Александр СМЫШЛЯЕВ. РЫБАКИ ОКЕАНА

Назад

Глава 2. Звезда рыбака


Судьбы людей и кораблей

Люди ловили рыбу. Порой ценой своих жизней, без этого, увы, не обходилось. Гибли и БМРТ. Первым в Океанрыбфлоте ушел на дно БМРТ "Браслав".
Большой морозильный рыболовный траулер "Браслав" был первенцем крупнотоннажного рыболовецкого флота Камчатки. Его построили в 1961 году на Черноморском судостроительном заводе имени Носенко в Николаеве, и в ноябре того же года он прибыл в Петропавловск-Камчатский, где вошел в состав флота УТРФ. В апреле 1968 года БМРТ "Браслав" вместе с другими траулерами своего класса был передан в новое рыбацкое предприятие - Управление океанического рыболовства, ныне - Океанрыбфлот. Десять лет своей трудовой корабельной жизни БМРТ "Браслав" ловил и перерабатывал рыбу в Тихом океане, пока 20 июня 1971 года не столкнулся в море с теплоходом "Сула" и не затонул на глубине 4 тысячи метров в районе мыса Шипунского в координатах 53,25 северной широты и 161,35 восточной долготы. При этом погибли три члена экипажа. Последним промысловым рейсом БМРТ "Браслав" руководил капитан-директор Евгений Михайлович Толмачёв.
19 июня 1971 года "Браслав" вышел из порта Петропавловска-Камчатского и направился вдоль восточного побережья Камчатки на север к бухте Моржовой. Там он перегрузил гофтару на БМРТ "Камчатская правда". Позже говорили, что пароход таким образом как будто бы простился со своим первым капитаном Сотниковым, который когда-то принял его, а теперь ходил на БМРТ "Камчатская правда". Сотников, опять же по разговорам, стоя у борта "Камчатской правды", прикоснулся рукой к борту ошвартованного рядом БМРТ "Браслав". Наверное, прикоснулся просто так, а получилось прощание. Так это или нет, но через несколько часов после этого "Браслав" затонул.
Когда после перегруза БМРТ "Браслав" пошел в океан, на мостике находился капитан Толмачёв, который в 2 часа 15 минут, уже 20 июня, как только судно покинуло бухту Моржовую, отправился спать. Перед уходом капитан дал указание вахтенным штурманам определять свое место каждые 10-15 минут.
В 4 часа ночи менялась вахта. Ее сдавал второй помощник капитана Н. П. Стукалин старшему помощнику А. Ф. Белову. Но Белов на вахту не пришел. Остальные вахтенные - четвертый помощник Колесников и матросы Зобков и Дергабузов явились на мостик исправно. Стукалин не стал дожидаться своего сменщика Белова, сообщил четвертому помощнику Колесникову курс и скорость судна и ушел к себе. Судно шло полным ходом по курсу 67 градусов.
На руль встал матрос Зобков, впередсмотрящим заступил матрос Дергабузов.
У четвертого помощника капитана Колесникова это была первая самостоятельная ходовая вахта. Он был назначен на штурманскую должность перед самым выходом БМРТ в рейс, практики управления судном не имел, поэтому должен был нести ходовую вахту только совместно со старпомом Беловым, который на мостике так и не появился.
Вахта проходила спокойно, Колесников постоянно находился в рулевой рубке, иногда заходил в штурманскую. В 5 часов 49 минут он и матросы Зобков и Дергабузов через приоткрывшуюся дверь, ведущую на правое крыло ходового мостика, увидели примерно в 300 метрах приближавшееся к ним судно. Колесников тут же приказал рулевому положить руль лево на борт. Но через несколько секунд суда столкнулись. Это произошло в 5 часов 50 минут.
Судном, с которым столкнулся БМРТ "Браслав", оказался теплоход "Сула", принадлежавший Дальневосточному пароходству, порт приписки Владивосток.
Капитан теплохода Михаил Геннадьевич Муратов позже, при опросе его аварийной комиссией, показал:
"Старший помощник позвонил мне по телефону и доложил, что в двух-трех кабельтовых БМРТ пересекает курс. Выскочив на мостик, я увидел действительно БМРТ, пересекающий курс в расстоянии примерно полтора кабельтовых или менее. На руле стоял матрос Бацман, на мостике находился старший помощник, второй матрос был в левом курсе, но я его сразу не увидел. Сразу дал команду назад и право на борт. Старпом доложил: машина работает назад, руль право на борт. Через несколько секунд произошло столкновение".
