанфары, и продолжилась обычная работа. Впрочем, и в юбилейные дни основное количество БМРТ находилось в море, на промысле. Еще бы, ведь в юбилейном году Камчатская область должна была выловить 8 миллионов центнеров рыбы. Не к юбилею, естественно, а к концу 1970 года. Но, по-видимому, сказалось юбилейное напряжение, поэтому в тот год практически вся страна не справилась с годовыми заданиями. Пых вышел к апрелю, и к декабрю его не осталось. Такая же картина наблюдалась и у рыбаков Камчатки.
Очередной, IX слет передовиков рыбной промышленности и рыболовецких колхозов Камчатской области, состоявшийся 20 ноября 1970 года, открылся торжественным юбилейным докладом первого секретаря обкома партии М. А. Орлова. Он, конечно, был обязан говорить о нарастающих успехах, поэтому основную часть доклада этому и посвятил. Но выступавшие следом рыбаки описывали уже другую картину.
Из выступления начальника Управления океанического рыболовства Г. В. Мещерякова:
"Еще не было ни одного такого тяжелого года, как этот, по всем районам промысла, где работал наш флот. Дело доходило до того, что суда впустую дрейфовали по трое суток, а в осенне-зимнее время не имели аварийного запаса. И такая картина остается на сегодняшний день.
За пятилетку нам недопоставлено четыре БМРТ. На эти суда падает 190 тысяч центнеров добычи рыбы, которые никто с нас не снимет, и план для нас становится очень напряженным. Мы принимаем меры, но просим, чтобы нас правильно поняли и на будущий год поставку флота планировали реально. Если планируется поставить восемь БМРТ, то их мы должны получить. По этому вопросу мы неоднократно писали, нам помогал тов. Орлов, но до сих пор конкретного ответа не имеем. Лишь ответили, что корректировать план не будут.
Очень тяжелое положение сложилось с рыбой северная тресочка - почти то же самое, что было с пристипомой, которая не имела сбыта почти два года из-за того, что в ней нашли рачка и не провели своевременной рекламы. Нами выловлено около 220 тысяч центнеров тресочки, часть ее лежит в холодильниках, часть уже переведена во вторую категорию качества. Мы просим лучше давать рекламу этой рыбе, по вкусовым качествам она хорошая, как треска" [12].
О нелегком положении судов на промысле говорил и капитан-директор БМРТ "Хинган" Г. А. Московский:
"Работать в 1970 году БМРТ "Хинган" начал с большим опозданием. Вышли в район лова в середине мая. Перед выходом в район перед экипажем была поставлена большая задача выполнить план. В начале работы наш механик устранил недоделки в механизмах после некачественного ремонта. Несмотря на это, экипаж пробыл в море 150 суток, добыл и обработал 57 тысяч центнеров рыбы, сдал мороженой продукции 37 тысяч центнеров. Вся рыба пошла первым сортом.
Обстановка в районе промысла была очень напряженной, потому что не хватало дизельного топлива. "Хинган" простоял в ожидании перегруза 15 суток, в ожидании тары - трое суток и в ожидании топлива - столько же. А ведь продержаться судну трое суток без топлива - это очень тяжело. В общей сложности, если подсчитать цифры, то БМРТ потерял около 20 тысяч центнеров рыбы. В таком же положении оказались БМРТ "Куба", "Трудовые резервы".
Много было потеряно времени на поиски. Промысловая флотилия состояла из 40 единиц. Находящиеся в экспедиции научно-исследовательские суда помощи практически не оказывали, да и рекомендаций на дальнейшее тоже не было. В результате на поисках рыбы было потеряно 40 суток.
Здесь, пользуясь случаем, прошу представителей Дальрыбы наладить снабжение в дальних районах, особенно топливом, тарой. Так, из-за тары много рыбы было переведено во второй сорт. Не имея тары, приходилось брикетировать рыбу, а затем заниматься перетарировкой.