Из показаний капитана БМРТ "Браслав" Толмачёва:
"В 5 часов 50 минут от сильного удара я проснулся и выбежал на правое крыло, где я увидел теплоход "Сула", который своим носом упирался в наш правый борт в районе 96-102-го шпангоутов. После столкновения через 10-15 секунд заработала машина теплохода "Сула" назад. Своей машине был дан стоп. При отработке послышался скрежет. Была объявлена водяная тревога. Пробоина находилась в районе шпангоута 96-102-го. Горловина тукового трюма была сбита, и пробит трюм 3. В момент столкновения вода в машинное отделение поступала медленно. Осушительная система успевала откачивать воду из машин, также была дана команда для выравнивания крена: откачивать топливо на левый борт. Для безопасности людей была объявлена шлюпочная тревога в 6 часов 25 минут. В 6 часов 40 минут спустили бот 3, в 6 часов 50 минут спустили ПСН-10, в 7 часов 00 минут спустили бот 1. В 7 часов 30 минут старший механик Муратшин И. Е. доложил, что вода поступает в машинное отделение все быстрее, которую откачивать не успевают насосы. Дал указание покинуть машину, так как крен достигал 35 градусов. В 7 часов 40 минут спустили на воду ПСН-10. На борту еще оставалось 15 человек, надеясь, что судно будет держаться на плаву. В 8 часов 40 минут при увеличении крена до 40 градусов попросил капитана теплохода "Сула" подойти к левому борту на расстояние 10-20 метров, чтобы забрать остальных людей. Теплоход "Сула" подошел в 8 часов 45 минут. Все люди были благополучно переправлены на него. В 8 часов 51 минуту "Браслав" затонул".
Старший помощник капитана БМРТ "Браслав" Белов в своей объяснительной записке более детален. Он пишет:
"Я побежал осматривать пробоину, закрытие люков, горловин трюмов, водонепроницаемых дверей. При обследовании пробоины было выяснено, что металлическая крышка с тукового трюма деформирована. Мы сделали попытку с механиком завода выровнять ее кувалдой, но результатов никаких не дало. Пробоина была больших размеров в районе 96-102-го шпангоутов и на глубину 6-7 метров. Трюм 3 сразу же заполнился водой, и судно начало крениться на правый борт".
Из заключения комиссии по расследованию столкновения теплохода "Сула" с БМРТ "Браслав", происшедшего 20 июня 1971 года:
"По донесению капитана Толмачёва, на борту [БМРТ "Браслав"] находилось 106 человек команды и пассажиров. В последующем пересчете, по сверке личных документов и по данным судовладельца, экипажа фактически оказалось 101 человек. 5 человек при отходе судна из Петропавловска были сняты.
Вопреки хорошей морской практике все спасательные средства, в том числе плоты ПСН-10, спускались с наветренного борта, подверженного действию волнения и прижимного ветра. В результате этого фалинь одного плота был оторван до полной посадки людей и с двумя членами экипажа унесен. Другой плот порван, зацепившись за кранец, и, будучи перегруженным, оказался полузатопленным. Пять человек из числа находившихся на нем упали за борт. Двое из них были вытащены из воды обратно на плот, а трое вплавь добрались до кранца, с которого в последующем были сняты теплоходом "Сула". Три человека из числа оставшихся на плоту, 2-й механик Прохоров Иван Степанович, механик завода Рыбицкий Виталий Адамович и боцман Гребцов Виктор Гаврилович, после пребывания в воде на поврежденном и полузатопленном плоту скончались".
Примерно через 10 минут после того, как последний член экипажа был снят с борта БМРТ "Браслав", он затонул. После этого на "Суле" начали поднимать к себе тех, кто находился в шлюпках и плотах. Это заняло около полутора часов. В 10 часов 10 минут теплоход форсированным ходом последовал в порт Петропавловск-Камчатский.
Трагедия БМРТ "Браслав" до сих пор вызывает споры специалистов. Почему стало возможным то роковое столкновение посреди чистого моря, когда, казалось, ничто не мешало разойтись двум судам? Экипажи этих судов и их капитаны дружно сваливали вину друг на друга, поэтому из объяснительных членов экипажей истины не получить.
Например, старпом БМРТ "Браслав" Белов написал:
"Далее в процессе перехода в порт Петропавловск я беседовал с рулевым теплохода "Сула" Бацманом и в присутствии свидетелей матросов Рязанова и Зубкова задал несколько вопросов. "Куда вы следовали и каким курсом?" - "Мы шли на Чукотку курсом 74 градуса". - "Почему вы резко повернули влево?" - "Я перепутал команду ``право на борт`` и положил ``лево на борт``, в результате чего теплоход ``Сула`` вошел своим штевнем перпендикулярно правому борту в районе рыбозавода"".
Со своей стороны, капитан теплохода "Сула" Муратов рассказывал членам комиссии по расследованию: "Возможно, "Браслав" в этот момент вильнул вправо". А далее он же отвечает на вопрос: "Проверяли ли вы правильность положения руля "право на борт"?" - следующее: "Я глянул на аксиометр, руль был право на борт. Рулевой доложил: "Руль право на борт", в отношении курса ничего не докладывал".
Далее он же утверждает, что некоторые члены экипажа БМРТ "Браслав" были пьяными.
В частности, он говорил: "Лично я видел пьяного гидроакустика, даже видел, как люди, поднятые из шлюпки, доставали бутылки и пытались распивать на нашем втором трюме, водка была у них изъята, чтобы использовалась для растирания в период снятия людей с БМРТ".
Однако члены экипажа БМРТ "Браслав" поясняли, что пили водку исключительно для того, чтобы согреться уже на борту теплохода "Сула", до этого же все были трезвыми.
Как бы то ни было, первый в истории рыбацкой Камчатки большой морозильный траулер "Браслав" закончил свои дни на дне Тихого океана в районе мыса Шипунского. Что касается непосредственных виновников этой трагедии, то они были выявлены в процессе расследования уголовного дела и понесли строгое наказание [15].
28 сентября 1971 года начальник Океанрыбфлота Георгий Васильевич Мещеряков отбыл в Москву защищать диплом в институте имени Плеханова, где учился заочно на факультете планирования промышленного производства. Исполняющим обязанности начальника управления назначили первого заместителя Александра Ивановича Сергу. После окончания института Г. В. Мещеряков пошел на повышение, став заместителем начальника Камчатрыбпрома, а А. И. Серга 8 июля 1972 года назначен полноправным начальником УОР.
Надо сказать что Океанрыбфлоту за годы его существования везло с первыми руководителями. Во-первых, за 40 лет их было только пять человек, включая нынешнего генерального директора Бориса Аркадьевича Сорокина, то есть сменяемость небольшая, а во-вторых, все они - личности и оставили яркий след как в истории своего предприятия, так и в истории Камчатки.
Безусловной личностью был и Александр Иванович Серга, недаром в 1977 году он пошел выше, был утвержден генеральным директором Камчатрыбпрома, сменив на этом посту В. А. Бирюкова.
Владимир Афанасьевич Бирюков, хорошо знавший этих людей, отзывается о них с большим уважением.
"Они не только поставили в строй большой рыбацкий флот полуострова, но и создали обслуживающую структуру его работы, ремонтную базу, подняли эффективность самой работы флота по добыче рыбы в Мировом океане, а не только у берегов Камчатки, - говорит он.
Первым заместителем у меня, когда я стал начальником Камчатрыбпрома, был известный в области и уважаемый на флоте Мещеряков Георгий Васильевич, Герой Социалистического Труда. Это известный промысловик, капитан-директор БМРТ, который в 1968 году стал первым начальником Океанрыбфлота, поставил его на ноги, затем уехал учиться, а вернувшись, был назначен моим заместителем.
До середины 1970 годов рыбаки вели напряженную работу по выполнению главного показателя - добычи рыбы. Это было притчей во языцех - требование добычи рыбы чего бы это ни стоило. Куда вы эту рыбу денете - это ваш вопрос, но добыча была единственным и главным показателем работы предприятия. И все же к концу 1970-х годов положение стало меняться, главным вставал вопрос эффективности этой самой добычи рыбы. Эффективности и количества выпускаемой из нее пищевой продукции, консервов, рост товарности по стоимости рыбной продукции.
Флот в те годы работал в различных районах Тихого океана. Начинал в Беринговом море на промысле сельди и минтая, затем переходил в Ванкуверо-Орегонский район, где ловил хека. В Охотоморской сельдяной экспедиции был задействован средний флот. В минтаевой - крупный флот, как и на хеке. Крупный флот работал на Гавайях на промысле пристипомы, оттуда переходил на промысел к Новой Зеландии, работал возле острова Кергелена. Одним словом, Тихий океан нами был освоен. Освоено было и Охотское море: крупный и средний флот работал там на минтае и сельди, промышлял возле Южных Курил, где начиналась, а позже стала основной сельдь иваси. На Средних Курилах ловили кальмара".
Александр Иванович Серга достойно продолжил дело, начатое Г. В. Мещеряковым. Но время, как выше говорит В. А. Бирюков, было напряженным, хотя, по сути, легким оно не было никогда. Как раз в 1971 году значительные по площади акватории Ванкуверо-Орегонской зоны были закрыты для рыболовства, а это был один из основных промысловых районов Океанрыбфлота.
Впервые прилюдно выступая в качестве исполняющего обязанности начальника УОР на очередной флотской профсоюзной конференции своего предприятия 2 ноября 1971 года, А. И. Серга говорил все, как есть:
"Продолжающееся отставание нашего управления от выполнения собственной программы, от других флотов должно каждого из нас, каждого, кто болеет за честь своего судна, честь Океанрыбфлота, самым серьезным образом озадачить. Мы должны себе уяснить, в чем кроются эти причины, чтобы найти наиболее рациональные пути их преодоления, сделать все, что в наших силах и возможностях.
У нас на флоте много замечательных специалистов, освоивших науку промысла во всех районах. Достаточно сказать, что в этот трудный в промысловом отношении год по количеству экипажей БМРТ, выполнивших свои годовые планы, мы не на последнем месте. Среди них экипаж БМРТ "Казалинск" (капитан-директор С. Н. Андреев), первым в Дальневосточном управлении перешагнувший стотысячный рубеж по добыче рыбы. Экипажи БМРТ "Приамурье" (капитан-директор В. А. Мищенко) и "Приозерск" (капитан-директор П. И. Яроцкий), первыми, еще 10 июля, завершившие выполнение своих годовых планов. Выполнили свои годовые планы БМРТ "Казатин" (капитан-директор И. К. Годованцев), "Ительмен" (И. В. Тихонов), "Штурман Елагин" (Г. Н. Авшаров), "Камышин" (А. И. Родюшкин), "Колывань" (Н. М. Павлюк).