Морскому рыбкоопу нужно подумать над вопросом снабжения судов картофелем и свежими овощами, потому что наша флотилия - самая оторванная. Почему-то суда Сахалинрыбпрома и Приморрыбпрома всегда находятся в лучшем положении по обеспеченности свежими овощами. В этом году мы три месяца находились без свежих овощей.
Сейчас БМРТ "Хинган" встал на профилактический ремонт. Пользуясь случаем, прошу рабочих, инженерно-технический персонал СРВ в короткий срок произвести качественный ремонт. Экипаж "Хингана" остается прежним. Мы взяли обязательства к XXIV съезду КПСС и имеем большое желание их выполнить" [13].
В выступлениях слышен гул времени, чувствуется ритм большой, напряженной работы. Дальние районы все более расширялись, весь Мировой океан был уже по плечу камчатским БМРТ. Писатели и журналисты, бывавшие с рыбаками в океанских экспедициях, взахлеб писали об этом. Сегодня их книги и статьи - бесценный памятник живой истории Камчатки рыбацкой, в том числе и Океанрыбфлота.
"В годы массового перехода на активное промышленное рыболовство не было проторенных путей, - писал Анас Галимов в очерке "Люди и корабли", - приходилось на ходу учиться всему: организации труда, освоению техники, овладению навыками лова новых видов рыб и морепродуктов. Поэтому многих и многих рыбаков смело можно назвать в числе первопроходцев.
Я помню солнечный августовский день 1971 года. Ослепительные блики на гладкой поверхности Авачинской бухты, отражавшиеся на свежевыкрашенных бортах большого морозильного траулера "Приамурье", который осанисто подходил к причалу. Гремели торжественные марши, развевались флаги, транспаранты. Букеты цветов, радостные лица встречающих. Областная газета "Камчатская правда" увековечила это событие на первой полосе обширным репортажем: "Здравствуйте, герои Индийского океана!", снабдив его трогательными фотографиями рыбаков и встречающих их счастливых детей, жен, друзей.
На торжественном митинге участвовали руководители Океанрыбфлота, Камчатрыбпрома, городские и областные руководители. Памятные подарки, Почетные грамоты, переходящие Красные знамена за победу в социалистическом соревновании, приветственные речи - все для экипажа "Приамурья". Рыбаки это заслужили. "Приамурье" во главе с двадцатидевятилетним капитаном Виктором Мищенко более года тому назад был направлен в южные широты Индийского океана - это была первая экспедиция камчатских рыбаков в тот далекий район. Нототения, клыкач и другие рыбы с непривычными для нас названиями появились тогда на прилавках магазинов.
В столовой команды я обратил внимание на стенд "От Петропавловска до Кергелена". Это был рассказ о том, как прокладывалась камчатская тропинка в далекие моря.
- Рыба там есть. Смелее надо осваивать этот район, - говорил тогда капитан-директор В. А. Мищенко.
Это был, пожалуй, главный вывод его отчета о работе экспедиции. В том же году в тот район была направлена группа больших морозильных траулеров" [14].
За Кергелен капитан-директор БМРТ "Приамурье" Виктор Мищенко был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме того, в одном из новых домов на проспекте Рыбаков ему выделили двухкомнатную квартиру.
Первый рейс в качестве штурмана у Евгения Николаевича Кабанова был на БМРТ "Штурман Елагин" в 1974 году к острову Кергелену в Индийском океане. Он вспоминает свой заболевший зуб, который пришлось лечить всяческими народными способами, потому что до ближайшего порта 15 суток хода, а на борту вместо врача ветеринар, который может, в лучшем случае, помазать зеленкой. И такие же ветеринары на всех судах экспедиции.
Но на всякого рода сложности тогда не очень обращали внимание, ведь далекая экспедиция сулила хотя бы недолгие заходы в иностранные порты, и все шли практически из-за этого. Шла борьба, настоящее соревнование за то, чтобы попасть в экипаж БМРТ, уходившего в Индийский океан, а позже еще дальше - в Антарктиду.

Назад