С особой благодарностью и теплотой мы отмечаем самоотверженный трудовой вклад этих экипажей в выполнение плана первого года IX пятилетки. Эти экипажи своим трудом завоевали право участвовать в X, юбилейном слете рыбаков Камчатки. Их делегаты будут представлять на этом слете 5-тысячный коллектив Океанрыбфлота" [16].
Да, коллектив предприятия из года в год увеличивался, быстро росло количество БМРТ (в 1971 году - 37 единиц, в 1972-м - уже 45), а вместе с ним росли задачи, все напряженнее становился труд. К тому же, как сказано выше, сужались районы промысла. Эти обстоятельства заставили (именно заставили) рыбаков обратить пристальное внимание на минтай, посмотреть на него как на пищевую рыбу. Нелегко давался этот взгляд, ведь до сих пор минтай шел исключительно на муку. И вдруг - в пищу. А с другой стороны, почему нет, ведь Япония, Корея и Китай давно ловят минтай как пищевую рыбу. К тому же это самая массовая донная рыба Охотского моря и западной части Берингова.
Александр Иванович Серга буквально схватился тогда за минтай, как схватился и за новый промысловый район - у Новой Зеландии. Уже весной 1972 года туда был отправлен БМРТ "Александр Максутов" под руководством капитана-директора Григория Николаевича Холодена. Рыбаки провели поиски и вернулись с уверенностью, что район перспективный. Он был перспективным и в политическом смысле, так как государство Новая Зеландия практически не занималось океанской рыбалкой. В том же 1972 году в район Новой Зеландии отправилась промысловая экспедиция из нескольких судов. Район превзошел все ожидания.
26 января 1973 года на открывшемся очередном рыбацком слете Камчатки чествовали капитана Григория Холодена. Пионеры в белых рубашечках с красными галстуками декламировали незатейливое, но очень торжественное приветствие удачливому рыбаку:
Настойчив Холоден Григорий,
Видать, Колумбом он рожден,
Он новое откроет море,
Как новый промысла район!
"Экипаж БМРТ "Александр Максутов" (капитан Г. Н. Холоден), осваивая практически не разведанный в промысловом смысле район лова у Новозеландских островов, обеспечил выполнение плана по добыче рыбы, - говорил в своем выступлении на слете начальник УОР А. И. Серга. - Этот район лова приобрел перспективное значение для Океанрыбфлота. Экипаж БМРТ "Кизир" (капитан И. В. Тихонов) при плане добычи 6100 тонн фактически выловил 7495 тонн рыбы. Взяв 22 ноября 1972 года дополнительные обязательства выловить в честь 50-летия Союза ССР тысячу тонн скумбрии, этот экипаж 15 декабря с честью с ним справился и выловил до конца года сверх обязательств 385 тонн ценного сырца. Экипаж БМРТ "Зарубино" (капитан В. И. Фадеев) выполнил план на 120 процентов…" [17].
Одним словом, новый район промысла сразу всем понравился, его начали активно осваивать. А о капитане Григории Холодене хорошо, в красках рассказал писатель Владимир Варно в очерке "Сага о капитанах". Нельзя удержаться, чтобы не привести обширную цитату.
"Об океане капитан говорит, как о живом человеке. Замечено - не сейчас и не мною - что такое вот отношение к океану свойственно настоящим рыбакам, сроднившимся с морской стихией.
Океан, помимо всего прочего, хорош еще и тем, что дает возможность проверить человека на верность.
"Если ты уйдешь в море - ты меня не увидишь!" - услышал капитан далекий-далекий, словно с Луны, голос женщины, которая умело притворялась, что любит его, Гришку Холодена.
Капитан выбрал море.
Потом пришла другая женщина, настоящая. Она никогда не поставит капитана перед чудовищным, унизительным, совершенно невозможным выбором.
Если сложить все его рейсы в один, то продолжительность его будет - ого, Григорий Николаевич, - семнадцать лет!
При могучем торсе и широких плечах у него удивительно маленькие, изящные, я бы сказал, ладони. У морского волка, который скоро справит пятидесятилетний юбилей, руки мальчика. И вот этими-то руками он вязал узлы, вертел штурвал, хватался за лом, когда приходилось окалываться.
В 1956 году капитан принимал свой первый рыбацкий корабль - СРТ "Полярник". Он учился ловить рыбу, находить ее при любых условиях и брать побольше. Каждый из промысловых районов Григорий Николаевич знает, как, например, житель села знает свой приусадебный участок.
В 1968 году Григорий Николаевич принял большой морозильный траулер "Александр Максутов". Я хочу, чтобы читатель прочувствовал вот такой достопримечательный факт. Этот траулер, сложным хозяйством которого чуть ли не восемь лет подряд руководил капитан Холоден, ни разу не пришел в порт, не выполнив плана. И не было ни одного года, чтобы он не взял, "на худой конец", сто тысяч центнеров рыбы или около этого.
Между прочим, он любит повторять, что приятнее отдавать, чем брать.
- Старпомов я почти всех отдал, - говорит он. - Куда бы ты думал? В капитаны! За пятилетку - четверых. - И он начинает загибать пальцы: - Смирнова - раз. Попова - два. Мягко - три. Буженика - четыре. Между прочим, ему-то, Буженику, я и передал "Максутова". А мне новый пароход дают - "Мыс Ратманова" [18].
В марте 1972 года Григорий Николаевич Холоден участвовал в работе XV съезда профсоюзов СССР. Тогда от Камчатки было избрано семь делегатов съезда: Т. Ф. Иванова, А. Д. Обыденнова, М. А. Воронин, Г. Н. Холоден, К. И. Чернов, В. А. Саунин, В. Г. Поздняков. Все они заслужили этой чести своей работой. На XIII слете рыбацких предприятий Камчатки Григорий Николаевич Холоден получил звание "Знатный рыбак Камчатки". Это был 1975 год, Холодену исполнялось тогда 50 лет. Но свой юбилей он встретил в море. А на берегу ему посвящали стихи.
В работе Холоден горяч!
Он знает вкус больших удач.
Полвека жизни за спиной,
А трудится - как молодой.
Впрочем, посвящали ему стихи и профессиональные поэты, например живущий ныне в Петербурге Петр Камчатый:
"Пахарь моря, - так сказал однажды
Про него знакомый капитан. -
Я на Алеутах был с ним дважды.
С ним пойдешь и знаешь - будет план".
Он знаком со штормом и туманом,
С каждой банкой, кажется, знаком.
И не зря его признали знатным -
Всей Камчатки "Знатным рыбаком".
Восемь лет Григорий Николаевич Холоден руководил БМРТ "Александр Максутов" с перерывами на очередные отпуска. Его последний промысел на этом траулере состоялся в 1975 году.
"Камчатская правда" тогда писала:
""Александр Максутов" тихо касается причала натруженным бортом. Разрывая маршем морозный воздух, вступает оркестр. Какой это прекрасный, истинно камчатский праздник - встреча рыбацкого судна. Кажется, весь город на причале. Взволнованные, радостные лица. И среди множества рыбак отыскивает самые родные - своих жен, детей, друзей. Сейчас спустят трап - и круто переменится жизнь. По промысловой палубе, знавшей рыбу да трал, застучат женские каблучки, побегут дети. И будет митинг. Потому что экипаж "Александра Максутова" вернулся в родной порт победителем.
Спускается по трапу Григорий Николаевич Холоден, капитан-директор большого траулера-морозильщика. Взметнул руку к козырьку, улыбнулся. То, о чем он будет сейчас докладывать руководителям Океанрыбфлота, Камчатрыбпрома, знает каждый рыбак "Александра Максутова". За год добыто 100 130 центнеров рыбы, 56 тысяч центнеров пищевой. Рейсовое задание перевыполнено, пятилетка завершена досрочно. Каждый член экипажа внес в победу свой вклад, свой энтузиазм, ум и сердце.
Считается, что экипажу "А. Максутова" везет. Он всегда с рыбой, его всегда встречают, как победителя. Впрочем, опытные промысловики знают и то, что при одном везении 100-тысячный рубеж вылова не перешагнешь. Здесь требуется главное - умение ловить рыбу.
- Мы волновались за вас, но и были уверены, что не подкачаете, - сказал на митинге начальник Океанрыбфлота А. И. Серга. - Нынешнему составу экипажа выпала честь взять свыше 100 тысяч центнеров рыбы. Начало этому положили все те, кто раньше работал на траулере. Но вы укрепили добрые традиции, добились победы.
Грамотами Океанрыбфлота награждаются матрос-добытчик А. Х. Юсупов, машинист рыбомучной установки М. П. Платонов. Вызывают К. А. Семёнова, третьего штурмана. Но для него и на берегу продолжается работа - идет его вахта.
Поднимается начальник Камчатрыбпрома В. А. Бирюков:
- 27 декабря промысловики Камчатки завершают социалистические обязательства. Сбылась наша давняя мечта. И вы знаете, какой ценой она далась. С трудностями ваш экипаж знаком. Преодолевать их всегда умел. Ваш вылов - один из самых весомых среди всех судов управления.
Знаками "Ударник IX пятилетки" награждаются члены экипажа Л. Г. Васильев, Н. И. Архипов, А. М. Щербаков, К. Н. Угрецов и другие.
"Александр Максутов" становится в капитальный ремонт. Рыбаки ступают на берег. Навстречу отдыху, родному дому, земным заботам. Но каждый из них знает, что через некоторое время снова потянет в море, к нелегкому ремеслу, избранному на всю жизнь" [19].
Но это был уже декабрь 1975 года, а к концу 1972 года Океанрыбфлот имел следующие БМРТ:
- проект 394: "Хинган", "Опала", "Николай Островский", "Узбекистан", "Куба", "Ительмен", "Восход", "Трудовые резервы", "XV съезд ВЛКСМ" (который через полгода, 14 июля 1973 года, перевернется и погибнет), "Борис Горинский" (который затонет в 1978 году), "Петр Овчинников", "Алексей Махалин", "Юность", "Штурман Елагин", "Илларион Рябиков", "Александр Максутов", "Иван Середа", "Пахача", "Камчатская правда", "Зарубино", "Союз-4", "Советские профсоюзы", "Камышин", "Колывань", "Казалинск", "Казатин", "Кушка", "Кулунда", "Приамурье", "Приозерск";
- проект 394А: "Пауджа", "Кречет", "Ключевской", "Каргополь", "Кизир", "XV съезд профсоюзов", "Мыс Обручева", "Мыс Елагина";
- типа БМРТ-МР: "Лучегорск", "Математик", "Малки", "Хайрюзово", "Калитва", "Калар", "Тирасполь".
БМРТ "XV съезд ВЛКСМ" перевернулся, а затем утонул 14 июля 1973 года в результате столкновения с БМРТ "Находка", принадлежавшего Приморрыбпрому. На опрокинувшийся "XV съезд ВЛКСМ" тогда же совершил навал пришедший ему на помощь БМРТ "Опала", который, в свою очередь, тоже едва уцелел. Получилось это из-за того, что БМРТ "Опала" во время спасательной операции намотал себе на винт собственный, в спешке недовыбранный и не закрепленный на палубе трал, отчего встал главный двигатель, судно понесло и ударило о плававший кверху днищем БМРТ "XV съезд ВЛКСМ". Получилась мощная пробоина в районе 19-го и 20-го шпангоутов ниже двойного дна. Произошло это у берегов Канады, поэтому на ремонт "Опалу" отбуксировали в порт Виктория [20]. Жертв в результате этих происшествий не было, людей с БМРТ "XV съезд ВЛКСМ" спас БМРТ "Куба".
Это лишний раз подтверждает то, что как бы ни был велик океан, а на промысловых участках кораблям тесно. Там нужен глаз да глаз, иначе может случиться беда. Впрочем, беда может случиться по любому поводу там, где люди ослабляют не только внимание, но и снижают свой профессионализм, пренебрегая техникой безопасности, как бы банально это ни звучало. И примеров тому много.
Коль мы говорим о судьбах людских, связанных с морем, то надо вспомнить и судьбы неразвившиеся, судьбы людей, погибших в море.
Первым смертельным несчастным случаем в Океанрыбфлоте была гибель матроса-обработчика Анатолия Михайловича Ваганова на БМРТ "Юность". Это случилось 3 мая 1968 года. Для переноски ящика с рыбой Ваганов взялся не за дно, как обычно, а за обвязку, которая лопнула. Матрос потерял равновесие и упал, выронив ящик. При падении он ударился затылком о комингс трюма и на месте скончался [21].
14 июля того же года на БМРТ "Узбекистан" погиб мастер добычи Бронислав Павлович Калныньш. При "выливке" рыбы из кутка трала лопнул капроновый гайтан. Рыба буквально хлынула на палубу. Калныньш непроизвольно бросился останавливать рыбу ногами, которая мощным потоком начала уходить через слип в море. Но поток оказался сильнее, опрокинул мастера, подхватил и сбросил по слипу в море. Он сразу утонул [22]. У погибшего Б. П. Калныньша осталась молодая беременная жена, которая вскоре родила дочь и назвала в честь отца Брониславой. Вплоть до достижения девочкой 18-летнего возраста Океанрыбфлот выплачивал ей разницу между назначенной пенсией и заработком отца. Разница составляла 179 рублей [23].
12 декабря 1968 года на БМРТ "Куба" матрос добычи В. П. Григорьев при свежей погоде был сбит с ног тралом, куток которого сорвало волной со стопоров. Трал стал уходить через слип в море, зацепил Григорьева и увлек за собой. Матрос ухватился за стяжной конец, но был накрыт очередной волной, выпустил конец и утонул [24].
В 1973 году на БМРТ "Илларион Рябиков" при вооружении очередного трала тралмастер Владимир Николаевич Дядов осматривал доску, не надев предохранительного пояса, не удержался, упал за борт и сразу утонул [25].
5 января 1974 года на БМРТ "Иван Середа" в момент выборки трала лопнула гаша джильсона, трал под своей тяжестью пошел в воду, сбив с ног тралового мастера Виктора Александровича Андреева. Мастер вместе с тралом ушел по слипу в море и утонул.
9 февраля 1974 года на БМРТ "Малки" также при выборке трала в свежую погоду сорвало тросовый стопор груза-углубителя. Соединительной скобой травмировало тралового мастера Юрия Степановича Капралова. Его срочно доставили в госпиталь японского порта Косимо, где он скончался [26].
Конечно, самая опасная мужская работа - на палубе у добытчиков траловых вахт. Но несчастные случаи могут произойти где угодно. Так, капитан подменной команды Сергей Николаевич Андреев, тот самый, который руководил в Океанрыбфлоте строительной командой при доделке межрейсовой гостиницы на улице Набережной (сейчас это здание Сбербанка), просто исчез с борта БМРТ "Казалинск", который стоял на рейде в Авачинской губе. Комиссия пришла к заключению, что он упал за борт и утонул [27]. Межрейсовая гостиница осталась ему как памятник.
Об одном из банальных несчастных случаев в море рассказал Борис Аркадьевич Сорокин. Это было в ноябре 1977 года. Тогда он начинал молодым капитаном-директором на БМРТ "Мыс Силина", ловили они скумбрию у Южных Курил. К прачке пришла буфетчица, женщины заболтались, а в это время в стиральной машине поднялось давление пара, на манометр они, конечно же, внимания не обращали, и машина взорвалась.
"Вырвавшаяся пароводяная смесь имела такое давление, что выброшенное из машины белье как будто гвоздями прибило к переборкам и размазало по трубопроводам, - рассказывал Б. А. Сорокин. - Когда я прибежал в прачечную, одна из женщин лежала внутри на полу, а вторая выбежала и сидела в коридоре, завывая от боли. Обе получили сильнейшие ожоги. Неподалеку стоял плавзавод, на нем находилась сильная медицинская группа, поэтому мы сразу пошли к нему. Медики пересели к нам, осмотрели пострадавших женщин, сделали все, что могли, и вынесли вердикт: им нужен берег, хорошая, стационарная медицинская помощь, так как площадь ожогов очень большая. Ближайший берег - бухта Крабовая на Шикотане. Но нашему типу судов не рекомендовано в нее заходить. Я связался с поселком Крабозаводским, чтобы выслали на рейд катер. Мне пообещали. Я пришел на рейд, встал, жду катер. А доктор постоянно теребит: "Быстрее, быстрее, они умирают". Катер не пришел. Что делать?"
Вслед за молодым капитаном-директором Борисом Сорокиным попробуем задаться тем же вопросом: что в такой ситуации делать? С одной стороны - умирающие люди. С другой стороны - инструкция, запрещающая заходить в бухту Крабовую судам типа БМРТ. Катера с берега нет по каким-то веским причинам, как объяснили по радио из Крабозаводска. Время дорого. Что делать? И тогда капитан принимает решение заходить в бухту.
"Погода была свежая, - продолжает рассказ Борис Аркадьевич. - Я несколько раз коснулся днищем грунта, как минимум в двух местах танки пробил. Но людей сдал и сразу же благополучно вышел из бухты. В экспедиции работали спасатели, нам на днище дублировки наложили, рейс мы нормально доработали".
Пострадавших женщин срочно вывезли вертолетом из Крабозаводска на остров Сахалин. Одна из них там скончалась, не выдержало сердце. Вторая осталась живой. Но даже ради этой одной жизни риск капитана, конечно же, был оправдан. Оправдан перед Богом, людьми и собственной совестью. А вот руководство базы оправдать молодого капитана не спешило. Его еще в море хотели снимать с должности, но дали доработать рейс. А на берегу его спасло от сурового наказания лишь непредвзятое, объективное расследование этого дела, инициированное Георгием Афанасьевичем Московским, который был уверен, что риск капитана был оправдан ради спасения жизни людей.
Раз уж пошел печальный разговор о чрезвычайных ситуациях в море, надо рассказать и о гибели БМРТ "Борис Горинский", которая произошла 28 декабря 1978 года. Рассказ пойдет от лица капитана-директора "Бориса Горинского" Николая Михайловича Комиссарова. Рассказ был записан автором книги в июле 2007 года. Не любит Николай Михайлович вспоминать эту историю, но все же поведал за чашкой чая, разоткровенничался.
"Работали мы в зоне Америки, ловили селедку и закатывали ее в шестикилограммовую пресервную банку, - рассказывал он. - Перегружаться пришли в бухту Павла в Беринговом море, где нас уже ждал рефрижератор Востокрыбхолодфлота "Пролив Лаперуза". Пришли мы вместе с БМРТ "Пахача", на котором был капитаном А. А. Крижановский.
После того как перегрузились, стали выходить из бухты в море и застряли в тяжелых льдах. Был вечер, мы как раз только поужинали. Сообщаю по радио на "Пролив Лаперуза" о том, что застрял, вмерзаю.
Оттуда отвечают: "Будем вас обкалывать".
Как позже выяснилось, на эту операцию они оставили в рубке только четвертого помощника, а капитан, старпом и стармех проводили в это время какое-то собрание, чуть ли не партийное.
"Пролив Лаперуза" должен был прежде развернуться, а во льдах это и без того сложно сделать, а тут еще и наш БМРТ рядом. Вот он нас и врезал носом под прямым углом в переборку между машинным отделением и носовым трюмом. Все там разрушил. Любой судостроитель скажет: если затоплены два смежных отсека, то ты хоть что делай - корабль утонет.
Я подбежал к борту, смотрю. А там пробоина размером примерно 4 на 5 метров. И такая дурная мысль появилась в голове: ба, да в нее машина моя войдет. Вернулся на мостик и послал старпома Тумиловича в носовой трюм, посмотреть, что там. Он быстро сходил, вернулся и говорит, что там все разрушено, быстро поступает вода.
Что делать? Давать команду покинуть судно? А если еще можно побороться за его живучесть? Не дам команду - могу погубить экипаж… Что делать?
Несколько секунд я колебался, а затем скомандовал по общесудовой связи: "Всему экипажу немедленно, я повторяю - немедленно покинуть судно! Судно тонет".
Времени 18 часов 20 минут, мороз 28 градусов с ветром, кругом льды. Спустили парадный трап прямо на лед, штормтрап. Люди побежали из кают, начали спешно покидать БМРТ. Тут же, только я объявил водяную тревогу, затопило генераторы, свет погас. Вскоре судно наклонило, а минут через пять носом пошло на дно. Только водяной фейерверк в памяти остался…
Спаслись все, слава богу. К нам как раз подбежал небольшой юркий пароходик и всех забрал.
Потом мы перебрались на "Пролив Лаперуза". Я только на палубу поднялся, как ко мне подбегают капитан и доктор проверить насчет алкогольного опьянения. А меня трясет всего как в лихорадке. Когда я ванну принял, согрелся, меня сильнее трясти стало, нервы разыгрались, помполит и буфетчица меня держали. Я еще не знал, что все живы, переживал сильно. А тут еще пытают, были у нас на борту пьяные или нет".
По свидетельству очевидцев, от момента удара до гибели судна прошло 20 минут. Действительно, не дай капитан Комиссаров команды покинуть судно, люди могли остаться на нем навечно. Если бы он продолжал колебаться, то, когда затопило генераторы, объявить тревогу было бы уже невозможно. А так успели сойти на лед все. К моменту, когда "Борис Горинский" накренился, на нем уже никого не было. Глубина, на которой лежит БМРТ, составляет 39 метров.
Да, в море было все, в том числе, увы, гибель людей и кораблей. Но трудовых и обыкновенных человеческих подвигов было все-таки больше. Вспоминая морские пути-дороги, старые рыбаки повторяют, что в Океанрыбфлоте была элита командного плавсостава Камчатки рыбацкой. Элита! Люди не стесняются это говорить и сегодня. И это действительно так.
"Элита командного состава, штурманского состава, механической службы, - еще и еще раз повторяет, например, Евгений Николаевич Кабанов. - Потому что мы прекрасно отдавали себе отчет, уходя в Антарктиду или к Кергелену, что там можно надеяться только на себя и свой экипаж, на то, насколько ты теоретически и практически готов в отрыве от всего нормально отработать рейс. Насколько ты, капитан, готов доходить до всего своим умом, мудростью и смекалкой. Это была настоящая закалка плавсостава. Все другие флота к нам так и относились, не в обиду им сказано. Всегда было стремление у курсантов, у специалистов из других баз флотов попасть в Океанрыбфлот".
Выступая на XIV слете передовиков рыбной промышленности и рыболовецких колхозов Камчатки 23 января 1976 года, начальник УОР Александр Иванович Серга говорил о людях своего предприятия:
"Коллектив Океанрыбфлота значительно окреп, ему под силу решать серьезные производственные задачи, и он это доказывает на деле. Самое ценное у нас, наш золотой фонд - это люди. Это наши замечательные рыбаки. Благодаря их упорству и настойчивости, умению добиться поставленной цели, умножаются богатства народа. Этому способствует хорошо организованное внутрифлотское и внутрисудовое соревнование, широкий обмен передовым опытом, применение передовой техники и технологии производства.
Примеры мастерства и трудолюбия показывают Герой Социалистического Труда старший мастер добычи Лисаков Михаил Иванович - Знатный рыбак Камчатки; капитан-директор БМРТ "Александр Максутов" Холоден Григорий Николаевич; старший механик БМРТ "Николай Островский" Иванов Александр Николаевич; первый помощник капитана БМРТ "Камчатская правда" Тараканов Ким Александрович, токарь Механчик Н. Г., электрик Терепенко А. П., боцман Катунин А. В., матрос Бакшеев М. И. За свой многолетний добросовестный труд капитан-директор БМРТ "Математик" Сотников Николай Владимирович избран делегатом XXV съезда нашей партии.
Я назвал несколько экипажей и фамилий, но и здесь, в зале, и на промысле есть еще много замечательных тружеников, передовиков производства, ветеранов флота, которые своим трудом снискали почет и уважение" [28].
О своем экипаже рассказал капитан-директор БМРТ "Малки" А. Н. Теплюков:
"Нам приходится не только работать, но и жить вместе по пять месяцев. Судно - наш дом в это время. Огромную роль сыграла партийная организация и администрация судна, которые смогли создать нормальный и деловой микроклимат на судне.
Большое значение имеет развертывание рационализаторской работы. Для думающего специалиста на судне есть широкие возможности для работы в этом направлении и большие резервы. В этом рейсе старший тралмастер Язеп Францевич Пудульс, использовав имеющиеся на судне ассортименты дели, укрепил куток и вместо плановых 12,5 тысячи центнеров рыбы мы брали по 40 тысяч на один куток. А траловые вахты использовали время, которое было бы необходимо для вооружения новых кутков, для работы в заводе на выпуске дополнительных тонн балычка. Сэкономлены дорогостоящие кутки.
Положительно сказалось на закреплении рыбаков за судном создание морской подменной команды. Опыт применения этой команды сейчас впервые опробуется на нашем судне. После длительного рейса хорошо отдохнуть, не испытывая обычных забот от пребывания судна в порту, от текущих дел. Экипаж доволен и уверен, что эффективность нашей работы после такого отдыха значительно возрастет. Сейчас судно, возглавляемое опытным капитаном подменной команды тов. Дабиным, находится на промысле и, уверен, достойно завершит наши социалистические обязательства к XXV съезду партии" [29].
Н. М. Комиссаров и сейчас говорит:
"Если бы сегодня меня спросили, эту же работу я возьму, я бы, не задумываясь, ответил, что возьму. Скиньте мне мои годы, и я бы опять пошел по своей морской профессии. Это не громкие слова, так в душе".

Назад